Обжалование решения суда конституция

Полезная информация в статье: "Обжалование решения суда конституция" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Право на обжалование судебных решений как гарантия реализации права граждан на судебную защиту

Магистрант Минчев А.В.

К.ю.н. Бородинова Т.Г.

В Российской Федерации право на судебную защиту признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в силу ч.4 ст.15 Конституции(3) являются составной частью отечественной правовой системы.

Конституционный Суд РФ разъяснил ч. 1 ст. 46 Конституции РФ как норму, закрепляющую обязанность государства обеспечивать полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной. Данная обязанность вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, в частности, закрепленных в ст. ст. 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, а также в ст. 2 (п. 2 и п.п. «а» п. 3) Международного пакта о гражданских и политических правах(1).

Для реализации современного, цивилизованного способа защиты прав должен существовать современный и эффективный механизм. «Судебная система должна быть основным правовым механизмом защиты прав граждан».

Механизм судебной защиты должен включать следующие составные части (компоненты):

1. Возможность обращения в суд и рассмотрение дела судом первой инстанции — первый и основной компонент судебной защиты. В нормах отраслей материального права устанавливается возможность защиты нарушенных прав в суде (ст. 8 Семейного кодекса, ст. 11 Гражданского кодекса, ст. 391 Трудового кодекса, ст. ст. 137 — 138 Налогового кодекса и др.). В основу российского правотворчества были положены общепризнанные мировые ценности. Это, прежде всего, закрепленное в ст. 10 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) положение о том, что каждый человек для определения его прав и обязанностей имеет на основе полного равенства право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно, с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Аналогичное положение закреплено и в п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г(2).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ понятием «осуществление правосудия» охватывается принятие судебных актов, которыми дела разрешаются не по существу и которыми определяется материально-правовое положение сторон. В гражданском и арбитражном процессе к таким постановлениям относятся: решение; судебный приказ (в судах общей юрисдикции); определение суда об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу; определение суда о принятии отказа истца от иска и прекращении производства по делу.

2. Следующим компонентом судебной защиты является право на исправление судебной ошибки вышестоящим судом. Полностью безошибочной деятельности (в том числе и судебной) быть не может.

Конституционный Суд РФ в своих постановлениях неоднократно высказывал мнение о том, что право на судебную защиту предполагает охрану прав и интересов граждан еще и от ошибочных решений. При отсутствии возможности исправления судебной ошибки решение не может быть признано справедливым и правосудным. Эффективной гарантией защиты является сама возможность пересмотра дела вышестоящим судом, которая в тех или иных формах должна быть обеспечена государством.

Наиболее доступным и эффективным способом обжалования является апелляционное (в судах общей юрисдикции, вышестоящих судах, кроме того, кассационное – в редакции ФЗ № 353 от 09.12.2010 года).

Для того чтобы пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, мог быть признан эффективным, необходимо, чтобы были учтены следующие условия: возможность пересмотра существует лишь при исключительных обстоятельствах, перечень которых устанавливается законодательством; установление приемлемых сроков пересмотра, соразмерных нормальному ходу развития процесса; обжалование производят лица, участвующие в деле; существует только одна инстанция, пересматривающая постановления, вступившие в законную силу.

3. Исполнение (реализация) судебных актов, в том числе и принудительное, является третьей составной частью судебной защиты. Принятие в 2002 г. новых АПК РФ и ГПК РФ (содержащих специальные разделы об исполнении) при сохранении самостоятельного законодательства об исполнительном производстве подтверждает вывод о том, что процессуальные нормы регулируют заключительный цикл судебного процесса — исполнение.

Без эффективного механизма выявления и устранения судебных ошибок конституционная гарантия судебной защиты была бы неполной.

Пересмотр вступивших в законную силу актов суда в порядке надзора (в редакции ФЗ № 353 от 09.12.2010 года) по своему содержанию и предназначению является дополнительным способом обеспечения правосудности решений, имеет резервное значение — используется, когда неприменимы или исчерпаны все обычные средства процессуально-правовой защиты.

