Аренда государственной и муниципальной собственности безвозмездно

Полезная информация в статье: "Аренда государственной и муниципальной собственности безвозмездно" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Аренда государственной и муниципальной собственности безвозмездно

Дата публикации 28.12.2018

Заключены договоры безвозмездного пользования между учреждениями:

  • муниципальное образование передало помещение в жилом доме под опорный пункт полиции;
  • территориальный орган внутренних дел одного субъекта РФ передал движимое имущество территориальному органу внутренних дел другого субъекта РФ.

Относятся ли эти договоры к операционной аренде в целях применения СГС «Аренда»?

С 1 января 2018 г. учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в т.ч.:

    • стандарт «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее — СГС «Аренда»). Также необходимо руководствоваться методическими рекомендациями по его применению, доведенными письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее — Методические рекомендации);
    • стандарт «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее — СГС «Концептуальные основы», Стандарт).

Минфин России в письме от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 разъяснил, что СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов.

В ситуации, когда учреждение получило имущество в пользование от своего учредителя для выполнения возложенных функций, по мнению Минфина России, СГС «Аренда» применять не нужно. Такую операцию следует рассматривать с позиции имущественного вклада учредителя. Имущество, полученное в пользование, должно учитываться учреждением на забалансовом счете 01.

В обоснование этого Минфин России ссылается на пп. 41, 43, 68 СГС «Концептуальные основы». В соответствии с п. 41 Стандарта имущество, полученное учреждением от собственника (учредителя) для выполнения возложенных государственных (муниципальных) полномочий (функций), деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд, признается для целей учета и формирования отчетности вкладом собственника (учредителя).

В соответствии с п. 43 Стандарта доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, кроме поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности сведения об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должны быть представлены в соответствии с их экономической сущностью, а не только правовой формой (п. 68 СГС «Концептуальные основы»). Схожее мнение выражено в письме Минфина России от 19.09.2018 № 02-07-10/67168.

Кроме того, СГС «Аренда» не применяется, если учреждение передает объекты нефинансовых активов иным учреждениям (органам власти) для выполнения функций (полномочий), однако обязанности по содержанию имущества остаются у передающей стороны. Иными словами, если учреждение создано собственником имущества в целях организационно-технического обеспечения других учреждений и органов власти, классификация объектов учета аренды не осуществляется. Передача такого имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС «Аренда» (до 1 января 2018 г.):

    • передающей стороной — на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 «Основные средства», одновременно на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»;
    • принимающей стороной — на счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Разъяснения содержатся в разд. II Методических рекомендаций. Соответствующее положение закреплено в п. 32 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н). В письме Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429 выражено мнение, что в таком случае в наличии должны быть какие-либо из следующих документов:

    • распорядительные документы о передаче объектов пользователю (арендатору) для выполнения функций (полномочий) без возложения на пользователя (арендатора) обязанности по содержанию имущества;
    • организационно-распорядительные документы у арендодателя имущества, возлагающие на него функции по содержанию имущества.

Разъяснения также даны в письме Минфина России от 27.09.2018 № 02-07-10/69410.

Если перечисленные условия не выполняются, передача в пользование имущества должна учитываться согласно положениям СГС «Аренда».

В соответствии с п. 2 СГС «Аренда» объекты имущества, переданные в безвозмездное пользование на основании договоров, должны учитываться как объекты учета аренды. Стандартом предусмотрено два вида аренды — операционная и финансовая (неоперационная). Критерии отнесения объектов учета аренды к тому или иному виду перечислены в разделе III СГС «Аренда».

Передача объектов (части объектов) основных средств в безвозмездное пользование относится к аренде на льготных условиях (п. 26 СГС «Аренда»). Аренда в такой ситуации рассматривается как операционная (письмо Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794).

Руководствуясь разъяснениями Минфина России, рассмотрим ситуации, которые представлены в вопросе.

1. Муниципальное образование передало по договору безвозмездного пользования помещение в жилом доме под опорный пункт полиции. Если обязанность муниципального образования предоставить помещение под опорный пункт полиции установлена законодательно и содержать это помещение также будет муниципальное образование, СГС «Аренда» не применяется. Ссудополучатель учитывает помещение на забалансовом счете 01. В остальных случаях необходимо применять СГС «Аренда», договор считать договором операционной аренды.

При заключении договора безвозмездного пользования между учреждениями разных бюджетов, по мнению Минфина России, имеет место субсидия в скрытой форме, т.е. возникает доход, поэтому применяется СГС «Аренда».

