Кас обжалование решения суда по административному делу

Полезная информация в статье: "Кас обжалование решения суда по административному делу" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Обжалование по административным делам

Отмена уже состоявшихся по итогам рассмотрения административного дела решений возможна применением процедуры – обжалование по административным делам.

Исполнение решения суда начинается после вступления его в силу. Поскольку административные дела связаны с нарушением прав вследствие осуществления властных полномочий (доказательства такого факта – одно из условий подготовки и подачи административного иска и принятия его судьей к производству), в большинстве случае следует ходатайствовать о немедленном исполнении решения суда. Например, по административным искам об оспаривании действий должностного лица важно признать их незаконными как можно скорее. Поэтому Кодекс административного судопроизводства по некоторым делам установил сокращенный срок для обжалования.

Апелляционное обжалование по административным делам

Решение суда по административному делу вступает в силу спустя 1 месяц (как правило), либо через 15 дней при упрощенном производстве по административному делу. Поэтому апелляционная жалоба подается до истечения указанных сроков с момента получения решения суда в окончательной части (не после оглашения в судебном заседании, а получения в письменной форме). Исключения: административный иск об оспаривании закона региона о роспуске представительного органа, правового акта о самороспуске, правовых актов по вопросу осуществления избирательных прав гражданами РФ, о помещении иностранца в специальное учреждение, госпитализации в психиатрическую больницу и др. (ст. 298 КАС РФ). Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена.

Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.

Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ. Если судом субъекта РФ, значит в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, а если сразу в ВС РФ – в Апелляционную коллегию ВС РФ.

Апелляционная жалоба, помимо адресата, полного наименования сторон, должна содержать указание на то решение, которое обжалуется, основания его отмены и требование изменить или отменить решение, приложения. Подача апелляционной жалобы влечет незначительные судебные расходы в виде обязательной оплаты госпошлины в размере 150 руб. для граждан и 3000 руб. – для организаций.

Какие аргументы и требования приводить в апелляционной жалобе? Основания отмены решения суда установлены ст. 310 КАС РФ, при подготовке жалобы статью следует изучить и выбрать одно из оснований. Требование в жалобе должно быть сформулировано одним из следующих способов: отменить решение суда, изменить его полностью или в части или принять новое решение, направить на новое рассмотрение.

Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам судебного разбирательства, с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей. Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции.

Кассационное обжалование по административному делу

Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования. Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

Кассационная жалоба может быть подана одной из сторон административного дела, иными лицами (если решение затрагивает и нарушает их права), прокурор (если представитель этого органа участвовал в деле).

Заявитель обращается сразу в суд кассационной инстанции. Так как по правилам подсудности большинство административных дел рассматриваются районными судами, кассационная жалоба обычно подается в президиум суда субъекта РФ. Если в ходе апелляционного обжалования суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения, но при этом приводит новые мотивы в обоснование обжалуемого решения, а заявитель с ними не согласен – кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.

Содержание кассационной жалобы идентично апелляционной. Однако при ее подготовке особое внимание следует уделить доказыванию существенного нарушения судами, рассматривавшими административное дело, норм материального или процессуального права. К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу (их можно получить в канцелярии суда, который выносил соответствующий акт). Госпошлина рассчитывается аналогично, как при подаче апелляционной жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы сначала принимается вопрос – передать ли ее на рассмотрение суда или отказать в такой передаче. Рассматривается жалоба в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, коллегиальным составом суда. Решение принимается большинством голосов судей. Результат будет объявлен в день заседания.

Обжалование в порядке надзора по административному делу

При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора.

Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда. Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения).

Помимо общих требований к содержанию надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу). Это – нарушение прав человека и гражданина, которые закреплены Конституцией РФ, международными нормами и договорами, нарушение публичных интересов или прав неопределенного круга лиц, а также нарушение в единообразия толкования и применения правовых норм. Причем в последнем случае необходимо привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. Госпошлина определяется согласно требованиям НК РФ.

По итогам рассмотрения надзорной жалобы суд примет одно из следующих решений:

  • оставить в силу вынесенные по делу судебные акты, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • отменить судебные акты полностью или в части и направить административное дело на новое рассмотрение;
  • отменить и прекратить производство по административному делу;
  • изменить один из судебных актов или несколько;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

В дальнейшем изменить решение суда можно будет только в международных инстанциях или обратившись с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Других способов обжалования по административным делам нет.