Проблема прав человека в современном Российском государстве настолько важна и актуальна, что превратилась в предмет тревоги не только ученых, практиков, представителей высших органов власти, но и всех россиян. Препятствуют полноценному осуществлению прав все те трудности, с которыми столкнулось наше общество за последние годы, — социальная напряженность, усложнение криминогенной обстановки, коррупция, юридический нигилизм, затяжной экономический кризис и др. Возникла опасность дискредитации самого понятия «права человека» в социальной и политической практике. В этой связи особое значение приобретают теоретические и практические вопросы реализации прав граждан на судебную защиту. Современное состояние судебной защиты прав и свобод, ее эффективность и доступность не может удовлетворять потребности граждан и государства. Действующая в нашей стране система судов, судебные процедуры далеко не всегда позволяют человеку в полной мере использовать предоставляемое ему Конституцией право на обращение в суд для отстаивания своих прав. Это отрицательно сказывается на обеспечении правового порядка, сдерживает развитие российского общества.

Во избежание негативных последствий в последние годы основные направления судебной реформы в Российской Федерации определяются государственными целевыми программами развития правосудия. Первая такая Программа, действовавшая в течение 5 лет, была принята в 2001 г., а вторая — в конце 2006 г. Третья — Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы (6) направлена на дальнейшее продвижение судебной реформы в Российской Федерации, которая предусматривает формирование самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, повышение эффективности и качества правосудия, развитие организационных основ судебной системы, совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения, достижение открытости и прозрачности судебной системы, усиление гарантий самостоятельности судов и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что в конечном итоге должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступности правосудия.

Читайте так же:  Обжалование определения о возвращении апелляционной жалобы апк

Как отмечено в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р (7), в настоящее время одним из наиболее серьезных препятствий для экономического роста в России является слабая институциональная среда, в том числе недостаточно высокий уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы.

Важнейшей задачей, направленной на обеспечение надежной защиты прав собственности, является реформирование системы исполнительного производства, без эффективного функционирования которой суд не способен защитить права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Обращаясь в суд за защитой своих прав, многие граждане сталкиваются с необоснованным затягиванием судебного процесса со стороны суда в нарушение п.1 ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки. В связи с чем, Комитет министров Совета Европы предписал России внести в национальное законодательство изменения по обеспечению прав граждан на скорый суд. Принятие постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 30, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 64 от 23 декабря 2010 года «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»(5) было направленно на ускорение судопроизводства в судах и на избежание судебной волокиты.

Положительной тенденцией для реализации прав на судебную защиту является принятие Федерального закона от 09.12.2010 г. № 353-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2012 года, которым внесены значительные коррективы в ГПК РФ. Цель реформы состояла в унификации правил пересмотра судебных актов с той системой, которая сложилась в арбитражном судопроизводстве, а также в необходимости осовременить пересмотр судебных актов в гражданском процессе в связи с тем, что Россия становится частью мирового, а более всего — европейского правового пространства.

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2013. – 66с.

2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]:Режим доступа http://zaki.ru/pagesnew.php? >

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод [Электронный ресурс]:Режим доступа http: dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/14224 (дата обращения 20.05.2013)

4. О внесении изменений в гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ//Консультант плюс(дата обращения 20.05.2013) 5. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583 г. //Российская газета — Федеральный выпуск.- 2006г.- №4211 (1ноября).

6. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р [Электронный ресурс]: Консультант плюс (дата обращения 02.05.2013).http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 — cite_note-1

7. О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок [Электронный ресурс]:Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 64 от 23 декабря 2010 года//Консультант плюс (дата обращения 02.05.2013).

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=53881

Оспаривание НПА Правительства РФ: КС РФ или ВС РФ?

В Постановлении от 27 января 2004 г. N 1-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что положения ГПК РФ (п. 2 ч. 1 ст. 27, ч. 1, 2 и 4 ст. 251, ч. 2 и 3 ст. 253) по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативного регулирования не предполагают разрешения Верховным Судом РФ дел об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ, принятых во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом, поскольку судебная проверка данных актов фактически невозможна без установления их соответствия Конституции РФ и поэтому может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства.

Следуя этому разъяснению, судьи ВС РФ в ряде дел указывали, что поскольку «заявителем оспариваются положения нормативного акта Правительства Российской Федерации, принятого во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом, заявление не может быть разрешено в порядке гражданского судопроизводства, поэтому не подлежит принятию к производству Верховного Суда Российской Федерации по первой инстанции» (см. Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2006 N ГКПИ06-53 «Об отказе в принятии заявления о признании недействующим пункта 7 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263»).

