Нарушение авторских прав на литературные произведения

Полезная информация в статье: "Нарушение авторских прав на литературные произведения" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Нарушение авторских прав на литературные произведения

Использование термина «пиратство» (англ. piracy ) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году [3] , позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated» ).

Этот термин используется также и в правовых актах. Так, в английском переводе Бернской конвенции 1886 года присутствует текст «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection» [4] (в русском переводе — «контрафактные экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной», ст. 16 Конвенции).

В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается [5] , однако он употребляется в локальных нормативных актах [6] , документах судов [7] и специальной юридической литературе [8] .

Некоторые источники [уточнить] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана, термин «пиратство» стал применяться к игнорированию традиционных методов лицензирования ПО для создания ложного убеждения, что это «очень плохо». По его мнению, создаётся подсознательная аналогия с морским пиратством, включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства, взятие заложников, потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. [9]

Окончательное закрепление нового значения термина «пиратство» произшло в Швеции в 2009 году, когда там была создана и получила несколько мест в парламенте «Партия пиратов».

Общая характеристика нарушения авторских прав

Нарушение авторских прав подразумевает несанкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.

В сложившейся судебной, правоприменительной и правоохранительной практике нарушение прав правообладателей как правило экспертно оценивается самими правообладателями. Соответственно нарушением прав правообладателей судом и следствием могут быть признаны любые действия, не нравящиеся самим правообладателям и грозящие ему по его же собственному мнению недополучением сверхприбыли.

Распространённость нарушений авторских прав

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые как правило не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России, на Украине, в Китае, Казахстане, Бразилии, Мексике и Индонезии.

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами, могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата — обязательный налог)).

Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями.

Примеры нарушений авторского права

Видеопиратство

Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной у съёмочной группы).

Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него — в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений [10] типов несанкционированных [уточнить] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).

Аудиопиратство

Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях.

Обмен музыкальными композициями в интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

Программное обеспечение

Нелегальное копирование и распространение программных продуктов на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит. Для этого существует специальный класс программного обеспечения — так называемые «кряки» (от англ. «to crack» — взламывать), специальные патчи, готовые серийные номера или их генераторы (англ. keygen , «кейген») для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные с встроенной защитой от нелегального использования.

Кроме того, существуют стандартные программы разработчиков программ, которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома — отладчики, дизассемблеры, редакторы PE-заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

Иногда свободное распространение собственнической программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс сказал, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно его программы — ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in). [11]

Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров-производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения, применяемого конечными пользователями.

Компьютерные и видеоигры

Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику — обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю (CD или локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучки), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см. Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Среди наиболее известных сборников — «Classic Fond», «Crazy Collection».

Читайте так же:  Отказ в отсрочке исполнения решения суда

В сфере современных игровых приставок существует практика, называемая «чиповкой» (от англ. chip — микросхема, чип) — люди модифицируют схему приставки таким образом, что она получает способность воспроизводить неавторизованные копии игр и программы, запуск которых не был предусмотрен или был намеренно запрещён производителем приставки. Также в некоторых консолях используется перепрошивка — изменение внутреннего программного обеспечения консоли с целью запустить неавторизированные копии. Как следует из названия, чаще всего модификация заключается в размещении дополнительной микросхемы (мод-чипа) кустарным способом (или же самим владельцем приставки). Модифицированные приставки называются «чипованными».

Продажа несанкционированных копий игр для консолей также широко распространена; зачастую также с неофициальным переводом.

Многие отмечают, что сама защита от копирования, устанавливаемая на CD/DVD противоречит законодательству ряда стран, в том числе России и США. Причиной является законодательное разрешение на изготовление резервной копии легально приобретенного CD/DVD. Издатели же, устанавливая защиту, как правило сами не предоставляют пользователям технических копий. См. также высказывания Джэка Валенти (англ. ).

Литературные произведения

В связи с появлением сетевых электронных библиотек, бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно идут навстречу авторам и убирают произведения из открытого доступа по их просьбе, в некоторых случаях всё-таки доходит до судебных исков.

Любопытно, что ни авторы, ни издатели не рассматривают как пиратство повсеместное предоставление услуги ксерокопирования библиотеками.

Источник: http://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583971/biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1055591

Литературные произведения, как объект авторского права

Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания (смежные права).

