Гражданско правовая ответственность воинских частей

Полезная информация в статье: "Гражданско правовая ответственность воинских частей" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

О гражданско-правовой ответственности воинской части за имущественный вред, причиненный источником повышенной опасности военного назначения

(Соколова Е. В.) («ЭНИ «Военное право», 2013, Выпуск N 1)

О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ЗА ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ИСТОЧНИКОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

——————————— Рецензент: Кудашкин А. В., докт. юрид. наук, профессор.

Соколова Елена Вячеславовна, старший преподаватель кафедры N 27 (гражданского права) Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации.

В статье рассматриваются отдельные вопросы, возникающие в связи с причинением имущественного вреда воинскими частями вследствие использования источников повышенной опасности военного назначения. Автор обращает внимание на тот факт, что имущественный вред может возникнуть у граждан и юридических лиц как в результате правомерных, так и неправомерных действий воинской части; и предлагает дифференцированный подход к возмещению убытков в зависимости от квалификации таких действий. Отдельного внимания заслуживают предложения автора по внесению изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Ключевые слова: источник повышенной опасности, воинская часть, возмещение вреда, противоправность, боевые действия, учения и маневры. Шифр научной специальности (код ВАК) — 20.02.03.

On the civil liability of the military unit for property damage caused by ultra-hazardous military sources E. Sokolova, senior lecturer of the Civil Law Department of the Military University of the Ministry of Defense Federal State Public Military Institution of Higher Education

The article considers some issues arising due to damage caused by ultra-hazardous military sources. The author underscores that property damage can be inflicted on individuals and legal entities as a result of both legal and illegal activities of military units and offers a differentiated approach to such damages depending on the legal treatment of such actions. Author’s suggestions to change the Civil Code of the Russian Federation are particularly worth considering.

Key words: ultra-hazardous military source, military unit, compensation of damage, illegal, fighting, drills and maneuvers. Scientific Specialty Code (Code of the State Commission for Academic Degrees and Titles) — 20.02.03.

В ноябре 2010 года в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д. А. Медведев утвердил новые приоритеты совершенствования Вооруженных Сил Российской Федерации. Президент Российской Федерации отметил, что развитие нашего государства и общества невозможно без эффективного обеспечения национальной безопасности и обороны, в связи с чем был взят курс на глубокую модернизацию Вооруженных Сил. Прежде всего речь идет о создании военно-космической обороны, переоснащении войск новыми системами и образцами вооружения и военной техники, строительстве военных городков новой системы базирования войск и др. . Таким образом, в распоряжении воинских частей и других военных организаций появятся новые, более современные средства обороны и средства обеспечения безопасности, но в то же время — и более совершенные объекты, являющиеся источниками повышенной опасности. ——————————— Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Москва. Кремль. http://Президент. РФ.

Под источниками повышенной опасности понимаются предметы материального мира, обладающие опасными свойствами, а также любая деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда, в связи с тем что такие объекты и деятельность не поддаются полному контролю со стороны человека . ——————————— Примечание. В настоящее статье термин «источник повышенной опасности» используется для обозначения как предметов материального мира, обладающих опасными свойствами, так и деятельности, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. При этом во всех случаях речь идет только об источниках повышенной опасности военного назначения.

В Постановлении арбитражного суда кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по иному аналогичному делу (дело N Ф08-427/2003) было также указано на то, что действия силовых ведомств осуществлялись в целях восстановления конституционного порядка в Чеченской Республике. Действия, предпринятые в рамках контртеррористической операции, не являются противоправными, поскольку совершались в целях предотвращения опасности в отношении государства и его граждан. Опасность террористических актов не могла быть устранена иными средствами, а действия ответчика (Министерства обороны Российской Федерации) осуществлялись без превышения пределов крайней необходимости. При таких обстоятельствах, по мнению суда, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется . ——————————— Постановление арбитражного суда кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 марта 2003 год по делу N Ф08-427/2003 // ППС «Гарант». Дата обращения — 12 августа 2012 года.