В п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указано, что судам неподведомственны дела:

— об оспаривании по основаниям противоречия федеральным законам нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в случаях, когда проверка соответствия указанных нормативных правовых актов федеральному закону невозможна без установления их соответствия Конституции Российской Федерации.

Статья 27 ГПК РФ указывает, что подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Согласно п.1 ч.4 ст.2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

Читайте так же:  Сколько делается загранпаспорт нового детям

об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций.

Решением Верховного Суда РФ от 25.02.2015 N АКПИ14-1518 в удовлетворении заявления ООО «Клен» о признании недействующими абзаца первого пункта 84, абзацев первого, второго и третьего пункта 136, абзаца первого пункта 196 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, пункта 2 приложения N 3 к ним, отказано.

При этом в самом решении суда указано следующее:

«- к полномочиям Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» относит утверждение основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (статья 21).

— Правительство Российской Федерации, осуществляя свои полномочия в сфере электроэнергетики, постановлением от 4 мая 2012 г. N 442 утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, которые устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии».

Таким образом, получается, что Верховный Суд РФ сейчас не исходит из ограничительного толкования указанных норм, произведенного КС РФ, что в целом представляется верным (см., например, особое мнение судьи Кононова к постановлению от 27 января 2004 г. N 1-П).

Источник: http://zakon.ru/Discussions/osparivanie_npa_pravitelstva_rf_ks_rf_ili_vs_rf/38438

Право на обжалование адвокатом судебных постановлений не может быть поставлено в зависимость от наличия у него доверенности. Конституционный Суд РФ проверил конституционность статьи 54 ГПК РФ

21 января 2020 года Конституционный Суд РФ принял очередное, третье постановление в этом году. В настоящем деле были затронуты процессуальные вопросы, а именно – имеется ли у избранного недееспособным лицом адвоката, действующего лишь на основании ордера при отсутствии соответствующей доверенности, полномочие на обжалование судебных постановлений.

Согласно статье 54 ГПК РФ к числу специальных полномочий представителя, которые должны быть выражены в доверенности, относится в том числе полномочие на обжалование судебных постановлений.

Лицо, в отношении которого принято решение о признании его недееспособным праве обжаловать судебное решение лично, поскольку до его вступления в законную силу обладает дееспособностью в полном объёме. Помимо апелляционного обжалования судебного решения такое лицо вправе обратиться с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, поскольку не исключены случаи дачи заведомо ложного заключения эксперта, а также наличия иных существенных обстоятельств, признаваемых положениями главы 42 ГПК РФ.

Всему этому корреспондируют правила части 3 статьи 284 ГПК РФ, регламентирующие вопросы рассмотрения заявления о признании гражданина недееспособным. Так, предусмотрено, что гражданин, признанный недееспособным, имеет право лично либо через выбранных им представителей обжаловать соответствующее решение суда в апелляционном порядке, подать заявление о его пересмотре в соответствии с правилами главы 42 настоящего Кодекса, а также обжаловать соответствующее решение суда в кассационном и надзорном порядке, если суд первой инстанции не предоставил этому гражданину возможность изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей.

Возможность использования инструментов кассационного и надзорного производства поставлена в зависимость от предоставления судом первой инстанции гражданину, в отношении которого решается вопрос о его дееспособности возможности изложить свою позицию лично или при помощи представителей. То есть охватывает случаи ненадлежащего извещения такого гражданина, и, как следствие, лишение его права на судебную защиту.

В настоящем деле адвокат лица, признанного недееспособным, не участвовал при разбирательстве дела в суде первой инстанции. Судом первой и апелляционной инстанции ему было отказано в восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, в том числе в связи с отсутствием у него полномочия на обжалование судебных постановлений, выраженного в доверенности. Адвокат такого лица действовал лишь на основании ордера.

Основная аргументация Конституционного Суда РФ в вопросе о том, почему адвокат, действующий лишь на основании ордера, при отсутствии доверенности, должен быть наделен полномочием на обжалование судебного постановления сводится к следующему.