Авторское право является одним из четырех институтов права, входящих в подотрасль «право интеллектуальной собственности». Кроме него в эту подотрасль входят следующие институты:

средств индивидуализации участников гражданского оборота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг) Гражданское право (Кушнир И.В.).

Объекты этих институтов являются результатами интеллектуальной деятельности.

Объекты авторского права — произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя необходимыми признаками:

а) являющиеся результатом творческой деятельности;

б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме).

Остановимся более подробно на литературных произведениях, как объекте авторского права.

Литературное произведение — это совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М., 1956. — С. 32

Термин «литературные и художественные произведения» охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам. «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 9 сентября 1886 г.

Условия, необходимые для признания определенного творческого труда произведением, охраняемым авторским правом:

произведение непременно должно быть предметом искусства, науки либо литературы.

произведение должно быть результатом именно творческой деятельности. В контексте данного положения наиболее важным вопросом представляется разграничение новых произведений, являющихся творческим трудом, и переработок уже существующих произведений. В случае отсутствия у заинтересованной стороны авторского лицензионного договора, заключения экспертов или иного подтверждения заимствования материалов из произведения-оригинала, решение суда по данному вопросу становится наименее предсказуемым.

наличие факта обнародования произведения либо нахождение в какой-либо объективной форме. При этом, в связи с присоединением Российской Федерации к ключевым международным договорам в области авторского права гражданство автора (правопреемника), а также территория обнародования почти не имеют значения.

Согласно законодательству, действующему в настоящее время, назначение и достоинство произведения, а также способ выражения произведения также не имеют значения при квалификации творческого труда как произведения, охраняемого авторским правом.

Некоторые из частей произведения являются самостоятельным объектом авторского права в случае соответствия вышеуказанным требованиям. Законодатель также распространяет охрану на такие произведения как сборники и производные произведения. Интеллектуальная собственность Авторское право и смежные права Патентное право Регистрация прав — www.copyright.ru

На правовой режим произведения также влияет способ его создания. Гражданским кодексом РФ предусмотрены особенности реализации авторских прав на произведения, созданные:

— в рамках трудовых обязанностей работника (служебные произведения, ст. 1295);

— по заказу (ст. 1296);

— при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту (ст. 1298);

— при выполнении работ по иному договору (ст. 1297). Гражданское право (Кушнир И.В.)

Под творчеством в науке авторского права понимается интеллектуальная деятельность, в результате которой создается качественно новый, ранее не существовавший результат, обеспечиваемый индивидуальностью автора.

В рамках произведения различают охраняемые (образы и язык произведения) и неохраняемые (тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание) элементы.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. п. 5 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ

Авторское право охраняет произведения независимо от их назначения и достоинств, а также от способа их выражения.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Специальное правовое регулирование предусмотрено Гражданским кодексом РФ для следующих видов произведений:

производные произведения (ст. 1260);

составные произведения (ст. 1260);

программы для ЭВМ и базы данных (ст. 1261-1262);

аудиовизуальные произведения (ст. 1263);

проекты официальных документов, символов и знаков (ст. 1264);

служебные произведения (ст.1295).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками: творческий характер произведения и объективная форма его выражения. В числе объектов авторского права законодатель в качестве отдельной группы выделил литературные произведения. В данном случае этот термин используется в широком смысле и охватывает весьма значительный круг творческих произведений, в которых посредством слова в письменной или иной объективной форме, а также и в публичной устной речи выражены мысли и чувства автора. В их числе могут быть:

Читайте так же:  Срок исковой давности в гражданском процессе

— художественно-литературные, учебные, публицистические научные и иные работы;

— лекции, доклады, проповеди и иные устные публичные выступления;

— переводы и другие произведения.

Всем указанным и некоторым иным видам литературных произведений, являющихся объектами авторского права, присущи творческий характер их создания, оригинальность содержания и изложения.

Источник: http://studbooks.net/1059152/pravo/literaturnye_proizvedeniya_obekt_avtorskogo_prava

Список литературы

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Принята в Берне 09.09.1886. Россия присоединилась к Конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 29. — Ст.3046.

2. Всемирная конвенция об авторском праве. Принята в Женеве 06.09.1952. Россия присоединилась к Всемирной конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание постановлений Правительства РФ. — 1994. — № 29. — Ст.3046.

3. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979) // http://www.consultant.ru/.

4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Заключена в Женеве 29.10.1971 (вместе со «Статусом Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29.10.1971)» (по состоянию на 15.01.2006)) // Бюллетень международных договоров. — 1999. — № 8.

5. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. — 21.01.2009.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета. — 08.12.1994; 08.02.2011; 14.12.2011.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // Российская газета. — 22.12.2006; 10.12.2011.

8. Указ Президента РФ от 05.12.1998 № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 49. — Ст.6016.

9. Указ Президента РФ от 24.05.2011 № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» // Российская газета. — 26.05.2011.

10. Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 (с изм. от 12.09.2007)»О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» // Российские вести. — 30.03.1994; Российская газета. — 25.09.2007.

11. Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений» // Российская газета. — 23.04.2008.

Научная и учебная литература

12. Авторские и смежные с ними права: постатейный комментарий гл.71 ГК РФ / под ред. П.В. Крашенинникова; [М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, О.А. Рузакова [и др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. — М.: Статут, 2010. — 378 с.

13. Баутин В.М. Права на результаты интеллектуальной деятельности автора и патентообладателя: состояние и перспективы. — 2-е изд. — М.: РГАУ — МСХА ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. — 389 с.

14. Васильева Т.В. О соблюдении авторских прав эпоху развития высоких технологий // Современное право. — 2011. — № 5. — С.102-104.

15. Ветошникова Е.О. Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в антимонопольных органах: некоторые практические аспекты // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2012. — № 2. — С.74-76.

16. Дуленков В.Ю. Об авторских правах индивидуального предпринимателя // В мире права. — 2011. — № 1. — С.65-66.

17. Ефимова Е.Г. Защита авторских и смежных прав на современном этапе // Патентное дело. — 2011. — № 5. — С.26-28.

18. Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие [для вузов] / под общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. — М.: Юрайт, 2011. — 378 с.

19. Ильницкий К.О. Привилегия как первоисточник авторского права // Закон и право. — 2011. — № 11. — С.33-35.

20. Карлова-Игнатьева Е.И. Проблематика и судебная практика привлечения к ответственности за нарушение авторских прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2011. — № 7. — С.96-99.

21. Кондратьева Е. Разграничение творческих и нетворческих объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2012. — № 2. — С.52-55.

22. Невская М.А., Тарасова Е.Н., Сухарев Е.Е. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: практ. пособие. — 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2012. — 345 с.

23. Оплачко А. Интеллектуальная собственность и инновационный потенциал // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2012. — № 1. — С. 20-24.

24. Погуляев В., Чебанова О. Компенсация морального вреда при нарушении авторских прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2012. — № 1. — С.33-36.

25. Попов Р.М. Нарушение авторских прав публичным воспроизведением музыкальных произведений // Право и экономика. — 2011. — № 7. — С.45-49.

26. Право интеллектуальной собственности: учебник [для вузов] / под ред. И.А. Близнеца; Рос. госуд. ин-т интеллект. соб-ти; [И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин [и др.]. — М.: Проспект, 2011. — 567 с.

27. Примакова О.М. Нарушение авторского права в сети Интернет // Правовые вопросы связи. — 2011. — № 1. — С.32-35.

28. Савчук Л.Ф. К совершенствованию гражданско-правовых норм в Российской Федерации об управлении исключительными авторскими и смежными правами // Бизнес в законе. — 2011. — № 2. — С.66-70.

29. Савчук Л.Ф. Охрана авторским правом идеи художественного произведения // Юридические науки. — 2011. — № 2. — С.39-42.

30. Севостьянов В. Необходимо активизировать правозащитную деятельность в сфере авторских и смежных прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2011. — № 7. — С.63-65.

Видео (кликните для воспроизведения).

31. Соболь И.А., Мельников В.С. Некоторые особенности правовой защиты объектов авторского права // Современное право. — 2011. — № 7. — С.101-103.

32. Федосеева Е.Г. Пути к творчеству // Социосфера. — 2012. — № 4. — С.59-61.

Читайте так же:  Срок исковой давности по спору об увольнении

33. Хохлов В.А. Договор авторского заказа в гражданском праве России // Журнал российского права. — 2011. — Т.4. — № 172. — С.27-29.

34. Хрестоматия по истории государства и права России / под ред. Титова Ю.П. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2012. — 789 с.

35. Щербак Н. Авторское право и наследование // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2011. — № 8. — С.26-29.

