Классификация задач судебной экспертизы

Полезная информация в статье: "Классификация задач судебной экспертизы" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Объект судебной экспертизы: понятие, классификация.

Понятие “объект судебной экспертизы” связанно с уголовно-правовыми и процессуальными категориями “вещественное доказательство”, “объективная сторона преступления”, “предмет доказывания”. Именно в отношении материальных следов преступления, орудий преступления и предмета преступления формулируются вопросы судебному эксперту (экспертам) и определяется компетенция судебной экспертизы, т.е. предмет экспертного познания.

Из подлежащих рассмотрению основополагающих категорий судебной экспертизы наибольшей определенностью обладает понятие “объект судебной экспертизы”. Это объясняется наличием прямой, непосредственной связи данного понятия с реальной криминальной действительностью, порождающей материальные следы преступления, исследуемые экспертами.

Судебный эксперт, представителем какой бы экспертной специальности он ни был, не выбирает себе объекты для исследования, они ему предоставляются следователем (судом). Причем экспертное задание формулируется тоже следователем (судом), он же определяет и предмет конкретного экспертного исследования, называя в постановлении о назначении судебной экспертизы ее соответствующий вид.

Исходя из потребностей следственной и судебной практики, можно очертить круг наиболее распространенных, часто встречающихся объектов судебной экспертизы. Однако можно довериться и законодателю, который в ст. 8 Федерального закона “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” записал: “Объектами исследований являются вещественные доказательства, образцы для сравнительного исследования, документы, предметы, животные, трупы и их части, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. Исследования проводятся также в отношении живых лиц”.

Таким образом, объектом судебной экспертизы выступает имеющий законное происхождение материализованный носитель потенциальной доказательственной информации по делу, подлежащий экспертному исследованию с целью решения поставленной следователем (судом) задачи и составления заключения эксперта, являющегося доказательством.

Обобщенный перечень объектов судебной экспертизы может быть обозначен следующими их категориями:

1) материалы уголовного дела;

2) вещественные доказательства по делу;

3) образцы для сравнительного исследования, полученные в законном порядке;

4) элементы экспертных коллекций, криминалистических картотек и иных учетов.

7) трупы и их части;

Разумеется, невозможно в законе определить исчерпывающий перечень объектов нескольких десятков родов и видов судебных экспертиз.

С учетом иерархии объекты судебной экспертизы могут классифицироваться следующим образом:

— общий объект СЭ – материальный носитель информации о фактах, интересующих суд, исследуемый в рамках экспертизы;

— родовой (предметный) объект СЭ – совокупность материальных носителей информации, объединенных общностью свойств (качеств), исследуемый в рамках класса, рода экспертизы;

— специальный объект СЭ – материальный носитель информации определенной природы, исследуемый в рамках конкретного вида экспертизы;

— конкретный объект СЭ – индивидуально-определенный объект, представленный для производства экспертизы по конкретному делу.

К существенным сторонам объекта судебной экспертизы (любого уровня ее классификации) относятся:

а) материальная его природа: вещь, предмет, механизм, процесс, явление, обстановка места преступления и иные материалы дела;

б) связь его с преступлением, выраженная в процессуальном приобщении к делу в качестве вещественного доказательства, либо зафиксированная иным законным путем;

в) информационная ценность объекта экспертизы, как источника потенциальной доказательственной информации о преступлении, которая нуждается в переводе ее в актуальную доказательственную информацию по делу путем применения специальных познаний;

г) гносеологическая его сущность или познаваемость объекта экспертизы: он является носителем различных свойств и качеств, поддающихся экспертному познанию посредством применения экспертной методики, предполагающему выявление, фиксацию, анализ информативных сигналов — диагностических, идентификационных либо классификационных признаков.

| следующая лекция ==>
Учение о методах судебной экспертизы. | Понятие задачи судебной экспертизы, классификация экспертных задач.

Дата добавления: 2019-04-03 ; просмотров: 429 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/9-63461.html

Понятие и задачи судебной экспертизы

Понятие «экспертиза» используется в науке и практике для обозначения исследований, требующих использования профессиональных знаний. Результаты экспертизы получаются опытным путем с помощью специального инструментария — экспертных методик.

Экспертизы производятся практически во всех сферах человеческой деятельности.