Во-первых, в силу ч. 1 ст. 52, ч. 2 ст. 285 ГПК РФ права, свободы и законные интересы лиц, признанных судом недееспособными, защищают их законные представители. В мотивировочной части постановления Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что в ряде случаев опекун гражданина согласен с решением суда и не совершает действий по его обжалованию. Следовательно, единственным возможным способом реализации конституционного права на судебную защиту такого гражданина, является обжалование решения избранным им адвокатом.

Во-вторых, исходя из положений гражданского законодательства и правил совершения нотариальных действий нотариус перед началом совершения нотариальных действий проверяет дееспособность граждан, полномочия представителей. В том случае, когда обнаружится, что лицо, обратившееся за совершением нотариального действия в действительности, не обладает дееспособностью в полном объеме нотариус отказывает в совершении нотариального действия.

Таким образом, лицо, в отношении которого принято и вступило в законную судебное решение о признании его недееспособным, при наличии пассивного поведения его законных представителей и невозможности выдачи доверенности избранному им представителю фактически лишается возможности обжаловать судебные постановления в вышестоящие судебные инстанции.

КС РФ отметил, что по своему конституционно-правовому смыслу нормы действующего процессуального законодательства не предполагают возможности отказа в рассмотрении по существу жалоб адвоката, направленных на оспаривание решения суда о признании гражданина недееспособным, даже если адвокат действует на основании ордера при отсутствии доверенности, выданной этим гражданином и специально оговаривающей полномочие адвоката на обжалование судебного постановления, когда из конкретных обстоятельств следует, что адвокат действует в интересах этого гражданина (которые презюмируются как состоящие в том, чтобы вышестоящий суд осуществил проверку правильности судебного решения о признании его недееспособным) и по его воле, выраженной в той или иной объективированной форме и нацеленной на рассмотрение соответствующих жалоб.

Читайте так же:  Генеральная доверенность закон

Напомним, что ранее в пункте 10 постановления Пленума ВС РФ №23 от 19.12.2003 «О судебном решении» уже была сделана попытка расширительного толкования положений статьи 54 ГПК РФ применительно к случаям обжалования судебных постановлений адвокатами, назначенными в порядке статьи 50 ГПК РФ (при отсутствии представителя у ответчика места жительство которого неизвестно).

Основной акцент в обоих постановлениях сделан на том, что совершение процессуальных действий по обжалованию судебных постановлений объективно необходимо для защиты прав ответчика (заинтересованного лица).

В настоящее время сложно распространить идею о всеобщем предоставлении адвокатам действующим лишь на основании ордера полномочия по обжалованию судебных постановлений, поскольку прежде всего большинство из них действует на основании доверенности, и лишь небольшое число дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, может отвечать сформулированному исключительному критерию — объективной необходимости защиты прав лица.

Помимо этого, определенные ограничения связаны с необходимостью обеспечения реализации принципа диспозитивности, при котором обжалование судебных постановлений зависит от воли самого заинтересованного лица.

Несмотря на то, что положения статьи 54 ГПК РФ были признаны конституционными, тем не менее федеральному законодателю рекомендовано принять меры, направленные совершенствование механизма, обеспечивающего защиту права гражданина, признанного решением суда недееспособным, на обжалование этого решения как лично, так и с помощью выбранного им самим адвоката.

Источник: Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2020 №3-П по делу о проверке конституционности положения статьи 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки С.

Источник: http://zakon.ru/blog/2020/01/23/pravo_na_obzhalovanie_advokatom_sudebnyh_postanovlenij_ne_mozhet_byt_postavleno_v_zavisimost_ot_nali

Порядок подачи жалобы в Конституционный суд РФ

Вопреки распространенному в народе мнению, высшим органом принятия правовых решений в Российской Федерации является Конституционный суд (граждане делегируют данную привилегию Президенту страны).

В каких случаях возможна подача жалобы

Следует знать, что обращение в Конституционный суд составляется по строгим правилам. Кроме того, в законодательстве установлены ситуации, когда оно логично и оправдано. Они таковы:
  • норма действующего законодательства мешает получению гражданином конституционных прав или свобод;
  • положение нормативного акта применено в конкретном деле;
  • данная ситуация рассмотрена или в настоящее время разбирается компетентным госорганом, принадлежащим к одной из трех ветвей власти.

Кроме того, жалоба в Конституционный суд РФ составляется по определенной методике. Заявитель обязан:

  • указывать реальные персональные данные;
  • ссылаться на правовые нормы;
  • приводить факты, проверка которых не подлежит сомнению.

