Формы нарушения избирательных прав

Полезная информация в статье: "Формы нарушения избирательных прав" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Правонарушения и юридическая ответственность

Понятие и виды правонарушений в избирательном процессе

Важнейшей гарантией соблюдения избирательных прав граждан являются предусмотренные российским законодательством меры юридической ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о выборах и референдумах.

В самих избирательных законах — о гарантиях избирательных прав граждан, о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Г осударственной Думы и других — не содержится указания на то, за какой вид правонарушения какой вид юридической ответственности наступает. Законы о выборах содержат лишь указание на то, что нарушения избирательных прав граждан влекут за собой уголовную или административную ответственность. Полный перечень таких правонарушений, сам характер и меры этой ответственности определены в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях.

За нарушения законодательства о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрены как меры административной и уголовной, так и конституционно-правовой ответственности. Отличительной особенностью конституционно-правовой ответственности (т.е. ответственности по избирательному праву в электорально-правовой сфере) является ответственность как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избирательных комиссий, избирательных объединений). По уголовному праву ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах всегда является только персональной — привлечение к уголовной ответственности коллективных субъектов исключено. В декабре 1999 г., когда был принят соответствующий закон, была введена административная ответственность юридических лиц.

Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства

Публичная конституционно-правовая ответственность предусмотрена в виде расформирования избирательных комиссий. Данный вид юридической ответственности регламентируется ст. 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. В качестве наказания здесь выступает принудительный досрочный, в судебном порядке, роспуск комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса, а также сотрудников аппарата комиссии, работающих на постоянной основе. Основанием для наступления данного вида ответственности является нарушение избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшее признание Центральной избирательной комиссией РФ, избирательной комиссией субъекта Федерации недействительными итогов голосования на соответствующей территории, либо результатов выборов.

С заявлением в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться:

  • группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ (либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа);
  • группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов;
  • Центральная избирательная комиссия РФ;
  • избирательная комиссия субъекта Федерации.

Дела о расформировании избирательных комиссий рассматриваются судами в соответствии с правилами подсудности, предусмотренными законом. Правовая возможность расформирования Центральной избирательной комиссии РФ законами не предусмотрена.

Конституционно-правовая ответственность установлена также для кандидатов и иных участников избирательного процесса. Ответственность кандидата согласно нормам избирательного права проявляется в отказе в регистрации либо отмене решения о его регистрации кандидатом в связи с допущенными нарушениями закона. В качестве субъекта привлечения кандидата к ответственности выступает избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата либо суд общей юрисдикции.

Основаниями конституционно-правовой ответственности кандидатов по избирательному праву являются предусмотренные федеральными законами и законами субъектов РФ нарушения избирательного законодательства, касающиеся правил выдвижения кандидатов, ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, использования кандидатами и их доверенными лицами должностного или служебного положения, факты подкупа избирателей в целях избрания определенных кандидатов.

Если перечисленные нарушения были допущены кандидатами, включенными в список кандидатов от определенного избирательного объединения, руководителями этих объединений, избирательная комиссия вправе аннулировать эту регистрацию. В данном случае избирательное объединение выступает в качестве коллективного субъекта ответственности по избирательному праву.

Административная ответственность предусмотрена и регламентирована Кодексом РФ об административных правонарушениях 2001 г. Составы административной ответственности за нарушения избирательных прав граждан в действующем кодексе значительно расширен, их стало более тридцати. По этим основаниям могут быть возбуждены дела (административные производства) об административном правонарушении в отношении конкретных физических и юридических лиц.

Теперь за нарушения законодательства о выборах и референдумах в соответствии со ст. 5.1, 5.3 — 5.25 К о АП РФ виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение решения избирательной комиссии, за нарушение порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума, за проведение агитации в период ее запрещения, за распространение ложных сведений о кандидате, за нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей, за нарушение правил проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, за нарушение в ходе избирательной кампании правил рекламирования коммерческой деятельности, за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, за проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено законом, за финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов, оказание иной запрещенной законом материальной поддержки, за незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением, за непредоставление либо неопубликование сведений об итогах голосования или о результатах выборов и за ряд других неправомерных действий.

Протоколы об административном правонарушении в зависимости от подведомственности проступков могут составлять уполномоченные на то должностные лица избирательной комиссии, правоохранительных и контролирующих органов.