Источник: http://studbooks.net/502630/pravo/spisok_literatury

Глава 1. АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

РЕФЕРАТ

Тема: Юридическая ответственность за нарушение прав авторов литературных произведений

Студентки Мироновой Кристины Николаевны

(Фамилия, имя, отчество)

Руководитель работы к.ю.н. доцент, Коробейникова Е.Н.

(должность, ученое звание, Ф.И.О.)

Работа защищена ______________ 2015

Оценка ____________________________

Подпись ___________________________

Волгоград

Г.

Содержание

Глава 1. АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ………………………………………………………………6

1.1. Литературное произведение как объект авторского права: понятие, признаки и виды. Автор произведения…………….…………………………..6

1.2. Права авторов на литературные произведения ……….………….…..…8

Глава 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ АВТОРОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. 12

2.1. Юридическая ответственность. Административная и уголовная ответственность за нарушение прав авторов литературных произведений………………. 12

2.2. Актуальные проблемы в области защиты прав авторов литературных произведений …………………………….……………….……………………15

Заключение. 17

Список литературы……………………………………………………………22

Введение

Права и свободы человека и гражданина регулируются в соответствии со ст. 17 Конституции РФ[1]Для всестороннего раскрытия и правильного изучения темы о юридической ответственности за нарушения прав авторов литературных произведений вначале необходимо раскрыть первоисточники данных понятий.

— они ограничены определенным сроком действия,

— носят абсолютный характер,

— являются исключительными по отношению ко всем третьим лицам

Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по отношению к таким используемым в законодательстве и юридической литературе понятиям, как «литературная и художественная собственность» и «промышленная собственность». Последние обозначают соответственно авторское право, действие которого распространяется также на результаты научного творчества («научная собственность»).

Институт авторского права и прав, смежных с авторскими регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (права, смежные с авторскими). В качестве основных задач (функций) авторского права чаще всего в юридической литературе называют две следующие задачи:

1) авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства;

2) создание условий для широкого использования произведений в интересах общества.[3]

Глава 1. АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1.1 Литературное произведение как объект авторского права: понятие, признаки и виды. Автор произведения.

Необходимо провести комплексный анализ юридической доктрины и российского законодательства, включая часть четвертую ГК РФ, для определения понятия и видов литературного произведения как объекта авторского права. Действующее российское законодательство не содержит легального определения понятия произведения, литературного произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной, что подтверждается проведенным анализом статей 1259, 1225 и др. ГК РФ[4].

В части четвертой ГК РФ в определении объекта авторских прав ключевым словом является термин «произведение», но следует заметить, что действующее российское законодательство, так же как и предшествующее ему законодательство дореволюционного и советского периодов, не дает четкого определения того, что следует понимать под терминами «произведение», «литературное произведение». Отсутствие единообразного понимания понятий и содержания указанных категорий в российском законодательстве вызывает их различное толкование, весьма затрудняет правовое регулирование отношений, связанных с воспроизведением, обнародованием, наследованием произведений литературы, науки и искусства.[5]

Таким образом, решение данного вопроса остается, по мнению В.И. Серебровского, «на долю науки гражданского права»: «. задача определения понятия произведения падает на долю науки гражданского права, так как закон, гарантируя охрану произведения, не указывает, что следует понимать под “произведением”. Поэтому определение предмета авторского права, становление точного, объективного понятия о произведении представляется важной задачей.

Самым распространенным стало определение произведения, которое сформулировал В.И. Серебровский. Произведение – это «совокупность идей мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения».[6]

Для того чтобы признать произведение объектом авторского права, оно должно иметь основные признаки: 1) должно быть результатом творческой деятельности; 2) должно быть выражено в какой-либо объективной форме; 3) должно относиться к области науки, литературы и искусства; 4) автором произведения может быть только физическое лицо. Таким образом, авторской охране подлежат лишь результаты творческой деятельности автора (соавторов), выраженные в какой либо объективной форме, относящиеся к науке, литературе и искусству. Наличие указанных признаков в совокупности дает основание считать, что произведение подпадает под авторско-правовую охрану.

Виды объектов авторских прав отражены в статье 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

программы для ЭВМ.

Автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное (согласно ст. 1257 ГК РФ).

Проанализировав вышеуказанные статьи сделан вывод, о том что нет прямого положения в гражданском законодательстве об объектах авторского права и понятия произведения, но есть признаки по которым следует квалифицировать данные термины.

1.2 Права авторов на литературные произведения.