Судебная экспертиза — это отличная от других специфическая разновидность экспертиз, обладающих особым статусом. Сходство ее с экспертизами в других сферах человеческой деятельности заключается в том, что она, по сути, является исследованием, основанным на использовании специальных знаний. Однако далеко не любое исследование может именоваться судебной экспертизой, поскольку эти экспертизы выполняются в ходе судебного исследования по гражданским и уголовным делам, делам по административным правонарушениям. Кроме того, судебные экспертизы производятся при рассмотрении дел в Конституционном Суде Российской Федерации.

Основания и порядок назначения судебных экспертиз по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях определяются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, а также Федеральным законом Российской Федерации от 31 мая 2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (ред. от 8 марта 2015 г.) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. -2001. — № 106.Эти нормативные акты устанавливают права и ответственность лиц, принимавших участие в производстве судебной экспертизы, их правоотношения, содержание составляемых при этом основных процессуальных документов, регламентируют и другие вопросы, связанные с порядком назначения и производства экспертизы.

Сущность судебной экспертизы состоит в анализе по заданию суда сведущим лицом (экспертом) предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов в целях установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом доказательств.

Отличительной чертой судебной экспертизы является производство исследований, основанных на специальных знаниях. Закон не дает определения понятия специальные знания. Традиционно в юридической литературе под этим термином понимают систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки либо техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки или профессионального опыта и необходимых для решения вопросов, возникающих в процессе судопроизводства.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за нарушение прав человека

Среди основных задач, разрешаемых судебными экспертизами по характеру основных целей экспертного исследования, можно выделить идентификационные задачи, направленные на отождествление объекта по его отображениям. При решении идентификационных задач, в объектах идентифицируемом (отождествляемом) и идентифицирующем (с помощью которого производится отождествление) выявляются общие (групповые) и частные признаки, производится их сопоставление, и на основе совпадения совокупности частных признаков устанавливается индивидуально-конкретное тождество.

Идентификационные задачи формулируются в виде вопросов о тождестве конкретных объектов (например, установление лица, исполнившего документ, по почерку или установление, данным ли орудием взломан замок), о принадлежности объектов к конкретной группе (например, повреждение нанесено одним из четырех ножей), об установлении единого источника происхождения объектов (например, установление фабрики изготовителя и принадлежности к определенной партии бумаги, на которой напечатаны поддельные денежные билеты); о принадлежности объекта к единому целому, единой массе (например, принадлежность осколка разбитого стекла, обнаруженного на месте дорожно-транспортного происшествия, фарному рассеивателю данного автотранспортного средства); об изготовлении (выполнении) нескольких объектов одним и тем же лицом.

Другая группа задач — диагностические — состоит в выявлении механизма события; времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинных связей между ними; природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и т. д.

Частным случаем диагностических задач являются классификационные задачи. Эти задачи направлены на установление соответствия объекта определенным, заранее заданным характеристикам и отнесение его на этом основании к определенному классу, роду, виду.

Общие задачи экспертизы определяют ее цели в наиболее обобщенном виде и дают представление о предмете экспертизы данного рода. С гносеологической точки зрения конкретные задачи характеризуют конечную цель (искомый факт) и условия ее достижения, т.е. данные, с учетом которых эксперт на основе своих специальных знаний должен действовать, чтобы дать ответы на поставленные вопросы. В ходе исследования конкретные задачи преобразуются обычно в систему подзадач, отражающих промежуточные цели исследования и условия их достижения.

Экспертные задачи неразрывно связаны с вопросами, выносимыми на разрешение судебной экспертизы. Общие и типичные задачи представляют собой научное обобщение всевозможных вопросов по данному роду или виду экспертиз. Конкретные задачи судебной экспертизы реализуются путем постановки определенных вопросов эксперту в зависимости от имеющихся объектов и материалов гражданского или уголовного дела, дела об административном правонарушении.Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. — М.: Проспект, 2010. — С. 3-11.

На основании выше изложенного следует обозначить такой вывод: судебная экспертиза обладает особым статусом. Основное направление судебной экспертизы — это проведение различных исследований, основой которых служат специальные знания. Проведение судебной экспертизы четко регламентировано законодательством Российской Федерации. В общем виде задачи судебной экспертизы разделяются на идентификационные и диагностические.

Источник: http://vuzlit.ru/146140/ponyatie_zadachi_sudebnoy_ekspertizy

43. Экспертные задачи и их классификация ( учебник страница 162)

идентификационные (установление индивидуального тождества);

классификационные (для классификации объекта исследования, установление его групповой принадлежности, вида, рода);

диагностические (для установления состояния объекта, его свойств, установление возможности производства объектом определенного действия и т.п.);

ситуационные (связаны с исследованием объекта, его признаков и свойств в зависимости от конкретной ситуации и обстановки на месте происшествия);

смешанные (самые распространенные).