Читайте так же:  Отсутствие мотивированного отказа

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах предусмотрена четырьмя статьями Уголовного кодекса РФ.

Ст. 141 УК РФ признает уголовно наказуемым деянием воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или работе избирательной комиссии. В зависимости от того, соединены ли эти действия с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо угрозой его применения, совершены ли с использованием служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой — закон предусматривает различные сроки лишения свободы и размеры штрафов. По этой статье наказывается также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией собственных полномочий с целью повлиять на ее решения, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Ст. 142 УК РФ предусматривает различные сроки лишения свободы или размеры штрафа, в частности, за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, подделку или заверение заведомо подделанных подписей, незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозку незаконно изготовленных бюллетеней.

По ст. 142.1 кодекса карается фальсификация итогов голосования, заключающаяся во включении неучтенных бюллетеней в число использованных при голосовании, представлении заведомо неверных сведений об избирателях (участниках референдума), заведомо неправильном составлении списков избирателей (включение в них лиц, не обладающих активным избирательным правом или вымышленных лиц), в подделке подписей избирателей в списках, в замене действительных бюллетеней с отметками избирателей, в порче или уничтожении бюллетеней, в заведомо неправильном подсчете голосов избирателей, в подписании протокола до подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования, в незаконном внесении в протокол об итогах голосования изменений после его подписания, в заведомо неправильном установлении итогов голосования, определении результатов выборов.

Источник: http://be5.biz/pravo/i026/15.html

Проблемы нарушений избирательного законодательства в РФ. Виды ответственности за нарушение избирательного законодательства

Критерии криминализации посягательств на избирательные права граждан

По действующему законодательству за нарушения в ходе организации и проведения выборов предусмотрено три вида ответственности: конституционно-правовая, административная и уголовная. При этом, как правило, виновные лица привлекаются к административной или конституционно-правовой ответственности, а случаи привлечения к уголовной ответственности за правонарушения в избирательной сфере являются единичными. Возникает вопрос: оправданна ли криминализация рассматриваемых деяний, если на практике соответствующие составы преступлений применяются крайне редко? Попытаемся ответить на него с точки зрения теории криминализации общественно опасных деяний [11, 409].

Важнейшим основанием криминализации является существование общественно опасного поведения, требующего установления уголовно-правового запрета. Общественная опасность нарушения установленного порядка проведения выборов и референдума крайне высока. Она состоит в том, что виновное лицо создает препятствия либо активно противодействует проявлению человека в качестве активного участника политической жизни общества. Криминальные деяния участников избирательного процесса в последующем отражаются на разнообразных сторонах социальной жизни, наносят ущерб не только отдельным гражданам, но и государству в целом, угрожая демократическим институтам и национальной безопасности страны. Рост коррупции, межнациональные проблемы, недоверие населения к власти, гражданская деморализация населения, девальвация значения закона как инструмента регулирования социальной жизни — это лишь неполный список тех проблем, которые порождают противоправные деяния в электоральной сфере жизнедеятельности общества.

В то же время с точки зрения ценности блага, которому причиняется вред, не все случаи нарушения избирательных прав граждан нуждаются в криминализации. Немаловажное значение для отграничения преступного от непреступного имеют характер и размер причиненного вреда, масштабы той или иной деятельности, сопряженной с нарушением определенных правовых требований. В уголовно-правовом порядке должны наказываться лишь те деяния, которые причиняют или способны причинить значительный ущерб правоохраняемым интересам. В частности, вряд ли следует привлекать к уголовной ответственности лицо, отказывающее гражданину в праве на ознакомление со списком избирателей, либо лицо, которое препятствует наблюдателю осуществлять право на участие в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий. Формально данные действия подпадают под признаки воспрепятствования осуществлению избирательных прав (ст. 141 УК РФ), однако в подобных случаях не может произойти искажение волеизъявления избирателей, а следовательно, общественная опасность подобного рода правонарушений не достигает той степени, которая характерна для преступления.

Кроме ценности блага, при решении вопроса о признании или непризнании деяния преступлением учитывается интенсивность посягательства (способ, которым причиняется ущерб, наступившие последствия, обстоятельства, при которых совершено преступление). Например, за подделку подписей избирателей, участников референдума наступает административная ответственность по ст. 5.46 КоАП РФ, однако в том случае, если подделка осуществлена группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо соединена с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, следует ответственность уголовная (ч. 2 ст. 142 УК РФ), ибо использование подобных способов совершения деяния значительно повышает характер общественной опасности посягательства, может повлечь за собой причинение более серьезных последствий, чем обычная подделка (срыв избирательной кампании или кампании по проведению референдума, дезорганизацию деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления и т.п.).

