Государственно частное партнерство и некоммерческое партнерство

Полезная информация в статье: "Государственно частное партнерство и некоммерческое партнерство" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Государственно частное партнерство и некоммерческое партнерство

В 2009 году по инициативе ведущих финансирующих и экспертных организаций было организованно Некоммерческое партнерство «Центр развития ГЧП», главной задачей которого стала консолидация участников рынка инфраструктурных проектов для внедрения в России механизмов государственно-частного партнерства.

Более 8 лет Центр ведет системную деятельность по созданию условий для ускоренного развития и модернизации общественной инфраструктуры на территории Российской Федерации с применением механизмов государственно-частного партнерства.

Федеральное законодательство о ГЧП. В 2010 году была инициирована разработка федерального закона о ГЧП. Эксперты Центра принимали непосредственное участие в разработке законопроекта, принятого в июле 2015 года.

Формирование проектных команд. С 2011 года ведется системная работа по подготовке профессиональных проектных команд в сфере ГЧП. В 25 регионах реализованы 105 образовательных программ, в рамках которых обучено более 3000 сотрудников органов государственной и муниципальной власти.

Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП. В 2012 году была разработана методика рейтингования субъектов РФ по уровню развития ГЧП. Рейтинг формируется на ежегодной основе и учитывается при расчете показателей Национального рейтинга состояния инвестклимата в субъектах РФ.

Платформа поддержки инфраструктурных проектов. В 2013 году заключено соглашение с Министерством экономического развития РФ в рамках которого создана единая информационная система по вопросам развития ГЧП – pppi.ru.

Инфраструктурный конгресс. С 2013 года ежегодно проводится инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП», а также ряд отраслевых мероприятий: Стратегический форум «Транспортные системы России», Общероссийский форум «Частные операторы коммунальной инфраструктуры», а также Национальная премия в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА».

Региональный ГЧП-стандарт. В 2014 году совместно с Минэкономразвития России для формирования институциональной среды в сфере ГЧП в субъектах РФ разработан региональных ГЧП-стандарт. На сегодняшний день стандарт внедряется в 52 субъектах Российской Федерации.

Ключевой институт развития ГЧП в России. В 2015 году Центр развития ГЧП признан Всемирным банком как официальный институт развития ГЧП в России.

«Президентская» инициатива. С 2016 года Центр реализует стратегическую инициативу АСИ «Новое качество жизни», направленную на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Проект поддержан председателем Наблюдательного совета АСИ, Президентом РФ В.В. Путиным.

Программа поддержки проектных инициатив. В марте 2017 года совместно с Советом Федерации и Агентством стратегических инициатив запущена Всероссийская программа поддержки проектных инициатив, направленная на отбор и содействие в запуске перспективных проектов ГЧП по всей России.

АНО «Национальный Центр ГЧП». В 2017 году по инициативе Агентства стратегических инициатив и при поддержке Минэкономразвития России и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Центр был реорганизован в автономную некоммерческую организацию «Национальный Центр ГЧП».
Данное решение продиктовано необходимостью объединения усилий участников рынка для выработки системного подхода к развитию и стимулированию применения механизмов ГЧП в Российской Федерации.

В ноябре 2019 года ключевым учредителем Центра стала государственная корпорация развития ВЭБ.РФ.

© 2009 — 2016 Центр развития
государственно-частного партнерства

Источник: http://pppcenter.ru/about

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Государственно-частное партнерство

Эффективным способом поддержки развития предпринимательства со стороны органов власти является государственно-частное и муниципально-частное партнерство.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

Нормативное определение государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства содержится в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 3): это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.

Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.

Читайте так же:  Налог на возмещение ущерба при дтп

Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса. Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.

Основные модели ГЧП

1. Концессионная модель, предусматривающая право государственной (муниципальной) собственности на объект соглашения (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о КС);

2. Модель ГЧП, при которой объект соглашения будет находиться в частной собственности при условии соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ГЧП), соглашением о ГЧП и иными общими положениями законодательства РФ.

ПРИЗНАКИ ГЧП

Долгосрочный характер партнерства (для СГЧП не менее 3 лет) Долгосрочный характер проектов в сфере ГЧП следует из необходимости возврата частных инвестиций и комплексного характера таких проектов
Распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного инвестора не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и (или) техническому обслуживанию. Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частной и публичной сторон в проектах ГЧП. Наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков.
Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной Основным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером), при этом публичный партнер (концедент) вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и (или) техническим обслуживанием объекта соглашения

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable Преимущества механизма ГЧП"обычная>

Для публичной стороны Для частной стороны
Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения
Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация) Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП
Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности)
Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе удовлетворенности потребителей, привлечения новых технологий Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации
Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру) Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту)
Снижение присутствия государства в экономике Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством
В случае частной инициативы – возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность управления имущественным комплексом В случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable Закон о КС и Закон о ГЧП. Ключевые отличия"обычная>

По КС концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определенный соглашением срок.