44. Методы судебной экспертизы и их классификация.

«Метод экспертизы (экспертного исследования) — система логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов) получения данных для решения вопроса, поставленного перед экспертом. Операции, образующие метод, представляют собой практическое применение знаний закономерностей объективной действительности для получения новых знаний». «Методика экспертизы (экспертного исследования) — система методов (приемов, технических средств), применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления фактов, относящихся к предмету определенного рода, вида и подвида судебной экспертизы». Рассмотрим далее основные классификации методов судебно-экспертного исследования. Поскольку в судебно-экспертной деятельности используются те же методы, что и в научных исследованиях, их систему можно представить совокупностью трех групп методов: 1) всеобщим диалектическим методом; 2) общенаучными методами; 3) специальными методами частных наук.

I. Всеобщий диалектический метод есть совокупность наиболее фундаментальных принципов и приемов, регулирующих всякую познавательную и практическую деятельность. Методология научных исследований базируется на диалектическом подходе к материальной действительности. При этом фундаментальную роль играют положения диалектики о способности материи к отражению, о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, о соотношении единичного, особенного и общего, например, в процессе экспертного исследования возможен анализ самых разных форм отражения: начиная от простейших, связанных с контактным взаимодействием двух объектов, и до значительно более сложных, когда факты и обстоятельства позволяют проследить причинно-следственные связи и установить механизм события по его отображениям.

Таким образом, структура всеобщего диалектического метода состоит из двух частей: категории и законы диалектической (философской) логики; формально-логические методы познания.

II. Общие или общенаучные методы — это методы, используемые во всех (или, во всяком случае, в очень многих) науках и сферах практической деятельности.

1. Чувственно-рациональные методы, сочетающие в себе и чувственное и рациональное познание, поскольку воспринимается не просто сумма отдельных изолированных друг от друга элементов, а их совокупность, систематизированная определенным образом. Рассмотрим эти методы подробнее:

а) наблюдение, под которым понимают восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно с целью его изучения. Основное условие экспертного наблюдения — объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента).

В судебно-экспертных исследованиях объектами наблюдения являются люди, животные, отдельные предметы и элементы вещной обстановки или их отображения в виде следов (копий следов), фотоснимков, аудио- или видеозаписи, документы, явления, процессы и проч. Субъектом наблюдения является судебный эксперт

б) описание, при котором указываются признаки объекта, представленного на экспертизу. Оно имеет большое значение при производстве судебной экспертизы, причем подробно описывается упаковка вещественных доказательств, ее целостность, признаки ее нарушения, содержимое упаковки. Подробно описывается примененная экспертная методика, процесс экспертного исследования, использованная аппаратура, полученные результаты *(44).

Читайте так же:  Заявление разрешение ношения хранения оружия

в) сравнение — это сопоставление свойств или признаков двух или нескольких объектов экспертного исследования. Данный метод позволяет выявлять общее и особенное в явлениях, ступени и тенденции их развития. Объектами сравнения в судебно-экспертной деятельности могут быть конкретные материальные образования, мысленные образы, выводы и предположения, результаты действий и проч. Применение сравнительного метода исследования предполагает наличие не менее двух объектов сравнения.

Практикой экспертных исследований выработаны следующие правила, определяющие эффективность метода сравнения:

а) сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеримые явления (объекты);

б) в сравниваемых явления (объектах) не следует ограничиваться установлением признаков сходства, но и выявлять признаки различия;

в) сравнение должно осуществляться прежде всего по существенным признакам.

г) эксперимент представляет собой изучение объекта, основанное на активном целенаправленном воздействии на него путем создания искусственных условий или использования естественных условий для выявления соответствующих свойств, характеристик и других особенностей объекта. При этом может производиться воспроизведение явления или события для изучения связей его с другими явлениями. Целью эксперимента является установление природы наблюдаемого явления, его сущности и происхождения, путей и методов управления им. Посредством эксперимента исследуемое явление выделяется из многообразия других явлений и фактов и может изучаться изолированно от связанных с ним причин и следствий, а из многообразия взаимоотношений причинных связей между исследуемыми явлениями — интересующая исследователя зависимость, которая и будет объектом изучения.

