Формы работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Полезная информация в статье: "Формы работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Активные формы проведения работы по профилактике правонарушений среди учащихся школы
материал на тему

Активные формы проведения работы по профилактике правонарушений среди учащихся школы

Скачать:

Вложение Размер
mo_kl.rukovoditeley.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Усмани Липецкой области

Активные формы проведения работы

по профилактике правонарушений

среди учащихся школы.

классный руководитель 7-В класса

Нохрина Ирина Александровна

Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, педагога, но и каждого гражданина, а так же государство в целом.

В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подростковых правонарушений, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной.

Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику. Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, средняя общеобразовательная школа. Школа предоставляет удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы учащихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью «выпадения» из социальной среды).

Сегодня школа — это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Именно работники системы образования — школьные психологи, классные руководители и учителя-предметники, — могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.

Учитывая особенности современных подростков и факторов окружающей среды, влияющих на их психологическое развитие, для своевременного выявления и установления причин и обеспечения профилактики негативных явлений в поведении детей, мною были определены следующие сферы деятельности воспитательно-профилактической работы в школе на 2014-2015 учебный год:

— создание в классе условий для успешного формирования творческого школьного сообщества включающего в себя учащихся, учителей и родителей;

— развитие принципов толерантности, ценности личности каждого участника образовательного процесса;

— развитие внеклассной деятельности с целью обеспечения максимально широких возможностей для совершенствования личности каждого индивида;

— вовлечение школьников в социально значимую деятельность и профилактика девиантного поведения;

— отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения учащихся;

— систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся;

— психологическая и педагогическая помощь по формированию адекватной самооценки;

— ориентация на здоровый образ жизни, привлечение учащихся к занятиям спортом;

— оказание помощи тем, кто находится в сложной жизненной ситуации;

— привлечение учащихся к укреплению правопорядка, как в школе, так и за ее пределами.

— формирование личности высокой общечеловеческой культуры;

— установление контакта с семьей и проведение работы с родителями по выявлению проблемы ребенка и семьи.

Компоненты (составляющие) сферы деятельности воспитательной работы так или иначе, подразумевают мероприятия, целью которых является профилактика и борьба с беспризорностью и правонарушениями.

Поэтому воспитательная работа в классе планируется и ведется с учетом общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей, деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях с использованием активных форм и методов работы:

— духовно-нравственном и др.

Как классный руководитель, я используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися:

– посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;

– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

–консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;

– индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

– вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность школы;

– вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

Я изучаю индивидуальные особенности детей, их занятость в свободное время в учреждениях дополнительного образования, социальное положение и материально-бытовые условия проживания семей. По результатам данных обследований в начале учебного года составила социальный паспорт класса, выявила трудных детей, детей из социально-незащищенной категории; подопечных детей, детей «группы риска; совместно с родительским комитетом создала банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи.

Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности я контролирую посещаемость занятий учащимися класса. С этой целью я регулярно заполняю страницу пропусков уроков в классном журнале и в тот же день сообщаю родителям о пропусках уроков.

Коллектив класса принимает активное участие в районных акциях и конкурсах по профилактике правонарушений.

С целью профилактики правонарушений, повышения правовой культуры несовершеннолетних в классе ежемесячно провожу тематические классные часы, коллективно-творческие дела.

C целью профилактики беспризорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма в течение учебного года провожу классные часы и беседы по соответствующей тематике; изучение правовых норм на уроках обществознания, права, проведение профилактических бесед о вреде курения, наркомании и алкоголизма на уроках биологии, химии, основ безопасности жизнедеятельности; по профилактике дорожно-транспортных нарушений; оформление стендов по пожарной безопасности, дорожной грамотности, проводились конкурсы творческих работ о вреде курения, алкоголизма, наркомании

Были проведены классные часы по темам: «Что для вас здоровый образ жизни?», «Права и обязанности подростков», «Проблемы в современном мире». Также был организован просмотр тематических фильмов с последующим обсуждением.