Еще одним критерием обоснованности криминализации деяний является их распространенность, типичность. Анализ судебной и прокурорской практики, публикаций в средствах массовой информации показывает, что нарушения законодательства о выборах на всех уровнях публичной власти носят весьма распространенный характер, встречаются повсеместно и достаточно часто [16, 14].

Согласно данным Следственного комитета Российской Федерации, в ходе состоявшихся 4 декабря 2011 г. выборов в Государственную Думу шестого созыва было возбуждено 26 уголовных дел по признакам преступлений в нарушение требований избирательного законодательства, хотя количество заявлений о фактах нарушений на выборах исчислялось сотнями. Из приведенных данных видно, что официальная криминальная статистика не дает полного, всестороннего и объективного представления о состоянии современной преступности в избирательной сфере.

Читайте так же:  Проверка на право выезда за границу

Источник: http://studbooks.net/1025304/pravo/problemy_narusheniy_izbiratelnogo_zakonodatelstva_vidy_otvetstvennosti_narushenie_izbiratelnogo_zakonodatelstva

Формы нарушения избирательных прав

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.
  • пики на распределении голосов около круглых значений; [24][25] Кроме аномальных пиков существуют пики связанные с ошибками округления[26] .
  • неравномерное распределение вероятности последней цифры в некоторых графах протоколов УИК [27] .
  • сильное расслоение результатов участков по параметру наличие независимых наблюдателей [28]
  • не нормальное распределение голосов поданных за одну из партий и (или) процента явки избирателей. [нет в источнике] [29][30][31]
  • рост голосов за одного кандидата пропорционально явке; [32][33][34]
  • неравномерная во времени явка или «поздний наплыв» [35]

При этом существует критика некоторых признаков, в частности:

  • корреляции доли голосов и явки [36] . Такая зависимость проявлялась, например, на выборах в Великобритании [37]

Методы противодействия

Присутствие наблюдателей обеспечивает фиксацию некоторых явных нарушений с последующим их устранением, а также обеспечивает профилактику таких нарушений.

Прозрачные урны для голосования

Избирательный ящики, изготовленные из прозрачного материала, помогают исключить вброс бюллетений до начала голосования.

Системы видеонаблюдения помогают избежать явного массового вброса бюллетеней, но не предотвращают подтасовок на выборах. Были применены на выборах Президента России — 2012, в связи с массовыми обвинениями избирательных комиссий и властей в многочисленных фальсификациях в пользу кандидатов или партий от власти на предыдущих, парламентских выборах.

Системы электронного голосования

Системы электронного голосования могут усложнить подтасовку голосов на выборах.

Этот раздел не завершён.

Интересные факты

  • Осёл, изображённый на эмблеме демократической партии США (в те годы — демократическо-республиканской), по словам лидеров партии Мартина Ван Бюрена и генерала Эндрю Джексона, символизирует существо, посредством которого Бог предостерегает людей от алчности, коррупции, подкупа, подтасовки голосов на выборах [38] .
  • С обвинения республиканцамидемократов в подтасовке результатов выборов в четырёх штатах (1860) — началась цепочка событий, приведшая вскоре к Гражданской войне в США.
  • Фальсификации на выборах в Госдуму РФ привели к массовым уличным протестам в декабре2011 года.

См. также

  • Фальсификация итогов голосования
  • Нарушения на выборах в Государственную думу (2007)
  • Нарушения законодательства на выборах в Государственную думу (2011)
  • Акции протеста против фальсификации выборов в России (2011—2012)
  • Электронное голосование

