Аренда безвозмездное пользование муниципальный район

Полезная информация в статье: "Аренда безвозмездное пользование муниципальный район" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Аренда безвозмездное пользование муниципальный район

Дата публикации 28.12.2018

Заключены договоры безвозмездного пользования между учреждениями:

  • муниципальное образование передало помещение в жилом доме под опорный пункт полиции;
  • территориальный орган внутренних дел одного субъекта РФ передал движимое имущество территориальному органу внутренних дел другого субъекта РФ.

Относятся ли эти договоры к операционной аренде в целях применения СГС «Аренда»?

С 1 января 2018 г. учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в т.ч.:

    • стандарт «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее — СГС «Аренда»). Также необходимо руководствоваться методическими рекомендациями по его применению, доведенными письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее — Методические рекомендации);
    • стандарт «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее — СГС «Концептуальные основы», Стандарт).

Минфин России в письме от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 разъяснил, что СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов.

В ситуации, когда учреждение получило имущество в пользование от своего учредителя для выполнения возложенных функций, по мнению Минфина России, СГС «Аренда» применять не нужно. Такую операцию следует рассматривать с позиции имущественного вклада учредителя. Имущество, полученное в пользование, должно учитываться учреждением на забалансовом счете 01.

В обоснование этого Минфин России ссылается на пп. 41, 43, 68 СГС «Концептуальные основы». В соответствии с п. 41 Стандарта имущество, полученное учреждением от собственника (учредителя) для выполнения возложенных государственных (муниципальных) полномочий (функций), деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд, признается для целей учета и формирования отчетности вкладом собственника (учредителя).

В соответствии с п. 43 Стандарта доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, кроме поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности сведения об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должны быть представлены в соответствии с их экономической сущностью, а не только правовой формой (п. 68 СГС «Концептуальные основы»). Схожее мнение выражено в письме Минфина России от 19.09.2018 № 02-07-10/67168.

Кроме того, СГС «Аренда» не применяется, если учреждение передает объекты нефинансовых активов иным учреждениям (органам власти) для выполнения функций (полномочий), однако обязанности по содержанию имущества остаются у передающей стороны. Иными словами, если учреждение создано собственником имущества в целях организационно-технического обеспечения других учреждений и органов власти, классификация объектов учета аренды не осуществляется. Передача такого имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС «Аренда» (до 1 января 2018 г.):

    • передающей стороной — на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 «Основные средства», одновременно на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»;
    • принимающей стороной — на счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Разъяснения содержатся в разд. II Методических рекомендаций. Соответствующее положение закреплено в п. 32 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н). В письме Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429 выражено мнение, что в таком случае в наличии должны быть какие-либо из следующих документов:

    • распорядительные документы о передаче объектов пользователю (арендатору) для выполнения функций (полномочий) без возложения на пользователя (арендатора) обязанности по содержанию имущества;
    • организационно-распорядительные документы у арендодателя имущества, возлагающие на него функции по содержанию имущества.

Разъяснения также даны в письме Минфина России от 27.09.2018 № 02-07-10/69410.

Если перечисленные условия не выполняются, передача в пользование имущества должна учитываться согласно положениям СГС «Аренда».

В соответствии с п. 2 СГС «Аренда» объекты имущества, переданные в безвозмездное пользование на основании договоров, должны учитываться как объекты учета аренды. Стандартом предусмотрено два вида аренды — операционная и финансовая (неоперационная). Критерии отнесения объектов учета аренды к тому или иному виду перечислены в разделе III СГС «Аренда».

Передача объектов (части объектов) основных средств в безвозмездное пользование относится к аренде на льготных условиях (п. 26 СГС «Аренда»). Аренда в такой ситуации рассматривается как операционная (письмо Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794).

Руководствуясь разъяснениями Минфина России, рассмотрим ситуации, которые представлены в вопросе.

1. Муниципальное образование передало по договору безвозмездного пользования помещение в жилом доме под опорный пункт полиции. Если обязанность муниципального образования предоставить помещение под опорный пункт полиции установлена законодательно и содержать это помещение также будет муниципальное образование, СГС «Аренда» не применяется. Ссудополучатель учитывает помещение на забалансовом счете 01. В остальных случаях необходимо применять СГС «Аренда», договор считать договором операционной аренды.

