Органы опеки по делам несовершеннолетних

Полезная информация в статье: "Органы опеки по делам несовершеннолетних" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Читайте так же:  Виндикационным иском признается тест

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12116087/

Статья 12. Взаимодействие органов опеки и попечительства с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами профилактики детской безнадзорности и правонарушений, общественными организациями

Статья 12. Взаимодействие органов опеки и попечительства с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами профилактики детской безнадзорности и правонарушений, общественными организациями

Взаимодействие органов опеки и попечительства с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами профилактики детской безнадзорности и правонарушений, профессиональными союзами, общественными организациями инвалидов, ветеранов, пенсионеров, молодежными общественными организациями и иными организациями осуществляется посредством:

1) разработки и реализации совместных программ, акций и мероприятий;

2) координации деятельности, обмена информацией, проведения взаимных консультаций;

3) выявления и учета мнения общественных организаций при принятии решений органами опеки и попечительства;

4) участия общественных организаций в контроле за деятельностью по опеке и попечительству;

5) привлечения общественных организаций к оказанию опекунам, попечителям, опекаемым и подопечным информационной, психологической, педагогической, юридической и иной помощи;

6) иных форм взаимодействия.

>
Финансирование органов опеки и попечительства
Содержание
Закон Свердловской области от 19 марта 1998 г. N 18-ОЗ «Об органах опеки и попечительства в Свердловской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/9312548/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/

Органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних

Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (за исключением: гражданско-правовых споров, жилищных вопросов, вопросов, находящихся на рассмотрении в судах, в ведении федеральных органов государственной власти):

Почтовый адрес: 107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр.1. Сайт: http://www.mkdn.mos.ru

E-mail: [email protected] mos.ru , т/ф (495) 625-76-85 .

Председатель комиссии: Ракова Анастасия Владимировна — заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития.

Ответственный секретарь комиссии: Архипов Иван Валерьевич, т/ф (495) 625-76-85.

Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве: Бунимович Евгений Абрамович.

Почтовый адрес: 119019, Москва, ул. Новый Арбат, д. 15, а/я 49. Тел. (495) 957-05-85 , Факс: (495) 957-05-99. E-mail: [email protected] Прием граждан сотрудниками Аппарата Уполномоченного, а также иными специалистами, привлекаемыми Уполномоченным, осуществляется без предварительной записи, при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Окружная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Центрального административного округа: 109147, Москва, ул. Марксистская, д.24 тел.:8-495-911-94-78

Председатель: Тиунова Лариса Ивановна – заместитель префекта ЦАО г. Москвы

Ответственный секретарь: Дмитриева Галина Сергеевна – главный специалист Управления социального развития префектуры ЦАО города Москвы, т/ф (495) 911-94-78.

Видео (кликните для воспроизведения).

Единый общероссийский номер детского телефона доверия (Фонд поддержки детей)

Московская служба психологической помощи населению: 051 ( круглосуточно ) .

Единая диспетчерская служба социальной помощи детям и их родителям Департамента социальной защиты населения города Москвы: 8-499-975-27-50.

Городская круглосуточная мобильная служба по оказанию экстренной социальной помощи несовершеннолетним: 8-926-211-11-50 .

Горячая линия Департамента социальной защиты населения города Москвы по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: 8-499-201-06-50 .

Горячая линия Департамента социальной защиты населения города Москвы по вопросам оказания социально-психологической помощи детям и семьям мигрантов, находящихся в трудной жизненной ситуации: 8-499-201-59-47 .

Детский телефон доверия Департамента образования города Москвы: (495) 624-60-01 ( круглосуточно ).

Отделение по делам несовершеннолетних ОМВД по Таганскому району:

Почтовый адрес: 109029, Москва, Ведерников пер, д.9, стр.1, тел.:8-495-678-03-73

Отдел социальной защиты населения по Таганскому району города Москвы, отдел опеки, попечительства и патронажа: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 21, подъезд 5, этаж 4,

Источник: http://cao.mos.ru/social-sphere/the-authorities-engaged-in-the-protection-of-the-rights-of-minors-/

Органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних

Органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних

Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: Почтовый адрес: 125032, ул. Тверская, д.13, факс (495) 620-29-95

Председатель комиссии: Ракова Анастасия Владимировна — заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития.