Однако по указанным нами основаниям в таких случаях гражданско-правовая ответственность (в виде возмещения убытков) не должна возлагаться ни на воинские части ни на государство. Примечательно, что и сама Т. В. Дубынина ссылается не столько на ГК РФ, сколько на Постановление Правительства Российской Федерации, определяющее порядок и условия выплат компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество пострадавшим гражданам Чеченской Республики, причем покинувшим Чеченскую Республику безвозвратно . ——————————— Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 510 «О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской республике и покинувшим ее безвозвратно» // СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2281.

1. Дубынина Т. В. Применение гражданско-правовых средств в деятельности военных организаций. Дис. … канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2012.

Источник: http://center-bereg.ru/b1776.html

Нормативные основания гражданско-правовой ответственности военных организаций за вред, причиненный военнослужащими при исполнении служебных обязанностей

(Празднов А. Н.) («Военно-юридический журнал», 2006, N 9)

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Празднов А. Н., адъюнкт кафедры гражданского права Военного университета, капитан юстиции.

Для того чтобы гражданское (в том числе обязательственное) правоотношение могло возникнуть, необходимы в первую очередь нормативные предпосылки. Поэтому норма права создает юридическую возможность возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения, в то время как юридические факты выступают в качестве конкретной правовой основы динамики конкретных гражданских правоотношений . Нормативно-правовым основанием выступает норма права (правовой институт), регулирующая общественное отношение, юридической формой которого является соответствующее гражданское правоотношение. ——————————— См.: Красавчиков О. А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 27.

Таким образом, буквальное толкование содержания ст. 1068 ГК РФ не дает оснований применять данную норму Закона к правоотношениям, возникающим вследствие причинения вреда военнослужащими при исполнении ими служебных обязанностей. Однако судебная практика выработала единую позицию: вопрос о гражданско-правовой ответственности в случае причинения военнослужащими вреда при исполнении служебных обязанностей должен решаться на основании ст. 1068 ГК РФ . ——————————— См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ. 2004. 23 июня; 30 июня.

В любом случае, позиция суда более чем понятна автору, ведь еще в 1949 г. С. И. Братусь выдвинул концепцию об ответственности юридического лица за действия всех его работников как за собственные действия и собственную вину . Впоследствии эта концепция была развита в трудах многих авторов , воспринята законодателем и впервые закреплена в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. (ч. 3 ст. 88) и ГК 1964 г. (ст. 445). Однако понятие «работник» в то время применительно к деликтной ответственности организации на законодательном уровне отсутствовало, что вызывало известную трудность применения на практике. Но позволяло, по мнению автора, определять работника в широком смысле с учетом различных правоотношений, в частности военнослужащего, с учетом военно-служебных отношений. ——————————— См.: Братусь С. Н. Некоторые вопросы учения о субъектах права // Советское государство и право. 1949. N 11. С. 78. См.: Иоффе О. С. Ответственность по советскому гражданскому праву. Л., 1955 (гл. 2., пар. 3); Новицкий И. Б., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве. М., 1950. С. 352; Флейшиц Е. А. Обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения. М., 1951. С. 7; и др.

Читайте так же:  Правила о защите деловой репутации

Но при этом следует согласиться с мнением О. С. Иоффе, который считал, что деятельность юридических лиц выражается в действиях их руководителей, а также рабочих, служащих либо иных работников, соответственно, вред, вызванный такими действиями, считается причиненным самим юридическим лицом. Вслед за этим он пишет, что, «возместив вред потерпевшему, юридическое лицо вправе предъявить регрессный иск к работнику, являющемуся конкретным виновником причинения вреда» . ——————————— Иоффе О. С. Обязательное право. М., 1975. С. 799 — 800.

«Действия любого работника, связанные с исполнением его служебных (трудовых) обязанностей, — отмечал В. Т. Смирнов, — это действие самого юридического лица, а вина работника есть вина юридического лица, и, следовательно, ответственность юридического лица в этом случае является ответственностью за свои действия и за свою вину. При иной постановке вопроса все разговоры об ответственности юридических лиц за правонарушения вообще были бы лишены всякого смысла» . ——————————— Смирнов В. Т. Обоснование деликтной ответственности юридических лиц // Проблемы гражданского и административного права. Л., 1962. С. 265 — 266.

Источник: http://center-bereg.ru/e1070.html

Дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность военнослужащих за правонарушения

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

Так, согласно ст. 28 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные*, виновные действия (бездействие)**, выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.