При заключении договора безвозмездного пользования между учреждениями разных бюджетов, по мнению Минфина России, имеет место субсидия в скрытой форме, т.е. возникает доход, поэтому применяется СГС «Аренда».

2. Территориальный орган внутренних дел одного субъекта РФ по договору безвозмездного пользования передал движимое имущество территориальному органу внутренних дел другого субъекта РФ (передача между двумя получателями средств одного бюджета). СГС «Аренда» можно не применять, поскольку в рамках одного ведомства и одного бюджета дохода не возникает.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/28_12_2018_%E1%E5%E7%E2%EE%E7%EC%E5%E7%E4%ED%EE%E5%20%EF%EE%EB%FC%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5_%F1%E3%F1%E0%F0%E5%ED%E4%E0.htm

Аренда безвозмездное пользование муниципальный район

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Где расторгают брак по обоюдному согласию

Может ли муниципальное казенное учреждение сдавать в безвозмездное пользование часть помещения, которое находится у учреждения в собственности (которое является муниципальным имуществом)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Казенное учреждение вправе предоставлять часть помещения в безвозмездное пользование, получив на это согласие собственника и соблюдая требования ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

29 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Так, например, согласно п. 13.11 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы Вологодской области от 25 апреля 2006 г. N 83, муниципальное казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия органа мэрии города, осуществляющего в соответствии с муниципальными правовыми актами полномочия собственника имущества муниципального казенного учреждения.
*(2) По данному вопросу смотрите материал: Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества.

Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1192177/

Аренда безвозмездное пользование муниципальный район

Порядок и условия предоставления

в аренду, безвозмездное пользование муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, находящегося в муниципальной собственности Камышинского муниципального района Волгоградской области, предназначенного для предоставления в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

  1. Настоящее порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Закон № 209-ФЗ), Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон №135-ФЗ), приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», муниципальными нормативными актами: Постановлением администрации Камышинского муниципального района Волгоградской обл. от 05.11.2013 N 1508-п «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества Камышинского муниципального района по договорам аренды и безвозмездного пользования» и другими (далее- Порядок).
  1. Настоящий порядок определяет особенности и условия предоставления муниципального имущества, находящегося в собственности Камышинского муниципального района, включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее — Перечень) в аренду, в безвозмездное пользование.
  1. Порядок и условия предоставления в аренду земельных участков, включенных в Перечень, устанавливаются в соответствии с гражданским и земельным законодательством и не регулируются настоящим Порядком.
  1. Имущество, включенное в Перечень, предоставляется в пользование по результатам проведения торгов (конкурса, аукциона), либо без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ.

Участниками торгов (конкурса, аукциона) на право заключения договора на использование имущества, включенного в Перечень, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Имущество, включенное в Перечень, не может быть предоставлено в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, перечисленным в части 3 статьи 14 Закона № 209-ФЗ, и в случаях, установленных частью 5 статьи 14 Закона № 209-ФЗ, а также указанным в статье 15 Закона № 209-ФЗ государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в форме государственных учреждений.

— несоответствие заявителя условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (организаций, образующих инфраструктуру малого и среднего предпринимательства), установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

— непредставление субъектом документов, предусмотренных п. 7 настоящего Порядка;

— отсутствие имущества, в отношении которого подано заявление, в перечне имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства или организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

— предоставление имущества ранее другому субъекту.

  1. Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.torgi.gov.ru), на официальном сайте администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области (www.rakams.ru.)., в печатном издании — еженедельная газета «Уезд. Вести Камышинского района».
  2. Размер арендной платы за пользование муниципальным имуществом субъектами малого и среднего предпринимательства устанавливается в соответствии с рыночной оценкой, проводимой независимым оценщиком, действующей на момент проведения торгов.
  3. Срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в Перечень, должен составлять не менее чем пять лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования.
  1. Администрация Камышинского муниципального района, вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения и пользования субъектами малого и среднего предпринимательства или организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставленным таким субъектам и организациям муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов, указанных в пункте 5 настоящего порядка.