Ответственный секретарь: Котов Юрий Борисович, т/ф. (495) 633-65-77 (в рабочее время).

E-mail: [email protected]

Окружная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

очтовый Потчовый адрес: 107076, Преображенская площадь, д.9, факс (499) 161-96-90.

Председатель комиссии: Попова Елена Валерьевна, заместитель префекта ВАО

Ответственный секретарь: Чермошенцева Алевтина Юрьевна, телефон: (499) 161-94-10,

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Соколиная гора:

Почтовый адрес:105318, г. Москва, ул. Щербаковская д.5«А», фактический адрес: г. Москва,

Измайловское шоссе, д.24, корп.3, телефон: (499) 166-78-65

Председатель комиссии: Махов Сергей Михайлович, глава управы района

Соколиная гора, телефон: (495) 365-41-29

Ответственный секретарь: Устинова Лариса Игоревна, телефон: (499) 166-78-65

Email:kdnsgora@yandex.ru

Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве: Бунимович Евгений Абрамович.

Почтовый адрес: 119019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д.15, а/я 49.

Тел. (499) 957-05-85(в рабочее время). E-mail: [email protected]

— Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122 (круглосуточно)
— Московская служба психологической помощи населению: 051 (круглосуточно).
Городская круглосуточная приемная для несовершеннолетних Департамента социальной защиты населения города Москвы (оказание социальной и психологической помощи несовершеннолетним и их родителям): (499) 975-27-50, (495) 607-17-19, (495) 607-00-63, 8-926-211-11-40.

Читайте так же:  Судебное разбирательство постановление приговора

— Городская круглосуточная мобильная служба по оказанию экстренной социальной помощи несовершеннолетним: 8-926-211-11-50.

— Горячая линия по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: (499) 201-06-50 (в рабочее время).

— Горячая линия по вопросам оказания социально-психологической помощи детям и семьям мигрантов, находящихся в трудной жизненной ситуации: (499) 201-59-47 (в рабочее время).
— Детский телефон доверия Департамента образования города Москвы: (495) 624-60-01 (круглосуточно).
— Управление Уголовного розыска (телефон службы доверия): (499) 250-98-10, (495) 299-46-14 (круглосуточно).
— Телефон доверия Управления наркоконтроля по городу Москве: (495) 316-86-55 (круглосуточно).

Список учреждений системы профилактики, расположенных на территории района:

Отделение по делам несовершеннолетних ОМВД России

ст.инспектор Кузьмина Маргарита Нурметовна, инспектор Ермоленко Вероника Игоревна

тел.: (495) 365-09-30, (495) 365-07-33

Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа Управления социальной защиты населения: Измайловское шоссе, д.15

тел.: (499) 369-34-18, (499) 369-34-34

Источник: http://sch1362.mskobr.ru/organyi-osuschestvlyayuschie-zaschitu-prav-nesovershennoletnih

Жалоба в органы опеки и попечительства: ответственность за обращение, процедура обращения

Если Вы знаете, что соседи не являются добросовестными родителями или хуже того применяют насилие к несовершеннолетнему, кричат матом, и Вы не равнодушны к судьбе ребенка. Тогда в статье можно найти ответ, как решить данную проблему. Каким образом можно обратиться в органы опеки и можно ли это сделать анонимно.

Органы опеки и попечительства

Прежде, чем разобраться с возможностью обращения в органы опеки необходимо понять, что это за учреждение и его основные функции.

Согласно Закона РФ «Об опеке и попечительстве» это орган исполнительной власти, основными функциями которого являются:

  • осуществление надзора за соблюдением прав по делам несовершеннолетних. К данной категории также относятся лица, имеющие здоровых дееспособных родителей;
  • Способствование урегулированию споров между родственниками касательно прав несовершеннолетнего;
  • Соблюдение контроля за имущественными правами ребенка;
  • В определенных законом ситуациях органы опеки имеют право изымать детей и устраивать их в специализированные учреждения.
  • Дают разрешение на усыновление ребенка.

Органы опеки имеют территориальную юрисдикцию и их полномочия распределяются по каждому муниципальному району.