2. Территориальный орган внутренних дел одного субъекта РФ по договору безвозмездного пользования передал движимое имущество территориальному органу внутренних дел другого субъекта РФ (передача между двумя получателями средств одного бюджета). СГС «Аренда» можно не применять, поскольку в рамках одного ведомства и одного бюджета дохода не возникает.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/28_12_2018_%E1%E5%E7%E2%EE%E7%EC%E5%E7%E4%ED%EE%E5%20%EF%EE%EB%FC%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5_%F1%E3%F1%E0%F0%E5%ED%E4%E0.htm

Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 — 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Читайте так же:  Верховный суд решения жалоб

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее — Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Внимание

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Источник: http://base.garant.ru/58074031/

АРЕНДА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Согласно общепринятому определению, аренда – договорные отношения, по которым одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) какое-либо имущество во временное пользование за определённое вознаграждение.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором.

Если такие принадлежности и документы переданы не были, однако без них арендатор не может пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или расторжения договора, а также возмещения убытков.

Если арендодатель не предоставил арендатору сданное внаем имущество в указанный в договоре аренды срок, а в случае, когда в договоре такой срок не указан, в разумный срок, арендатор вправе истребовать от него это имущество в соответствии со статьей 398 Гражданского Кодекса и потребовать возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо потребовать расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением.

Читайте так же:  Орган управления организацией полного товарищества

Арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору:

— потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества;

— непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя;

— потребовать досрочного расторжения договора.

Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора или о его намерении устранить недостатки имущества за счет арендодателя, может без промедления произвести замену предоставленного арендатору имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии, либо безвозмездно устранить недостатки имущества.

Если удовлетворение требований арендатора или удержание им расходов на устранение недостатков из арендной платы не покрывает причиненных арендатору убытков, он вправе потребовать возмещения непокрытой части убытков.

Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.

Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

3) предоставления арендатором определенных услуг;

4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.

К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:

1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

2) существенно ухудшает имущество;

3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя.

Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

По требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:

1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;

2) переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;

3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки;

4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.

Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

Арендаторами государственного и муниципального имущества могут выступать физические, юридические лица, как россияне так и граждане иностранных государств.

Арендодателями выступают органы государственной и муниципальной власти, либо уполномоченные ими лица.

Передача государственного и муниципального имущества в аренду может проходить на безконкурсной и конкурной основе.

На безконкурсной основе, государственное и муниципальное имущество передается по распоряжению Правительства РФ, исполнительными органами субъектов РФ и муниципальных органов. Передача на безконкурсной основе осуществляется только для реализации социальных проектов, строительство объектов, сетей и иных объектов, обеспечивающих решения стратегических задач, безопасность проживания населения.

Все остальное государственное имущество передается на конкурсной основе, при этом взимается плата за право заключения договора аренды. Механизм передачи имущества через конкурс (аукцион) определяется собственником в виде определенных нормативных актов.

Читайте так же:  Ходатайство об истребовании доказательств гпк образец

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10988 —

| 7438 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/7_127389_arenda-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushchestva.html

БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Безвозмездное пользование (ссуда) – передача ссудодателем вещи в безвозмездное временное пользование ссудополучателю, который обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком он ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В безвозмездное пользование может быть передано движимое и недвижимое государственное (муниципальное) имущество (далее имущество):

— составляющее государственную (муниципальную) казну;

— закрепленное за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

Видео (кликните для воспроизведения).

— закрепленное за казенными учреждениями и бюджетными учреждениями на праве оперативного управления;

— закрепленное за автономными учреждениями на праве оперативного управления.

Предоставление имущества в безвозмездное пользование осуществляется по результатам торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договоров безвозмездного пользования.

Торги (конкурс или аукцион) на право заключения договоров безвозмездного пользования проводятся в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67.

Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров безвозмездного пользования может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67.

Ссудодателями государственного (муниципального) имущества являются:

— органы по управлению государственным и муниципальным имуществом;

— унитарные предприятия — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

— казенные, бюджетные и автономные учреждения — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

При этом передача в безвозмездное пользование унитарными предприятиями, а также казенными, бюджетными и автономными учреждениями недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения собственником или приобретенного ими за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, осуществляется с предварительного согласия в письменной форме собственника.

Ссудополучателями имущества могут выступать:

— государственные (федеральные и региональные) органы власти и управления;

— органы местного самоуправления;

— государственные (муниципальные) предприятия и учреждения;

— лица, с которыми заключен государственный (муниципальный) контракт по результатам конкурса или аукциона, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения контракта;

— иные лица в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну:

Решение о передаче в безвозмездное пользование имущества принимается главой исполнительной власти. Заинтересованное лицо направляет соответствующее заявление о предоставлении имущества в безвозмездное пользование в произвольной форме в виде письма в адрес органа по управлению имуществом.

Глава исполнительной власти в течение тридцати дней со дня получения заявления и пакета документов принимает решение:

— о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов;

— о заключении договора безвозмездного пользования без проведения торгов;

— об отказе в передаче в безвозмездное пользование имущества.

