Нарушения прав инвесторов

Полезная информация в статье: "Нарушения прав инвесторов" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ
«О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»

С изменениями и дополнениями от:

27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 9, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 23 декабря 2004 г., 18 июня, 27 декабря 2005 г., 13 марта, 27 июля, 19 декабря 2006 г., 26 апреля, 6 декабря 2007 г., 28 апреля, 19 июля 2009 г., 4 октября 2010 г., 21 ноября 2011 г., 29 декабря 2012 г., 23 июля 2013 г., 3 июля 2016 г., 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 12 февраля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 18 февраля 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

5 марта 1999 года

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Статья 8 вступает в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 11 марта 1999 г. N 46, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 марта 1999 г. N 10 ст. 1163

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 4 октября 2010 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ

Действие статьи 12 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ

Действие статьи 12 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу через 60 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июня 2005 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ

Действие статьи 12 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие абзаца третьего пункта 2 статьи 19 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части средств федерального бюджета

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие абзаца третьего пункта 2 статьи 19 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г. в части средств федерального бюджета

Федеральный закон от 9 декабря 2002 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ (в редакции Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие абзаца третьего пункта 2 статьи 19 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части средств федерального бюджета

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 г.

Источник: http://base.garant.ru/12114746/

Защита прав инвестора при выполнении инвестиционных договоров

Алексей Голованов, адвокат Коллегии адвокатов «Правовая защита».

Артем Сидоров, адвокат Коллегии адвокатов «Правовая защита».

Потенциальным инвесторам важно не только знать, как заключать инвестиционные договоры, в которых будут указаны предмет, конкретные инвестиции, конкретные практические действия, четкая цель инвестирования, сроки выполнения обязательств. Для практиков важно получить инструмент, который позволит им защитить свои инвестиции. В этой связи мы рассмотрим наиболее типовые примеры нарушения прав инвестора его контрагентами и способы защиты его прав в суде.

В случае существенного нарушения контрагентами инвестора срока выполнения обязательств (например, срока строительства и ввода в эксплуатацию здания) целесообразно предъявить иск о расторжении договора, взыскании убытков, упущенной выгоды. Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

  1. при существенном нарушении договора другой стороной;
  2. в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами (поскольку инвестиционный договор не предусмотрен гражданским законодательством, расторжение по этому подпункту невозможно) или договором.
Читайте так же:  Академический отпуск на платной основе

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. При заключении договора инвестор рассчитывал получить в собственность объект, однако не получил его, что нарушило его имущественные права, причинило ему ущерб. В силу этого инвестор может настаивать на расторжении договора судом в силу существенного нарушения контрагентом договора (подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Таким образом, основанием для предъявления иска о расторжении договора является существенное нарушение обязательств контрагентом, в частности ввиду несоблюдения срока предоставления объекта.

Необходимо обратить внимание на следующее. Согласно п. 10 информационного письма ВАС РФ от 25 июля 2000 г. N 56 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договорами на участие в строительстве», если обязательство по передаче квартир по договору на участие в строительстве жилого дома не может быть исполнено, по требованию истца могут быть взысканы убытки в сумме, необходимой последнему для покупки аналогичных квартир.

На наш взгляд, возможность требовать убытки в сумме стоимости аналогичного объекта гарантирует инвестору возможность приобрести равноценный объект. То есть согласно ст. 393 ГК РФ инвестору необходимо настаивать на взыскании убытков в размере стоимости объекта на день вынесения решения, как если бы он был построен.

Помимо убытков в виде стоимости равноценного объекта следует просить суд взыскать иные убытки, как реальные, так и упущенную выгоду (ст. 15 ГК РФ). Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

Упущенная выгода

При предъявлении требования о возмещении упущенной выгоды потерпевшее лицо должно доказать размер доходов, которые оно не получило из-за нарушения обязательства, а также причинную связь между нарушением (неисполнением) обязанности и неполученными доходами.