Уточняющие вопросы по теме

Если я не получу решение суда по административному иску в течении 30 дней, то вступит ли оно в законную силу?

Читайте так же:  Выгнала из дома чувствую себя ужасно

Источник: http://iskiplus.ru/obzhalovanie-po-administrativnym-delam/

Статья 228 КАС РФ. Обжалование судебного акта по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть обжаловано по общим правилам, установленным настоящим Кодексом.

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по КАС РФ

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»

«О некоторых вопросах, возникающих в связи с рассмотрением судами административных дел о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке»

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

Законы Российской Федерации по КАС РФ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по КАС РФ

«Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2020 год»

«Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа»

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по КАС РФ

«Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 25.09.2019 N АКПИ19-557, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 13 перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587»

«Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 21.10.2019 N АКПИ19-662, которым удовлетворено заявление о признании не действующим со дня принятия письма ФАС РФ от 31.05.2011 N ИА/16692 «О разъяснении пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»»

Источник: http://rulaws.ru/kas/RAZDEL-IV/Glava-22/Statya-228/

ГПК или КАС: почему суды ошибаются в подведомственности

До 15 сентября 2015 года обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке – согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса. Теперь практически все подобные иски попадают под действие Кодекса об административных правонарушениях. В то же время, по правилам гражданского судопроизводства, суд оценивает те акты, из которых возникают гражданские права и обязанности – например, когда лицо получает право на какое-либо имущество. Такие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ».

Сложный выбор

Правила сформулированы очень абстрактно, а конкретизирующих постановлений со стороны ВС немного, говорит партнер юрфирмы «Шаймарданов и партнеры» Айнур Ялилов. Поэтому судьи могут сомневаться, в каком порядке рассмотреть дело. Спорные ситуации возникают тогда, когда в одном деле есть и административный, и гражданско-правовой компоненты, делится управляющий партнер АБ «Юг» Юрий Пустовит. «Например, по распоряжению местной администрации снесли здание, которое она считала самостроем, – здесь нарушено гражданско-правовое право собственности, но нарушено согласно властно-распорядительному акту органа власти, – приводит примеры Пустовит. – Или площадь участка уменьшилась из-за незаконных поправок Росреестра: тоже нарушено право собственности, но суд должен будет оценить законность действий чиновников».

По словам Ялилова, каждый судья пытается истолковать разъяснения Верховного суда самостоятельно, чтобы применить их в конкретном деле. В итоге по аналогичным вопросам двое судей могут вынести разные процессуальные решения. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер, отмечает адвокат «Инфралекса» Михаил Гусев.

Если суд придет к выводу, что требования поданы в неправильном порядке, он выносит определение об отказе в принятии иска или административного иска. Если судья сомневается, ему удобнее отказать: в этом случае по спорному вопросу может высказаться апелляция. Ведь отмены определений, как правило, не влияют на общую статистику судьи, рассказывает Ялилов. Если же судья принял к рассмотрению спор, который был разрешен в неправильном судопроизводстве, то это уже очень грубое нарушение, объясняет юрист.

Возможно и такое, что ошибка не исправлена, а спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а госоргану больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского – значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Ошибки здесь ведут и к тому, что дело рассматривает другой суд, говорит Ялилов. Если дело касается земельных участков, то, вынужденно подавая иск в гражданском судопроизводстве, нужно будет адресовать его по месту нахождения участка, рассказывает юрист, в то время как административный иск подается по месту нахождения органа власти.

Нельзя спорить бесконечно

Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Жилин так и сделал: подал гражданский иск. Сургутский горсуд его удовлетворил, но суд ХМАО-Югры вопреки своей же позиции в предыдущем деле прекратил производство. Он объяснил, что вопрос надо решать, наоборот, в административном порядке. С этим не согласился Верховный суд, который отменил этот акт. Если Жилину нельзя обратиться в суд ни в гражданском, ни в административном порядке – получается, у него вообще отняли право на судебную защиту, гласит определение ВС № 69-КГ17-17. В итоге дело направили на новое рассмотрение в апелляцию.

Как определить подведомственность спора

Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер – то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.

По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:

  • договоры и другие сделки;
  • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
  • причинение вреда;
  • неосновательное обогащение.

В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.