Примечания

  1. Республики существовали и раньше, но лишь античные республики дают достаточно материала для исследования вопроса о проводимых выборах.
  2. Голикова Н. Б. Образование сословной корпорации гостей и её состав в XVI веке // Российский государственный архив древних актов Архив русской истории : Научный исторический журнал. — М .: Архив, 1995. — В. 6. — С. 40. — ISSN0869-5261.
  3. Сергей Михеев: Европарламент закладывает бомбу под российские выборы //Правда. Ру
  4. Миронов «разоблачил» Матвиенко: выборы с её участием состоятся уже 21 августа //Газета. Ru
  5. ВЕДОМОСТИ — Власти изобрели новую избирательную технологию — ВЕДОМОСТИ
  6. http://old.vladnews.ru/magazin.php? >
  7. Коммунисты не отстают от цифр — Ъ-Газета
  8. Внимание: фальшивые рейтинги!
  9. Чиновников привлекла партийная ответственность — Ъ-Газета
  10. Мнения специалистов
  11. Чиновника привлекли за агитацию в пользу «Единой России» — Ъ-Газета
  12. Депутаты Госдумы молча выслушали и бурно обсудили доклад Владимира Чурова об итогах выборов //Газета. Ru
  13. Ъ-Газета — Досрочное голосование снимают с выборов
  14. На выборах в Волгоградской области зафиксирована новая чёрная технология — применение ручек с исчезающими чернилами :Компромат. Ru:
  15. Новая Политика — В Барнауле удалили с избирательного участка наблюдателя выявившего подлог
  16. Единороссу переписали победный голос — Ъ-Online
  17. КПРФ не ответила за фальшивые протоколы — Ъ-Газета
  18. Переброска голосов
  19. На участке Сергея Митрохина нашлись 16 голосов в поддержку «Яблока» — Ъ-Online
  20. — Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-Ф — Глава 11. ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. УСТАНОВЛЕНИЕ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
  21. Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования // Уголовный кодекс Российской Федерации
  22. Наумов А. В. Глава VI. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина // Российское уголовное право. Курс лекций: в 3-х томах. — 4-е издание, перераб. и доп.. — М .: Волтерс Клувер, 2007. — Т. 2 (Особенная часть). — С. 223. — 504 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-466-00312-3
  23. Суд одобрил перенос выборов в Раду на 2012 год //Slon.ru
  24. http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/631692-echo/ «пики на значениях явки 60, 70, 75, 80, 85, 90, 95 %. … Это означает, что явка на выборах была предметом манипуляций и отчетным параметром, а сами результаты выборов по крайней мере частично сформированы административным воздействием.»
  25. Максим Пшеничников. Пятнадцать курьезных фактов о выборах. — «Троицкий вариант — Наука». 31 января 2012 года. № 96, c. 4.
  26. http://eruditor.ru/k/?15 «В районе 50 % обязан быть скачок, обусловленный тем, что дробь 1/2 среди других дробей n/m встречается чаще остальных. … То же самое относится и к другим „красивым“ дробям — 1/3, 2/3, 3/4, 4/5 и т. д. Чем „красивее“ дробь, тем более резким в её окрестности будет пик.»
  27. Adult Content Notice
  28. ПОЛИТ.РУ: О чём может сказать электоральная статистика
  29. http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/631692-echo/ Математики против Медведева
  30. Статистический анализ выборов в Госдуму 2011 года показывает возможные фальсификации — Газета. Ru | Наука
  31. Итоги выборов. Анализ электоральных предпочтений — ЦИК Российской Федерации
  32. Статистика выборов: чем выше явка, тем больше процент у ЕР — Slon.ru
  33. Выборы, выборы | Организация Неизбежности Светлого Будущего
  34. ПЖиВ — ЖЖ kobak
  35. Скажи-ка Гаусс, ведь не даром… | Журнал «Наука в фокусе»
  36. Железный аргумент для ЦИКа: статистика не докажет фальсификации — Slon.ru
  37. http://eruditor.ru/k/?15 «Результаты выборов в Парламент Великобритании 2010: Налицо явная (и даже ещё более сильная, чем в РФ) корреляция между явкой и процентом голосов.»
  38. Похлёбкин В. В. 96. Осёл // Международная символика и эмблематика : опыт словаря. — М .: Междунар. отношения, 1989. — С. 164. — 300 с.
Читайте так же:  Жалоба на адвоката истца

Литература

  • Белоновский В. Н. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном праве. Историческая практика и современность. М., 2005. 512 с. ISBN 5-238-00876-7
  • Каретникова В. А.Ambitus: нелегитимные методы борьбы за магистратуры в римской Республике // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 20, 114—124. 2007
  • Смирнов В. М.Афера на выборах — М.: Алгоритм, 2008. — 240 с. ISВN 978-5-9265-05044