Как указал в своем Постановлении от 3 марта 2003 г. N КГ-А40/559-03 ФАС Московского округа, «исчисляя размер неполученных доходов, истцу следовало определить достоверность (реальность) тех доходов, которые он предполагал получить при обычных условиях гражданского оборота. Размер упущенной выгоды основан на предположении истца получить ее, реальная возможность получить эту выгоду при условии надлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору поставки материалами дела не подтверждается.

К тому же размер неполученного дохода должен определяться с учетом разумных затрат, которые должен был понести кредитор, если бы обязательство было исполнено».

Таким образом, собственнику необходимо заранее подготовить доказательства той выгоды, которую он мог бы получить (протоколы о намерениях, соглашения о расторжении договоров с поставщиками и т.п.).

Отказ от передачи в собственность инвестора объекта инвестирования

В этом случае целесообразно предъявлять в суд иски о признании права собственности за инвестором на объект инвестирования.

При предъявлении такого иска следует учитывать следующее. В соответствии со ст. 209 ГК РФ право собственности может быть признано только на индивидуально-определенное имущество (например, здание). Если здание на момент рассмотрения спора не построено (отсутствует акт госкомиссии о приемке дома в эксплуатацию) — отсутствует имущество, на которое можно признать право собственности.

Что делать, если инвестору изначально известно, что у его контрагентов нет никакого имущества, на которое можно обратить взыскание, а объект инвестирования (например, здание) частично построен, но не введен в эксплуатацию? В этой ситуации можно предъявить иск о признании права долевой собственности на незаконченный объект инвестиционной деятельности. Согласно п. 3 ст. 7 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг. Как указал арбитражный суд в одном из своих решений, «поскольку объект инвестиционной деятельности не принят в эксплуатацию, субъекты инвестиционной деятельности вправе лишь определить свои доли в имуществе, находящемся в общей долевой собственности» .

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 ноября 2004 г. N А56-12568/04.

Более того, инвестор может просить выдела своей доли. Об этом говорит и судебная практика. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 1 марта 2000 г. N А19-7759/99-35-Ф02-248/00-С2 указал следующее: согласно п. 3 ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг. Следовательно, на момент заключения договора инвестор являлся собственником своей доли и мог ею распорядиться.

В другом случае этот же суд указал, что, поскольку согласно п. 3 ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг, из объекта незавершенного строительства может быть выделена доля. Раздел же доли в незавершенном объекте инвестиционной деятельности в натуре возможен лишь после ввода объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем данное положение о долевой собственности на незавершенный объект инвестиционной деятельности не распространяется на соинвесторов. ФАС Московского округа от 20 июля 2005 г. N КГ-А41/6001-05-А в своем Постановлении указал, что закон допускает осуществление инвестиционной деятельности опосредованно, то есть через финансирование инвестора, — соинвестирование (субинвестирование). Последствием выполнения соинвестором обязательства по финансированию инвестора является возникновение права требовать от инвестора передачи находящейся в его собственности индивидуально-определенной части в объекте инвестиций, но не возникновение у соинвестора права общей собственности на объект инвестиций.

Данную ситуацию следует отличать от той, при которой инвестор уступает свои права по основному инвестиционному договору или их часть третьему лицу. В соответствии со ст. 384 ГК РФ, «если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права». Поскольку, как правило, указанное лицо становится участником основного договора и получает права первоначального в полном объеме, оно получает право собственности на соответствующую долю в объекте инвестирования.

Читайте так же:  Образец заявления на академический отпуск учителя

Передача объекта инвестирования третьим лицам

При таком положении истец в силу ст. 4 АПК РФ и ст. 11 ГК РФ вправе был обратиться с настоящим иском в суд для защиты своего нарушенного права, несмотря на то что его право собственности на объект не было зарегистрировано.

В заключение необходимо сказать, что инвестиционный договор является самостоятельным видом гражданско-правового договора, пробелы законодательства, не позволяющие четко определить существенные условия инвестиционного договора, в настоящее время должным образом восполнены судебной практикой. Инвестор наделен обширными правами, в том числе и вещными, при осуществлении инвестиционной деятельности, может совмещать функции других субъектов инвестиционной деятельности. Насколько эффективно он сможет этими правами пользоваться, зависит от того договора, который он подписывает, от того способа защиты, который выбирает.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/17591-zashhita-prav-investora-vypolnenii-investicionnykh-dogovorov

Защита прав инвесторов

Видео (кликните для воспроизведения).