Источник: http://rakams.ru/documents/proekty-normativno-pravovykh-aktov/item/3975-ob-utverzhdenii-poryadka-i-uslovij-predostavleniya-v-arendu-bezvozmezdnoe-polzovanie-munitsipalnogo-imushchestva

Аренда и предоставление в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества: особенности заключения договоров

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 9

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Главная особенность состоит в том, что получить государственное и муниципальное имущество в аренду или безвозмездное пользование можно только по результатам проведенного конкурса или аукциона на право заключения соответствующего договора. Данное требование обусловлено тем, что заключение договора без проведения торгов приведет или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами, которые хотят выйти на рынок, путем получения прав на объект недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности. В то же время в некоторых случаях проведение конкурса или аукциона не требуется.

Читайте так же:  Коллекторы после истечения срока исковой давности

В силу п. п. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции исключительно по результатам проведения конкурсов или аукционов допускается заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, а также иных договоров, предусматривающих переход права владения или пользования имуществом, в отношении:

Требование о том, что договоры по передаче прав на имущество должны заключаться лишь по результатам торгов в отношении не только публичного, но и иного муниципального и государственного имущества, действует с 23.07.2009, когда ст. 17.1 Закона о защите конкуренции была обновлена Федеральным законом от 17.07.2009 N 173-ФЗ.

В каких случаях торги не проводятся?

Случаи-исключения, когда государственное и муниципальное имущество передается в пользование без проведения торгов, перечислены в п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. К ним среди прочего относится предоставление имущества:

Нужно ли проводить торги при передаче государственного или муниципального имущества в субаренду?

В соответствии с п. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор, если иное не установлено Гражданским кодексом, другим законом или иными правовыми актами, вправе (но только с согласия арендодателя):

  • сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем);
  • предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование;
  • отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

В указанном пункте закреплено: к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Кроме того, на основании п. 1 ст. 422 ГК РФ (общая норма) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Следовательно, заключение договоров субаренды, перенайма, переуступки права аренды, другого договора по передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества должно осуществляться в порядке, установленном ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (п. 1 Письма ФАС России от 09.09.2010 N АЦ/30241). Другими словами, договор субаренды должен заключаться по результатам торгов, за исключением отдельных ситуаций. Помимо общих случаев-исключений, определенных п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, здесь действует еще одно исключение, предусмотренное п. 4 указанной статьи.

Итак, лицо, которому предоставлено право владения или пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такое право в отношении части (частей) помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. Этой нормой можно воспользоваться только в том случае, если общая площадь передаваемой части (частей) имущества не превышает 10% площади помещения, здания, строения или сооружения и составляет более 20 кв. м. Федеральная антимонопольная служба в Письме от 26.04.2010 N АЦ/12144 подчеркнула: приведенная норма распространяется как на случаи передачи государственного или муниципального имущества по результатам проведения торгов, так и на случаи передачи имущества без проведения торгов в соответствии с исключениями, установленными п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

К сведению. Если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них (части помещений), к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав в случае его заключения на срок не менее года, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения (части помещения) регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения) (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается порядка проведения торгов на право заключения договора субаренды, по мнению ФАС, лицо, осуществляющее функции по организации и проведению торгов, должно руководствоваться Правилами , утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67. В этом документе указано, что организатором торгов (конкурса, аукциона) в отношении государственного или муниципального имущества, отмеченного в п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, является собственник имущества или иное лицо, обладающее правом владения или пользования в отношении этого имущества. При передаче имущества по результатам торгов согласование такой передачи осуществляется собственником до начала организации данных торгов. При согласовании собственник уполномочивает лицо, обладающее правом владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества, на организацию и проведение соответствующих торгов. Следовательно, арендатор может выступить в качестве организатора торгов на право заключения договоров субаренды в отношении государственного или муниципального имущества при получении согласия собственника имущества до начала организации такого аукциона или конкурса (п. 2 Письма ФАС России N АЦ/30241).

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

О субъектах малого и среднего предпринимательства

Пунктом 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции разрешено заключать на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоры аренды, указанные в п. п. 1, 3 ст. 17.1 данного Закона, заключенные до 01.07.2008 с субъектами малого или среднего предпринимательства . При этом на момент заключения договора аренды на новый срок должны отсутствовать основания для его досрочного расторжения, предусмотренные гражданским законодательством. Основания для досрочного расторжения договора по требованию арендодателя установлены ст. 619 ГК РФ, а по требованию арендатора — ст. 620 ГК РФ. Новые договоры аренды без проведения торгов можно заключать на срок не более чем до 01.07.2015.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Обратите внимание: возможность, предоставляемая п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции, не действует в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • указанных в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (например, участников соглашений о разделе продукции);
  • осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).
Читайте так же:  Сколько времени делается право собственности квартиры