Примечание «ЮК Стратегия»:

*Противоправное деяние — общественно опасное, вредное деятние, не соответствующее предписанию (правилу поведения), установленному правовым актом.

**Виновные действия — действия, совершенные лицом, осознающим противопровность своих действий (бездействия).

Порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, меры дисциплинарного воздействия (наказания) установлены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (ДУ ВС РФ).

Сосгласно ст. 81 ДУ ВС РФ п ринятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, за исключением военнослужащего военной полиции, назначенного для проведения разбирательства, который может иметь воинское звание и воинскую должность ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка — с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.

Во всех остальных случаях, кроме тех, что указаны в ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях военнослужащие совершившие административные правонарушения, привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, также как и в случае совершения ими дисциплинарного проступка.

При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы — также в виде административного штрафа.

К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются в общем порядке, без каких-либо особенностей, например, за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случаях, порядке и размерах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, когда им, например, не при исполнении обязанностей военной службы причинен материальный ущерб или моральный вред третьим лицам, не исполнены какие-либо обязательства, принятые на себя по договору (сделке), либо им без правовых оснований приобретено (сохранено) имущество, включая деньги.

К материальной ответственности военнослужащие привлекаются в случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются как в случаях совершения ими преступлений, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность для всех остальных граждан, так и в случае совершения ими преступлений, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность только для военнослужащих.

Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

Читайте так же:  Основание для психиатрического освидетельствования работников

Согласно ч. 2 ст. 12 УПК РФ военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Если у Вас есть вопросы к военному юристу, касающиеся привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или материальной ответственности, обращайтесь к нам.

Нужна помощь военного юриста?

Нужна профессиональная юридическая консультация на человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ».

© 2016 Юридическая компания «СТРАТЕГИЯ» © Аll rights reserved (Все права защищены). Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя (ст. 1229 ГК РФ) запрещено!

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber) (9:00-19:00 рабочие дни время московское)

Задать вопрос военному юристу E-mail:[email protected]

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место». Такую награду получают организации, е сли пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

Источник: http://voensud-mo.ru/duty

Статья 28. Ответственность военнослужащего

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ статья 28 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 28 . Ответственность военнослужащего

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28 настоящего Федерального закона

1. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Основания и порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, установленные настоящим Федеральным законом, распространяются на военнослужащих, отбывающих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, если иное не установлено Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

>
Права военнослужащего, который привлекается к дисциплинарной ответственности
Содержание
Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/178792/53070549816cbd8f006da724de818c2e/

О гражданско-правовой ответственности воинской части за имущественный вред, причиненный источником повышенной опасности военного назначения

(Соколова Е. В.) («ЭНИ «Военное право», 2013, Выпуск N 1)

О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ЗА ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ИСТОЧНИКОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

——————————— Рецензент: Кудашкин А. В., докт. юрид. наук, профессор.

Соколова Елена Вячеславовна, старший преподаватель кафедры N 27 (гражданского права) Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации.

В статье рассматриваются отдельные вопросы, возникающие в связи с причинением имущественного вреда воинскими частями вследствие использования источников повышенной опасности военного назначения. Автор обращает внимание на тот факт, что имущественный вред может возникнуть у граждан и юридических лиц как в результате правомерных, так и неправомерных действий воинской части; и предлагает дифференцированный подход к возмещению убытков в зависимости от квалификации таких действий. Отдельного внимания заслуживают предложения автора по внесению изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Ключевые слова: источник повышенной опасности, воинская часть, возмещение вреда, противоправность, боевые действия, учения и маневры. Шифр научной специальности (код ВАК) — 20.02.03.

On the civil liability of the military unit for property damage caused by ultra-hazardous military sources E. Sokolova, senior lecturer of the Civil Law Department of the Military University of the Ministry of Defense Federal State Public Military Institution of Higher Education

The article considers some issues arising due to damage caused by ultra-hazardous military sources. The author underscores that property damage can be inflicted on individuals and legal entities as a result of both legal and illegal activities of military units and offers a differentiated approach to such damages depending on the legal treatment of such actions. Author’s suggestions to change the Civil Code of the Russian Federation are particularly worth considering.