Говоря об инвестиционных отношениях следует особое внимание уделить их главному субъекту, а именно, инвесторам.

Следует отметить, что законодатель не установил легального определения понятия инвестор, однако раскрытие данной категории можно осуществить через само обозначения понятий инвестиционной деятельности и инвестиций в целом.

Кто такие инвесторы

Инвесторами являются непосредственные участники процессов, связанных с вложением инвестиций, которые могут быть выражены в определённых ценностных ориентирах, в частности денежные активы. Объектом и целью данных вложений является достижении цели в получении прибыли, или иной выгоды.

Однако направление чаще всего связано с достижением экономических целей и прерогатив. Из этого следует определение юридического статуса инвестора. Это субъект инвестиционной деятельности, который предпринимает вложение собственных, взятых в заём или иных активов в качестве инвестиций, с целью обеспечения их целевого использования.

Инвесторами способны быть:

  1. Органы, в пределы компетенции которых входит управление государственным или муниципальным имуществом, или комплексом имущественных прав;
  2. Граждане, предприятия, объединения предпринимателей;
  3. Иностранные физ и юрлица, государства и международные организации.

Правовой статус в России

Относительно законодательного регулирования поведения и отношений в сфере инвестиций касательно вкладчиков необходимо отметить следующее. Законодатель не установил ограничений относительно круга лиц, которые могли бы иметь статус инвестора.

Руководствуясь положениями Закона об инвестиционной деятельности, капиталовложения могут быть выраженными в различных формах, а статус носителя инвестиций способны иметь физ и юрлица, их объединения.

Причём, последние могут быть созданными на договорной основе, путём заключения соглашения о проведении совместной деятельности. Они могут быть и в форме консорциума, целью создания которого является осуществление крупномасштабных проектов строительства.

Они могут быть представлены коммерческими и некоммерческими организациями, а также государственными органами и органами МСУ. Правовой статус определяется в зависимости от вида вложенных активов и рынком, на котором происходит осуществление инвестиций.

Регулятором инвестиций в форме капиталовложений служит Закон об инвестиционной деятельности. Принципиальный подход к урегулированию правового положения вкладчиков предполагает обеспечение равного уровня прав и гарантий, обременение одинаковой меры ответственности на всех инвесторов, вне зависимости от формы ведения бизнеса и формы собственности.

Права инвесторов, которые осуществляют портфельные инвестиции, находят определение в ценных бумагах, пребывающих в их владении. Примером может послужить тот факт, что обыкновенная акция способна удостоверить имущественные права, в частности на получение доходов в форме дивидендов, а также на квоту в случае ликвидации, а также ряд неимущественных прав в форме участия в управлении, а также на получение информационных сведений относительно текущих дел общества.

Обязанности инвесторов, которые занимаются осуществлением капитальных вложений также нашли своё закрепление на законодательном уровне, и находят своё отражение в части:

  1. соблюдения заявленных стандартов, выраженных в нормах и правилах;
  2. исполнения требований, оговоренных законом, которые предъявляются компетентными органами;
  3. в использовании активов, исходя из заявленного целевого назначения.

Если говорить об иностранных инвесторах, то их права и обязанности отражаются как законодательством страны резидента, так и законодательством страны, в которой размещены вложения.

Конституция РФ говорит, что права и обязанности одинаковы для всех. Исключение составляют случаи, которые определены федеральными законами или договорами Российской Федерации (ч.3 ст.62).

Способы осуществления защиты

Инвестор обладает правом реализации любой допустимой формы обращения в компетентные органы с целью защиты своих нарушенных или оспоренных прав.

Форма защиты предполагает собой совокупность комплекса действий в части осуществления согласованных мероприятий, призванных осуществить защиту субъективных прав, и определяемый законом спектр действий компетентных органов относительно установки фактических обстоятельств, с целью применения законодательства о рынке ценных бумаг, формированию наилучшей линии защиты права, а также рассмотрения возникшей спорной ситуации по существу.