Какие дела разрешаются в порядке КАС: мнение Верховного суда

  • Гражданин оспаривает отказ местных властей выделить ему бесплатно садовый участок (определение № 20-КГ17-17, 20-КГ17-16).
  • Гражданин оспаривает акт местных властей о порядке демонтажа самовольных построек (определение № 11-АПГ17-9).
  • Гражданин оспаривает бездействие местной администрации, которая не подключает его дом к сети водоснабжения (определение № 45-КГ17-4).
  • ТСЖ обжалует постановление муниципальных властей, которые наложили сервитут на ее участок (определение № 11-КГ17-18).
  • Казенное предприятие хочет признать незаконными предписания Государственной инспекции труда (определение № 29-КГ17-5).

Какие дела разрешаются в порядке ГПК: мнение Верховного суда

  • Прокурор оспаривает акты местной власти, в результате которых ряд граждан получили участки, а затем некоторые из них были проданы третьим лицам (№ 27-КГ17-11).
  • Бывшая военнослужащая, не согласная с полученной характеристикой, подала иск о защите чести и достоинства (№ 201-КГ17-35).
  • Гражданка решила обязать местные власти выдать ей звание «Ветеран труда» (№ 53-КГ17-8).

Разрушить процессуальный барьер

Если истец ошибся и подал неправильное заявление – это не должно тормозить процесс, убежден Пустовит. Вместо того, чтобы отказывать в принятии иска, возвращать его или оставлять без движения, суд должен сам определить верный вид судопроизводства, информировать об этом участников процесса и рассмотреть дело по закону, считает адвокат. Такое разъяснение он предлагает включить в закон или закрепить в судебной практике.

Подобный подход применила административная коллегия Верховного суда в одном из недавних споров, где истица заявила в административном иске сразу несколько требований к Министерству социальной политики Красноярского края. Суд принял часть требований, а другую часть отклонил, потому что их надо рассматривать в другом – гражданском – судопроизводстве. Вместо этого их надо было самостоятельно принять и разрешить по правилам ГПК, указал ВС. Это согласуется с постановлением КС № 28-П от 11 ноября 2014 года, где говорится о том, что правосудие должно быть процессуально эффективным, без неоправданных задержек при рассмотрении дел, уточняется в определении № 53-КГ17-8.

Еще более детальные разъяснения Верховный суд дал в свежем определении № 81-КГ17-27:

Вид судопроизводства (гражданское или административное) выбирает суд. Он должен передать заявление для рассмотрения в тот же суд, но в другом порядке, а не прекращать дело.

*Имя и фамилия изменены редакцией.

Источник: http://pravo.ru/story/200551/

Срок обжалования решения суда по административному делу

Как исчисляется срок на обжалование решения

Общий срок обжалования решения суда составляет:

  • в апелляционном порядке, согласно нормам ч. 1 ст. 298 КАС РФ, — 1 месяц;
  • в кассационном порядке по п. 2 ст. 318 КАС РФ — 6 месяцев;
  • в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам — 3 месяца (см. ч. 2 ст. 333, ч. 1 ст. 346 КАС РФ).

КАС РФ устанавливает и другие сроки на обжалование решений, не вступивших в законную силу, — специальные в зависимости от категории дел (см. ч.ч. 2–6 ст. 298 КАС РФ). Для кассации и надзора, оспаривания по вновь открывшимся обстоятельствам специальных сроков нет.

Обратите внимание! Если дело рассматривалось в порядке упрощенного (письменного) производства, то действуют другие правила установления сроков на обжалование решения: согласно нормам ст. 294 КАС РФ апелляционная жалоба должна быть направлена в суд не позднее 15 дней с даты получения заявителем копии этого решения.

Течение срока на апелляционное обжалование начинается на следующий день после дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 3 ст. 92 КАС РФ). По нормам ст. 177 КАС РФ решение принимается в день разбирательства.

В сложных случаях суд имеет еще 5 дней на составление мотивированного решения, и течение срока начинается с момента его составления в окончательной форме. Течение 6-месячного срока на кассационное и надзорное обжалование, согласно нормам ч. 2 ст. 318, п. 2 ст. 333 КАС РФ, начинается со дня вступления решения в законную силу. Вопрос начального момента отсчета срока для обжалования «по вновь открывшимся» весьма сложен – он подробно раскрывается в ч. 2 ст. 346 КАС РФ.

Как определяется момент окончания срока на обжалование

Срок обжалования решения по КАС РФ по общему правилу исчисляется месяцами (1, 3, 6 месяцев), а это значит, что он истекает в соответствующее число необходимого месяца. Если окончание этого срока приходится на месяц, который не имеет нужного числа, процессуальный срок истекает в последний календарный день данного месяца (ч. 1 ст. 93 КАС РФ).