Определение: конституционным называется специально созданный суд Российской Федерации, в компетенцию которого отнесено решение вопросов соответствия положений действующей правовой базы основному закону страны.

Кто может обратиться в судебный орган

КС рассматривает коллективные и личные жалобы. Обращаться в высший судебный орган могут такие лица:
  • физические:
    • граждане РФ;
    • иностранные подданные, проживающие на территории страны по разрешению;
  • юридические без учета формы собственности;
  • властные органы всех уровней (от Президента РФ до муниципалитета).
Видео (кликните для воспроизведения).

Для сведения: заявителем может выступить коллектив, если права всех его членов нарушает та или иная норма.

Порядок прохождения процедуры

Правила работы КС описаны в законе об этом органе (№ 1-ФКЗ от 27.07.1994). В четвертой главе акта описана процедура рассмотрения жалоб. Судьям дано право на:
  • оставление письменного обращения без рассмотрения;
  • принятие решения без заседания органа;
  • объединение дел в одно.

Скачать для просмотра и печати:

Правильно составленная жалоба разбирается в судебном заседании. Оно является легитимным, если в нем участвует более двух третьих судей. В заседание вызываются все стороны процесса:

  • заявитель;
  • ответчик;
  • эксперты;
  • иные задействованные лица.

Для сведения: 95% заявлений не принимаются к производству. Основные причины:

  • небрежное оформление, не соответствующее требованиям;
  • несоответствие запроса компетенции органа;
  • наличие решения по данному вопросу.
  • закрытые;
  • открытые.

Подсказка: от лица госоргана в судебном заседании участвует руководитель. Самостоятельно могут присутствовать депутаты Госдумы и сенаторы Совфеда.

Советы юристов

Обращение в КС необходимо правильно аргументировать, чтобы оно было принято к производству. Советы юристов по данному вопросу таковы:

Правила составления жалобы

Правила составления обращения приведены в ст. 37 закона № 1-ФКЗ . Они касаются вопросов:
  • персональных данных заявителя;
  • порядка оформления дополнений и приложений;
  • расходов на разбирательство (госпошлины).

Подсказка: своим решением КС может отменить внесение госпошлины некоторым категориям заявителей.

Обязательные сведения о заявителе

В жалобе должны приводиться такие персональные сведения:

Физлицо Юрлицо
Фамилия, имя и отчество в родительном падеже Наименование органа (по регистрационным документам)
Гражданство Чьим резидентом является
Место жительства (по паспорту) Адрес регистрации (место дислокации)
Представитель:
ФИО
Ученая степень юриста (если он не является адвокатом)
Адрес

Подсказка: гражданин обязан указать паспортные данные (юрлицо приводит их для представителя), а также контактный телефон.

Сопроводительные документы

К тексту заявления прилагаются материалы по делу. Их перечень в целом зависит от темы обращения. Среди них в обязательном порядке должны быть:

  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины;
  • доверенность представителя (заверенная копия) — если таковой выступает от имени заявителя;
  • документы с обжалуемыми и применяемыми нормами, противоречащими конституционным положениям;
  • учредительная документация (для юрлиц).

С 2014 г., по требованиям ст. 38 ФКС № 1-ФКЗ, обращение и прилагаемые к нему документы, иные материалы представляются в КС РФ с 1-й копией. При направлении обращения в электронном формате прилагаемые к нему документы/материалы тоже представляются в электронном виде. При этом приложения каких-либо копий не требуется.

Оплата пошлины

Величина госпошлины прописана в статье 333.23 Налогового кодекса. Она равна 450,0 рублям. Некоторые лица освобождены от уплаты взноса:
  • Герои СССР и РФ;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • бывшие узники концлагерей.

Для сведения: если жалобу КС не принял к рассмотрению, то средства возвращаются заявителю.

В каком виде составлять

КС принимает два вида документации:

Для сведения: к тексту предъявляются стандартные требования:

  • отсутствие нецензурных слов и жаргонизмов;
  • отсутствие оскорблений и угроз в адрес должностных лиц;
  • стилистика, позволяющая понять написанное;
  • аккуратность исполнения;
  • последовательность подачи материала.