Как обратиться в органы опеки

Если соседи угрожают или бьют детей, то в данном случае необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы или в органы опеки и попечительства. Сотрудники соответствующих служб обязаны немедленно отреагировать на заявление и приехать с проверкой в данную семью. Кроме того они должны принять все необходимые меры к родителям и привлечь их к ответственности.

Обратиться можно несколькими образами, но прежде, чем обратиться в них необходимо быть уверенным в том, что действительно над несовершеннолетним совершается насилие, и не соблюдаются его права.

Обратиться в данное учреждение можно одним из способов:

  • С помощью телефонного звонка;
  • Личная подача ходатайства;
  • Написать сообщение на электронную почту;
  • Отправка документов почтой;
  • Обращение в суд, после чего происходит дела рассмотрение в судебных заседаниях.

Обращаться необходимо исходя из сложившейся ситуации. Если видимой угрозы для несовершеннолетнего нет, но все же есть подозрения в нарушениях, то лучше обратиться в полицию. Основной загвоздкой во всех обращениях является то, что в правоохранительные органы необходимо обращаться открыто, а это может повлечь дальнейшие неприятности. Существуют такие варианты обращения в государственное учреждение.

Анонимно

Зачастую родители, которые не соблюдают права своего ребенка, могут быть опасными для окружающих, поэтому многие, не желая возникновения неприятных последствий, хотят сделать анонимное обращение. Многие зададутся вопросом получит ли эффект анонимное заявление.

Органы опеки проверяют анонимные письма, но все же было бы лучше подписаться под письмом, после чего у исполнительной службы будет больше шансов сделать официальное заявление. Согласно законодательству письменное обращение, которое не имеет автора, не рассматривается органами опеки и попечительства.Но в данном случае есть и свой минус в официальном обращении. Если данные, которые сообщил гражданин не подтвердятся, то это может повлечь обращение семьи в суд, за клевету.

Заявление

Заявление можно подать как в бумажном, так и электронном варианте. Благодаря современным технологиям можно написать обращение на электронную почту. Но в данном случае не удастся сделать это анонимно, так как все данные можно легко проверить, включая местонахождение устройства, с которого была передана информация. Проверка сообщений о нарушении прав детей является одной из обязательных функций, возложенных на органы опеки, поэтому они проверяют все отправленные сообщения и обязаны на них отреагировать должным образом.

Ответственность за обращение

Ответственности за обращение в исполнительные органы как таковой нет, даже если данные не подтвердятся. Единственным моментом может быть написанная ответная жалоба на клевету. Серьезных последствий она иметь не будет. Но важно помнить, прежде чем обратиться в органы опеки и попечительства необходимо прямо убедиться в том, что ребенку грозит опасность. Все дети являются индивидуальными и трудновоспитуемыми, а каждый случай является уникальным.

Как пожаловаться в органы опеки на соседей с детьми

Семья и материнство являются высшими социальными ценностями, что прописано в главном законе – Конституции РФ. Согласно закону, на родителей, опекунов и попечителей возложена обязанность опекать детей и заботиться об их здоровье. Родители не имеют права применять физическое или психическое насилие. Человек, который твердо решил пожаловаться в соответствующие учреждение на недобросовестных родителей должен помнить, что каждый случай жестокого обращения с ребенком, вне зависимости какое насилие было применено является строго уникальным и индивидуальным.

Ответственность за избиение детей

Ответственность за избиение детей предусмотрена в уголовном законодательстве. Согласно ст.156 УК РФ за жестокое обращение с детьми и не выполнение своих обязанностей может быть назначена одна из альтернативных мер наказания:

  • штраф в крупных размерах;
  • исправительные или обязательные работы;
  • в тяжких случаях может быть назначено лишение свободы до 3 лет.

Если воспитанием ребенка занимается педагог или социальный работник, то может быть назначена дополнительная мера пресечения, такая как ограничение в праве занимать определенной деятельностью.

Ответственность может наступить вне зависимости от умысла, совершено ли деяние умышленно или по неосторожности. Жестокое обращение с детьми может являться одной из основных причин лишения родительских прав.

Имеют ли право органы опеки забирать детей из-за звонков соседей

Если поступил звонок с жалобой на родителей, в которой якобы существует реальная угроза для несовершеннолетних детей, то органы опеки обязаны отреагировать на звонок и посетить данную семью. Если какие-то обстоятельства или жилищные условия смутили органы опеки и попечительства, то они могут принять меры изъять ребенка из семьи. Забрать ребенка можно только после официального заключения органов опеки.