В 2015 году был принят Закон о ГЧП, который позволил использовать новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП в российской практике. Ключевой элемент его правового регулирования – это СГЧП.

Предусмотренная Законом о ГЧП новелла – возможность возникновения частной собственности на публичную инфраструктуру. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.

В интересах инвесторов Законом о ГЧП и Законом о КС предусмотрен механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. В случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т. д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.

Читайте так же:  Заявление в суд о возврате пенсионных начислений

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable Ключевые отличия концессионного соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве"обычная>

КС СГЧП
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ всегда сохраняется за публичной стороной (концедентом) возникает у частного партнера
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ всегда возлагается на концессионера может быть возложено на публичного партнера

В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон Калининградской области от 30.12.2010 № 536 «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства» и о внесении изменений в отдельные законы Калининградской области» был признан утратившим силу (в соответствии с Законом Калининградской области от 23.12.2015 № 505 «О признании утратившим силу Закона Калининградской области «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства»).

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 07.07.2016 № 281 «Об уполномоченных органах исполнительной власти Калининградской области в сфере государственно-частного партнерства, о внесении дополнения и изменений в постановление Правительства Калининградской области от 13 марта 2015 года №112» Министерство экономики Калининградской области определено органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 17 Федерального закона № 224-ФЗ.

Источник: http://ppp.kgd-rdc.ru/

Государственно частное партнерство и некоммерческое партнерство

В настоящее время механизмы государственно-частного партнерства получают широкое распространение в Российской Федерации и включают в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду в том числе:

  • Концессионные соглашения, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
  • Соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Механизмы государственно-частного партнерства позволяют на благоприятных условиях привлекать частные инвестиции и компетенции для создания качественной общественной инфраструктуры и оказания различных услуг на базе создаваемого имущества в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом.

Источник: http://www.economy.gov.ru/material/departments/d18/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo/

Государственно частное партнерство и некоммерческое партнерство

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Наиболее показательный опыт государственно-частных партнёрств наработан в Великобритании [1] .

Понятие государственно-частного партнёрства

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

  • сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
  • взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
  • взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
  • ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
  • в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
  • финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях. [2]

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Формы государственно-частного партнёрства

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести [2] :

Области применения государственно-частного партнёрства

Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод. [3]

Государственно-частное партнёрство в России

Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует. [4]

Определения государственно-частного партнёрства присутствуют в законах о ГЧП, принятых в 60 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2012 года). Полный список см.: www.pppi.ru В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития.. [5]

Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:

Государственно-частное партнёрство на Украине

В октябре 2010 года вступил в силу Закон Украины «О государственно-частном партнёрстве» — закон, отразивший точку зрения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия бизнеса и государства.

Государственно-частное партнёрство как способ организации публично-частных правоотношений известно украинскому бизнесу давно. На практике оно выражается в формах совместной деятельности, управления государственном имуществом, аренды государственного имущества, концессии и других. Новый закон фактически воспроизводит картину государственно-частного партнёрства, существующую на практике, с прибавлением к ней желательных для государства штрихов. Термин «государственно-частное партнёрство» введён как политико-управленческая, а не юридическая категория. Он определён как сотрудничество между государством в лице его органов и субъектами хозяйствования, основанное на договоре. Более подробно о государственно-частном партнёрстве на Украине можно найтиукраиноязычной странице

Читайте так же:  Заявление анкета на ребенка загранпаспорт

Государственно-частное партнёрство в Санкт-Петербурге

Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества ОИГВ и частного сектора для реализации крупных общественных проектов. Так по мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам А.Чичканова: «Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами».

По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:

  1. Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».
  2. В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге».
  3. В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. в том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве»
  4. Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»».

Действующие проекты ГЧП в Санкт-Петербурге

На основе Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» осуществляются два крупных проекта: развитие аэропорта «Пулково» и строительство завода по переработке твердых бытовых отходов в п. Янино Также ведется предварительная подготовка проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водо- и теплоснабжение, электросбережение и т. п.), развития транспортной инфраструктуры и в социальной сфере (строительство социально значимых объектов – школ, больниц и др.).