Активная профилактическая пропаганда в классе должна проводиться регулярно и целенаправленно, так как единичные бессистемные мероприятия не могут сформировать стойкие правильные убеждения у подростков. В наше время целесообразно иллюстрировать лекции и беседы ссылками на конкретные факты из жизни, приводить примеры из художественной и научно-популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, необходимо также освещать юридические и правовые аспекты окружающего социума. К профилактической работе привлекаются сотрудники полиции, прокуратуры, инспектора ОДН, врачи-специалисты, психологи, хорошо подготовленные к работе с данным возрастным контингентом учащихся.

Читайте так же:  Ходатайство об отклонении встречного иска

Учащиеся могут раскрыть свои таланты и наклонности, манипулируя полученными знаниями при разработке сценариев викторин, вечеров, дискотек, театрализованных представлений.

Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, в нашем классе проводятся профилактические занятия, профилактические десятиминутки. И

главным в этой работе я считаю проведение позитивной профилактики.

Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности сформировать грамотные установки жизни в правовом поле социума, не «запугивая» детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы «давим» на них и даем недостоверную информацию.

Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью профилактической работы является вовлечение подростков в досуговую деятельность, как в учебное, так и в каникулярное время. Каждый учащийся класса с пользой проводит своё свободное время. Они узнают друг друга, могут проявить себя, что отвлекает подростков от возможности оказаться в противоправной ситуации. Посещение экскурсий, выставок, участия в выступлениях агитбригад, молодежных движений, акциях районно-городского масштаба; посещение кружков и секций школ и учреждений дополнительного образования; спортивно-оздоровительных клубов, является достойной заменой дворовых компаний, подвалов и чердаков. Школьники под руководством квалифицированных педагогов и других специалистов разрабатывают проекты, организуют праздники и викторины.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям, поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура и содержание профориетационной работы в школе. Инновационная методика Хамет (диагностика и развитие профессионалных компетенций). Опыт работы.

Краткое описание:1. Формы проведения занятий2. Уроки мыслительной деятельности студентов3. Признаки методов активного обучения4. Формы работы, повышающие уровень активности обучения.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и препо.

Выбор метода проекта закономерен, он дает возможность последовательно реализовать основное направление деятельности нашего учебного заведения – патриотическое воспитание молодежи. Так, учебный материа.

Современная экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к человеку. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведениею целенаправленной профориентационной работ.

Аннотация к статье «Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон». В статье представ.

Классный час по профориентации «Человек и профессия» в форме устного журнала с презентацией,способствующий профессиональному самооопределению учащихся старших классов спроблемами слухами.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/12/31/aktivnye-formy-provedeniya-raboty-po-profilaktike

Материалы по опыту работы по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних

Поиски путей решения многочисленных проблем современного ребёнка лежат в основе работы школы по профилактике правонарушений среди учащихся.

Как сказано в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с асоциальными подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Исходя из этого, наша школа ищет новые пути и формы работы, расширяя взаимодействие с социумом, находясь в тесном контакте с Управлением образования МО «Холмогорский муниципальный район», комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, районным отделом опеки и попечительства, комплексным центром социального обслуживания, центрам социальной реабилитации для несовершеннолетних и их семей «Радуга» города Архангельска, администрацией сельского поселения.

Свою работу социальный педагог осуществляет в рамках действующего законодательства РФ и в соответствии с нормами международного права, руководствуется нормативно-правовой базой для защиты прав детей в образовательной организации.

Социально-педагогическая деятельность направлена на оказание помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, попавшему в трудную жизненную ситуацию адаптации его в обществе, обеспечение конституционных прав детей, осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности.

В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:

  • профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
  • защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
  • организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.

Исходя из этих функций, деятельность социального педагога осуществлялась по следующим направлениям.

1. Анализ вновь прибывшего контингента учащихся и обновление банка данных по категориям детей.