Обратите внимание! Если срок исчисляется днями, то его окончание придется на последний день периода. Исключение, предусмотренное ч. 2 ст. 93 КАС РФ, говорит о том, что если последний день срока оказался нерабочим днем, то датой окончания срока обжалования станет следующий рабочий день.

Действие должно быть совершено до полуночи последнего дня. Если жалоба была сдана на почту до 24:00 по почтовому штемпелю, условие считается соблюденным. Иногда возникает вопрос, можно ли отправлять документы в суд не почтой, а курьерскими службами, будут ли в этом случае соблюдены требования?

В ч. 4 ст. 93 КАС РФ, где описываются возможности направления жалобы, говорится об «организации почтовой связи». Этот термин находит свое определение в законе «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ, где в ст. 9, помимо «Почты России», указаны иные операторы почтовой связи, имеющие лицензию на оказание услуг почтовой связи.

Несоблюдение этого правила может привести к признанию срока пропущенным (см. постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.07.2016 по делу № А56-83265/2015).

Последствия пропуска срока обжалования

Сроки обжалования по КАС РФ могут быть пропущены по различным причинам. В ст. 94 КАС РФ рассматриваются последствия пропуска.

Обратите внимание! Право на рассмотрение жалобы по существу жалобы утрачивается, если она не была направлена до 24:00 последнего дня срока. Дата доставки значения не имеет, проверяться будет момент отправки по почтовому штемпелю. Для кассационной жалобы, которая может быть подана по интернету (ч. 3 ст. 319 КАС РФ), определяющим станет момент завершения передачи по каналам связи.

Важно! Апелляционная жалоба, кассационная, надзорная жалоба, которая подается с нарушением срока, возвращается заявителю без рассмотрения, (п. 3 ч. 1 ст. 301, п. 3 ч. 1 ст. 321, п. 3 ч. 1 ст. 325 КАС РФ).

Возврат жалобы оформляется определением, на которое заявитель в случае апелляции вправе направить частную жалобу (ч. 3 ст. 301 КАС РФ). Заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, несмотря на пропуск срока, не возвращается. Вопросы соблюдения и восстановления срока суд решает в предварительном судебном заседании (ч. 3 ст. 346 КАС РФ).

Если жалоба была подана своевременно, но возвращена заявителю и подается повторно уже с пропуском срока, факт первоначальной своевременной подачи значения не имеет (см. решение Нововятского районного суда г. Кирова от 20.09.2017 по делу № 2-765/2017).

Восстановление пропущенного срока на обжалование решения суда по административному делу

Если право на обжалование утрачено, сторона вправе подать ходатайство о его восстановлении. Ходатайство можно подготовить, изучив статью «Ходатайство о восстановлении пропущенного срока — образец». Заявление о восстановлении пропущенного срока рассматривается по нормам ст. 95 КАС РФ судьей единолично, участники спора не извещаются, и заседание не проводится.

Но Пленум ВС РФ в п. 30 постановления «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» от 27.09.2016 № 36 (далее — постановление № 36) предоставил судье право с учетом характера и сложности вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляции рассмотреть ходатайство в судебном заседании.

Сложность дела, согласно п. 35 постановления № 36, подтверждается:

  • значительным числом участников;
  • объединением нескольких требований;
  • большим объемом доказательств.

При решении вопроса о восстановлении срока для апелляционного обжалования судья может опираться и на длительность пропуска (см. решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 22.09.2017 по делу № 2А-3986/2017).

Восстановление срока подачи кассационной жалобы может быть произведено согласно ч. 3 ст. 318 КАС РФ, только если выявлено одно из 2 обстоятельств:

  • срок по уважительной причине пропущен не более чем на 12 месяцев;
  • заявитель является лицом, ранее не привлеченным к участию в деле.

Вопросы восстановления срока на подачу надзорной жалобы и заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам освещены соответственно в ч. 3 ст. 333 и ч.ч. 3, 4 ст. 346 КАС РФ.

Основания для восстановления

Обратите внимание! Судья принимает решение о восстановлении срока в том случае, если сочтет причины его пропуска уважительными (ч. 1 ст. 95 КАС РФ). П. 51 постановления № 36 содержит примеры уважительных причин для пропуска сроков (данный пункт относится к делам об оспаривании судебного приказа, тем не менее иногда применяется расширительно).