На практике часто можно заметить возникновение необходимости по устранению коллизий в нормах ФЗ «Об акционерных обществах» и ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Ряд случаев говорит о необходимости системного применения судами указанных положений.

С одной стороны можно отметить, что это служит интересам акционеров, что связано с применением дополнительных санкций по отношению к нарушителям прав последнего, которым выступает эмитент.

С другой стороны, это может существенно усугубить положение акционеров, чьи права были нарушенными. Система методов защиты прав инвестора предполагает собой возможность применения совокупности предусмотренных законом и допустимых мер относительно восстановления нарушенных прав, а также пресечению и предупреждению нарушений. Существующие особенности и многообразие способов защиты предполагает собой комплекс возможных и допустимых мер относительно восстановления нарушаемых или нарушенных прав, а также мер по пресечению и предупреждению их нарушения.

Именно их универсальность позволяет определить и выработать самостоятельную систему мер по защите прав инвесторов и акционеров, в качестве субъектов правоотношений, возникающих на рынке ценных бумаг:

  • первую группу составляют способы, применив которые можно подтвердить защищаемое право, а также подвергнуть обязанность изменению;
  • вторую группу составляют способы, позволяющие предупредить, а также осуществить пресечение существующих нарушений прав акционеров;
  • третью группу составляют способы защиты, применение которых предполагает достижение цели по восстановлению нарушенных прав акционеров, а также компенсацию потерь, которые были понесены в результате нарушения прав.

О необходимости проведения данных мероприятий рассказано в следующем видеоматериале:

Какие организации призваны осуществлять данную защиту

Статья 27 федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предусматривает правовую возможность общественных организаций инвесторов на осуществление контроля за порядком соблюдения условий по хранению и реализации имущества должников, предназначением которого является удовлетворение имущественных требований инвесторов-физических лиц в связи с совершением противоправных действий на рынке ценных бумаг в порядке, который установил законодатель РФ.
Читайте так же:  Ненадлежащий ответчик отказ в удовлетворении требований

На основании Указа Президента РФ от 18 ноября 1995 года № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» было осуществлено создание Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров.

Особенности для иностранных акционеров

Для примера можно привести Сеульскую конвенцию 1985 года об утверждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Конвенцию о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 года).

Основной идеей, воплощённой в содержании Сеульской конвенции, была узаконенная возможность предоставления иностранным инвесторам финансовых гарантий от подтверждения некоммерческим рискам путем осуществления страхования инвестиций.

Основной задачей Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, которое является организацией с международным статусом, – это предоставление гарантий, в числе которых страхование рисков инвестиций, осуществление которых происходит в какой-либо из стран – членов Агентства из других стран, которые также имеют статус члена агентства.

Гарантии находят своё распространение:

  • на риски, которые связаны с переводами валюты;
  • риски в виде экспроприации или аналогичных мер;
  • риски в виде нарушения договоров, что включает в себя отказ от принимающего правительства относительно договора, стороной которого является держатель гарантий либо несоблюдение пунктов такого договора в случаях, которые определены в Конвенции.

Об особенностях и правилах осуществления данной защиты рассказано в ходе следующей видео дискуссии:

Источник: http://www.delasuper.ru/view_post.php?id=10566

Защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов

В 2018 году в Банк России поступило 243,6 тыс. жалоб

Защита прав потребителей финансовых услуг, повышение их качества и доступности, в том числе для малого и среднего бизнеса, — необходимые условия функционирования финансового рынка.

Потребитель должен понимать свои законные права и интересы при взаимодействии с финансовыми организациями, а также знать, куда обращаться в случае, если они нарушены.

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России рассматривает жалобы потребителей финансовых услуг на действия:

  • кредитных организаций;
  • субъектов страхового дела;
  • участников рынка микрофинансирования: микрофинансовых и микрокредитных компаний, кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, ломбардов;
  • субъектов рынка коллективных инвестиций: негосударственных пенсионных фондов (НПФ), акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и НПФ;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • организаторов торговли;
  • саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих вышеперечисленные некредитные финансовые организации;
  • акционерных обществ;
  • обществ с ограниченной ответственностью (в части уклонения от созыва общего собрания участников общества и нарушения требований законодательства к порядку созыва, подготовки и проведения таких собраний, а также непредставления или несвоевременного представления судебных актов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем).