Key words: ultra-hazardous military source, military unit, compensation of damage, illegal, fighting, drills and maneuvers. Scientific Specialty Code (Code of the State Commission for Academic Degrees and Titles) — 20.02.03.

В ноябре 2010 года в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д. А. Медведев утвердил новые приоритеты совершенствования Вооруженных Сил Российской Федерации. Президент Российской Федерации отметил, что развитие нашего государства и общества невозможно без эффективного обеспечения национальной безопасности и обороны, в связи с чем был взят курс на глубокую модернизацию Вооруженных Сил. Прежде всего речь идет о создании военно-космической обороны, переоснащении войск новыми системами и образцами вооружения и военной техники, строительстве военных городков новой системы базирования войск и др. . Таким образом, в распоряжении воинских частей и других военных организаций появятся новые, более современные средства обороны и средства обеспечения безопасности, но в то же время — и более совершенные объекты, являющиеся источниками повышенной опасности. ——————————— Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Москва. Кремль. http://Президент. РФ.

Под источниками повышенной опасности понимаются предметы материального мира, обладающие опасными свойствами, а также любая деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда, в связи с тем что такие объекты и деятельность не поддаются полному контролю со стороны человека . ——————————— Примечание. В настоящее статье термин «источник повышенной опасности» используется для обозначения как предметов материального мира, обладающих опасными свойствами, так и деятельности, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. При этом во всех случаях речь идет только об источниках повышенной опасности военного назначения.

В Постановлении арбитражного суда кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по иному аналогичному делу (дело N Ф08-427/2003) было также указано на то, что действия силовых ведомств осуществлялись в целях восстановления конституционного порядка в Чеченской Республике. Действия, предпринятые в рамках контртеррористической операции, не являются противоправными, поскольку совершались в целях предотвращения опасности в отношении государства и его граждан. Опасность террористических актов не могла быть устранена иными средствами, а действия ответчика (Министерства обороны Российской Федерации) осуществлялись без превышения пределов крайней необходимости. При таких обстоятельствах, по мнению суда, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется . ——————————— Постановление арбитражного суда кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 марта 2003 год по делу N Ф08-427/2003 // ППС «Гарант». Дата обращения — 12 августа 2012 года.

Читайте так же:  Подготовка возражений на иск

Однако по указанным нами основаниям в таких случаях гражданско-правовая ответственность (в виде возмещения убытков) не должна возлагаться ни на воинские части ни на государство. Примечательно, что и сама Т. В. Дубынина ссылается не столько на ГК РФ, сколько на Постановление Правительства Российской Федерации, определяющее порядок и условия выплат компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество пострадавшим гражданам Чеченской Республики, причем покинувшим Чеченскую Республику безвозвратно . ——————————— Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 510 «О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской республике и покинувшим ее безвозвратно» // СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2281.

1. Дубынина Т. В. Применение гражданско-правовых средств в деятельности военных организаций. Дис. … канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2012.

Источник: http://center-bereg.ru/e146.html

Гражданско-правовая и уголовная ответственность военнослужащих.

Административная ответственность на общих основаниях наступает для военнослужащих за нарушение правил дорожного движения, правил охоты. рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и т.д.. Однако к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

Материальная ответственность — это вид юридической ответственности военнослужащих, под которой понимается установленная для них обязанность возместить в денежной форме полностью или частично размерах причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы материальный ущерб государству.

В настоящее время до принятия закона о материальной ответственности военнослужащих порядок привлечения военнослужащих к этому виду юридической ответственности определяется Положением о материальной

ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству.

Материальная ответственность военнослужащих в большинстве случаев обусловлена тем ущербом, который возникает из-за несоблюдения предусмотренных воинским уставом, наставлениями, положениями, руководствами, приказами и другими правовыми актами конкретных правил использования военного имущества, денежных средств, обращения оружием, боевой техникой, другим военным имуществом, следовательно, в таких случаях не только причиняется материальный ущерб, но одновременно нарушаются и соответствующие нормы (правила) воинского порядка. Стало быть, установленная обязанность возмещения причиненного материального ущерба, помимо восполнения этого урона, оказывает положительное влияние на такие, как некоторые предметы летно- технического, специального, морского и десантного обмундирования, штурманского снаряжения, специальной одежды и обуви, инвентарных теплых вещей, сумма ущерба исчисляется в повышенных (кратных) размерах. Причинная связь означает, что материальный ущерб явился непосредственным следствием конкретных действий (бездействий) именно данного, а не другого лица. В многогранности жизненных явлений важно тщательно и конкретно выявлять действительную связь материального ущерба и деяния, не ограничиваясь ее иногда кажущейся видимостью.