Среди данных примеров:

  • нарушение правил доставки документов почтой;
  • болезнь;
  • командировка;
  • отпуск.

Очевидно, что эти причины могут применяться только в отношении заявителей — физических лиц. Для юридических лиц суду необходимо будет предложить иные возможные причины, например неукомплектованность штатного состава и большой объем работы (см. решение Мытищинского городского суда Московской области от 17.09.2017 по делу № 2А-4807/2017).

Важно! Кроме перечисленных в постановлении № 36 уважительными могут быть признаны любые причины, подтверждающие, что заявитель принимал все меры по направлению жалобы в установленный срок и просрочка произошла без его вины, например по причине закрытия единственного почтового отделения в месте его проживания.

Вопрос о причинах пропуска исследуется судом не формально, а с учетом конкретных обстоятельств дела (см. решение Читинского районного суда от 22.09.2017 по делу № 2А-1528/2017). Судебная практика показывает, что наличие достаточных оснований в большинстве случаев позволяет восстановить срок.

Установление законодателем коротких сроков на обжалование решений суда по административным делам вынуждает стороны внимательнее следить за их исчислением и не допускать истечения, которое повлечет за собой погашение права на судебную защиту.

Источник: http://rusjurist.ru/proizvodstvo_po_kas_rf/srok_obzhalovaniya_resheniya_suda_po_administrativnomu_delu/

Статья 215. Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта

1. Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

2. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

3. Если при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

5. Решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 215 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемая статья устанавливает порядок принятия решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

К принятию решения суда по данной категории дел применяются общие правила.

Судом выносятся следующие решения:

— об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

— об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Помимо этого, суд, установив при рассмотрении дела несоответствие применения на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений истолкованию данного акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, указывает на такое несоответствие в мотивировочной и резолютивной частях решения.

Решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в законную силу по общим правилам.

Ранее порядок принятия решения суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта был установлен ст. 253 ГПК РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 N 1-П взаимосвязанные положения п. 2 ч. 1 ст. 27, ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 251, ч. ч. 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ в части, наделяющей Верховный Суд РФ полномочием рассматривать и разрешать дела о признании недействующими нормативных правовых актов Правительства РФ, признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативного регулирования не предполагают разрешение Верховным Судом РФ дел об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ, принятых во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом.

Конституционно-правовой смысл положений п. 2 ч. 1 ст. 27, ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 251, ч. ч. 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает в правоприменительной практике любое иное истолкование как этих положений, так и аналогичных им положений о судебной проверке нормативных актов Правительства РФ, содержащихся в других нормативных правовых актах .

Видео (кликните для воспроизведения).

———————————
Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 2.

Комментарии и консультации юристов по ст 215 КАС РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 215 КАС РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: http://rukasrf.ru/st-215-kas-rf

Образец апелляционной жалобы по административному делу

Кодекс административного судопроизводства закрепил порядок и сроки апелляционного обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. Это право поможет восстановить нарушенные права, если районный суд в первой инстанции вынес незаконное решение. Рассмотрим структуру и образец апелляционной жалобы по административному делу.

Кто имеет право оспорить решение суда

Закон не устанавливает круг лиц, которые могут подать апелляцию по административному делу. Поэтому применяются общие правила судопроизводства, которые наделяют таким правом:

  • Участников административного процесса;
  • Лиц, чьи права были нарушены принятым решением;
  • Представители по закону, которые защищают в суде права подопечных.

Это могут быть как граждане РФ, так и иностранцы, беженцы, лица с двойным подданством. Также в процессе могут участвовать коммерческие организации, должностные лица государственных органов, представители общественных объединений.

Сроки обжалования

Жалоба на решение районного суда может быть подана в течение 30 календарных дней после его принятия на судебном заседании. Закон также предусмотрел исключительные случаи, когда общий срок опротестования сокращается до 10 или 5 суток. Они регламентируются ст. 298 КАС РФ.

Пропущенный по уважительным причинам срок можно восстановить. Например, если была продолжительная болезнь или осуществлялся уход за больным иждивенцем. Для этого необходимо составить заявление о продлении срока обжалования, в котором описывается причина пропуска с приложением письменных доказательств.

Заявление можно подать лично в суд, где было принято оспариваемое решение, или отправить заказным письмом с описью вложения. Если судья примет доводы лица обоснованными, он восстановит срок обжалования и примет жалобу на постановление суда.