В рамках осуществления надзорной деятельности Банк России в 2018 году выделил в самостоятельное направление поведенческий надзор. В отличие от пруденциального надзора, который основан на оценке нормативов поднадзорных организаций, поведенческий исследует их деятельность в плоскости взаимодействия с клиентами.

В 2018 году Совет директоров Банка России утвердил Стратегию повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018–2020 годов

В 2017 году Правительство Российской Федерации и Банк России утвердили Стратегию повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации на 2017–2023 годы

Поведенческий надзор включает реактивную составляющую — рассмотрение поступающих обращений и реагирование на проблемы, а также превентивную — предупреждение возможных нарушений прав потребителей, в том числе с помощью анализа бизнес-процессов поднадзорных организаций и продуктов, предлагаемых ими потребителям финансовых услуг.

Один из приоритетов Банка России — повышение благосостояния граждан за счет использования инструментов финансового рынка. На это направлено выполнение триединой задачи, стоящей перед Банком России: наряду с защитой прав потребителей нужно увеличивать доступность финансовых услуг — с точки зрения как удобства их использования, так и стоимости. Необходимо также повышать уровень финансовой грамотности населения, чтобы потребитель правильно понимал суть той услуги, которой он пользуется, и умел отличать добросовестных участников финансового рынка от мошенников.

Банк России обеспечивает взаимодействие с потребителями финансовых услуг удобными для них способами, в том числе через цифровые каналы.

Пожаловаться в Банк России на финансовые организации можно, заполнив электронную форму в Интернет-приемной на сайте Банка России или по почте, направив обращение на адрес: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12.

В январе 2019 года в круглосуточном режиме начал работать Единый коммуникационный центр Банка России.

Источник: http://cbr.ru/finmarket/protection/

Меры принуждения, применяемые к профессиональным участникам рынка ценных бумаг

Виды нарушений, которые выявляются на рынке ценных бумаг, достаточно разнообразны. Авторы монографии «Правонарушения на финансовом рынке: выявление, анализ и оценка ущерба» выделяют следующие виды правонарушений:

  • 1) нарушение прав акционеров;
  • 2) нарушение прав инвесторов при оказании услуг профессионального участника рынка ценных бумаг;
  • 3) запрещенные торговые практики;
  • 4) нарушение имущественных прав владельцев ценных бумаг;
  • 5) нарушение прав государства как акционера и инвестора на фондовом рынке;
  • 6) нарушение прав инвесторов в области коллективных инвестиций;
  • 7) нарушение интересов иных участников рынка ценных бумаг;
  • 8) нарушение интересов владельцев неэмиссионных ценных бумаг [1] .

Основную массу нарушений составляют нарушения, относящиеся

к сфере гражданского права (72% по подсчетам авторов за 2000—2005 гг.) [2] . Поэтому их внимание вполне резонно сосредоточено на проблематике именно гражданско-правовой. Вместе с тем существует круг публично-правовых обязанностей, неисполнение которых влечет за собой применение мер принуждения со стороны Банка России. К ним относятся, в частности:

  • 1) нарушения прав инвесторов, в том числе при раскрытии информации о своей деятельности;
  • 2) неправомерные действия профессиональных участников рынка ценных бумаг при оказании соответствующих услуг;
  • 3) манипулирование ценами и использование инсайдерской информации;
  • 4) нарушения при составлении отчетности, выявление ее недостоверности;
  • 5) непредставление или представление с нарушением сроков отчетности;
  • 6) нарушения профучастников как лиц, несущих обязанности в соответствии с требованиями различных федеральных законов, в частности — в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3] .
Читайте так же:  Нарушение прав собственности на землю

Подчас нарушения носят весьма экзотический характер, но при этом довольно точно характеризуют состояние и уровень развития рынка ценных бумаг. Так, одной из распространенных причин аннулирования лицензия профучастника является отсутствие лица, имеющего лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (адресу юридического лица).