д) моделирование, суть которого состоит в замене объекта-оригинала моделью, т.е. специально созданным аналогом. Это могут быть модели предметов, устройств, систем, явлений и процессов. При этом под моделью понимается такая материальная или мысленно представляемая, идеальная система отображения моделируемого объекта, которая воспроизводит существенные признаки, свойства объекта-оригинала. Это может быть устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства, а также любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления. К моделированию как методу судебно-экспертных исследований прибегают в тех случаях, когда изучение самого объекта, явления, процесса по тем или иным причинам невозможно или нецелесообразно. Например, при производстве судебной пожарно-технической экспертизы на экспериментальной установке моделируется система электрозащиты объекта. Далее производятся эксперименты по созданию аварийного режима и изучаются оплавленные электропровода и аппараты электрозащиты.

2. Математические методы в судебно-экспертной деятельности объединяют: измерение, вычисление, геометрические построения, уже упомянутое математическое моделирование.

III. Специальные методы частных наук представляют собой современные методы судебно-экспертного исследования, основанные на интеграции новых технологий, использовании сложных приборных комплексов, компьютерной техники, и включают в себя характерные черты одного или нескольких общенаучных методов исследования. Однако их сочетание бывает настолько своеобразным, а реализация настолько опосредствованной, что не позволяет отнести подобный метод к числу какого-то общенаучного.

Источник: http://studfile.net/preview/6871580/page:24/

Задачи судебной экспертизы

Среди основных задач, разрешаемых судебными экспертизами по характеру основных целей экспертного исследования, можно выделить идентификационные задачи, направленные на отождествление объекта по его отображениям (в частном случае — следам). При решении идентификационных задач в объектах идентифицируемом (отождествляемом) и идентифицирующем (с помощью которого производится отождествление) выявляются общие (групповые) и частные признаки, производится их сопоставление и, на основе совпадения совокупности частных признаков, устанавливается индивидуально-конкретное тождество.

Если для индивидуализации частных признаков оказывается недостаточно, то решение идентификационной задачи завершается установлением групповой принадлежности объекта, т.е. установлением принадлежности объекта к некоторому множеству (группе) однородных объектов, осуществляемым на основе изучения свойственных всем объектам данной группы общих признаков. Определение групповой принадлежности является первоначальным этапом всякого идентификационного исследования. Определив совпадение общих признаков, переходят к частным. Однако далеко не всегда индивидуальная идентификация возможна. Если нет достаточной совокупности частных признаков, приходится ограничиться установлением групповой принадлежности (например, констатировать, что убийство совершено одним из пяти ножей). Чем больше число исследуемых признаков, тем меньше количество однородных объектов, составляющих группу.

Разновидностью установления групповой принадлежности является определение единого источника происхождения объектов. Например, бумага, на которой напечатаны поддельные денежные знаки, и бумага, изъятая при обыске у подозреваемого, изготовлена на одном и том же целлюлозно-бумажном комбинате; пуговица, обнаруженная на месте убийства, и пуговицы, оставшиеся на пиджаке подозреваемого, принадлежат к одной партии. Признаки могут определять состав и структуру вещества или материала, отражать технологию производства или условия хранения объектов и т.п.

Идентификационные задачи формулируются в виде вопросов о тождестве конкретных объектов (например, установление лица, исполнившего документ, по почерку или установление, данным ли орудием взломан замок), о принадлежности объектов к конкретной группе (например, повреждение нанесено одним из четырех ножей), об установлении единого источника происхождения объектов (например, установление фабрики изготовителя и принадлежности к определенной партии бумаги, на которой напечатаны поддельные денежные билеты); о принадлежности объекта к единому целому, единой массе (например, принадлежность осколка разбитого стекла, обнаруженного на месте дорожно-транспортного происшествия, фарному рассеивателю данного автотранспортного средства); об изготовлении (выполнении) нескольких объектов одним и тем же лицом.

Другая группа задач — диагностические — состоит в выявлении: механизма события; времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинных связей между ними; природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и т.д. Например: каков механизм возникновения пожара или взрыва; каковы состав и технология изготовления данного пищевого продукта, как он отличается от продукта, изготовленного в соответствии с утвержденными техническими условиями, и т.д.

Частным случаем диагностических задач являются классификационные задачи. Эти задачи направлены на установление соответствия объекта определенным заранее заданным характеристикам и отнесение его на этом основании к определенному классу, роду, виду. Примером может служить судебно-баллистическая экспертиза, когда требуется установить, к какой системе или модели относится данное огнестрельное оружие, или судебная металловедческая экспертиза, когда необходимо установить, к какой марке относится данный сплав.