Кроме того, при применении комментируемой нормы необходимо учитывать, что в соответствии с гражданским законодательством договор аренды и договор безвозмездного пользования — это разные договоры. В отношении первого применяются правила, установленные гл. 34 ГК РФ, а в отношении второго — гл. 36 ГК РФ. Не свидетельствует об этом и то, что к договору безвозмездного пользования применяются отдельные правила, предусмотренные для аренды. В связи с этим действие п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции не распространяется на заключение договора безвозмездного пользования на новый срок, а также на его переоформление в договор аренды и последующую пролонгацию. Поэтому передача прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества, ранее предоставленного на основании договора безвозмездного пользования, без проведения торгов на условиях аренды в соответствии с указанным пунктом является нарушением требований, установленных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (п. 2 Письма ФАС России N АЦ/12144).

Добавим: договор субаренды имущества, права на которое получены без проведения торгов в соответствии с п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции, заключается по результатам торгов, кроме ситуаций, когда срабатывает п. 4 ст. 17.1 указанного Закона. При этом, если органы местного самоуправления установят иные требования, их решение в этой части будет признано недействительным (пример — Постановление ФАС УО от 24.08.2010 N Ф09-6442/10-С1, в передаче которого в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 08.12.2010 N 15913/10).

О некоторых особенностях заключения договора по результатам торгов

Согласно п. 28 Правил размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов является публичной офертой. Офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте торгов не менее чем за 30 рабочих дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе или аукционе (п. п. 29, 103 Правил). В свою очередь, лица, желающие участвовать в торгах, должны подать соответствующие заявки в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией (документацией об аукционе). Подача заявки на участие в торгах признается акцептом оферты (п. п. 50, 120 Правил). Акцепт — ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (п. 1 ст. 438 ГК РФ).

Адрес официального сайта РФ в Интернете для размещения информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в п. п. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, — www.torgi.gov.ru (Постановление Правительства РФ от 28.09.2010 N 767).

В соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В связи с этим, если заявка на участие в торгах (акцепт оферты) поступила от единственного участника, организатор торгов обязан заключить с этим участником договор передачи прав на государственное или муниципальное имущество (п. 3 Письма ФАС России N АЦ/12144).

Учтите, аукционы и конкурсы, а также заключенные по их результатам сделки будут признаны недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа, если торги проведены с нарушением ст. 17 «Антимонопольные требования к торгам» Закона о защите конкуренции. Та же участь постигнет договоры, заключенные без проведения торгов, если таковые в соответствии с требованиями п. п. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции должны были быть проведены (пример — Постановление ФАС ВСО от 22.02.2011 N А58-4177/10).

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/67701-arenda-predostavlenie-bezvozmezdnoe-polzovanie-gosudarstvennogo-municipalnogo-imushhestva

Безвозмездное пользование муниципальным имуществом

Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

На основании пп. 14 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрация муниципального образования передала МУП в безвозмездное временное владение и пользование недвижимое имущество – часть помещения (20 кв. м) 1-го этажа административного здания, общая площадь которого составляет 200 кв. м. Здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. МУП применяет УСНО. Возникает ли у него обязанность по уплате налога на имущество в отношении полученного в безвозмездное пользование помещения? Выступает ли предприятие в качестве налогового агента по НДС?

В силу пп. 14 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ в безвозмездное пользование передается публичное имущество – государственное или муниципальное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (то есть имущество казны).

Согласно ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются отдельные правила, предусмотренные для договора аренды.

Налог на имущество

Организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета. Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Читайте так же:  Компенсация морального вреда как мера ответственности

В статье 378 НК РФ речь идет об имуществе, переданном в доверительное управление, в ст. 378.1 НК РФ – об имуществе при исполнении концессионных соглашений.

Статья 378.2 НК РФ содержит особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимости с учетом их кадастровой стоимости. В силу пп. 3 п. 12 данной статьи объект недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей им на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ.

