Апелляционная жалоба гпк изменения

Полезная информация в статье: "Апелляционная жалоба гпк изменения" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Статья 322 ГПК РФ. Содержание апелляционных жалобы, представления

Новая редакция Ст. 322 ГПК РФ

1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;

3) указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

5) утратил силу с 1 января 2012 г.;

6) перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.

2. В апелляционных жалобе, представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

3. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя, если в деле не имеется такое полномочие.

Апелляционное представление подписывается прокурором.

4. К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.

5. Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Комментарий к Статье 322 ГПК РФ

1. Статья 322 ГПК РФ устанавливает требования, предъявляемые к содержанию апелляционных жалобы и представления. В частности, необходимыми реквизитами являются указание на суд, представляющий апелляционную инстанцию, атрибуты лица, подающего жалобу, индивидуализирующие моменты судебного решения, мотивы, по которым лицо не согласно с вынесенным мировым судьей решением, и просьба заинтересованного лица. К апелляционной жалобе могут быть приложены документы, причем это могут быть документы, подтверждающие совершенные судьей нарушения процессуального законодательства при рассмотрении дела (например, справка почтового отделения о непоступлении в адрес жалобщика корреспонденции из суда в течение определенного промежутка времени как свидетельство неизвещения жалобщика о времени и месте рассмотрения дела), и новые доказательства существа исковых, в том числе встречных, требований.

Закон содержит конкретные ограничения по представлению новых доказательств в апелляционную инстанцию, на основе которых суд апелляционной инстанции вправе по правилам производства в суде первой инстанции устанавливать новые факты, лишь случаями, когда лицо по уважительным причинам было лишено возможности представить эти доказательства в суд первой инстанции. Причем лицо должно представить документы, подтверждающие уважительность причин, на которые оно ссылается, в противном случае апелляционная инстанция откажет в исследовании этих доказательств.

2. Целью производства в апелляционной инстанции как суда второй инстанции является проверка правильности вынесенного решения, поэтому закон строго запрещает включать новые требования в апелляционные жалобы.

3. Жалоба подписывается лицом, ее подающим, либо его представителем, который должен иметь соответствующим образом оформленные специальные полномочия на подписание жалобы.

Представление должно быть подписано прокурором района, республики, края, области, т.е. руководителем прокуратуры субъекта РФ (его заместителем), Генеральным прокурором или его заместителем или работником прокуратуры, лично участвовавшим в рассмотрении дела по первой инстанции.

4. Апелляционная жалоба оплачивается государственной пошлиной. В соответствии с п. 9 ст. 333.19 НК РФ при подаче апелляционной жалобы ее размер соответствует 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Прокурор освобожден от уплаты госпошлины при предъявлении апелляционного представления.

5. Апелляционная жалоба (представление) подается с копиями по количеству лиц, участвующих в деле, которые рассылаются судом при поступлении жалобы.

Перечисленные в ст. 322 ГПК РФ требования к содержанию апелляционной жалобы (представления) — это условия для их принятия, поэтому их невыполнение заинтересованным лицом влечет отсутствие оснований возбуждения апелляционного производства.

Другой комментарий к Ст. 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Комментируемой статьей определены требования к содержанию апелляционных жалобы, представления.

В апелляционной жалобе не должны содержаться требования, не заявленные мировому судье.

Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, а представление — прокурором. При наличии специальных полномочий жалоба может быть подписана и подана представителем, однако в этом случае к ней необходимо приложить доверенность или иной документ, удостоверяющий подобное полномочие представителя.

Апелляционная жалоба, представление и приложенные к ним документы должны подаваться с копиями по числу участвующих в деле лиц.

Апелляционная жалоба оплачивается госпошлиной (если заявитель не освобожден от ее уплаты).

Источник: http://gpkodeksrf.ru/rzd-3/gl-39/st-322-gpk-rf

Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;

4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

Источник: http://stgpkrf.ru/328

Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Ст. 330 ГПК РФ в последней действующей редакции от 1 октября 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

1. Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

  • 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
  • 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
  • 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
  • 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Читайте так же:  Понятие признаки и виды гражданско правовой ответственности

2. Неправильным применением норм материального права являются:

  • 1) неприменение закона, подлежащего применению;
  • 2) применение закона, не подлежащего применению;
  • 3) неправильное истолкование закона.