Ежегодно на начало учебного года в документации классного руководителя особое внимание уделено составлению социального паспорта класса по прилагаемой форме (приложение №1). На основе данной информации составляется списки и их семей (Приложение №2) социальный паспорт школы (приложение №3).

2. Организация питания для учащихся из малообеспеченных и многодетных семей. В течение всего учебного года организуется помощь по оформлению документов на оказание материальной помощи через ОСЗН для выделения денежной суммы на питание детей. Ежемесячно в управление образования предоставлялся отчет по организации питания в школе.

3. Организуется посещение семей состоящих на профилактических учетах, а также детей, проживающих в замещающих семьях. При посещении составление актов жилищно-бытовых (приложение №4). Ведется журнал посещений, так по итогам:

Читайте так же:  Сколько времени делается право собственности квартиры

— 2014-2015 учебного года организовано 108 посещений;
— 2015-2016 учебного года организовано 148 посещений;
— 2016-2017 учебного года организовано 113 посещений.

При выявлении ненадлежащего выполнения родительских обязанностей родителями в отношении своих детей, информация незамедлительно отправляется в органы системы профилактики.

4. Контроль за пропусками уроков без уважительной причины. Осуществляется через ежедневный контроль опаздывающих учащихся на первый урок. Ежемесячные отчеты классных руководителей по посещаемости учащихся (приложение№5). На основании данных отчетов составляется справка по итогам месяца (приложение №6)

5. Организация работы школьного Совета профилактики. Согласно плана работы социального педагога. По итогам каждого заседания составляется протокол.

— 2014-2015 учебном году проведено 9 заседаний, было приглашено 40 учащийся с родителями;
— 2015-2016 учебном году проведено 7 заседаний было приглашено 32 учащийся с родителями;
— 2016-2017 учебном году проведено 7 заседаний было приглашено 24 учащийся с родителями.

6. Еженедельно проводится родительский патруль. По итогам проведения рейда заполняется журнал. При выявлении нарушений составляется справка по итогам рейда (приложение №7) и отправляется информация в КДН и ЗП. По итогам трех лет было проведено:

— 2014-2015 учебного года организовано 37 рейдов, приняло участие 80 родителей;
— 2015-2016 учебного года организовано 34 рейдов, приняло участие 79 родителей;
— 2016-2017 учебного года организовано 36 рейдов, приняло участие 84 родителя;

7. Организуется совместная работа с ведомствами, социальный педагог работает в тесном контакте с КДН и ЗП, специалистами органа опеки и попечительства, инспектором ПДН ОМВД России по Холмогорскому району, социальным педагогам ГБСУ АО «Приморский СРЦН «РАДУГА», педагогами-психологами АРОО Кризисный Центр «Надежда», сотрудниками прокуратуры Холмогорского района.

8. В рамках профилактики и предупреждения правонарушений в фойе школы оформлен стенд с информацией о правах и обязанностях несовершеннолетних, также указаны телефоны учреждений, куда могут обратиться родители и дети по той или иной возникшей проблеме.

9. В течение учебного года проходят различные внеклассные мероприятия, направленные на безопасность и профилактику правонарушений учащимися. Один раз в четверть проходят Дни правовых знаний с приглашением сотрудников ведомств и учреждений с. Холмогоры, на которых обсуждаются различные темы по предупреждению правонарушений и безопасности жизни и здоровья детей:

1-4 классы – «Правила поведения в школе», «Правила поведения вблизи рек и водоёмов», ««Поговорим о дружбе», «Каждый человек достоин уважения» «Вирус сквернословия» (профилактика правонарушений), «Безопасное поведение на улицах и дорогах», «Что такое Интернет?», «Воспитание здоровых привычек».

5-7 классы — «Конфликты в нашей жизни» (профилактика правонарушений), «Новогодние праздники кроме веселья, таят в себе и много опасностей», «Мы в ответе за свои поступки!», «Семья и семейные ценности», «Как вести себя на улице, дороге».