Законодательство о материальной ответственности военнослужащих требует в случае причинения материального ущерба государству и при решении вопроса о привлечении к ответственности, выявления именно тех лиц, действиями (бездействиями) которых прямо и непосредственно был причинен обнаруженный ущерб.

Гражданско-правовая ответственностьнаступает за нарушение договорных обязательств или причинение имущественного внедоговорного вреда. Главное содержание гражданско-правовой ответственности — возмещение имущественного ущерба, (а при нарушении договорных обязательств и уплата за неустойки). Особенностями гражданско — правовой ответственности являются:

Видео (кликните для воспроизведения).

— добровольное возмещение ущерба при осознании своей вины
и необходимости нести ответственность;

— обращение потерпевшего сначала к нарушителю за возмещением
ущерба (в имущественных спорах между организациями это обязательно)
ивозможности в некоторых случаях самому потерпевшему применить
санкции.

Для гражданско-правовой ответственности характерно возмещение причиненного имущественного вреда. Вопросы гражданско-правовойответственности могут решаться как различными судами, так органами управления. В отличие от уголовного процесса, где действует презумпция невиновности, когда обвиняемый не обязан доказывать отсутствие своей вины, при гражданско-правовой ответственности необходимо в определенных случаях доказать свою невиновность.

Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут лишь за причинение имущественного вреда воинской части, учреждению, организации не при исполнении служебных обязанностей.

Третий учебный вопрос: Организационно -правовая деятельность командиров (начальников) по обеспечению воинского правопорядка в частях и подразделениях.

Успешное решение задач и укрепление воинского правопорядке во многом зависит от умелой организационно-правовой деятельности командиров (начальников)по обеспечению воинского правопорядка в частях и подразделениях.

Жизнь, быт и деятельность Вооруженных Сил Республики Казахстан как органической части общества строятся на основе принципов законности. Конституция РК, Законы РК «Об обороне и Вооруженных Силах РК», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей», Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан и другие акты военного законодательства четко регламентируют порядок несения воинской службы, права, обязанности и взаимоотношения военнослужащих. Строгое соблюдение и точное исполнение всеми Военнослужащими требований Конституции РК, законов и воинских уставов является непременным условием обеспечения постоянной боеготовности частей и кораблей. Система общественных отношений, складывающаяся в Вооруженных Силах на основе норм военного законодательства, и образует воинский правопорядок. Он создает прочную правовую базу взаимоотношений между воинами, позволяющую им в любой обстановке, в самых сложных условиях успешно выполнять задачи по защите своей Родины; регламентирует повседневную жизнь, быт, досуг и отдых; отражает реальное использование военнослужащими предоставленных им прав и свобод.

Военное дело отличается высоким уровнем организации, которая проявляется в наличии единой цели, строгом подчинении воинского коллектива воле командира-единоначальника, четком определении общих и специальных (функциональных) обязанностей военнослужащих, установлении последовательности действий во всех сферах общими для всех граждан Республики Казахстан правами и обязанностями. Поэтому наряду с воинским правопорядком следует различать правопорядок в Вооруженных Силах, представляющий собой систему общественных отношений, складывающихся на основе норм общего законодательства.

Цель Казахстанских Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований определена в Военной доктрине РК: надежно защищать и оборонять свою страну от внешней агрессии и других военных угроз, а также выполнение задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан.

Для этого Вооруженные Силы располагают всем необходимым. Президент, правительство и народ делают все для toго, чтобы обеспечить войска в достаточном количестве современным оружие боевой техникой и другими материальными средствами. Однако материально- техническое обеспечение — лишь одно из слагаемых боевой готовности, которая включает также и иные факторы: высокие морально-боевые качества личного состава, его обучения, дисциплину и организованность, высокий уровень воинской и специальной подготовки командных кадров. Боевая готовность отражает уровень военной специальной подготовки личного состава, слаженность воинских подразделений, частей и соединений, качество морально-психологического воспитания воинов.