3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

4. Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются:

  • 1) рассмотрение дела судом в незаконном составе;
  • 2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
  • 3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;
  • 4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
  • 5) решение суда не подписано судьёй или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьёй или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;
  • 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 230 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания;
  • 7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

5. При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

6. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Источник: http://dogovor-urist.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B/%D0%B3%D0%BF%D0%BA_%D1%80%D1%84/%D1%81%D1%82_330/

Приняты поправки в ГПК об апелляционной инстанции

Государственная Дума на вечернем заседании в пятницу приняла в первом чтении законопроект № 306965-5 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», направленный на совершенствовании производства в суде апелляционной и кассационной инстанции.

Как сообщается в пояснительной записке к проекту федерального закона, внесенному президентом РФ, целью принятия законопроекта является совершенствование процессуальных правил проверки законности и обоснованности принимаемых в порядке гражданского судопроизводства судебных постановлений, а также правил пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений. Законопроектом предлагается внести изменения, касающиеся проверочных инстанций в гражданском процессе.

В действующей редакции Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплены два вида проверки судебных постановлений, принятых судами первой инстанции и не вступивших в законную силу. Для проверки не вступивших в законную силу судебных постановлений, принятых мировыми судьями, предусмотрено апелляционное производство, а для проверки судебных постановлений, принятых федеральными судами общей юрисдикции, — кассационное производство. В настоящее время Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит различий в порядке рассмотрения и разрешения гражданских дел по существу мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции, поэтому не являются оправданными и различия в порядке пересмотра судебных постановлений, принятых судами первой инстанции.

Апелляционное и кассационное производства направлены на выявление и устранение судебной ошибки, допущенной при рассмотрении и разрешении дела судом первой инстанции. При этом допущенные судом первой инстанции ошибки должны исправляться судом второй инстанции в процедурах, наиболее приближенных к производству в суде первой инстанции. В связи с этим предлагается проверку законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных постановлений производить по общим правилам, соответствующим основным (традиционным) признакам апелляции, включая элементы, характерные для полной и неполной апелляции.

Необходимость предлагаемых изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации вызвана также тем, что исторически под кассационным (в странах германского права — ревизионным) производством понималось и понимается производство по проверке вступивших в законную силу судебных постановлений. Кассационное производство в гражданских процессуальных законах большинства европейских стран, а также в российском арбитражном процессуальном законодательстве принципиально отличается по своему содержанию от производства в суде кассационной инстанции в судах общей юрисдикции Российской Федерации. Указанные различия в наименовании, содержании одного и того же института процессуального права затрудняют процесс унификации процессуальных норм как на внутреннем, так и на внешнем правовом уровне.

Учитывая изложенное, в законопроекте предлагается закрепить единый регламент проверочной деятельности судов второй инстанции. В интересах унификации и гармонизации гражданского процессуального права Российской Федерации в законопроекте предлагается:

установить общие правила реализации права на апелляционное обжалование судебных постановлений, принятых мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции по первой инстанции;

создать апелляционные инстанции в судах общей юрисдикции Российской Федерации всех уровней;

установить порядок апелляционного производства в судах второй инстанции.

Единый порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных постановлений позволит в полной мере обеспечить единство судебной практики по делам, подсудным мировым судьям и федеральным судам общей юрисдикции, обеспечить право на равный суд и справедливое судебное разбирательство.

В целях защиты прав лиц, участвующих в деле, а также лиц, не привлеченных к участию в деле, вопрос о правах и обязанностях которых разрешен судом, законопроектом предлагается увеличить срок для подачи жалобы в суд апелляционной инстанции.

Основной новеллой пересмотра решений судов первой инстанции в апелляционном порядке является недопустимость передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В законопроекте содержатся положения, прямо отражающие содержание и специфику апелляционного производства, в частности: повторное рассмотрение дела по существу судом апелляционной инстанции с проверкой и оценкой как фактических обстоятельств дела, так и их юридической квалификации в пределах доводов апелляционной жалобы; невозможность предъявления в суд апелляционной инстанции требований, которые не были предметом рассмотрения судом первой инстанции; неприменение в суде апелляционной инстанции правил об изменении предмета и основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска и другие.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за нарушение прав человека

Новыми являются и другие положения законопроекта, направленные прежде всего на усиление процессуальных гарантий прав участников гражданского процесса. К ним относятся, например, ведение протокола судебного заседания в суде апелляционной инстанции, а также рассмотрение дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей апелляционного производства при установлении существенного нарушения судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда.