Можно ли устно пожаловаться на семью, где есть несовершеннолетние дети

Благодаря современным технологиям и глобальной сети интернет можно по-разному обратиться в соответствующие органы. Не обязательно идти в учреждение и писать заявление. Можно обратиться устно позвонив на горячую линию или даже написать по электронной почте. При устной жалобе также необходимо представиться, что ускорит процесс рассмотрения ходатайства. Для того, чтобы ускорить процесс рассмотрения можно обратиться в локальное отделение.

Читайте так же:  Постановление пленума верховного суда о страже

Жалоба в опеку на родителей

Как правило, для того чтобы обратиться в учреждение необходимо составить жалобу со всеми необходимыми реквизитами. В законах указано, что родители,а также попечители, взявшие на воспитание в свою семью должны надлежащим образом выполнять обязанности по воспитанию и содержанию детей. Жалоба на органы может поступить в том случае если в детских садиках или других учреждениях обнаружены следы побоев. При составлении документов необходимо соблюдать все правила составления, которые предъявляются к официальному документу. Документ, который составлен в ненадлежащей форме, может быть не принят органами опеки и отправлен на исправление. А это может занять дополнительное время.

Жалоба в органы опеки и попечительства на отца

Бракоразводные процессы являются сложными и проводят к всевозможным проблемам. Зачастую при решении споров ребенок остается с матерью. Но бывает и такое, что и отец может занять данную позицию. В случае если видно, что ребенок плохо учится и не успевает, прогуливает школу, то и в данном случае можно обратиться в органы опеки с жалобой на отца. Кроме того отец не должен препятствовать общению ребенка. Несовершеннолетний возраст ребенка является периодом становления ребенка, поэтому очень важно обратить внимание на его поведение, и то как следит за ребенком родитель. Пример образца жалобы можно увидеть здесь.

Соседи заявили на меня

Если возник конфликт с соседями и они пообещали заявить в органы опеки или еще лучше уже заявили, то необходимо подготовиться к тому, что органы опеки обязательно нагрянут с проверкой. Все понимают, что маленькие дети являются сложными в управлении и ничего с этим не поделать. Если созданы все условия для проживания и у Вас нормальная семья, то Вам ничего не грозит. Другой вопрос, если кто-то злоупотребляет спиртными напитками или поднимает руку на ребенка. Кроме того, можно направить встречную жалобу, по поводу клеветы на Вашего соседа.

Таким образом. Можно сделать вывод, что если Вы заметили, что соседи ведут себя не должным образом к своим детям, то сразу необходимо обращаться в правоохранительные органы или в органы опеки и попечительства.

Источник: http://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/nad-detmi/zhaloba-v-organy-opeki

Патронат, опека, соцзащита, кдн

Воронцова С.Н., соискатель кафедры гражданского права Всероссийской государственной налоговой академии, завкафедрой гражданско-правовых дисциплин Серпуховского филиала НИЕВ.

Опека, соцзащита, КДН (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) — вот «три сосны», в которых «блуждает» сегодня, никак не находя выхода, российское базовое законодательство по детям и семье и российская практика. Кратко поясню, потому что это важно.

  1. Парадоксы опеки и попечительства.

В теории. Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ «органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления», а ст. 56 СК РФ предписывает органу опеки и попечительства защиту прав и интересов ребенка по месту его «фактического нахождения» — строго в соответствии с базовым мировым принципом: местная власть отвечает за каждого ребенка, фактически находящегося или оказавшегося на подведомственной ей территории. Естественно, защита прав и законных интересов ребенка подразумевает и профилактику безнадзорности, и всю социальную работу на местах, и вообще все на свете. И это правильно. Но при этом тот же Семейный кодекс 1995 г. посвятил целый раздел VI описанию обязанностей органов опеки, описанию обязанностей органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и ни слова не говорит о способах выявления насилия над ребенком, о правовых основаниях социального вмешательства в семью, о социальном сопровождении и т.п. и т.д.