Ключевые составы административных правонарушений, относящиеся к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, установлены ст. 15.29 КоАП. Среди них можно выделить общие составы (относящиеся ко всем профессиональным участникам рынка ценных бумаг) и специальные (относящиеся к одному или нескольким видам профессиональных участников рынка ценных бумаг). Так, ст. 15.29 КоАП предусматривает ответственность за такие нарушения, как:

Банк России применяет к профессиональным участникам рынка ценных бумаг меры по основаниям, предусмотренным ст. 44 Закона о РЦБ. Эти основания относятся к общим (относящимся ко всем профессиональным участникам рынка ценных бумаг) и специальным (относящимся к определенному виду профессиональных участников рынка ценных бумаг). К общим основаниям относятся:

К специальным основаниям относятся:

  • 1) нарушение форекс-дилером требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации;
  • 2) нарушение требований закона иностранным номинальным держателем, лицом, которому открыт счет депо депозитарных программ;
  • 3) нарушение управляющей компанией специализированных обществ требований закона и нормативных актов Банка России.

Общие основания применения мер принуждения, предусмотренные ст. 44.1 Закона о РЦБ, частично совпадают с основаниями, предусмотренными ст. 39.1 Закона о РЦБ для аннулирования лицензии или приостановлении его действия.

Среди мер принуждения, предусмотренных Законом о РЦБ, которые могут быть применены к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, можно выделить:

  • 1) предписание (запрос) о предоставлении информации;
  • 2) предписание об устранении нарушений;
  • 3) назначение временной администрации (по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве);
  • 4) приостановление действия лицензии;
  • 5) аннулирование лицензии.

Кроме того, самостоятельные основания для применения мер и сами меры предусмотрены Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». В частности, Банк России в соответствии со ст. 11 указанного закона вправе в случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или в случае, если совершаемые профессиональным участником действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, своим предписанием:

  • запретить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев;
  • ограничить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев.

Решение об аннулировании лицензии или приостановление ее действия принимается по следующим основаниям:

Закон также выделяет обстоятельства, при наступлении которых Банк России обязан аннулировать лицензию. К ним относятся случаи:

  • 1) признания профессионального участника рынка ценных бумаг банкротом;
  • 2) отзыва у кредитной организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, лицензии на осуществление банковских операций;
  • 3) неосуществления профессиональным участником рынка ценных бумаг соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в течение более 18 месяцев.

С учетом того, что лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг может быть выдана любому лицу, если оно соответствует установленным требованиям, ее аннулирование означает прекращение специальной правоспособности при сохранении общей. Иными словами, юридическое лицо, которое лишилось лицензии профучастника, может и дальше существовать на рынке. Закон лишь определяет последствия аннулирования, а также обязанности, которые возникают у лица, у которого аннулирована лицензия.

Как уже указывалось ранее, надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг смещен в область поведенческого надзора, Количество требований по финансовой устойчивости, предъявляемых к этой категории некредитных финансовых организаций, невелико. С учетом этого вполне характерно, что в основном реагирование идет в виде применения административных наказаний. Меры, предусмотренные Законом о РЦБ и Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», в основном нацелены на временное или постоянное прекращение деятельности организации на рынке ценных бумаг, без лишения ее возможности сохранять свой статус юридического лица и продолжать осуществлять коммерческую деятельность в иных сферах.

Источник: http://studme.org/229123/investirovanie/mery_prinuzhdeniya_primenyaemye_professionalnym_uchastnikam_rynka_tsennyh_bumag

Государственные гарантии прав участников инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений

Понятие государственных гарантий

Категории «государственные гарантии» и «защита капитальных вложений» регулирует действующее инвестиционное законодательство РФ. Так, Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в статье 14 содержит положение о гарантиях государства в области прав, которыми обладают субъекты инвестиционной деятельности. Аналогично 15 статья ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» содержит определение понятия «государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности».

Рассматриваемый Закон содержит положения о гарантиях прав субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность. Они сводятся к признанию возможности защищать и обеспечивать интересы субъектов в порядке и с помощью способов, которые предусматриваются действующими законодательными актами.