Читайте так же:  Исковое заявление в суд по мусору

Поскольку решение классификационных задач во многих случаях предшествует идентификации, некоторые авторы выделяют их в отдельную группу*(27). Мы, однако, полагаем, что по своей гносеологической сущности эти классификационные задачи являются диагностическими. Не следует смешивать диагностические классификационные задачи и идентификационные задачи, при решении которых устанавливается групповая принадлежность объекта. Безусловно, классификация — это тоже отнесение объекта к какой-то группе (роду, виду), но количественно эта группа не определена и решение этой диагностической по сути задачи не предполагает индивидуальной идентификации. Например: частица древесины на бампере автомобиля — это часть ствола сосны корейской; или: документ изготовлен на лазерном принтере LaserJet-6L.

При установлении групповой принадлежности суть идентификационной задачи состоит в сужении, насколько это позволяют сделать выявленные идентификационные признаки, группы объектов, содержащей искомый, причем эта группа, как бы она не была велика, всегда конечна. Пределом сужения группы является акт индивидуальной идентификации. Например, установлением групповой принадлежности является выделение из 50 принтеров LaserJet-6L, находящихся в операционном зале банка, пяти, на одном из которых мог быть напечатан данный документ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Диагностические экспертные задачи по степени сложности подразделяют на простые и сложные.

I. Простые диагностические задачи.

1. Диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно:

1) исследование свойств объекта, его соответствие определенным (заданным, установленным стандартом) характеристикам;

2) определение фактического состояния объекта, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния;

3) установление первоначального состояния объекта;

4) выявление причин и условий изменения свойств (состояния) объекта.

2. Диагностические исследования свойств и состояния объекта по его отображению:

1) определение степени информативности следа;

2) установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения;

3) определение причины изменения свойств или состояния объекта.

II. Сложные (составные) диагностические задачи — это исследование механизмов, событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям). К ним относятся:

1) определение: а) механизма события, процесса, действия; б) возможности судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям), отдельных этапов (стадий, фрагментов) события;

2) установление: а) механизма события в его динамике; б) возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях; в) соответствия (несоответствия) действий специальным правилам;

3) определение: а) условий (обстановки); б) времени (периода) или хронологической последовательности действия (события); в) места действия (его локализация, границы), позиции участников; г) определение иных условий;

4) определение причинно-следственных связей между действиями и наступившими последствиями.

Другим основанием является деление диагностических задач на прямые и обратные.

Прямые диагностические задачи решаются путем движения от причины к следствию. Это, как правило, простые диагностические задачи типа: каков состав этого объекта или его структура, при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и проч. Прямые сложные диагностические задачи типа: каков будет механизм данного процесса при заданных условиях, решаются при создании экспертных методик для диагностических исследований. Одним из основных методов в диагностических исследованиях является аналогия. Повторяемость событий, действий, наличие типичных ситуаций влечет за собой возникновение повторяющихся типичных следов. Реально существующие отклонения зависят от вариационности тех или иных факторов, влияющих на саму ситуацию и механизм отображения. Данные о типичных ситуациях используются впоследствии при решении обратных диагностических задач.

Обратные диагностические задачи. Большинство сложных экспертных задач, разрешаемых криминалистической диагностикой, являются обратными, т.е. такими, где поиск решения ведется от следствия к причине. Основным методом, используемым в этом случае, является моделирование мысленное, физическое, математическое. Сравните: прямая задача — установить состав и марку металла, из которого изготовлен обломок ножа, а обратная — реконструирование по обломку «биографии» изделия, установление технологии его изготовления или причин излома и т.д.

Диагностические задачи, связанные с анализом ситуации в целом, когда в качестве объекта исследования выступает система событий, называют ситуационными (ситуалогическими) и также иногда рассматривают как отдельную группу*(28). Обычно под этим термином понимают сложные обратные диагностические задачи. Примером решения ситуационной диагностической задачи может быть установление механизма дорожно-транспортного происшествия при производстве комплексной судебной дорожно-транспортной и транспортно-трасологической экспертиз.

Наряду с приведенной классификацией экспертные задачи классифицируются и по другим основаниям.

Так, по степени общности*(29) задачи делят на:

1) общие — задачи рода экспертизы, например, в трасологической экспертизе исследование различных отображений (следов) объектов в целях их идентификации или диагностирования свойств и механизма образования;

2) типичные — задачи вида экспертизы, например, к типичным задачам трасологической экспертизы следов обуви относятся: установление вида обуви, оставившей следы, или идентификация обуви по следам;

3) конкретные — задачи данного экспертного исследования, например, не оставлены ли следы на месте происшествия туфлями гр. Сидоровой И.И.