Конкурсы по проектам ГЧП в Санкт-Петербурге

31 марта 2011 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды участков. Победителем Конкурса признано ООО «Управляющая компания «Перемена». В настоящее время Комитетом объявлены конкурсы на реализацию следующих проектов:

  • строительство Дворца искусств на Васильевском острове
  • создание и эксплуатация автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
  • реконструкция и строительство объектов Северной водонапорной станции Санкт-Петербурга с внедрением двухступенчатой технологии очистки воды

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/631221

Государственно-частное партнерство

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.05.2016 2016-05-17

Статья просмотрена: 1887 раз

Библиографическое описание:

Суворова И. А., Мижит-Оол О. Р. Государственно-частное партнерство // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 891-894. — URL https://moluch.ru/archive/114/30262/ (дата обращения: 06.02.2020).

Государственно-частное партнерство — юридически оформленное сотрудничество между государством и бизнесом, направленное, как и на развитие и продвижение данного бизнеса, так и на улучшение экономической ситуации в стране. Понятие ГЧП произошло из английского термина «Public-privatepartnership», который в сокращении — PPP. Государственно-частное партнерство применяется во множестве стран мира, таких как: США, Англия, Китай, Бельгия, Германия, Франция, Австрия и Канада. Это значит, что все экономически-развитые страны уже перешли на ГЧП, а это значит, что данный вид взаимоотношений доказал свою эффективность и поводов для его игнорирования нет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основные принципы ГЧП:

1) Сторонами юридически оформленного договора являются государство и частный бизнес;

2) Продолжительные сроки взаимоотношений (от 15–25 лет);

3) Участники соглашения ответственны перед друг другом;

4) Ресурсы сторон консолидируются;

5) Соглашение имеет публичную, общественную направленность;

6) Прибыль, риски и расходы делятся между сторонами в заранее обговоренных пропорциях.

Каждая из сторон соглашения вносит свой вклад в развитие ГЧП (рис. 1), также следует учесть, что в большинстве случаев главенствующем субъектом в данном виде соглашений, как ГЧП, является государство.

Частный бизнес в развитие ГЧП вносит такие вклады, как:

1) Денежные и другие материальные ресурсы предприятия;

2) Большой опыт работы в данной сфере у сотрудников;

3) Скорость и качество принятия управленческих решений;

4) Креативные и нестандартные способы разрешения проблем;

5) Наличие связей и уже заключенных на долгий период времени договоров с поставщиками и подрядчиками.

Государство в развитие ГЧП вносит следующие вклады:

1) Права собственности на объекты, а также освобождение от выплаты арендной платы частным бизнесом государственного имущества;

2) Налоговые и прочие льготы;

3) Финансовая поддержка;

4) Государственные гарантии;

5) Создание соответствующей законодательной базы и инфраструктуры функционирования партнерства;

Читайте так же:  Изменение способа исполнения решения суда судебная практика

6) Некие материальные вклады в рамках ГЧП в развитие частного бизнеса, которые после окончания срока действия соглашения не делятся между сторонами, а в полной мере права собственности передаются бизнесу.

Рис. 1. Цели и значимость государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП

В России государственно-частное партнерство на сегодняшний день развито слабее, чем в других экономически-лидирующих странах. Для эффективного развития ГЧП в России необходимо выполнить 4 основных задачи (рис.2):

1) Разработать конкретный план ведения ГЧП;

2) Создать необходимую экономическую, организационную и правовую среду;

3) Создать специальный орган государственно-частного партнерства;

4) Подготовить специалистов в области ГЧП для работы в специальных ГЧП органах. Путь к достижению данной цели: внедрение в государственных университетах данное направление подготовки «государственно-частного партнерства» и создание большого количества бюджетных мест.

Данные задачи направлены на создание, развитие и масштабное внедрение государственно-частного партнерства в большинство видов деятельности предприятий РФ, что значительно повысит экономическое состояние страны. Для осуществления создания и качественного развития ГЧП во всех субъектах Российской Федерации может потребоваться порядка 8–10 лет, что не является долгим сроком для столь масштабного развития ГЧП в России.

Рис. 2. системный подход к развитию ГЧП в России

Примером отличного функционирования государственно-частного партнерства можно назвать Китай и описать его следующим примером со строгой последовательностью действий на примере постройки и открытия плавательного бассейна:

1) Государство выделяет землю и объявляет конкурс на постройку плавательного бассейна;

2) Подрядчики и застройщики расписывают бизнес-планы до мельчайших подробностей и передают их государству;

3) Государство отбирает лучший бизнес-план и выделяет внушительные средства на постройку бассейна, и, более того, к абсолютно каждой частной фирме, подписавшей соглашении о ГЧП, государство направляет государственного чиновника, который помогает решать частной организации все сопутствующие проблемы, возникающие по вине государства, тем самым значительно сокращается время выполнения проекта. Одной очень интересной особенностью является тот факт, что во время постройки объекта государство не осуществляет никакой контроль, а контроль над выполнением лежит только на руководящем составе бизнеса. Однако предприятие обязано сдать объект в срок, установленный соглашением;