Законопроектом предлагается ввести новый порядок проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу, -кассационный, основная цель которого заключается в проверке вступивших в законную силу судебных постановлений исключительно по вопросам права. Полномочиями суда кассационной инстанции предлагается наделить президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Обязательным условием для проверки судебного постановления в кассационном порядке является исчерпание иных установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способов обжалования данного судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

В качестве оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке предлагается установить такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Надзорное производство предлагается сохранить в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений. В соответствии с законопроектом полномочия по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора предлагается сохранить исключительно за Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Законопроектом предусматриваются исчерпывающий перечень судебных постановлений, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, и общие основания для их пересмотра.

Предлагается также сохранить право Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора. Основаниями для внесения такого представления в Президиум Верховного Суда Российской Федерации в проекте предусмотрены существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на законность обжалуемых судебных постановлений и лишившие участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе права на доступ к правосудию, на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничивающие эти права.

Статьей 3 законопроекта подлежат признанию утратившими силу с 1 января 2012 г. пункт 6 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», которым определяются сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления, поступивших в ходе избирательной кампании или подготовки референдума на рассмотрение в суд кассационной инстанции, пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», которым определяется порядок рассмотрения кассационной жалобы по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о выборах, а также пункт 17 статьи 1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», которым устанавливается право Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителя вносить в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.

Вместе с тем, как отмечается в заключении Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, «законопроектом определяется в статье 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, что постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме апелляционного определения. Такая формулировка может вызвать ошибки при толковании данной нормы. В соответствии со статьей 224 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные постановления, которыми дело не разрешается по существу, выносятся в форме определений суда. Таким образом, постановления суда апелляционной инстанции, как по существу дела, так и по процессуальным вопросам, имеют одинаковое наименование — определение. Представляется разумным оставить без изменения наименование судебного постановления апелляционной инстанции, которое содержится в действующей редакции Гражданского процессуального кодекса — апелляционное решение.

Важной новеллой является внесение в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации изменений, касающихся порядка кассационного обжалования судебных решений. Действующая редакция предусматривает срок в десять дней со дня принятия решения судом в окончательной форме для подачи кассационной жалобы. В законопроекте предлагается увеличить данный срок до шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом следует учитывать, что срок обжалования судебного решения в порядке надзора предлагается уменьшить до трех месяцев со дня его вступления в законную силу. Этот срок полностью охватывается сроком на кассационное обжалование, что может привести к невозможности обжалования судебных решений в надзорной инстанции и ограничению права граждан на доступ к правосудию», говорится в заключении комитета ГД, подписанном его главой Павлом Крашенинниковым.

Госдума на пятничном пленарном заседании поручила в 30-дневный срок представить поправки в законопроект ко второму чтению.

Источник: http://pravo.ru/news/view/23808/

Новые правила обжалования

Адвокатам рассказали об изменениях в порядке апелляционного и кассационного производств в гражданском процессе

25 июня в ходе очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов с лекцией на тему «Изменения в порядках апелляционного и кассационного производств в гражданском процессе в связи с принятием Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (далее – Закон) выступил и.о. заведующего кафедрой гражданского и административного судопроизводства Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент Сергей Михайлов.

В начале своего выступления лектор отметил важность и актуальность выбранной темы в связи с тем, что в скором времени вступит в силу Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом внесены изменения в сходные нормы процессуального законодательства (ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ), регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Кроме того, законом предусмотрено изменение правил судопроизводства в судах общей юрисдикции с учетом создания обособленных апелляционных и кассационных судов.

Читайте так же:  Международный арбитраж и международное судебное разбирательство
Видео (кликните для воспроизведения).