Отметим, что включенные в 15 статью гарантии по своей сущности можно включить в принципы инвестиционной деятельности, в состав ее основополагающей основы. Они используются независимо от организационно-правовой формы инвестора, форм собственности на имущество, что реализует гражданский и конституционный принцип «равноправие». По этой причине можно согласиться с Илларионовым Н. В., который полагал, что категория «государственные гарантии» не всегда корректна в случае провозглашения и реализации теории правового государства.

Законодательное регулирование гарантий в области инвестиций

При анализе Закона, важно отметить, что государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности включают методы, средства и условия, создаваемые и используемые государством с целью обеспечения инвестиционной деятельности в качестве капитальных вложений.

В число таких гарантий необходимо включить:

  • равные права на ведение деятельности;
  • гласность в процессе обсуждения инвестиционных проектов;
  • обжалование в судебном порядке решений и действий (бездействия) государственных органов власти, местного самоуправления, включая их должностных лиц;
  • защиту, предусмотренную для капитальных вложений.

Обратимся к основополагающему началу — гласности, которое обсуждается в рамках инвестиционных проектов.

Смушкин А. Б. рассматривал данное требование с двух сторон – гласность в процессе разработки и обсуждения инвестиционного проекта, осуществляемая посредством самих субъектов инвестиционной деятельности, и гласность экспертиз (любого другого государственного участия в подобной деятельности).

Занковский С. С. вложил в определение понятия гласности определенное содержание. Он полагал, что она характеризуется открытостью в работе, которая проводится с проектами властных органов и муниципалитетов. Это обусловлено тем, что участие субъектов в данном обсуждении не всегда идет на пользу инвесторам. Таким образом, граждане, как и их объединения и предприятия, вправе получать своевременную и полную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, включая ее предполагаемые изменения (строительство, реконструкция объектов жилищного и гражданского назначения, благоустройство, проложение транспортных и инженерных сетей). Исключением из этих правил является информация, которая представляет собой государственную тайну. Субъекты могут получать информацию от органов исполнительной власти (федеральные и региональные), местного самоуправления с помощью СМИ, через проведение общественных обсуждений, организацию выставок и экспозиций.

Читайте так же:  Мировые международные соглашения

Любые нарушения в этой сфере (например, непредставление сведений, неполнота или недостоверность) могут являться поводом для того, чтобы граждане обратились в суд. Это происходит по той причине, что смысл этих сведений состоит в том, что до момента принятия определенных решений граждане вправе обсуждать проекты, вносить предложения и принимать участие в подготовке решений любых форм, включая собрания (сходы), общественные слушания. Они могут также требовать рассмотрения соответствующих предложений.

Особенности гарантии защиты

Отдельно следует рассмотреть гарантию защиты, которая направлена на неблагоприятное изменение законодательства (вместе с внесением изменений и дополнений в инвестиционные соглашения по причине изменения законодательства). Она представляет собой правовое средство, способное обеспечить стабильные условия осуществления инвестиций.

Гарантия защиты закрепляется в 9 статье ФЗ № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и в 18 статье ФЗ № 225 «О соглашениях о разделе продукции».

Тем не менее, ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» рассматривает использование этой гарантии в отношении приоритетных инвестиционных проектов или в ситуации, когда новое федеральное законодательство и прочие нормативно-правовые акты России формируют ограничительный режим в отношении капитальных вложений. Данные гарантии работают на протяжении соответствующих сроков окупаемости приоритетного проекта, но не больше, чем 7 лет с момента начала его финансирования. Это предусмотрено для условий, при которых продукция, ввозимая на таможенные территории РФ инвесторами, используется в целевом назначении с целью реализации приоритетных проектов для инвестиций.

В этом случае инвестору, который осуществляет приоритетный проект, должны предоставляться льготы, в первую очередь, на протяжении срока окупаемости. В срок не более 7 лет инвестор должен оплачивать пошлины на ввоз продукции, которая требуется ему для реализации проекта инвестиций. Сумма пошлин составляет такую сумму, которая действовала на старте финансирования проекта для инвестиций, даже если в дальнейшем произошел рост ее размера. В число исключений можно включить пошлины особого вида, которые устанавливаются для защиты экономических интересов страны в процессе ведения внешней торговли.