Общие задачи экспертизы определяют ее цели в наиболее обобщенном виде и дают представление о предмете экспертизы данного рода. Типичные задачи вида экспертизы, которые приводятся в справочной литературе, формулируются применительно к каждому объекту этого вида и служат в качестве ориентирующих для постановки конкретных задач, т.е. поставленных перед экспертом при производстве определенной экспертизы. С гносеологической точки зрения конкретные задачи характеризуют конечную цель (искомый факт) и условия ее достижения, т.е. данные, с учетом которых эксперт на основе своих специальных знаний должен действовать, чтобы дать ответы на поставленные вопросы. В ходе исследования конкретные задачи преобразуются обычно в систему подзадач, отражающих промежуточные цели исследования и условия их достижения.

Экспертные задачи неразрывно связаны с вопросами, выносимыми на разрешение судебной экспертизы. Общие и типичные задачи представляют собой научное обобщение всевозможных вопросов по данному роду или виду экспертиз. Конкретные задачи судебной экспертизы реализуются путем постановки определенных вопросов эксперту в зависимости от имеющихся объектов и материалов гражданского или уголовного дела, дела об административном правонарушении.

Читайте так же:  Кто оплачивает психиатрическое освидетельствование

Источник: http://studfile.net/preview/5970192/page:4/

Задачи судебной экспертизы

Основаниями для классификации задач являются: цель и условие задачи.

По первому основанию задача определяется предметом доказывания и обстоятельствами конкретного дела. По этому основанию задачи делятся на: идентификационные, диагностические, классификационные, ситуалогические (ситуационные) и интеграционные.

По второму основанию достаточностью правил, разработанных наукой. Например, стандартная задача, которая всегда содержит исходные данные, достаточные для ее решения. Эти данные представлены в явном виде, их требуется преобразовать и заполнить пробелы. Такие исходные данные определяют возможность решения в соответствии с разработанным алгоритмом.

Если же условие необычное и нельзя использовать упомянутые правила, то задача относится к нестандартной (эвристической),требующей от эксперта самостоятельного, творческого поиска решения.

Важно также выделить условные задачи, которые определяют информационное поле свойств изучаемого объекта и исследуется экспертом. Свойства – это все то объективное и материальное, что отличает одну вещь или явление от другой вещи или явления, поэтому именно с их помощью удается решать идентификационные экспертные задачи. Если свойства описывают состояние вещей, механизмов, времени явлений, способ изготовления, то это позволяет решать диагностические задачи.

Наряду с указанными, в процессе расследования возникает необходимость в решении классификационныхзадач. Цель таких исследований установить отношение объекта к определенной группе.

При этом объем определяемой группы не должен влиять на существо задачи экспертизы. Непосредственный объект классификационного исследования – система свойств, присущая определенным, выделенным в соответствии с общими и специальными классификациям группам объектов.

Такая задача не является идентификационной, т. к. в процессе ее решения отсутствует конкретный проверяемый объект, перед экспертом не ставится, а в итоге исследования не достигается цель отождествляемого объекта. Ее нельзя отнести и к диагностической, ибо объект исследования в классификационном процессе статичен, а отнесение объекта к группе неравноценно установлению элементарного частного события.

Выделение группы классификационных задач, по мнению большинства ведущих ученых криминалистов (Орловой В.Ф., Шляхова А.Р., Майлис Н.П. и др.) является условным, т. к. они занимают большое место в процедурах решения других классов задач – идентификационных и диагностических.

Особое место занимают в классификации и ситуалогические задачи. По своей природе они близки к диагностическим. Многие ученые считают, что они являются разновидностью последних. Тем не менее, большинство криминалистов справедливо выделяют их в самостоятельные, т.к. в качестве объекта здесь выступает система событий, а не одно элементарное частное событие, как при решении диагностических задач. Объектом ситуалогического (ситуационного) исследования является система свойств материальной ситуации, отражающая динамику частного, (но более общего, чем это имеет место в диагностическом исследовании) или основного события. С помощью решения ситуалогических задач при ситуационном анализе, удается выделить новые свойства и отношения в исследуемом объекте, воспринять ее как целостную структуру.