Бумажная форма

Обращение составляется на белых листах бумаги формата А4. Тест можно внести от руки или напечатать. Структура жалобы приведена в таблице:

Читайте так же:  Порядок возмещения материального ущерба при дтп
Часть Описание
1 вводная Сведения о сторонах и предмете разбирательства
2 Основания для направления заявления в КС (перечень конституционных нормативов)
3 Логичное и последовательное раскрытие обстоятельств
4 Аргументация
5 Требование о признании обжалуемой нормы неконституционной
6 Перечень прилагаемых документов

Скачать пример Важно: на последнем листе обращения ставится собственноручная подпись заявителя (руководителя организации) и дата.

Электронное письмо

Требования к электронному обращению таковы:
  • файл должен иметь расширение .doc (.docx);
  • приложения делаются в формате фотографии (сканкопии) в хорошем разрешении (от 200 пикс/дюйм);
  • на каждом листе ставится электронная подпись (ее необходимо заранее оформить);
  • направляется письмо, содержащее:
    • краткое описание ситуации;
    • перечень приложений с количеством листов в каждом;
  • приложения прикрепляются к единому письму.

Подсказка: сканкопии приложений делаются в черно-белом варианте.

Советы по составлению

Предметом жалобы в КС выступают нормы таких актов:

Способы отправки

Послание с приложениями направляется в госорган одним из трех способов. Они приведены в таблице:

Способ Адрес Подсказки
Путем личного визита г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 1 Время работы: с 10:00 до 17:00;

В пятницу до 16:00;

Обед: с 12:00 до 13:00

Почтой 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1. Желательно:
  • заказать отслеживание послания и сообщение о доставке;
  • составить опись вложений
Электронный [email protected] (почтовый ящик) При отправке выбрать функцию «сообщение о доставке» https://petition.ksrf.ru (официальный сайт) Необходима регистрация

Для сведения: в Москве работает представительство КС . Но всю корреспонденцию необходимо направлять на официальный адрес госоргана.

Результат

Отправитель послания обязан понимать, что ему придется принять участие в заседании. Последнее назначается, спустя три месяца после регистрации письма.

Коллегия судей решает проблему в течение нескольких часов. При этом удовлетворение обращения приводит к таким последствиям:

  • признанию обжалованной нормы, утратившей силу;
  • аннулированию судебного постановления или его отдельных положений;
  • принятию нормативного акта взамен обжалованного;
  • пересмотру дела с учетом действующей нормативно-правовой базы.

Для сведения: в редких случаях действие оспариваемой нормы приостанавливается до вынесения окончательного решения.

Источник: http://pravonarushenie.com/otvetstvennost-i-nakazanie/osvobozhdenie-i-obzhalovanie/zhaloba-v-konstitutsionnyj-sud-rf

Конституционная жалоба на решение суда

Советы юристов:

5.2. Здравствуйте, Алексей.
Полномочия Конституционного суда РФ указаны в ст.3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Конституционный суд РФ не рассматривает жалобы о незаконности судебных постановлений, вынесенных судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Безусловно, у Вас есть право обращения в Европейский суд по правам человека, когда исчерпаны внутригосударственные способы защиты своих прав.

7.1. Да, если ваше обращение соответствует требованиям ст. 96 ФКЗ «О Конституционном суде». Если не соответствует, то вам откажут в принятии заявления.

Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

«»Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

8. Могу ли я в жалобе в конституционный суд написать Наименование обжалуемого закона:

ст.ст 12. , 56 ч. 1 / 57 ч 1. 2, Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (ГПК)
На первом суде я ходатайствовала об истребовании документов значимых для доказательства, но судья откорнил доказательства, После Решения суда я получила документы о которых ходатайствовала через гос органы В итоге я проиграла все суды так как не было этих доказательств во время.

18.2. Конституционный суд не является инстанцией для обжалование решений, постановлений судов общей юрисдикции в гражданском процессе.

Согласно ст. 1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Таким образом, данным судом разрешаются вопросы о соответствии Конституции РФ норм действующего законодательства.

27.1. Здраствуйте, кончно пробуйте, единственное вы не указали когда вас уволили так как по аналогии закона можно ходатайствовать, если не прошло 1 месяца с момента вручения вам трудкнижки и приказа об увольнении.

29.2. Уважаемая Светлана, г.Уфа !

Вы НЕ указали в своём вопросе, каким судом г.Уфа вынесено данное решение .