Ссылки

  • Президентские выборы обеспечит СПО (веб-трансляции)
Выборы и предвыборные кампании
Институт выборов Прямые выборы / Непрямые выборы • Альтернативные выборы / Безальтернативные выборы • Конкурентные выборы / Неконкурентные выборы • Выборы по жребию • Референдум • Критика института выборов
Уровень выборов Общенациональные выборы (Парламентские выборы • Президентские выборы) • Региональные выборы • Муниципальные выборы
Избирательные системы Избирательные системы простого большинства • Пропорциональные • Смешанные • Метод Шульце • Одобрительное голосование
Избирательная кампания Календарь выборов • Праймериз • Выдвижение кандидатов • Регистрация кандидатов • Агитационный период • Повторное голосование • Повторные выборы • Досрочные выборы • Кандидаты • Избирательный фонд • Избирательный залог • Политическое консультирование • Предвыборная агитация ( Встреча с избирателями • Предвыборные обещания) • Избирательный штаб • Избирательное объединение • Избирательный блок • Партийный список • Паровоз • Избирательная комиссия • День тишины
Голосование Досрочное голосование • Открепительное удостоверение • День голосования • Единый день голосования • Эксит-полл • Подсчёт голосов • Процентный барьер • Открытое голосование • Тайное голосование • Воздержание • Испорченный бюллетень • Протестный голос • Явка избирателей • Бойкот • Голосование ногами • Электронное голосование • Интернет-выборы • Избирательный процесс • Кабина для голосования • Урна • Избирательный бюллетень • Против всех
Избирательное право Объективное • Субъективное (активное, пассивное)
Электоральная география Избирательный округ • Избирательный участок • Джерримендеринг • Гнилые местечки
Нарушения на выборах
Вброс бюллетеней • Использование административного ресурса • Карусель • Манипуляция общественным мнением • Подкуп избирателей • Фальсификация итогов голосования • Фотографирование бюллетеня Псефология Абсентеизм • Представительная демократия • Парадокс Кондорсе • Теорема Эрроу

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Нарушения на выборах» в других словарях:

Нарушения на выборах в Государственную думу (2007) — Эту страницу предлагается объединить с Выборы в Государственную думу (2007) … Википедия

Видеонаблюдение на выборах Президента России — Видеонаблюдение на выборах Президента России одно из мероприятий, направленных на предотвращение фальсификаций на выборах, впервые введённое в России на президентских выборах 2012 года. Процедура состоит в установке на всех избирательных… … Википедия

Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах — применение установленных законом санкций к виновным лицам и организациям за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах является публично правовым… … Российское избирательное право: словарь-справочник

ГОЛОСОВАНИЕ НА ВЫБОРАХ — ряд последовательных действий избирателя: получение в помещении для голосования от члена участковой избирательной комиссии избирательного бюллетеня; заполнение избирательного бюллетеня; опускание избирательного бюллетеня в избирательный ящик. В… … Энциклопедический словарь конституционного права

«Единая Россия» на региональных выборах — Офис «Единой России» в Торжке (Тверская область) Единая Россия на региональных выборах В данной статье представлены результаты участия в региональных выборах политической партии «Единая Россия … Википедия

Протокол об административном правонарушении (при нарушении законодательства о выборах и референдумах) — составляемый уполномоченными законом лицами административно юрисдикционный , в котором фиксируется факт совершения административно наказуемого нарушения законодательства о выборах и референдумах, и иные юридические значимые обстоятельства (факт… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Наказание за неучастие в выборах в зарубежных странах — Избирательная система многих государства мира позволяет наказывать граждан за игнорирование института выборов. Причем в списке стран со строгим законодательством есть и государства с большими демократическими традициями. За неявку на выборы… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Выборы в Государственную думу (2011) — ← 2007 2016 → Парламентские выборы в России Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ VI созыва … Википедия

Парламентские выборы в России (2007) — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Выборы в Государственную думу (2007) — Эту страницу предлагается объединить с Нарушения на выборах в Госуда … Википедия

Читайте так же:  Подать заявление в суд через мфц

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/128870

Статья 65. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме

Статья 65 . Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме

1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,

либо использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания, получения желаемого ответа на вопрос референдума,

либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативы проведения референдума, а также участвующие в подделке данных подписей,

либо осуществляющие подкуп избирателей, участников референдума, то есть действия, запрещенные пунктом 3 статьи 45 настоящего Федерального закона,

либо осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,

Видео (кликните для воспроизведения).