Интеграционные задачи как правило решаются в комплексных исследованиях и могут в качестве подзадач включать все рассмотренные ранее классы задач. Решаемые в процессе комплексной экспертизы задачи, отличаются от обычных не тем, какой результат (искомое) должен быть получен (идентификация, диагностика, факт контактного взаимодействия – они достижимы и в производстве обычных экспертиз), а, во-первых, объемом свойств (объектов) которые могут быть исследованы; во-вторых, категорией (видом) специальных знаний, необходимых для решения комплексной экспертизы.

В первом случае интеграционная задача выступает как система (звено) частных (простых) задач. Примером может быть идентификация пишущего при исследовании слабовидимой подписи (выцветшей, вытравленной либо в форме следов давления). Прежде чем провести почерковедческое исследование, эксперт должен восстановить слабовидимую подпись – это самостоятельная задача и ее решение является условием последующей идентификации.

Во втором случае, как уже отмечалось, решение интеграционных задач при комплексном исследовании, где своеобразной формой их являются пограничные вопросы между разными родами (видами) эксперту, разрешаемые специалистами различных отраслей знаний. Например, типичной задачей является идентификация металлоизделия по его частям (например, труб). Проводится трасологическое исследование, по следам-отображениям, и материаловедческое исследование и на основе совокупного использования всей информации решатся интеграционная задача о тождестве целого по его частям

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/15_18126_zadachi-sudebnoy-ekspertizi.html

Предмет судебной экспертизы. Экспертные задачи, классификация

Понятие «предмет экспертизы судебной направленности» – является одним из самых фундаментальных в науке о судебной экспертизе и, что самое главное в экспертной практике.

Содержание предмета экспертизы судебного характера вполне можно рассматривать с двух позиций: научной, а также практической.

Объектом судебной экспертизы, как определенной научной отрасли знания являются специальные закономерности формирования тех или иных свойств объектов и, конечно, их изменение в связи с тем событием, которое собственно и расследуется.

Что касается практической точки зрения, то тут понятие предмета судебной экспертизы является равнозначным цели исследования и включает «установление фактов (данных фактической направленности), конкретных суждений о факте, имеющих достаточно большое значение для уголовного, гражданского, а также дела арбитражного характера либо дела об каких-либо правонарушения административного порядка, путем исследования объектов экспертизы, являющихся в свою очередь материальными носителями информации о происшедшем событии».

Под определенными данными фактической направленности или фактами (от лат. facto – делать или же совершать какое-либо действие) понимается как истина, событие, результат, так и знание, достоверность которого в свое время является доказанной. Применительно к экспертизе судебного характера под фактом понимают смысл обоих значений, то есть и само событие (результат), и знание о нем, которое вполне достоверно доказывается самой экспертизой. Отсюда получается, что к фактическим данным можно отнести абсолютно любое суждение эксперта о факте (событии) в форме его вывода, ибо оно порождает знание достоверной направленности, которое также является фактом.

Предметом какой-либо конкретной экспертизы является четкая задача, которую эксперту в свое время потребуется решить в ходе разбирательства на основе соответствующего объема знаний специального характера.

Читайте так же:  Верховный суд решения жалоб

Экспертные задачи и их классификация

Если посмотреть в общем смысле, то «задача – это то, что требует исполнения, разрешения».

Так как наиболее общим во всей науке является представление о задаче, как специфической цели исследования, которая была задана в специальных.

Под задачей конкретного исследования экспертного порядка понимается принятое экспертом задание, которое в свою очередь содержится в вопросе, поставленном перед самим экспертом.

В словаре главных терминов экспертиз судебной направленности подчеркивается, что «с гносеологической точки зрения понятие задачи осуществляет деятельность по характеризации любой конечной цели, а также тех условий, которые являются необходимыми для ее достижения, то есть характеризует определенные данные, с учетом которых эксперт в соответствии со своим положением процессуального порядка и специальными познаниями обязан действовать, чтобы дать ответ на этот вопрос».

Таким образом, и получается, что понятие задачи судебной экспертизы имеет как аспект процессуальной направленности (задание эксперту органа, назначившего экспертизу), так и гносеологический (познавательный) аспект.

Классификация задач по основаниям

Стоит отметить, что задачи экспертизы в свое время классифицируются по различным основаниям.

  1. По значению тех фактов, которые в свое время устанавливаются в ходе исследования задач, а задачи при этом делятся на конечные, промежуточные и, конечно, вспомогательные.
  2. По условию определенной задачи, которая была поставлена, она может быть стандартной, то есть для ее решения имеются конкретные разработанные методики, и нестандартный ход, в котором будет использовать творческий подход для решения ее задачи.
  3. По какой-либо цели исследования, как главному содержанию, задачи подразделяются на идентификационные, диагностические и ситуалогические. Есть некое количество ученых, которые выделяют задачи классификационной направленности, как своего рода самостоятельный класс экспертных задач, но представляется правильнее точка зрения Ю. П. Корухова, В. Ф. Орловой и др., рассматривающих данные задачи в рамках класса задач диагностического характера.