Содержание апелляции

Апелляционная жалоба по административному делу должна быть составлена с соблюдением формальных требований. В нем не должно быть исправлений, оскорбительных выражений, эмоциональных эпитетов. Это официальный документ, имеющий четкую структуру: вступление, содержательную часть, заключение.

Вступление – информационный раздел, где указывают:

  • название суда, куда подается жалоба;
  • процессуальный статус и данные заявителя, в том числе место проживания и контактный телефон;
  • сведения о других участниках процесса.
  • описание дела, по которому принято оспариваемое решение;
  • причины обращения и допущенные судьей нарушения;
  • требования заявителя, которых он хочет достичь.

Акцент необходимо сделать на неправомерность и немотивированность доводов суда первой инстанции, на то, что дело не было рассмотрено всесторонне. Обязательно укажите нормы законодательства, подтверждающие нарушение ваших прав и ошибку судьи. Перечислите обстоятельства, которые не были учтены в ходе прошедшего заседания.

Заключительная часть – это перечень прилагаемых документов, на которых основана жалоба.

Апелляция составляется в двух экземплярах и подается в тот же суд, который вынес решение или в вышестоящий орган. Это можно сделать и через официальный сайт суда, заполнив специальную форму. Тогда дополнительные документы необходимо отсканировать и прикрепить электронными файлами.

Образец апелляции по административному делу:

Пример составления апелляционной жалобы.

В областной суд __________

(адрес суда с указанием индекса)

от истца (ФИО, адрес проживания, номер телефона)

______(дата) в отношении меня сотрудником отдела ГИБДД ______(наименование) (ФИО инспектора) был составлен протокол об административном правонарушении от ___ №___ о превышении допустимого скоростного режима. На основании протокола вынесено постановление и назначен штраф в размере _ рублей.

Поводом для возбуждения административного производства стала фиксация нарушения с помощью специальных автоматических приборов фото- и видео записи. Однако сведения о нарушении были получены с нарушением закона и порядка сбора доказательств.

Правила дорожного движения содержат предупредительные знаки 8.23 «Фотовидеофиксация» и 3.24 «Ограничение максимальной скорости», которые должны быть установлены в месте работы автоматического прибора. Данные знаки в момент фиксации правонарушения, на дороге отсутствовали.

В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ показания автоматических приборов фиксации нарушений ППД могут быть использованы в качестве доказательств, если они получены с соблюдением закона. Таким образом, протокол об административном нарушении составлен не законно, так как показания технических приборов не могут являться доказательством по делу. Суд первой инстанции не провел всестороннее расследование и вынес не законное решение об отказе в отмене постановления инспектора ГИБДД (ФИО) от ____ №____.

На основании изложенное и во исполнение ст.295 КАС прошу:

1. Отменить постановление районного суда первой инстанции №___ от ___.

2. Признать постановление о назначении штрафа от __ №__ незаконным.

Подпись

Результаты рассмотрения жалобы

По общему правилу апелляционная жалоба на решение суда рассматривается в течение двух календарных месяцев, за исключением рассмотрения дела Верховным судом РФ – тогда срок будет 3 месяца. Ст.305 КАС РФ устанавливает также специальные сроки по конкретным категориям дел.

Судья апелляционной инстанции после рассмотрения обстоятельств дела принимает одно из решений:

  • Оставить жалобу без движения;
  • Возвратить заявление;
  • Удовлетворить требования заявителя;
  • Отказать в отмене решения районного суда.

Если судья обнаружит в жалобе ошибки или сочтет представленный комплект документов не полным, он в течение 5 календарных дней после ее подачи выносит определение об оставлении заявления без движения. В нем назначается срок для устранения допущенных нарушений.

Если заявитель не исправил ошибки, жалоба возвращается ему обратно. Возврат происходит и в других случаях:

  • Апелляция подана не надлежащим лицом;
  • Пропущен срок обжалования.

До вынесения судом решения заявитель может отозвать поданную апелляцию без объяснения причин, составив письменный отказ.

По результатам рассмотрения жалобы коллегия в составе 3 судей принимает решение об отмене или изменении постановления суда первой инстанции, либо отказывает в удовлетворении требований заявителя. Апелляционное определение можно оспорить в кассационной инстанции.