Сергей Михайлов рассказал слушателям вебинара о существенных изменениях и дополнениях в порядке апелляционного и кассационного производств в гражданском процессе. По его словам, они направлены на уточнение терминологии и унификацию положений действующего гражданского процессуального законодательства.

Как отметил спикер, изменение порядка апелляционных и кассационных производств началось с принятием Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Цель закона – унификация системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов, возглавляемых Верховным Судом РФ. В соответствии с ним созданы апелляционный военный суд (АВС) и апелляционные суды общей юрисдикции (АСОЮ).

Говоря об изменениях в гражданско-процессуальном законодательстве, Сергей Михайлов сообщил, что после вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ решения областных и равных судов, окружных (флотских) военных будут обжаловаться в апелляционный суд общей юрисдикции либо в апелляционный военный суд. Что касается областного и приравненного суда, а также районного суда, то здесь порядок апелляционного обжалования остается без изменений.

В частности, изменения коснутся содержания апелляционных жалоб (представлений). Среди них выделены следующие: произойдет замена места пребывания лица, подающего жалобу, на адрес постоянного места жительства; необходимо будет указывать в апелляционной жалобе номер дела, присвоенный судом первой инстанции; дополнительно будут указываться сведения, обеспечивающие более эффективную коммуникацию между судом и лицом, подающим жалобу (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и др.).

Закон устанавливает профессиональное представительство, в связи с чем изменяются положения, касающиеся полномочий представителя в том случае, если именно он подписывает или подает апелляционную жалобу. В таком случае к жалобе должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя.

Представителями в суде общей юрисдикции, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, будут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (ч. 2 ст. 49 ГПК РФ в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).

Изменится и перечень документов, которые должны быть приложены к апелляционной жалобе, в частности, конкретизируются положения, связанные с документом об оплате государственной пошлины. Наиболее важное изменение – к апелляционной жалобе будет прилагаться документ, подтверждающий направление или вручение другим участвующим в деле лицам копий апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов.

Закон расширит возможности суда апелляционной инстанции за счет возвращения дела в исключительных случаях в суд первой инстанции. Суд апелляционной инстанции сможет возвратить дело, поступившее с апелляционной жалобой (представлением), если судом первой инстанции не было рассмотрено: заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы (представления); замечание на протокол судебного заседания; заявление о вынесении дополнительного решения; а также в том случае, если судом первой инстанции не было изготовлено мотивированное решение.

Среди существенных изменений в порядке рассмотрения дела судом апелляционной инстанции Сергей Михайлович выделил то, что Законом исключено указание на коллегиальное рассмотрение дела судом апелляционной инстанции, кроме районных судов. Также введено правило о единоличном рассмотрении частных жалоб (представлений) на определения, за исключением тех, которые рассматриваются с извещением лиц, участвующих в деле.

Как отметил Сергей Михайлов, Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ серьезно затронул правила производства первой кассации. Кассационное производство стало более доступным для заинтересованных лиц. Глава 41 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ) дополнена параграфом 1 «Производство в кассационном суде общей юрисдикции», который отражает введение в структуру судов общей юрисдикции сплошной кассации, по образцу арбитражных судов. Для лиц, участвующих в деле, предусмотрена возможность непосредственно инициировать пересмотр судебных актов суда общей юрисдикции в кассационном порядке.

Кроме того, существенные изменения коснутся формы и содержания кассационной жалобы (представления): ст. 378 ГПК РФ в редакции подп. «д» п. 99 ст. 10 Федерального закона № 451-ФЗ предусмотрена возможность подачи кассационной жалобы посредством заполнения формы на официальном сайте суда и представления прилагаемых к жалобе документов в электронном виде.

Кассационный суд общей юрисдикции получил право прекратить производство по кассационной жалобе (представлению), если после ее (его) принятия к производству от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационной жалобы (представления) и отказ принят судом (ст. 39 ГПК РФ).

Что касается изменений в порядке кассационного производства в гражданском процессе второй кассации, лектор пояснил, что законодатель, регламентируя производство Судебной коллегии Верховного Суда РФ, сохранит в своей основе действующие в настоящее время правила кассации, содержащиеся в главе 41 ГПК РФ «Производство в суде кассационной инстанции».