8-9 классы — «Алкоголь и подросток» (профилактика употребление ПАВ), «Подростковая жестокость и агрессия» «Вирус сквернословия», «Профориентация», «За компанию» (профилактика правонарушений), «Правила поведения в сети Интернет», «Что такое экстремизм?».

10-11 классы – «STOP ВИЧ/СПИД», «Профориентация», «Хочешь быть здоров-будь им!» (профилактика употребление ПАВ), «Есть такая профессия Родину защищать!», «Экстремизм в молодежной среде».

С учащимися, состоящими на профилактических учетах, проводится такая форма как тренинг. При проведении такого мероприятия, как тренинг-беседа «На пороге жизни» социальный педагог раскрывает такие понятия как проступок и преступление.

Затем дается задание учащимся оценить по пятибалльной шкале их следующую деятельность: успеваемость по предметам, пропуски уроков, посещение кружков и секций и поведение в школе. Так как при написании характеристики для снятия с учёта необходимо отметить именно эту деятельность подростка.

Пример одного из графиков на первоначальном этапе.

На другом занятии отмечаются права и обязанности учащихся.

Мы стараемся воспитать у учащихся осознание того, что «Только слабые совершают преступления, сильному и счастливому они не к чему».

Источник: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/666690/

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Рассматриваются вопросы направлений социальной политики государства в профилактике правонарушений несовершеннолетних; анализируются формы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: социальная политика, правонарушения подростков, профилактическая работа, эффективность профилактики, предупреждение правонарушений.

Одно из приоритетных направлений социальной политики государства — профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, включающая воспитательные, организационные, правовые, экономические меры по выявлению и устранению условий для совершения проступков. Главной причиной правонарушений несовершеннолетних является то, что они не осознают или неправильно оценивают последствия собственных поступков, считают незаконные действия опасной, но захватывающей игрой. Условиями для правонарушений являются неправильное воспитание, праздное времяпрепровождение, неблагополучное окружение, негативные процессы в обществе [1. С. 226].

Правонарушения подростков можно классифицировать на проступки и преступления. Разница между двумя классами состоит в тяжести последствий от совершенного деяния.

В настоящее время накоплен обширный и многообразный опыт профилактической работы с несовершеннолетними по профилактике правонарушений, в том числе повторных. Наработан уникальный опыт создания программно-целевых механизмов, направленных на сокращение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, путем реализации мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности системы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних.

Эффективность профилактики преступлений среди несовершеннолетних зависит от следующих условий.

1. Своевременность. Несвоевременное принятие профилактических мер может повергнуть подростка в неблагоприятные социальные и психологические условия, способствующие изменению его сознания, ценностного отношения к окружающим людям, самому себе.

2. Упреждаемостъ. Данный параметр имеет непосредственное отношение к самому поступку, совершение которого можно было предвидеть.

3. Дифференцированностъ. В процессе профилактической работы важен дифференцированный подход к субъекту воздействия, подбор форм организации и содержания индивидуального подхода к каждому подростку, с которым проводятся профилактические мероприятия с учетом особенностей личности, причин неблагоприятной жизненной или воспитательной ситуации.

4. Последовательность — последовательное применение различных средств с нарастающим элементом обязательности воздействия на личность несовершеннолетнего.

5. Комплексность. Она способствует интеграции нравственного, трудового, правового, эстетического и физического воспитания несовершеннолетних, а также обязательное взаимодействие в предупредительной работе семьи, общественно- государственных учреждений, правоохранительных органов, образовательных, культурных и научных центров.

6. Соблюдение компетенции. Данное требование предполагает обеспечение своевременности, достаточности, законности профилактических мер [2. С. 8].

Читайте так же:  Судебная рыночной экспертиза

Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения может иметь моральный или юридический характер. Система наказаний, применяемых в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, включает: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок (ч. 1 ст. 88 УК РФ). Таким образом, из двенадцати предусмотренных ст. 44 УК РФ видов наказаний в отношении несовершеннолетних могут применяться лишь перечисленные шесть.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае уголовных преступлений несовершеннолетние члены общества подлежат изоляции в специальных колониях.