В случае принятия решения о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов аукцион (конкурс) на право заключения договора безвозмездного пользования проводится в порядке, установленном действующим антимонопольным законодательством.

Государственное (муниципальное) имущество может передаваться в безвозмездное пользование без проведения торгов:

1. На основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу.

2. Государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации.

3. Государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям.

4. Некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

5. Адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам.

6. Образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.

7. Для размещения объектов почтовой связи.

8. Лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

9. В случае предоставления имущества в виде преференции в порядке, установленном действующим антимонопольным законодательством.

10. Лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта.

11. Взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения.

Основаниями для подготовки договора безвозмездного пользования являются постановление Главы исполнительной власти и (или) итоговый протокол торгов (если заключение договора безвозмездного пользования осуществляется по результатам проведения торгов).

Порядок передачи в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления за и казенными, бюджетными и автономными учреждениями:

Унитарные предприятия и казенные, бюджетные и автономные учреждения вправе выступать ссудодателями в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Предоставление в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления осуществляется путем проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования.

При передаче в безвозмездное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении, уполномоченный орган обязан представить экспертную оценку последствий передачи этого имущества в безвозмездное пользование. Договор безвозмездного пользования не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.

Читайте так же:  Гражданская ответственность выражается в обязанности

Орган управления в течение одного месяца со дня получения заявления и всех необходимых документов принимает решение о согласии или отказе в заключении договора безвозмездного пользования.

Договор безвозмездного пользования имуществом заключается между ссудодателем и ссудополучателем в письменной форме. Договор считается заключенным с момента передачи ссудодателем соответствующего имущества ссудополучателю по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью Договора, при условии, что между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям Договора.

Использование имущества является целевым. Изменение целевого назначения переданного в безвозмездное пользование имущества не допускается. Государственное (муниципальное) имущество не может передаваться в безвозмездное пользование для коммерческих целей.

Ссудополучатель не вправе передавать имущество в субаренду, перенаем в пользу третьего лица, вносить его в залог и в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ.

На ссудополучателя возлагается обязанность поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы по его содержанию, в том числе производить текущий и капитальный ремонты имущества за счет собственных средств и с предварительного письменного согласия ссудодателя. Коммунальные и иные обязательные платежи оплачиваются ссудополучателем по отдельным договорам в соответствии с установленными нормами на основании действующих цен и тарифов, которые он самостоятельно заключает с соответствующими службами.

Ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения Договора в случаях, когда ссудополучатель:

— использует имущество не в соответствии с Договором или назначением имущества;

— не выполняет обязанностей по поддержанию имущества в исправном состоянии или его содержанию;

— существенно ухудшает состояние имущества;

— без согласия ссудодателя передал имущество третьему лицу.

Ссудополучатель вправе требовать досрочного расторжения Договора:т/p>

— при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование имущества невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения Договора;

— если имущество в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования;

— если при заключении Договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемое имущество;

— при неисполнении ссудодателем обязанности передать имущество либо его принадлежности и относящиеся к нему документы.

Срок Договора безвозмездного пользования государственным (муниципальным) имуществом не может превышать 5 (пять) лет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9006 —

| 7278 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/7_127392_bezvozmezdnoe-polzovanie-gosudarstvennim-i-munitsipalnim-imushchestvom.html

Аренда государственной и муниципальной собственности безвозмездно

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли муниципальное казенное учреждение сдавать в безвозмездное пользование часть помещения, которое находится у учреждения в собственности (которое является муниципальным имуществом)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Казенное учреждение вправе предоставлять часть помещения в безвозмездное пользование, получив на это согласие собственника и соблюдая требования ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

29 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Так, например, согласно п. 13.11 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы Вологодской области от 25 апреля 2006 г. N 83, муниципальное казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия органа мэрии города, осуществляющего в соответствии с муниципальными правовыми актами полномочия собственника имущества муниципального казенного учреждения.
*(2) По данному вопросу смотрите материал: Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества.

Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1192177/

Безвозмездное пользование муниципальным имуществом

Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

На основании пп. 14 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрация муниципального образования передала МУП в безвозмездное временное владение и пользование недвижимое имущество – часть помещения (20 кв. м) 1-го этажа административного здания, общая площадь которого составляет 200 кв. м. Здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. МУП применяет УСНО. Возникает ли у него обязанность по уплате налога на имущество в отношении полученного в безвозмездное пользование помещения? Выступает ли предприятие в качестве налогового агента по НДС?

В силу пп. 14 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ в безвозмездное пользование передается публичное имущество – государственное или муниципальное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (то есть имущество казны).

Согласно ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются отдельные правила, предусмотренные для договора аренды.

Налог на имущество

Организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета. Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

В статье 378 НК РФ речь идет об имуществе, переданном в доверительное управление, в ст. 378.1 НК РФ – об имуществе при исполнении концессионных соглашений.