Содержанием авторского правоотношения, как и любого правоотношения, являются права и обязанности участвующих в нем лиц. В рамках правового отношения субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности корреспондируют друг другу и выступают его юридическим содержанием. Таким об-разом, под понятием «субъективное право» подразумевается определенная правовая возможность, гарантируемая законом, вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. Такая возможность распоряжения субъективным гражданским правом является реальным выражением начала диспозитивности как признака метода правового регулирования и имущественно-распорядительной самостоятельности участников гражданского оборота как признака предмета правового регулирования.[7]

В юридической доктрине (до принятия ч. 4 ГК РФ) авторские права традиционно подразделялись на личные неимущественные и имущественные. Это была самая распространенная классификация авторских прав, разделяемая большинством ученых-цивилистов, входящих в одну крупную группу, таких, как Никитина М.И., Сергеев А.П., Гордон М.В., Торкановский Е.П., Агарков М.М. и др.3. Помимо этого, данная классификация имела и немаловажное практическое значение, так как она стала в свое время основой при разработке нормативно-правовых актов, призванных регулировать авторские отношения. Согласно мнению А.П. Сергеева и других, данная классификация была «самой распространенной и в то же время самой спорной». Однако, он отмечал, что авторские права тесным образом взаимосвязаны, поэтому выделение среди них чисто неимущественного или же имущественного характера весьма затруднительно. Однако были и другие противоположные точки зрения, которые были в явном меньшинстве. Ученые-цивилисты разделились по взглядам на несколько групп: одна группа склонялась к отрицанию возможности и необходимости деления авторских прав на личные и имущественные, вторая группа указывала на условность такого деления, третья группа – отмечала относительность этой классификации.

Читайте так же:  Разрешение на оружие официальный сайт

Согласно мнению ученых-юристов, таких, как А.Б. Борисов, В.А. Хохлов, О.А. Рузакова и др., после принятия части четвертой ГК РФ авторские права следует делить уже на три группы: 1) личные неимущественные,

2) исключительное право, являющееся имущественным правом, 3) иные права. Противоположных точек зрения на разделение авторских прав на группы после принятия части 4 ГК РФ не выявлено. По мнению А.Б. Борисова, которое мы разделяем, «авторскими правами признаются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства», «интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК, – также личные неимуществен ные права и иные права (право наследования, право доступа и другие)»[8].

Действие личных неимущественных прав авторов бессрочно (пунктом 2 статьи 1228 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 1228, пункту 2 статьи 1255, статьи 1265 ГК РФ автору принадлежат право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права, которые неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Под правом авторства понимается юридически обеспеченная возможность лица считаться автором литературного произведения и возможность требовать признания данного факта от других лиц. Согласно мнению Камышева В.Г., право авторства – это право создателя произведения считать себя его автором и требовать обо-значения своего имени при использовании произведения.[9]

Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений регулируется статьями 1255, 1266, 1267 ГК и т.д.

Положения статьи 1265 ГК РФ являются еще одной новеллой части четвертой ГК РФ. Раньше статья 479 ГК РСФСР 1964 года закрепляла именно право на неприкосновенность произведения, а не право на защиту репутации автора, которое было закреплено в статье 15 Закона «Об авторских и смежных правах», теперь статья 1265 ГК РФ закрепила право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений. Согласно статье 1266 ГК РФ, не допускается без согласия автора литературного произведения внесение в его произведение каких бы то ни было изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).[10]

Все прав автора произведений закреплены в стать 1255 ГК РФ

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Источник: http://studopedia.org/14-7268.html

Нарушение авторских прав на литературные произведения

Использование термина «пиратство» (англ. piracy ) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году [3] , позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated» ).

Этот термин использовался также и в правовых актах. Так, в первоначальном английском тексте ст. 12 Бернской конвенции 1886 года присутствовала фраза «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection» [4] (в русском переводе — «произведения, подвергшиеся пиратству, могут быть изъяты при ввозе в те страны Союза, где оригинальное произведение пользуется правовой охраной» [5] ). Тем не менее, даже в своих нескольких версиях Бернская конвенция никогда не налагала на государства-члены подробно изложенные обязательства в отношении проблемы пиратства [5] .

В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается [6] , однако он употребляется в локальных нормативных актах [7] , документах судов [8] и специальной юридической литературе [9] .