Таким образом, воинский правопорядок является основой военной службы, необходимой предпосылкой укрепления боевой готовности войск. Укрепление воинского правопорядка предполагает постоянное совершенствование организации воинской службы и системы ее правового регулирования, строгое соблюдение уставного порядка, соблюдение законности в деятельности командиров и других, должностных лиц, исключить беззаконие и случаи искривления дисциплинарной практики — задача первостепенной важности. Вместе с тем важно обеспечить принцип неотвратимости наказания. Нельзя забывать, что безнаказанность поощряет не только совершение серьезных проступков, но способствует их перерастанию в преступление. Наиболее острым с точки зрения правовых последствий, а потому крайним средством обеспечения воинского правопорядка является применение военно-уголовного законодательства, представляющего собой специфическую часть казахстанского уголовного законодательства. Ст.5-6 ДУ

Читайте так же:  Проведение судебной экспертизы в гражданском процессе

Основными направлениями организационно-правовой деятельности командиров (начальников) по коренному укреплению воинской дисциплины и правопорядка являются:

— правовое обеспечение всех категорий военнослужащих, гражданского
персонала Вооруженных Сил Республики Казахстан;

— правовая пропаганда среди личного состава Вооруженных Сил
Республики Казахстан;

-выработка у военнослужащих правильного отношения к полученным знаниям по социальным и правовым вопросам;

обеспечение правомерности поведения, соответствия его закона
воинским уставам, приказам и приказаниям начальников;

изучение состояния работы по реализации принципа социальной
справедливости в виде ВС РК, военных округах, родах войск, соединениях
частях;

-выработка предложений и рекомендации для внесения их в проекты законодательных актов по социальным и правовым вопросам Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Основными принципами организационно-правовой работы командиров по коренному укреплению воинского правопорядка в частях и подразделениях являются:

-уважение человеческого достоинства;

-доброжелательность в отношениях между людьми;

— профессионализм и компетентность в социальных и правовых вопросах;

-честность и высокая добросовестность;

-систематическая забота об удовлетворении материальных и духовных запросов,

формирование правосознания, повышение правовой культуры военнослужащих;

-строгое соблюдение правовых норм, установленных в обществе и в Вооруженных Силах.

Основными методами, организационно-правовой работы командиров по коренному укреплению воинского правопорядка являются:

-разъяснение военнослужащим законов государства, Указов Президента страны по социальным и правовым вопросам;

организация обсуждения военнослужащими вопросов, связанных с их
правами и обязанностями;

мобилизация военнослужащих, гражданского персонала на
неукоснительное выполнение законов, требований воинской, трудовой
дисциплины, качественное решение задач боевой и мобилизационной
готовности.

Основными задачами организационно-правовой работы по коренному укреплению воинской правопорядка являются:

— проведение в жизнь социальной политики государства в условиях прохождения воинской службы в
Вооруженных Силах;

-организация и проведение правового всеобуча всех категорий военнослужащих, гражданского персонала;

— оказание военнослужащим, гражданскому персоналу консультативной
помощи по социальным и правовым вопросам;

-проверка состояния работы должностных лиц по удовлетворению личного состава всеми положенными нормами и видами довольствия медицинским обеспечением;

— обеспечение соблюдения установленного порядка приема
должностными лицами военнослужащих, членов их семей, гражданского
персонала по личным вопросам, своевременное рассмотрение и разрешение их
обращений;

— изучение состояния социально-правовой работы в виде Вооруженных Сил, военных округах, родах войск, соединениях и частях, обобщение и внедрение в практику передового опыта командиров, органов воспитательной и социально-правовой работы по обеспечению реализации социальных прав военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала,

ВЫВОД ПО ТЕМЕ: Военнослужащие Вооруженных Сил Республики Казахстан за совершенное правонарушение привлекаются к юридической ответственности:

-административной и гражданско-правовой.

Для правонарушителя ответственность заключается как в обязанности восстановления нарушенного права, так и несения кары за совершенное правонарушение.