Тот же Закон рассматривает и защиту капитальных вложений. Их изъятие производится только посредством 2 способов:

  • национализации в случае равноценного и предварительного возмещения страной убытков, которые были причинены субъектам инвестиций (регулирует Конституция и ГК РФ);
  • реквизицию в отношении органов государства в случаях, порядке и на условиях, содержащихся в ГК РФ.

Конституционные положения содержат правило, в соответствии с которым никого нельзя лишить имущества. Это допускается только при наличии решения суда. Осуществление принудительного отчуждения имущества для нужд страны производится только в случае возмещения.

Национализация, таким образом, осуществляется только при предварительном и равноценном возмещении убытков.

Гражданское законодательство включает ее в виды прекращения прав собственности, а ее общий порядок закрепляет статья 306. Она гласит, что национализацию производят на основании закона РФ, который прекращает право собственности. Также положение статьи указывает, что кроме убытков необходимо возместить сумму национализированного имущества. На основе 15 статьи ГК можно сказать, что убытки представляют собой расходы, которые человек, права которого нарушены, производит (должно будет производить) с целью восстановления нарушенных прав, утраты или повреждения имущества (реальный ущерб). Также это может быть неполученный доход, который это лицо могло получить при обычных условиях гражданского оборота, если его права не были бы нарушены (упущенная выгода).

В число недостатков этого регулирования национализации относится отсутствие законодательного закрепления ситуаций, в случае наступления которых страна может принять такие законы. Это приводит к злоупотреблению и нарушению прав, предусмотренных для инвесторов, поскольку риск утраты или сама утрата права собственности может являться весьма существенной для инвестора.

Реквизицию также можно отнести к способам, посредством которых происходит прекращение права собственности. Она производится при наступлении аварий, стихийных бедствий, эпизоотий, эпидемий и прочих обстоятельствах, которые обладают чрезвычайным характером. Понятие рассматривается как процесс изъятия имущества у собственников для интересов общества. Изъятие происходит в соответствии с решениями органов государства в порядке и на законодательно установленных условиях. Оно предусматривает выплату инвестору стоимости имущества после проведения оценки его стоимости. Стоимость собственник может оспорить только в судебном порядке.

Когда прекращаются обстоятельства, послужившие основанием для реквизиции, собственники имеют право в суде требовать вернуть им сохранившееся имущество. Тем не менее, основываясь на принципы гражданского законодательства, они должны возвращать полученную раньше компенсацию стоимости имущества, вычитая потери от снижения стоимости. В противном случае может возникнуть неосновательное обогащение собственника имущества.

Таким образом, рассматривая понятие реквизиции, необходимо отметить ее особенности:

  • осуществление в общественных интересах;
  • основанием является не закон, а акт, выпущенный компетентным органом государства;
  • выплата собственнику стоимости оценки имущества;
  • возможность вернуть имущество в случае исключения оснований для реквизиции.

Рассматривая государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности, которая производится посредством капитальных вложений, обратимся к ФЗ № 214. Он предусматривает контроль и регулирование государства в сфере долевого строительства многоквартирных домов и прочих объектов недвижимости.

Полномочия в области контроля (надзора) государства в сфере долевого строительства осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти определенного субъекта РФ. На его территории происходит строительство.

Орган государства, которые производит контроль (надзор) в области долевого строительства, имеет право на получение сведений или документов от застройщиков (других лиц, которые привлекают денежные средства с целью постройки). Эти средства используются с целью осуществления надзора и контроля, а сведения необходимо направить в течение десяти рабочих дней с момента направления мотивированного запроса этим субъектам.

Отметим, что современное законодательство стремится устранить недостатки в этой области, которые имели место ранее. Все происходящие процессы концентрируются на росте степени безопасности инвестиционной деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/investitsionnoe-pravo/gos-garantii-prav-uchastnikov-investicij/

Нарушения прав инвесторов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here