Некоторые источники [уточнить] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана, термин «пиратство» стал применяться к несанкционированному копированию в целях пропаганды, для создания подсознательной аналогии с морским пиратством, включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства, взятие заложников, потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. Ричард Столлман призывает не поддерживать эту пропаганду, и вместо термина «пиратство» использовать нейтральные термины, такие как: «несанкционированное копирование» или «запрещенное сотрудничество» [10] .

В положительном смысле термин используют «Пиратские партии», одна из которых была создана в Швеции и в 2009 году получила несколько мест в парламенте [11] .

Общая характеристика нарушения авторских прав

Нарушение авторских прав подразумевает не санкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.

Распространённость нарушений авторских прав

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые, как правило, не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России, на Украине, в Китае, Казахстане, Бразилии, Мексике и Индонезии.

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами, могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата — обязательный налог)).
Читайте так же:  Срок оспаривания решения арбитражного суда

Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями (например, если фильм или компьютерная игра официально не выпускаются правообладателем в той или иной стране).

Примеры нарушений авторского права

Видеопиратство

Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной [уточнить] у съёмочной группы).

Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него — в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений [12] типов несанкционированных [уточнить] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).

Аудиопиратство

Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях. Также пиратские радиостанции.

Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

Программное обеспечение

Нелегальное копирование и распространение программных продуктов (в том числе компьютерных игр) на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит. Для этого существует специальный класс программного обеспечения — так называемые «кряки» (от англ. to crack — взламывать), специальные патчи, готовые серийные номера или их генераторы для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные со встроенной защитой от нелегального использования.

Кроме того, существуют инструменты программистов, которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома — отладчики, дизассемблеры, редакторы PE-заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

Иногда свободное распространение проприетарной программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс, а в 2007 году Джеф Райкс (англ.) из Microsoft сказали, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно их программы — ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in) [13] [14] .

Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров-производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения, применяемого конечными пользователями (приобретение лицензий на уже используемое ПО, либо переход на другое ПО, включая свободное, с приобретением лицензий на него). По данным BSA и >[15] .

Компьютерные и видеоигры

Видео (кликните для воспроизведения).

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику — обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю (CD или DVD). Для преодоления ограничений применяются как взломанные версии файлов, так и специальные эмуляторы CD/DVD-приводов. Часто незаконные распространители (особенно коммерческие) выполняют дополнительно локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучивания), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см.: Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются/сжимаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Кроме того, пиратская версия игры может быть сжата сильнее лицензионной — это позволяет уменьшить размер файлов, однако увеличивает время распаковки при инсталляции (см. Repack). Например, такая практика имеет место при записи на однослойные DVD игр, распространяемых легальным издателем на более дорогих двухслойных дисках, или при их размещении для свободного скачивания через Интернет.

В сфере современных игровых приставок существует практика, называемая «чиповкой» (от англ. chip — микросхема, чип) — люди модифицируют схему приставки таким образом, что она получает способность воспроизводить неавторизованные копии игр и программы, запуск которых не был предусмотрен или был намеренно запрещён производителем приставки. Также в некоторых консолях используется перепрошивка — изменение внутреннего программного обеспечения консоли с целью запустить неавторизированные копии. Как следует из названия, чаще всего модификация заключается в размещении дополнительной микросхемы (мод-чипа) кустарным способом (или же самим владельцем приставки). Модифицированные приставки называются «чипованными».

Продажа несанкционированных копий игр для консолей также широко распространена; зачастую также с неофициальным переводом.

Многие отмечают, что сама защита от копирования, устанавливаемая на CD/DVD, противоречит законодательству ряда стран, в том числе России и США. Причиной является законодательное разрешение на изготовление резервной копии легально приобретённого CD/DVD. Издатели же, устанавливая защиту, как правило сами не предоставляют пользователям технических копий. См. также: q:en:Jack Valenti (высказывания Джека Валенти, президента Американской ассоциации кинокомпаний).

Литературные произведения

Явление нелегального (подпольного) воспроизведения литературных произведений (в том числе и пиратство) было широко распространено в СССР и носило наименование «самиздат». Люди тиражировали и распространяли литературные произведения, не имея разрешения от авторов и издателей, тем самым нарушая законы [16] .

В связи с появлением сетевых электронных библиотек, бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно обещают идти навстречу авторам и убирать произведения из открытого доступа по их просьбе, в действительности добиться этого бывает очень сложно. В некоторых случаях даже доходит до судебных исков.

Источник: http://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/94422

Нарушение авторских прав на литературные произведения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here