При этом юридическая ответственность призвана оказывать воздействие на сознание правонарушителя и других лиц с целью удержания их от совершения противоправных поступков в будущем.

Источник: http://mylektsii.ru/9-108043.html

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ВНЕДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

В настоящее время деятельность военных организаций как самостоятельных субъектов административного, военного, гражданского, налогового, бюджетного и других отраслей права, урегулирована различными правовыми нормами, в число которых входят и нормы гражданско-правового характера.

Законодательством Российской Федерации11 определены виды деятельности военных организаций.

Таковыми являются выполнение работ, оказания услуг (для казенных и автономных учреждений), а также исполнение государственных функций (данный вид деятельности осуществляют казенные учреждения, наряду с выполнением работ и оказанием услуг) в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере обороны и обеспечения безопасности государства. Федеральный закон «Об обороне» устанавливает принадлежность имущества Вооруженным Силам Российской Федерации на праве оперативного управления12.

Наука гражданского права Росси к внедоговорным обязательствам относит обязательства, вытекающие: из односторонних действий; из неосновательного обогащения; из причинения вреда (деликтные обязательства);

В тех случаях, когда односторонние действия носят правомерный характер и направлены на достижение определенного правового результата, они являются ни чем иным, как односторонними сделками. В соответствии с действующим законодательством к числу таких обязательств можно отнести обязательства, возникающие из действий в чужом интересе без поручения, обязательства из публичного обещания награды и обязательства из публичного конкурса. Правовое регулирование указанных гражданско-правовых институтов и обязательств вследствие неосновательного обогащения осуществляется соответствующими главами Гражданского кодекса13 и не имеет определенной специфики применительно к военным организациям.

11 См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, № 31, ст. 3823; Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996, № 3, ст. 145.

12 См.: ст. 1 п. 12 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.06.1996, № 23, ст. 2750.

Деятельность, связанная с возмещением вреда военными организациями, имеет два основания. Одним основанием является вред, причиненный военнослужащим при исполнении служебных обязанностей, другим – деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих.

Гражданско-правовая ответственность военных организаций за вред, причиненный военнослужащими, представляет собой предусмотренную законом и обеспеченную силой государственного принуждения санкцию, наступающую в результате нарушения субъективных прав потерпевших лиц в виде совершения военнослужащими правонарушений при исполнении служебных обязанностей и выражающаяся в обязанности военных организаций как участников гражданско-правовых отношений понести дополнительные лишения имущественного характера за совершение противоправных действий в целях наиболее полного восстановления или компенсации прав потерпевшего лица14.

Под потерпевшими (третьими) лицами следует понимать участников гражданских правоотношений, не состоящих в военно-служебных отношениях с военной организацией либо организацией, где причинитель вреда — военнослужащий, который проходит военную службу. В обязанностях из причинения вреда военнослужащими при исполнении служебных обязанностей потерпевший (третье лицо) выступает кредитором, а военная организация – должником.

Общие условия, необходимые для наступления гражданско-правовой ответственности военной организации за вред, причиненный военнослужащими при исполнении служебных обязанностей:

— наличие имущественного и неимущественного вреда;

— противоправность действий причинителя вреда;

— наличие причинной связи между противоправными действиями военнослужащего (военной организации) и наступившим вредом;

— вина военнослужащего (военной организации).

Формы возмещения вреда, причиненного военнослужащим при исполнении служебных обязанностей в порядке гражданско-правовой ответственности военных организаций:

— возмещение реального ущерба (восстановление поврежденного имущества или возмещение его стоимости) и

— возмещение расходов на погребение лицам, потерявшим кормильца, а также утраченного заработка умершего либо его доли, которую они получали при жизни;

— возмещение утраченного заработка (доли заработка), а также дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья, в том числе на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование и др.;

— компенсация морального вреда лицам, понесшим нравственные или физические страдания вследствие причинения вреда жизни или здоровью15.

Условия, пределы и порядок регрессной ответственности военнослужащих и лиц гражданского персонала военных организаций регулируются не только Гражданским кодексом РФ, но и нормативными правовыми актами военного законодательства: Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»16, Федеральным законом от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»17.