В заключение Сергей Михайлов напомнил, что Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня начала деятельности новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (ст. 21 указанного закона). Решение о начале их деятельности примет Пленум Верховного Суда РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 г.

Пленумом ВС РФ уже подготовлены проекты соответствующих постановлений. Первое определит срок начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Второе постановление разъяснит отдельные вопросы, связанные с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, в частности ситуации, касающиеся применения правил ГПК РФ (новых или старых) при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб. Третье постановление общее: оно коснется вопросов применения ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ.

Читайте так же:  Требование возмещения морального вреда

В завершение лектор ответил на вопросы участников вебинара.

Повтор вебинара состоится в субботу, 29 июня.

Источник: http://fparf.ru/news/fpa/novye-pravila-obzhalovaniya/

Статья 322. Содержание апелляционных жалобы, представления

Информация об изменениях:

Статья 322 изменена с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Статья 322. Содержание апелляционных жалобы, представления

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 322 ГПК РФ

1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или адрес;

3) номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

5) перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.

2. В апелляционных жалобе, представлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства.

В апелляционных жалобе, представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

3. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя и оформленные в порядке, установленном статьей 53 настоящего Кодекса, если в деле не имеется такого документа.

Апелляционное представление подписывается прокурором.

4. К апелляционной жалобе также прилагаются:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных размере и порядке или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины, если в деле не имеется такого документа;

2) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ГАРАНТ:

Суд первой инстанции после получения апелляционных жалобы, представления, поданных в установленный статьей 321 настоящего Кодекса срок и соответствующих требованиям статьи 322 настоящего Кодекса, обязан направить лицам, участвующим в деле, копии жалобы, представления и приложенных к ним документов

Источник: http://base.garant.ru/12128809/55b3db6c95a3a008fe06e0d62779f7bb/

Статья 322. Содержание апелляционных жалобы, представления

1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;

3) указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

5) утратил силу с 1 января 2012 г.;

6) перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.

2. В апелляционных жалобе, представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

3. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя, если в деле не имеется такое полномочие.

Апелляционное представление подписывается прокурором.

4. К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.

5. Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Источник: http://stgpkrf.ru/322

Правила гражданской апелляции

На этой неделе Пленум Верховного Суда РФ проголосовал за принятие постановления, разъясняющего порядок судопроизводства в апелляции по гражданским делам. Документ среди прочего допускает подачу жалобы непосредственно в суд апелляционной инстанции, определяет уважительные и неуважительные причины для пропуска сроков обжалования, а также рассказывает в каких случаях апелляция может «выйти за пределы» в интересах законности.

Документ был принят 19 июня и ожидается, что в ближайшее время он будет опубликован.

Суды и субъекты

Апелляционная жалоба, говорится в документе ВС РФ, должна быть подана через суд первой инстанции, принявший решение. Но и подача жалобы непосредственно в апелляционную инстанцию не является основанием для ее возвращения заявителю. В этом случае такая жалоба сопроводительным письмом направляется в первую инстанцию для совершения необходимых действий. Вместе с тем, говорится в документе, «в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства» суд апелляционной инстанции может и не направлять такую жалобу в первую инстанцию, если установит, что жалоба отвечает всем требованиям статьи 322 ГПК РФ.

В постановлении также разъясняется, что апелляционные жалобы могут быть поданы не только на решение суда в целом, но и его часть — например, мотивировочную или резолютивную. Если решение суда обжалуется частично, то и в этом случае оно не вступает в законную силу.

Помимо непосредственных участников дела правом апелляции обладают и их правопреемники, не принимавшие участия в процессе в суде первой инстанции. Гражданин, признанный судом недееспособным, вправе обжаловать в апелляции это решение через представителей или лично, если его участие в судебном заседании не создаст ни для кого опасности (что должно быть подтверждено соответствующим медицинским документом).

Читайте так же:  Методы установления личности по признакам внешности

Сроки

Течение месячного срока на подачу апелляции, согласно закону, начинается со дня, следующего за днем составления мотивированного решения. Но если это составление отложено, то судья при оглашении резолютивной части решения должен рассказать сторонам, когда все решение будет изготовлено в полном объеме, и отразить эту информацию в протоколе судебного заседания.