В пункте 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н) приведена классификация ОС в зависимости от имеющихся у организации прав на объекты. Градация такова:

основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);

основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);

основные средства, полученные организацией в аренду;

основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

По аналогии с арендованными объектами ОС основные средства, полученные в безвозмездное пользование, учитываются на забалансовом счете в оценке, указанной в договоре. Для этих целей можно использовать счет 001 «Арендованные основные средства» или ввести специальный счет (например, счет 012 «Имущество, полученное в безвозмездное пользование»). Для организации учета на забалансовом счете рекомендуется открыть на полученный в безвозмездное пользование объект инвентарную карточку (п. 14 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

Вывод: имущество, полученное в безвозмездное пользование, в том числе отвечающее условиям признания объектом основных средств, на балансе организации не отражается, поэтому такое имущество не является у ссудополучателя объектом обложения налогом на имущество. Тот факт, что объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база устанавливается как их кадастровая стоимость, также не признается основанием для начисления налога на имущество, поскольку таким образом налоговую базу в общем случае определяют собственники имущества и организации, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения.

Подтверждение изложенному можно найти у Минфина. Не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций основные средства, учитываемые в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах организации. Следовательно, основные средства, полученные в безвозмездное пользование и учитываемые организацией-ссудополучателем в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовом счете 001, не подлежат налогообложению у этой организации (Письмо от 15.05.2006 № 03-06-01-04/101).

Общие нормы

Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами (п. 4 ст. 173 НК РФ).

На основании абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, ОМСУ в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС рассчитывается как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся ИП. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Это корреспондирует общей норме, закрепленной в пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ, согласно которой налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, налоги и перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

Подход финансистов

Минфин считает, что обязанности налогового агента по НДС возникают и при получении публичного имущества в пользование на безвозмездной основе, так как на основании ст. 689 НК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные в отношении договора аренды.

При предоставлении ОМСУ в аренду (пользование) муниципального имущества на безвозмездной основе арендатор должен уплатить в бюджет НДС, исчисленный исходя из рыночной цены этой услуги, с учетом налога (Письмо от 04.02.2019 № 03-03-06/3/6136). НДС следует исчислить в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 1 ст. 167 НК РФ, то есть на момент оказания услуги (Письмо от 20.10.2009 № 03-03-06/4/91).

Мнение судей

Судьи с озвученным подходом не соглашаются. При получении муниципального имущества в безвозмездное пользование общество не выступает в качестве арендатора данного имущества, поэтому не может рассматриваться в качестве налогового агента по НДС. Кроме того, уплата в бюджет НДС за счет собственных средств лицом, потребляющим безвозмездную услугу, налоговым законодательством не предусмотрена (Постановление АС ВВО от 17.02.2015 № Ф01-5364/2014, Ф01-5715/2014 по делу № А43-26273/2013). Еще один пример – Постановление ФАС ПО от 23.06.2011 № Ф06-4530/2011 по делу № А12-17816/2010.

Отсутствие объекта налогообложения

Обязанности налогового агента по НДС не возникают, если операция по передаче имущества в безвозмездное пользование является операцией, не признаваемой объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 НК РФ. Минфин с этим согласен – см. Письмо от 04.02.2019 № 03-03-06/3/6136.

В силу пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и ОМСУ, а также государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям.

Имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, к основным средствам не относится, если иное не предусмотрено ФСБУ «Основные средства».

Читайте так же:  Административная ответственность за нарушение прав инвалидов

Минфин в Письме от 06.08.2018 № 02-06-10/55503 разъяснил: действующими положениями Инструкции по применению Единого плана счетов № 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета № 162н перевод объектов учета из группы «Нефинансовые активы имущества казны» в группу «Основные средства» не предусмотрен.

Таким образом, имущество казны, переданное органом, уполномоченным на управление данным имуществом, за плату или в безвозмездное пользование коммерческим и (или) некоммерческим организациям, реклассифицируется, но продолжает учитываться на счете 1 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

Следовательно, при передаче администрацией муниципального образования муниципального имущества, составляющего казну, унитарному предприятию в безвозмездное пользование пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не срабатывает.

При получении в безвозмездное временное владение и пользование недвижимого имущества, составляющего казну, у унитарного предприятия не возникает обязанность по уплате налога на имущество. Если учитывать позицию Минфина, у предприятия возникает обязанность по уплате НДС в качестве налогового агента. Однако с этим вполне можно поспорить.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a73/997883.html

Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 — 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее — Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Внимание

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/58074031/

Аренда безвозмездное пользование муниципальный район
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here