Читайте так же:  Скидка на оформление загранпаспорта

Деятельность военной организации по решению возложенных на нее задач объективно невозможна без использования источников повышенной опасности, так как исполнение обязанностей военной службы неразрывно связано с эксплуатацией, применением различного вооружения, военной техники, оружия, боеприпасов, горючего, смазочных материалов, жидкостей и веществ (взрывоопасных, отравляющих, радиоактивных и т.д.)18. В то же время такая деятельность военных организаций представляет повышенную опасность причинения вреда окружающим в виду использования специфических вредоносных свойств источников повышенной опасности, которые не поддаются полному контролю со стороны человека.

13 См.: гл. 50, 56, 57, 58, 60 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410.

14 Празднов А.Н. Ответственность военных организаций за вред, причиненный военнослужащими при исполнении служебных обязанностей: Дисс. … канд. юрид. наук. М., ВУ, 2007. С. 17.

15 Празднов А.Н. Ответственность военных организаций за вред, причиненный военнослужащими при исполнении служебных обязанностей : дис. … канд. юрид. наук. М., ВУ, 2007. С. 17-18.

16 Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

17 Федеральный закон от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

В случае причинения в процессе такой деятельности вреда окружающим военная организация становится субъектом гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

Для обозначения субъекта ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, законодатель использует не обычно употребляемую категорию «лицо, причинившее вред», а специальный термин — «владелец источника повышенной опасности».

Военная организация является титульным владельцем источников повышенной опасности, так как владеет ими на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а в некоторых случаях — на основе гражданско-правовых договоров, а также в силу распоряжения соответствующего органа военного управления о передаче источника во временное пользование.

Конституция РФ предусматривает возможность ограничения права на возмещение вреда, в том числе причиненного военной организацией источником повышенной опасности, но только на основании федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства19.

Вред окружающим, который причинен военной организацией при ведении боевых действий на территории Российской Федерации, подлежит возмещению на основании ст. 1079 Гражданского кодекса РФ «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих».

Согласно указанной статье юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично.

Основания освобождения от ответственности:

1. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (п.1 ст. 1085 ГК РФ), при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ст. 1089 ГК РФ), а также при возмещении расходов на погребение (ст.1094).

2. Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

3. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам.

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (ст.1064 ГК РФ).

18 См.: Старов Б.Ф. К вопросу об обеспечении безопасности военной службы Российской Федерации в свете положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В Сб.: Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. Тезисы выступлений на конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека. 17-18 февраля 1999 г. М., 1999. С. 174.

19 См.: ст. 55 Конституции РФ.

Из рассмотрения особенностей деятельности по возмещению вреда военными организациями следует вывод, что в правовом регулировании данной предметно-правовой области активно используются гражданско- правовые средства, т.е. установления гражданского законодательства, а также определенные действия, основанные на этих установлениях, с целью упорядочения общественных отношений в указанной области. При этом нормы военного права в регулировании порядка возмещения вреда военными организациями применяются лишь в отношении военнослужащих, которые могут являться непосредственными субъектами такой деятельности.

Список литературы

1. Конституция РФ. Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398;

2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 29.01.1996,№ 5, ст. 410;

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823;

4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145;

5. Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне». Собрание законодательства РФ, 03.06.1996, № 23, ст. 2750;

6. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Собрание законодательства РФ, 01.061998 г. № 22 ст. 2331;

7. Федеральный закон от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3682;

8. Празднов А.Н. Ответственность военных организаций за вред, причиненный военнослужащими при исполнении служебных обязанностей: Дисс. … канд. юрид. наук. М., ВУ, 2007;

9. Старов Б.Ф. К вопросу об обеспечении безопасности военной службы Российской Федерации в свете положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В Сб.: Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. Тезисы выступлений на конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека. 17-18 февраля 1999 г. М., 1999.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-yurisprudentsii-v-rossii-i-za-rubezhom-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdun/sektsiya-3-grazhdanskoe-pravo-predprinimatelskoe-pravo-semeynoe-pravo-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-/grazhdanskie-prava-i-obyazannosti-voennykh-organizatsiy-vytekayushchie-iz-vnedogovornykh-obyazatelst/

Гражданско правовая ответственность воинских частей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here