Источник: http://isk.guru/administrativnoe/apellyaciya-po-administrativnomu-delu/

Срок обжалования решения суда по КАС РФ

Судом было рассмотрено административное дело по административному иску в порядке КАС РФ. Административному ответчику в суде сказали, что решение направят по почте. В решении указано, что оно может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. С какого момента начинает свое течение срок обжалования? Со дня когда судом было вынесено решение или со дня когда было получено письмо с решением? И требуется ли административному ответчику при подаче апелляционной жалобы платить госпошлину?

Источник: http://www.9111.ru/questions/16712923/

Апелляционное производство в соответствии с КАС РФ

Решение суда первой инстанции по административному спору может быть обжаловано в административном порядке по правилам, закрепленным в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Дела, подлежащие апелляционному обжалованию

Важно отметить, что обжаловать возможно только решение, которое еще не вступило в законную силу, т.е. со дня принятия решения суда первой инстанции не прошел один месяц. В противном случае стороне следует уже обращаться в кассационную инстанцию.

Обжаловать решение можно как полностью, так и в части (например, в части распределения судебных расходов между сторонами). В период апелляционного обжалования (вне зависимости от того, обжалуется решение суда целиком или в части) решение суда не вступает в законную силу согласно абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».

Лица, имеющие право подать апелляционную жалобу

В статье 295 КАС РФ закреплен перечень лиц, которые могут обращаться с апелляционной жалобой. К ним относятся:

— лица, которые участвовали в деле;

— лица, которые в деле не участвовали, но решением суда были разрешен вопрос об их правах и обязанностях;

Порядок подачи апелляционной жалобы по КАС РФ

В силу сложившейся системы судоустройства судов общей юрисдикции с апелляционной жалобой или представлением можно обратиться в разные суды в зависимости от того, решение какого суда обжалуется. Например, если решение вынесено районным судом, то апелляционная жалоба рассматривается верховным судом субъекта (статья 296 КАС РФ).

Чтобы апелляционная жалоба была рассмотрена судом апелляционной инстанции, она должна подаваться через суд, решение которого обжалуется.

В статье 298 КАС РФ закреплены сроки направления апелляционной жалобы. Общий срок подачи, как было указано ранее, один месяц, однако законом закреплены и специальные сроки. Так, жалоба на решение суда по делу об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования подаются в течение 10 дней со дня принятия такого решения; жалоба на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, подается в течение 5 дней со дня принятия решения.

Срок на подачу апелляционной жалобы можно восстановить в случае наличия уважительной причины (часть 2 статьи 302 КАС РФ). Так, при подаче апелляционной жалобы можно в тексте заявить ходатайство о восстановлении срока и указать причины пропуска, а также приложить доказательства пропуска (например, лицо находилось на лечении в больнице, в качестве доказательства будет соответствующая справка из медицинского учреждения).

Содержание и отправка жалобы

Содержание апелляционной жалобы безусловно отличается от содержания административного иска. Основным отличием является указание в жалобе оснований, по которым податель жалобы считает решение суда первой инстанции неправильным. Так как по смыслу апелляционной жалобой обжалуются не действия другого лица, нарушающие наши права и свободы, а решение суда, которое нарушает права и интересы путем неправильного разрешения спора.

При подготовке текста жалобы важно не просто указать на какие-то нарушения норм материального или процессуального права, а также и обосновать чем именно такие нарушения повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов непосредственно заявителя.

Также при составлении апелляционной жалобы рекомендуется указывать не просто суд апелляционной инстанции, но также и конкретное структурное подразделение, рассматривающее такие жалобы (например, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ).

В приложении к апелляционной жалобе должно обязательно быть решение суда, которое обжалуется.

Размер государственной пошлины, квитанция об уплате которой также обязательно прикладывается к жалобе, определяется подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и составляет 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера составляет: для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 6 тыс. руб. Таким образом, при подаче апелляционной жалобы должна быть уплачена государственная пошлина: физическим лицом — в размере 150 руб., организацией — 3 тыс. руб. Закон допускает случаи, когда уплата пошлины может производиться в рассрочку (отсрочку) и размер пошлины уменьшаться.