Статья 378.2 НК РФ содержит особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимости с учетом их кадастровой стоимости. В силу пп. 3 п. 12 данной статьи объект недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей им на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ.

Читайте так же:  Пришел судебный приказ о взыскании кредита

В пункте 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н) приведена классификация ОС в зависимости от имеющихся у организации прав на объекты. Градация такова:

основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);

основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);

основные средства, полученные организацией в аренду;

основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

По аналогии с арендованными объектами ОС основные средства, полученные в безвозмездное пользование, учитываются на забалансовом счете в оценке, указанной в договоре. Для этих целей можно использовать счет 001 «Арендованные основные средства» или ввести специальный счет (например, счет 012 «Имущество, полученное в безвозмездное пользование»). Для организации учета на забалансовом счете рекомендуется открыть на полученный в безвозмездное пользование объект инвентарную карточку (п. 14 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

Вывод: имущество, полученное в безвозмездное пользование, в том числе отвечающее условиям признания объектом основных средств, на балансе организации не отражается, поэтому такое имущество не является у ссудополучателя объектом обложения налогом на имущество. Тот факт, что объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база устанавливается как их кадастровая стоимость, также не признается основанием для начисления налога на имущество, поскольку таким образом налоговую базу в общем случае определяют собственники имущества и организации, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения.

Подтверждение изложенному можно найти у Минфина. Не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций основные средства, учитываемые в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах организации. Следовательно, основные средства, полученные в безвозмездное пользование и учитываемые организацией-ссудополучателем в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовом счете 001, не подлежат налогообложению у этой организации (Письмо от 15.05.2006 № 03-06-01-04/101).

Общие нормы

Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами (п. 4 ст. 173 НК РФ).

На основании абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, ОМСУ в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС рассчитывается как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся ИП. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Это корреспондирует общей норме, закрепленной в пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ, согласно которой налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, налоги и перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

Подход финансистов

Минфин считает, что обязанности налогового агента по НДС возникают и при получении публичного имущества в пользование на безвозмездной основе, так как на основании ст. 689 НК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные в отношении договора аренды.

При предоставлении ОМСУ в аренду (пользование) муниципального имущества на безвозмездной основе арендатор должен уплатить в бюджет НДС, исчисленный исходя из рыночной цены этой услуги, с учетом налога (Письмо от 04.02.2019 № 03-03-06/3/6136). НДС следует исчислить в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 1 ст. 167 НК РФ, то есть на момент оказания услуги (Письмо от 20.10.2009 № 03-03-06/4/91).

Мнение судей

Судьи с озвученным подходом не соглашаются. При получении муниципального имущества в безвозмездное пользование общество не выступает в качестве арендатора данного имущества, поэтому не может рассматриваться в качестве налогового агента по НДС. Кроме того, уплата в бюджет НДС за счет собственных средств лицом, потребляющим безвозмездную услугу, налоговым законодательством не предусмотрена (Постановление АС ВВО от 17.02.2015 № Ф01-5364/2014, Ф01-5715/2014 по делу № А43-26273/2013). Еще один пример – Постановление ФАС ПО от 23.06.2011 № Ф06-4530/2011 по делу № А12-17816/2010.

Отсутствие объекта налогообложения

Обязанности налогового агента по НДС не возникают, если операция по передаче имущества в безвозмездное пользование является операцией, не признаваемой объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 НК РФ. Минфин с этим согласен – см. Письмо от 04.02.2019 № 03-03-06/3/6136.

В силу пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и ОМСУ, а также государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям.

Имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, к основным средствам не относится, если иное не предусмотрено ФСБУ «Основные средства».

Минфин в Письме от 06.08.2018 № 02-06-10/55503 разъяснил: действующими положениями Инструкции по применению Единого плана счетов № 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета № 162н перевод объектов учета из группы «Нефинансовые активы имущества казны» в группу «Основные средства» не предусмотрен.

Таким образом, имущество казны, переданное органом, уполномоченным на управление данным имуществом, за плату или в безвозмездное пользование коммерческим и (или) некоммерческим организациям, реклассифицируется, но продолжает учитываться на счете 1 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

Следовательно, при передаче администрацией муниципального образования муниципального имущества, составляющего казну, унитарному предприятию в безвозмездное пользование пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не срабатывает.

При получении в безвозмездное временное владение и пользование недвижимого имущества, составляющего казну, у унитарного предприятия не возникает обязанность по уплате налога на имущество. Если учитывать позицию Минфина, у предприятия возникает обязанность по уплате НДС в качестве налогового агента. Однако с этим вполне можно поспорить.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a73/997883.html

Аренда государственной и муниципальной собственности безвозмездно
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here