Нет сомнения, что предупреждение правонарушений имеет огромное значение и рассматривается как неотъемлемая часть решения задач воспитания для достижения следующих результатов:
— преодоление педагогической запущенности;
— формирование активной жизненной позиции, вовлечение в общественно значимую деятельность;
— переключение интересов;
— профессиональная ориентация.

Профилактику правонарушений можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика направлена на предотвращение образования условий для формирования девиантного поведения и включает:
1) изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
2) изучение и коррекцию нарушения материн- ско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика:
1) раннее вмешательство в коррекцию клинико- биологических нарушений у ребенка;
2) исследование генографии семьи;
3) коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
4) определение четких семейных ролей.

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

Одним словом, профилактическая деятельность учреждений социального обслуживания населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.

Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или «вернуть их в общество». Методы социального контроля включают изоляцию, обособление, реабилитацию.

Таким образом, проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, требует большой и кропотливой работы по реализации комплекса организационно-управленческих, социально-психологических, медицинских и психолого- педагогических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения у детей и подростков, находящихся в различных формах конфликта с законом.

1. Артамонова, Е. Г. Социальная профилактика девиантного поведения подростков: роль СМИ / Е. Г. Артамонова // Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства : сб. науч.-метод, материалов. Вып. 2. — М. : ЦНПРО, 2012. — С. 226—229.
2. Идобаева, О. А. Методологические принципы развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних / О. А. Идобаева // Образование личности. — 2014. — № 4. — С. 8 — 14.
3. Забрянский, Г. И. Статистика преступности несовершеннолетних в России : аналит. обзор / Г. И. Забрянский. —М. : Знание, 2015. — 331 с.

Библиографическое описание: Гнедышева, И. А. Формы профилактики правонарушений несовершеннолетних / И. А. Гнедышева, М. Ф. Костюк // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 2. — С. 109-112.

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/formy_profilaktiki_pravonarushenij_nesovershennoletnikh/16-1-0-6447

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

В Беларуси несовершеннолетние с 23.00 до 6.00 не должны находиться на улице одни, а если такое случилось, то отвечать придется родителям. Вся ответственность за детей, гуляющих в неположенное время, ложится на плечи родителей.

В кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях введена Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 376-З.

Статья 30-1. «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища».

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.

Сотрудник органов внутренних дел, обнаруживший несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, устанавливает фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения несовершеннолетнего и фамилию, собственное имя, отчество, данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания) его родителей, опекунов или попечителей и передает несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу.

Несовершеннолетний, указанный в части второй настоящей статьи, местонахождение родителей, опекунов или попечителей которого не установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать его им, либо родители, опекуны или попечители которого не дали поручения о передаче этого несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства (месту пребывания) этого несовершеннолетнего.

Читайте так же:  Участие адвоката в суде кассационной инстанции

Об обнаружении несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, сотрудник органов внутренних дел составляет акт.

Передача несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.

Источник: http://tatarka.schools.by/pages/profilaktika-prestuplenij-i-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnih-vospitanie-pravovogo-soznanija-uchaschihsja

Формы работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • защита жизни и здоровья детей;
  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
  • пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
  • пропаганда культурно-семейных ценностей;
  • оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
  • обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
  • организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
  • повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
  • координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
  • сотрудничество с организациями и службами г. Щигры и Щигровского района по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СЛУЖБАМИ И ВЕДОМСТВАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В ОО ИМЕЕТСЯ НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОТРАЖАЮЩАЯ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:
• банк данных ОО об учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН и КДН и семьях, находящихся в социально — опасном положении;
• социальный паспорт ОО и классов;
• акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемых и учеников, находящихся в социально — опасном положении;
• справки о посещении семей;
• справки по итогам рейдов;
• журнал индивидуальной работы с учениками и родителями;
• информация о занятости ребят, состоящих на школьном учете и в ПДН, во внеурочное время и каникулярное время.