НО если данное решение суда:
— принято Мировым судьёй, то в этом случае вы вправе обратитьс жалобой в Министерство юстиции РБ .
— принято Районным судом, то в этом случае вы вправе обратиться с жалобой к Председателю районного суд .

Ну и с жалобой на ЛЮБОГО судью вы вправе обратиться в Квалификационную комиссию при Верховном суде РБ .

Желаю вам удачи Владимир Николаевич
г.Уфа 05.09.2012г
10:42 моск.

Источник: http://www.9111.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0/

Принцип возможности обжалования решений в вышестоящий суд и обязательного исправления судебной ошибки

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46), устанавливает, что каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50).

Установление возможности обжалования решений в вышестоящий суд является гарантией обеспечения справедливого, беспристрастного правосудия. Конституционный Суд РФ сформулировал свою правовую позицию в Постановлении от 17 ноября 2005 года № 11-П: право на справедливое разбирательство предполагает окончательность и стабильность судебных актов, вступивших в законную силу, и их исполнение; именно этим обусловливается перенос основного бремени пересмотра решений суда первой инстанции на апелляционную и кассационную судебные инстанции.

Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает, что судебное решение подлежит пересмотру, если какое-либо новое или вновь открывшееся обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки (п. 6 ст. 14).

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 3 февраля 1998 г. №5-П сформулировал следующую правовую позицию: судебное решение не может быть признано справедливым, если допущена судебная ошибка. Отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт не согласуется с универсальным в судопроизводстве требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, умаляет и ограничивает данное право; в рамках осуществления судебной защиты прав и свобод возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные.

Читайте так же:  Презентация на тему профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Причинами возникновения судебных ошибок могут служить

отсутствие системности в правотворческой деятельности, колли- зионность и пробельность действующего законодательства, низкий уровень профессионализма, правосознания правонарушителей, слабое материально-техническое и информационное обеспечение деятельности судов, перегруженность судей, распределение функций и полномочий между судьями и судами.

Судебный акт, содержащий судебную ошибку, не может считаться справедливым и поэтому должен быть исправлен. В целях выявления судебных ошибок и их исправления существует специальный механизм, включающий право обжалования судебных актов, судебный контроль, инстанционный порядок рассмотрения дел. Как правило, в соответствии с законодательством РФ, в целях устранения судебной ошибки дело может быть отправлено на дополнительное расследование, решение суда может быть обжаловано в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора, а также дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам. Такой механизм обжалования предусмотрен ГПК, АПК, КоАП и УПК РФ.

Апелляция предусматривается в качестве ступени обжалования по всем решениям, которые были рассмотрены по первой инстанции. Это решения мировых судей, районных судов и областного суда, которые выносятся в пределах их компетенции, а также решения

Верховного Суда, рассмотренные по первой инстанции. Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме [1] .

Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном ГПК, АПК РФ и УПК РФ, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, при условии что лицами, подавшими кассационную жалобу, были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Конституционный Суд РФ в ряде своих решений сформулировал правовую позицию о том, что акт суда, вступивший в законную силу, может быть изменен или отменен в порядке надзора лишь в тех случаях, когда в результате ошибки, допущенной в ходе предыдущего разбирательства и предопределившей исход дела, существенно нарушены права и законные интересы, защищаемые в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта.

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела Президиум Верховного Суда РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает: права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; единообразие в толковании и применении судами норм права.

Итоговые решения Конституционного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ не подлежат обжалованию, что обусловлено назначением и правовой природой высших органов судебной власти.

Основаниями для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, являются имевшие место на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства (или новые обстоятельства) возникшие после принятия судебного постановления.

Вновь открывшиеся обстоятельства — существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда; преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.

Новые обстоятельства — отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу; признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу; признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле; установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод; определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда РФ практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда РФ, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора.

Вступившее в силу судебное постановление пересматривается по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судом, принявшим это постановление. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам постановлений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которыми изменено или принято новое судебное постановление, производится судом, изменившим судебное постановление или принявшим новое судебное постановление.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studref.com/552650/pravo/printsip_vozmozhnosti_obzhalovaniya_resheniy_vyshestoyaschiy_obyazatelnogo_ispravleniya_sudebnoy_oshibki

Обжалование решения суда конституция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here