Срок на подачу апелляции не считается пропущенным, если жалоба была сдана «в организацию почтовой связи до 24.00 последнего дня срока». В этом случае дата сдачи определяется по штемпелю на конверте, квитанции о приеме письма и прочим документам. По отдельным делам, напоминает ВС РФ, ГПК может предусматривать сокращенные сроки подачи апелляционных жалоб, например, по решениям по делам защите избирательных прав, вынесенных в период избирательной кампании. Если заявитель пропустил срок на подачу апелляции, он может просить о его восстановлении непосредственно в самой жалобе.

Отдельный пункт своего постановления ВС РФ посвящает причинам, которые будут уважительными для восстановления срока на подачу апелляции. Это обстоятельства, связанные с личностью лица, подавшего жалобу (например, тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность); получение лицом, не участвовавшим в деле, копии решения суда по истечении срока обжалования; ситуации, когда суд первой инстанции не разъяснил порядок и срок обжалования, а также несоблюдение судом срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения. При этом для юридических лиц не могут рассматриваться в качестве уважительных причин для восстановления пропущенного срока для обжалования такие обстоятельства, как отпуск или командировка руководителя организации, смена руководства или отсутствие в штате юриста.

Если жалоба не соответствует требованиям ГПК, суд оставляет ее без движения и дает срок на устранение недостатков, который должен назначаться «с учетом реальной возможности их устранения заявителем, а также времени, необходимого на отправку и доставку почтовой корреспонденции».

ВС РФ также обращает внимание, что всем участвующим в деле лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться не только с самой апелляционной жалобой, но и с поступившими на нее возражениями до направления дела в апелляционную инстанцию. Для этого, направляя для ознакомлении копии апелляционной жалобы, суд первой инстанции в сопроводительном письме указывает разумный срок для представления возражений — с учетом времени на отправку корреспонденции, места нахождения лиц, сложности дела и т.п. Такой срок может быть определен за пределами месячного срока апелляционного обжалования.

Порядок рассмотрения и отказа

В постановлении конкретизирован непосредственно и сам порядок рассмотрения апелляционной жалобы. В документе, в том числе говорится, что все апелляционные жалобы, поданные на один судебный акт, должны назначаться и рассматриваться одновременно.

Заявитель в любое время вправе отказаться от апелляционной жалобы, если по ней еще не вынесено определение. Но адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика (в порядке статьи 50 ГПК РФ), не вправе отказываться от поданной им в интересах ответчика жалобы.

О выходе за пределы

ВС РФ еще раз напоминает, что новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в апелляции не принимаются. Исключением из этого правила являются случаи, когда суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Однако в постановлении также говорится, что, несмотря на то, что апелляция проверяет законность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части, он может выйти за пределы этого правила и «в интересах законности» проверить обжалуемый судебный акт в полном объеме.

Одновременно высшая инстанция разъясняет, что же судам следует понимать под интересами законности. Это «необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых и иных правоотношений; защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов». Впрочем, в самом конце этого пассажа добавляется, что интересами законности могут быть и иные случаи необходимости охранения правопорядка — например, применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по круг лиц.

Причины для новых доказательств

В постановлении также говорится об уважительных причинах, по которым суд апелляционной инстанции может принять новые доказательства. К таким причинам относятся необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств участвующих в деле лиц о дополнительных письменных доказательствах либо ходатайств о вызове свидетелей, назначении экпертизы, направлении поручения, а также принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска по причине пропуска срока исковой давности без исследования иных фактических обстоятельств дела. При этом апелляция не должна принимать дополнительные доказательства, если будет установлено, что лицо, ссылающееся на них, не представило эти доказательства в суде первой инстанции, поскольку «вело себя недобросовестно и злоупотребляло своими процессуальными правами».

Нет формализму

При всем при этом ВС РФ также указывает, что правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (нарушение порядка прений, освобождение от госпошлины лица, не имевшего на то права). Характер допущенных первой инстанцией нарушений должен определяться апелляцией в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела.

Достаточно объемный документ состоит из 60 пунктов, и, как сообщают разработчики, станет основой для будущего аналогичного постановления об апелляции по уголовным делам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pravo.ru/review/view/73987/

Апелляционная жалоба гпк изменения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here