Задачи идентификационной направленности – специальный вид экспертных задач, главная цель которых заключается в установлении факта индивидуально-конкретного тождества или приближения к нему на уровне общей родовой, или же групповой принадлежности конкретных объектов материального характера. Одно из самых важных мест среди них занимает отождествление человека по его следам (потожировые следы (ПЖС), крови, запаху, отображениям частей тела и др.), каким-либо чертам внешности, его личному голосу, его навыкам в написании, то есть почерку.

Идентификационные задачи облекаются в специальную форму конкретных вопросов:

  • о каком-либо конкретном объекте (оставлены ли ПЖС тем или иным конкретным гражданином, данным орудием и др.);
  • о принадлежности оборотов сравнительной направленности одному роду, виду, а также группе (может даже очень узкой);
  • о принадлежности каких-либо объектов сравнительного порядка единому целому, единой массе;
  • об общности определенного источника происхождения объектов сравнительной направленности.

Определение 3

Задачи диагностического характера – это некие неидентификационные задачи установления определенных свойств и состояний исследуемых объектов, а также механизма, и, конечно, причин расследуемого события. Задачи диагностической направленности вполне могут являться промежуточными при каких-либо идентификационных исследованиях или же иметь самостоятельное значение.

Диагностические порядки

Обычно отмечается всего четыре класса диагностических задач:

  • классификационно-диагностические – задачи, которые занимаются установлением специальных характеристик различных объектов для отнесения его к общепринятому классу. Такие задачи появляются на начальных стадиях расследования и поэтому они носят розыскной характер: природное установление, назначения, и области использования того или иного объекта, установление возраста, а также пола гражданина, задачи соответствия ГОСТам, сортности и др.;
  • собственно диагностические – установление того состояния объекта, в котором он находится (тяжести нанесенных телесных повреждений, исправность оружия, пригодность следа для идентификации и др.);
  • обстановочно-диагностические – такой вид задач в основном направлен на реконструкцию внешней обстановки события (установление времени, а также места наступления смерти, давность выполнения определенного акта, оставления следа, установление давности и дистанции выстрела, места столкновения средств передвижения, и многое другое);
  • причинно-динамические диагностические задачи – осуществляющие установление каких-либо отношений причинно-следственной направленности, механизма компонентов (эпизодов) события, возможности совершения конкретных деяний и наступления последствий.

По большей части задачи следственно-причинного характера реализуются в таких вопросах:

  • о специфических причинах наступления тех или иных последствий – причины, по которым собственно наступила смерть, разрушения (при различных взрывах, авариях), возгорания (при пожарах);
  • о возможности наступления этих последствий от предполагаемых причин: установление определенной возможности самовозгорания вещества, находящегося в специальных условиях.

Что касается задач установления механизма эпизодов события, то они в свою очередь реализуются в вопросах: о числе участников события; последовательности их деяний (число выстрелов, число людей, которые осуществляли выстрелы, а также последовательность выстрелов); о возможности торможения средства передвижения при движении его с какой-либо конкретной скоростью во время определенных дорожных условий.

Особое место в системе задач диагностической направленности занимают реставрационные и оценочные задачи.

Задачи реставрационного порядка – это такие задачи, которые в свое время воссоздаются в первоначальном виде измененного объекта (реставрация облика человека по черепу, удаленных (вытравленных, подчищенных) записей и, при этом определенных подписей, знаков на двигателе автомобиля).

Что касается оценочных задач, то они в свою очередь являются вполне типичными для классов не криминалистических экспертиз (размера нанесенного ущерба в результате хищения, оптимального раздела строения между сторонами, которые спорят в судебно-строительной экспертизе).

В практике исследований экспертной направленности для решения определенной конечной задачи одного класса в роли каких-либо промежуточных задач могут решаться задачи другого класса.

Решение той или иной конкретной задачи экспертизы может иметь свойственный ей комплексный характер, когда решение этой конечной задачи вполне может строиться на ряде промежуточных, данную задачу называют интеграционной или ситуалогической.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/predmet-sudebnoj-ekspertizy-ekspertnye-zadachi-kla/

Классификация задач судебной экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here