либо своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях, участниках референдума (списки избирателей, участников референдума) перед направлением указанных сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии,

либо распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,

либо нарушающие права членов избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума,

либо нарушающие правила проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,

либо не создавшие условия для проведения массовых мероприятий, когда такая обязанность возложена на них законом,

либо нарушающие правила финансирования избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, в том числе лица, задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума,

либо скрывшие остатки бюллетеней или изготовившие дополнительные, неучтенные тиражи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме,

либо препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,

либо препятствующие голосованию на избирательных участках, участках референдума,

либо нарушающие тайну голосования,

либо принуждающие избирателей, участников референдума голосовать вопреки их собственному выбору,

либо осуществившие подлог избирательных документов, документов референдума, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, референдума, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,

либо нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума,

либо выдающие гражданам избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме,

либо не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, референдума, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании, подготовку и проведение референдума,

работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах, референдуме,

должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий, комиссий референдума проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и не принявшие мер по их пресечению, —

несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых на референдуме, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.

Источник: http://base.garant.ru/171520/d4d1c020f5ac1ff694cd399cf1a90fc2/

Нарушение избирательных прав граждан и ответственность за него по УК РФ и КоАП РФ

Одним из конституционных прав граждан России является возможность принять участие в работе и формировании представительных органов власти, то есть избирать и быть выбранным. Таковое охраняется действующим законодательством.

Основные понятия

Граждане, получившие в рамках действующего законодательства дееспособность, наделены привилегией. Таковая является и правом, и обязанностью одновременно. Это возможность принимать участие в формировании руководства страны на всех уровнях. В России три ветви власти: исполнительная, судебная и законодательная. Последняя создается путем выбора депутатов различных уровней от федерального до местного.

Кроме того, некоторые важные для общества вопросы решаются с участием всех жителей страны. Форма опроса — референдум. К примеру, крымчане так решили свою судьбу в 2014 году.

Право голосовать предоставлено жителю демократической страны в рамках Основного закона. В Конституции РФ таковое изложено в 32-й статье.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан внесена в два кодекса:

Наказание в указанных законах несут как граждане, так и должностные лица. Демократические основы государства предполагают участие каждого человека в формировании властной структуры. С этим связано наличие у гражданина избирательного права. Оно двояко:

  • с одной стороны, каждый дееспособный человек, достигший установленного возраста, может претендовать на выборную должность;
  • с другой, обязанность и право гражданина состоит в участии в плебисците.

Для сведения: тонкости участия в референдуме описаны в законе № 67-ФЗ от 12.06.02.

Читайте так же:  Подсудность гражданских дел военным судам

Защита избирательной привилегии в правовом поле осуществляется по такой логике:

  1. Критерии для выдвижения в кандидаты описываются в соответствующих нормативных актах, также как и правила проведения референдумов.
  2. Каждый желающий может стать кандидатом или проголосовать за понравившегося претендента (партию).
  3. Право на то и другое охраняется законом:
    1. уголовная ответственность за его нарушение наступает в рамках 141-го параграфа УК ;
    2. административная — по одной из статей пятой главы КоАП .

Подсказка: заявления о нарушении избирательного законодательства следует направлять в правоохранительные органы.

Обжалование нарушений

Не все избиратели понимают сложность организации плебисцитов. В работе по реализации гражданской привилегии принимают участие практически все госорганы. Правила и нормы их деятельности указываются в соответствующих нормативных актах о выборах. К примеру, в закон № 121-ФЗ от 24.06.1999 включена 12-я глава. Ее статьи (90-93) описывают порядок подачи жалоб на нарушения в ходе выборов депутатов Государственной Думы.

Голосование в РФ принято проводить в выходной день. В связи с этим прокуратура и суды обязаны изменить график работы. Указанные структуры организуют дежурство таким образом, чтобы граждане смогли принести информацию о нарушениях незамедлительно. Кроме того, она должна быть проверена в кратчайшие сроки.

Важно: особое внимание в законодательстве уделено восстановлению нарушенного права гражданина. Оно должно быть немедленно восстановлено, если предоставляется такая возможность.

Скачать для просмотра и печати:

Виды нарушений

Порядок взаимодействия госорганов, средств массовой информации, партий и их представителей с избирательными комиссиями строго регламентирован. Кроме того, нормируются действия избирателей, а также процессы:
  • подсчета голосов;
  • предоставления информации;
  • транспортировки бюллетеней;
  • оглашения результатов и другое.