Источник: http://www.shig-sosh5.ru/vospitanie/profilaktika-pravonarushenij.html

Заключение

Анализ проведённой работы по исследованию проблем социальной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних преступников позволяет сделать следующие выводы.

Проблемы возникновения и развития правонарушений среди несовершеннолетних преступников — это социальная незащищённость которая обусловлена рядом психологических, социально-экономических и медико-социальных проблем. Все они в целом взаимосвязаны.

Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними должна осуществляться с учётом данных субъективных и объективных факторов, негативно влияющих на жизнедеятельность ребенка, а также быть ориентированной на укрепление, развитие и восстановление его внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций общества.

Деятельность различных специализированных учреждений в основном направлена, на психологическую и социально-правовую поддержку несовершеннолетних. Специалистами специализированных учреждений применяются и разрабатываются методы социально- профилактической работы применительно к несовершеннолетним, совершившим первичное преступление с целью предотвращения рецидива. Практическое значение состоит в наиболее эффективном оказании помощи подросткам в условиях специализированных учреждений.

Специалисты предоставляют психологическую, медицинскую, правовую помощь и натуральную помощь в пределах компетенции своего учреждения, а также направляют нуждающихся в правовой, психологической, медицинской помощи в те учреждения, в компетенцию которых входит её оказание.

Основной проблемой, затрудняющей деятельность специалистов специализированных учреждений, являются недостаточное финансирование мероприятий, направленных на поддержку неблагополучных слоев молодежи. Успех деятельности в целом зависит от координации специалистами деятельности всех организаций, предприятий и учреждений города, направленной на защиту прав и интересов подростков.

Специфика проведения работы по социальной профилактике правонарушений среди несовершеннолетних преступников, а также оказания социальной поддержки учитывается в практической деятельности специалистов по социальной работе в условиях специализированных учреждений. Специалистами отмечается, что работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних преступников в конкретных жизненных ситуациях позволяют повысить эффективность их социальной защиты. Исходя из анализа опыта деятельности специализированных учреждений, можно сделать вывод, что несовершеннолетние нуждаются в комплексном подходе к решению проблем развития рецидивной преступности с акцентом на оказание психологической, медико-социальной, а также социально-правовой помощи.

Список литературы

правонарушение несовершеннолетний профилактика

Алексеева, Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л.С. Алексеева // Семья в России. — 2011. — № 3. — С. 45-50.

Абдуллаев, Э.А. Борьба с преступностью несовершеннолетних: ее значение, задачи и некоторые аспекты проведения этой борьбы в современных целях Азейбарджана / Э.А. Абдулаев // История государства и права. — 2010. — № 1. — С. 14-17.

Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивации социального поведения детей / И.Р. Алтунина. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. — 300 с.

Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. — М.: Генезис, 2008. — 256 с.

Бабушкин, А.В. Как подростку защитить свои права? / А.В. Бабушкин. — М.: Сфера, 2009. — 120 с.

Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И.П. Башкатов. — М.: Академия, 2008. — 158 с.

Багреева, Е. Образование, преступность и государственная безопасность / Е. Багреева // Народное образование. — 2012. — № 5. — С. 48-51.

Волков, В.Н. Социально-психологическая характеристика формирования преступного поведения у несовершеннолетних в группах / В.Н. Волков // Закон и право. — 2009. — № 11. — С. 20-23.

Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 239 с.

Девиантное поведение подростков — профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: метод. пособие. / Авт.-сост. М.Н. Мирсэгэтова, З.И. Суховерхова, О.Ю. Васильченко. — М.: Академия, 2009. — 235 с.

Дармодехин, С.В. Семья и государство / С.В. Дармодехин // Педагогика. — 2009. — № 1. — С. 70-73.