4) Государство принимает построенный бассейн у застройщика, на этом соглашение с застройщиком о ЧГП прекращается;

5) Государство объявляет новый конкурс — на лучший план развития и функционирования плавательного бассейна;

6) На данном этапе не только частные организации, но и частные лица создают бизнес-проекты на лучший план развития плавательного бассейна;

7) Государство объявляет победителя. И тут государство делает такой шаг, на который до сих пор не решаются большинство стран — государство полностью передаёт права собственности на бассейн частному лицу. Обусловлен такой выбор стратегии ГЧП следующим психологическим для человека фактором: если бы государство осуществляло контроль за функционированием бассейна, то бассейн и принадлежал бы государству, а значит никакой менеджер не вкладывал бы максимальное количество усилий в развитие проекта, ведь проект не является его собственностью. При переписывании прав собственности на человека — данный бизнес становится его собственностью законным путем, а абсолютно каждый человек о своем заботится сильнее, чем о чужом, и, следовательно, и сил вкладывает больше. Тем самым развитие бассейна осуществляется более высокими темпами, а экономика Китая становится сильнее.

Государственно-частное партнерство — это будущее любой страны мира. Ведь именно при тесном функционировании государства с частными лицами возможно добиться максимально эффективного результата, что будет повышать экономику страны стремительными темпами.

  1. Алпатов А. А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А. А. Алпатов, А. В. Пушкин, Р. М. Джапаридзе. — М.: Альпина Паблишерз, 2010;
  2. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука РАН, 2005;
  3. Правовые формы государственно-частного партнерства в России и зарубежных странах / А. В. Белицкая // Предпринимательское право. — 2009. — N 2;
  4. Хатаева М. А Законодательство о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы / М. А. Хатаева, А. М. Цирин // Журн. рос. права. — 2008. — № 10.

Источник: http://moluch.ru/archive/114/30262/

Государственно частное партнерство и некоммерческое партнерство

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Наиболее показательный опыт государственно-частных партнёрств наработан в Великобритании [1] .

Понятие государственно-частного партнёрства

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

  • сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
  • взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
  • взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
  • ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
  • в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
  • финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях. [2]
Читайте так же:  Аренда безвозмездное пользование муниципальный район

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Формы государственно-частного партнёрства

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести [2] :

Области применения государственно-частного партнёрства

Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод. [3]

Государственно-частное партнёрство в России

Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует. [4]

Определения государственно-частного партнёрства присутствуют в законах о ГЧП, принятых в 60 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2012 года). Полный список см.: www.pppi.ru В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития.. [5]

Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:

Государственно-частное партнёрство на Украине

В октябре 2010 года вступил в силу Закон Украины «О государственно-частном партнёрстве» — закон, отразивший точку зрения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия бизнеса и государства.

Государственно-частное партнёрство как способ организации публично-частных правоотношений известно украинскому бизнесу давно. На практике оно выражается в формах совместной деятельности, управления государственном имуществом, аренды государственного имущества, концессии и других. Новый закон фактически воспроизводит картину государственно-частного партнёрства, существующую на практике, с прибавлением к ней желательных для государства штрихов. Термин «государственно-частное партнёрство» введён как политико-управленческая, а не юридическая категория. Он определён как сотрудничество между государством в лице его органов и субъектами хозяйствования, основанное на договоре. Более подробно о государственно-частном партнёрстве на Украине можно найтиукраиноязычной странице

Государственно-частное партнёрство в Санкт-Петербурге

Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества ОИГВ и частного сектора для реализации крупных общественных проектов. Так по мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам А.Чичканова: «Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами».

По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:

  1. Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».
  2. В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге».
  3. В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. в том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве»
  4. Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»».

Действующие проекты ГЧП в Санкт-Петербурге

На основе Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» осуществляются два крупных проекта: развитие аэропорта «Пулково» и строительство завода по переработке твердых бытовых отходов в п. Янино Также ведется предварительная подготовка проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водо- и теплоснабжение, электросбережение и т. п.), развития транспортной инфраструктуры и в социальной сфере (строительство социально значимых объектов – школ, больниц и др.).

Конкурсы по проектам ГЧП в Санкт-Петербурге

31 марта 2011 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды участков. Победителем Конкурса признано ООО «Управляющая компания «Перемена». В настоящее время Комитетом объявлены конкурсы на реализацию следующих проектов:

  • строительство Дворца искусств на Васильевском острове
  • создание и эксплуатация автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
  • реконструкция и строительство объектов Северной водонапорной станции Санкт-Петербурга с внедрением двухступенчатой технологии очистки воды
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583971/biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/631221

Государственно частное партнерство и некоммерческое партнерство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here