КАС РФ ввел новеллу в части отправки процессуальных документов иным участникам спора. В случае, если лицо, подающее жалобу, не обладает государственными или иными публичными полномочиями, то оно может на своему усмотрению либо самостоятельно направить сторонам по делу жалобу и прилагаемые к ней документы, либо направить в суд апелляционную жалобу и приложенные к ней документы с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Оставление без движения и возврат апелляционной жалобы по КАС РФ

КАС РФ, как в прочем и АПК РФ и ГПК РФ, предусматривает основания для оставления жалобы без движения и возврата. Так, жалоба оставляется без движения в случае нарушения правил, касающихся содержания жалобы или представления жалобы в апелляционную инстанцию. Судья в течение 5 дней (а по некоторым делам в течение 3 дней) с даты поступления жалобы выносит определение об оставлении без движения. В тексте определения судья указывает основания, по которым жалоба оставлена без движения, а также перечень действий, необходимых для устранения таких оснований.

Возврат жалобы осуществляется в следующих случаях (статья 301 КАС РФ):

— если жалоба подано лицом, не имеющим на это право;

— если лицо не устранило в срок основания, ставшие причиной оставления ранее жалобы без движения;

— пропущен срок на апелляционное обжалование (ходатайство на восстановление срока не подавалось);

— если лицо, подавшее жалобу, само попросит вернуть ее (при условии, что дело не направлено в суд апелляционной инстанции).

Определение судьи об оставлении жалобы без движения или возврате жалобы может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.

В апелляционном производстве предусмотрена возможность отказаться от апелляционной жалобы (в письменной форме), иска, признать иск административным ответчиком, а также заключить соглашение о примирении сторон.

Сроки рассмотрения апелляционной жалобы по КАС РФ

КАС РФ установил предельные сроки рассмотрения апелляционных жалоб (статья 305 КАС РФ):

— для судов субъектов РФ и иных равных им судам – 2 месяца (срок начинает течь со дня поступления в суд апелляционной инстанции);

— для ВС РФ – 3 месяца (течении срока аналогично, как и судов субъектов);

— специальные сроки для отдельных категорий дел (5, 10 дней и другие).

Рассмотрение апелляционной жалобы и принятие решения

Согласно статье 307 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам суда первой инстанции (с учетом особенностей, предусмотренных КАС РФ). Жалоба рассматривается коллегиально, в составе трех судей. В процессе апелляционного судопроизводства могут рассматриваться новые доказательства (только при условии, что они не были представлены ранее по уважительной причине), представленные сторонами, а также суд может осуществлять истребование необходимых доказательств (часть 1 статьи 306 КАС РФ).

Сама процедура рассмотрения спора в апелляционной инстанции совпадает с процедурой рассмотрения спора в суде первой инстанции.

Если говорить о пределах рассмотрения спора в апелляционной инстанции, то необходимо отметить, что суд рассматривает дело в полном объеме не смотря на доводы, изложенные в жалобе (если доводы жалобы касаются лишь части обжалуемого судебного решения). Заявлять новые требования, которые не заявлялись в суде первой инстанции, можно, однако они могут не быть приняты судом (часть 3 статьи 308 КАС РФ).

По результатам рассмотрения дел, суд апелляционной инстанции:

— отказывает в удовлетворении жалобы и оставляет решение суда первой инстанции в силе;

— удовлетворяет жалобу полностью или в части и отменяет или изменяет ранее принятое судебно решение, а также принимает новое судебное решение;

— предыдущее решение отменяет и направляет административное дело на новое рассмотрение;

— отменяет решение суда полностью или в части и прекратить производство по делу;

— принимает иное решение, предусмотренное КАС РФ.

Законодатель разделил основания, по которым суд осуществляет отмену или изменение решения на безусловные и остальные.

К безусловным основаниям относятся (часть 1 статьи 310 КАС РФ):

— рассмотрение дела в незаконном составе;

— принятие решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

— отсутствие в деле протокола судебного заседания;

— нарушение тайны совещания судей при принятии решения;

К остальным основаниям закон отнес (часть 2 статьи 310 КАС РФ):

— неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

— недоказанность установленных обстоятельств, имеющих значение для дела;

— расхождение выводов суда, изложенных в решении, и обстоятельств дела;

— нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (если был применен закон, который не подлежал применению и наоборот, суд неправильно истолковал закон, в том числе без учета правовой позиции высших судов).

Определение суда апелляционной инстанции, которым заканчивается рассмотрения дела, вступает в силу немедленно (часть 5 статьи 311 КАС РФ).

Статья подготовлена: 04.01.2017

Владислав Шелудяев,юрист Юридической фирмы « BRACE »

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/949-apellyatsionnoe-proizvodstvo-v-sootvetstvii-s-kas-rf

Кас обжалование решения суда по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here