Каждый этап плебисцита строго расписан. Сделано это для того, чтобы результаты народного волеизъявления оказались прозрачными и достоверными. Однако такая регламентация приводит к вероятности большого количества несоблюдений норм. Об их числе можно судить по количеству статей об административной ответственности — их 24.

Наиболее часто разбираемые нарушения таковы:

  • не предоставление информации в положенные сроки;
  • отказ в предоставлении отпуска членам комиссии и кандидатам в народные избранники;
  • неисполнение запрета на рекламирование коммерческой деятельности кандидатов;
  • участие в агитации лиц, которым таковая деятельность не разрешена;
  • непредоставление помещений для встречи с избирателями;
  • подкуп избирателей.

Совет: участникам избирательного процесса необходимо изучать все тонкости законодательства, так как они попадают под пристальное наблюдение:

  • прокуратуры;
  • представителей конкурирующей политической силы;
  • гражданского общества.

Что писать в жалобе

В обращении по поводу несоблюдения порядка проведения плебисцита нужно указать следующее:
  • адресата (можно посоветоваться в прокуратуре);
  • индивидуальную информацию о заявителе;
  • вид нарушения, с указанием норм законодательства;
  • точные данные о событии:
    • место происшествия;
    • дату;
    • время;
    • персональные данные нарушителя;
  • дату и подпись.

Скачать для просмотра и печати:

Порядок обжалования действий ИК

Право на подачу жалобы дано не только избирателям, но и кандидатам в депутаты и партиям. Таковые, как правило, усматривают нарушение своих прав в решениях ИК . Вмешиваться в деятельности последних может только суд. Следовательно, обжаловать решение обиженный кандидат или партия обязаны в судебной инстанции.

Об административной ответственности

Каждый сигнал о допущенном нарушении закона проходит проверку. По ее результатам суд принимает решение. Наказание зависит от вида правонарушения. В КоАП за таковые деяния предусмотрены штрафные санкции. К примеру, работодателя за отказ оформить отпуск для участия в выборах оштрафуют на сумму от полутора до двух тысяч рублей.
  1. Если человек решит уничтожить агитационные материалы, то придется отдать в казну от 500 до 1000 руб.
  2. За подкуп избирателей ответственность серьезнее:
    1. гражданам назначается штраф в размере 20 — 25 тыс. руб.;
    2. должностным лицам — до пятисот тысяч рублей.

Подсказка: наказание в рамках КоАП применяет только суд.

Уголовная ответственность

В 141-м параграфе УК предусмотрены такие виды наказаний для нарушителей избирательного законодательства:
  • штрафные санкции величиной до 80 000,0 руб.;
  • обязательные работы до 360 часов;
  • исправительные — до года.

Подсказка: чиновника, который вмешался в деятельности ИК любого уровня, могут посадить на срок до четырех лет либо оштрафовать на 500 000,0 руб.

Особенности преступления

Под действие 141-й статьи УК подпадают деяния следующего состава:

  1. Объект — общественные отношения в сфере конституционных прав людей.
  2. Субъект — дееспособное лицо, достигшее на момент совершения 16-летнего возраста.
  3. Объективная сторона выражается в активных или пассивных действиях, результатом которых является нарушение конституционной привилегии человека.
  4. Субъективная черта характеризуется виновностью, выражающейся в понимании противоправности решения или деяния.

Подсказка! В 141-м параграфе УК приведены квалифицирующие факторы:

  • обман;
  • подкуп;
  • принуждение;
  • насилие или угроза его применения;
  • совершение:
  • с использованием должностных полномочий;
  • группой, в том числе организованной.

Примеры из судебной практики

Пример 1. А. пожаловался в территориальную ИК на действия участковой комиссии. По его информации представители последней не предоставили ему возможности проголосовать.

В ходе разбирательства выяснилось, что А. не включен в списки избирателей, так как выписался с территории населенного пункта. А. посоветовали отправиться на участок, расположенный по месту нынешней прописки.

По результатам разбирательства, Ф. был уволен со службы и заплатил штраф в размере 300 000,0 руб. (часть 3 141-го параграфа УК ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pravonarushenie.com/prava-chest-i-dostoinstvo/prava-cheloveka/narushenie-izbiratelnyh-prav-grazhdan-i-otvetstvennost-za-nego

Формы нарушения избирательных прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here