Читайте так же:  Полное товарищество управление юридическим лицом

Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. — СПб.: Питер, 2011. — 402 с.

Дивицына, Н.Ф. Социальная работа в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына, Л.К. Миронова. — М.: Проспект, 2009. — 184 с.

Долгова, А.И. Криминология. Учебник. Гриф МО РФ / А.И. Долгова. — М.: Норма, 2014. — 1008 с.

Зарипова, Г. Противодействие преступлениям в отношении несовершеннолетних / Г. Зарипова // Законность. — 2011. — № 1. — С. 27.

Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений./ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. — М.: Академия, 2008. — 224 с.

Зубенко, В. Права детей и правовое государство / В. Зубенко // ОБЖ. — 2011. — № 11. — С. 23.

Зинчук, Е.Г. Подростковая девиантность как одно из условий формирования резерва преступного мира / Е.Г. Зинчук, В.В. Кривошеев // Преступность и дети: Сб. тезисов конференции. — М.: Просвещение, 2009. — 276 с.

Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие / Е.В. Змановская. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 288 с.

Ибрагимова, А.М. Органы внутренних дел как путь профилактики правонарушений несовершеннолетних: проблемы и некоторые пути совершенствования / А.М. Ибрагимова // Российский следователь. — 2010. — № 4. — С. 37-38.

Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. 2-е изд. / В.Г. Казанская. — СПб.: Питер, 2008. — 286 с.

Колосова, М. Малолетние бандиты / М. Колосова // Огонек. — 2010. — № 6. — С. 44-45.

Криминология: Учебник / под ред. Г.А. Аванесова. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 575 с.

Лелеков, В.А. Ювенальная криминология: Учебник / В.А. Лелеков. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 311 с.

Мировский, Э.Л. Преступное и виктимное поведение несовершеннолетних. Проблемы их вовлечения в криминальную деятельность / Э.Л. Мировский // Закон и право. — 2010. — № 7. — С. 17-19.

Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. — М.: Когито-Центр, 2008. — 158 с.

Нагаев, В.А. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы / В.А. Нагаев. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 274 с.

Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. — М.: Дашков и К, 2012. — 120 с.

Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 456 с.

Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 185 с.

Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок, О.А. Аникеева, О.С. Бухтерева., Ю.С. Ерохин. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 600 с.

Петрова, А.В. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением / А.В. Петрова. — М.: Флинта, 2008. — 152 с.

Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 января 1997 г. № 4. — 38 с.

Подросток: проблемы социальной адаптации / Сост. и ред. В.К. Криворученко. — М.: Сфера, 2010. — 80 с.

Плоткин, М.М. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей / М.М. Плоткин, В.И. Ширинсит // Семья в России. — 2012. — № 2. — С. 46.

Поддубная, Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 473 с.

Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: метод. пособие / Под ред. И. Соковни. — М.: Просвещение, 2010. — 158 с.

Рассел, Д. О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних / Д. Рассел. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 108 с.

Реабилитация социально дезаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Сост. Г.М. Иващенко, В.Н. Бушуева при участии В.И. Ширинского. — М.: Сфера, 2008. — 225 с.

Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. — СПб.: Питер, 2013. — 456 с.

Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. — 128 с.

Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. — М.: Московский ин-т, 2011. — 369 с.

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 472 с.

Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 240 с.

Рычкова, Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. — М.: Академия, 2008. — 300 с.

Филонов, Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности: Сб. / Л. Б. Филонов. — М.: Наука, 2009. — 400 с.

Фалькович, Т.А. Подростки XXI века: Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / И.В. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая. — М.: ВАКО, 2011. — 256 с.

Черемошкина, Л.В. Ценностные ориентации современной молодёжи как основа социальной ответственности / Л.В. Черемошкина // Социальная политика и социология. — 2009. — № 3. — С. 146-154.

Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. — ВАКО, 2010. — 170 с.

Штинова, Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» и «Социальная работа» / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 447 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/1884330/pedagogika/zaklyuchenie

Формы работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here