На практике. Указанный перекос Семейного кодекса привел к тому, что специалисты по охране прав детей органов опеки и попечительства занимаются, как правило, только кругом вопросов, прописанных в разделе VI СК. И находятся органы опеки и попечительства в основном под управлением органов образования, а об их указанной в ст. 121 СК тождественности всему органу местного самоуправления все как-то забывают.

  1. Парадоксы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН).

В теории. Пункт 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 120-ФЗ 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» гласит: КДН, «образуемые органами местного самоуправления. обеспечивают осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

На практике. За четыре года, прошедшие после принятия ФЗ N 120-ФЗ, законодатели не сделали ничего для конкретизации указанных «мер по координации», а КДН выполняют почти повсеместно (но не везде — см. в след. разделе) очень ограниченные административные функции — в соответствии со старым советским Положением 1967 г.

  1. Органы управления социальной защитой населения являются органами государственной власти (как и органы управления образованием) и свою важную и нужную работу осуществляют в основном самостоятельно, без должного контакта с другими ведомствами, с органами опеки и с администрациями муниципальных образований.

Результатом этого правового хаоса и общей несогласованности является то, что многие, очень многие дети оказываются вообще без какой-либо защиты в самых экстремальных ситуациях. И жаловаться некому. В докладах Управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры приводится немало случаев, когда доведенный до отчаяния насилием в семье ребенок после многочисленных безрезультатных обращений к властям (его самого или соседей) либо кончает с собой, либо убивает насильника-отца. И насилие родителей является одним из главных «поставщиков» детской уличной беспризорности.

В конце 2001 г. Министерство образования внесло критически важные законопроекты, устраняющие указанный перекос и недопустимый социально-правовой вакуум СК РФ и ряда других базовых законов: предложенные «изменения и дополнения» узаконивают «акт органа местного самоуправления о признании ребенка находящимся в трудной жизненной ситуации, утверждающий перечень мероприятий по защите его прав и интересов, сроки их выполнения и пересмотра», вводят важнейшее для осуществления профилактического социального вмешательства в семью понятие «разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка» и т.п., допускают привлечение органом местного самоуправления на договорной основе учреждений различного ведомственного подчинения («уполномоченные службы») с целью оказания услуг, необходимых для эффективного осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми, по социальному сопровождению детей и семей социального риска, поиску, подбору и подготовке граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в замещающую семью, и др.

Читайте так же:  Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних

Законопроекты также узаконивают новую форму семейного устройства — патронатное воспитание, что позволит в исторически короткие сроки организовать работу детских интернатных учреждений, приютов и т.п. по принципу семейного содержания воспитанников и тем самым:

а) высвободить для столь необходимой социально-профилактической работы — «социального патроната» неблагополучных семей и детей примерно 200 тыс. сотрудников нынешних детских учреждений, сегодня занятых исключительно обеспечением проживания детей в этих учреждениях;

б) сократить площади, занимаемые детскими учреждениями, что приведет к существенной экономии бюджетных средств (в основном за счет сокращения затрат на капитальный ремонт существующих и строительство новых детских домов). К великому сожалению, специалисты Министерства финансов оказались не способны просчитать эту экономию и дали в Госдуму отрицательный отзыв на такие актуальные законопроекты Минобразования, мотивируя свою позицию их якобы затратностью.

Встретили этот законопроект и два возражения Минтруда, с нашей точки зрения оправданные и устранимые:

а) поправки в СК должны наряду с патронатной семьей узаконить и семейную воспитательную группу — форма семейного устройства ребенка, временно отобранного у родителей, альтернативная помещению ребенка в приют и введенная приказом министра труда и социального развития в 1997 г.;

б) законодательное учреждение акта органа местного самоуправления как обязательного условия проведения в отношении ребенка мероприятий по защите его прав и интересов сегодня может существенно парализовать работу органов и учреждений социальной защиты с безнадзорными детьми, поскольку многие муниципалитеты, особенно те, на территории которых находятся вокзалы или приюты, не имеют кадров и ресурсов, достаточных для осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении «чужих» детей. Поскольку отказаться от этой поправки в СК нельзя (как уже говорилось, именно орган местного самоуправления должен нести ответственность за каждого ребенка, оказавшегося на его территории, и совершенно неприемлема ситуация, когда сейчас многие дети просто выпадают из поля внимания властей, например годами живут без регистрации в больницах и т.п.), то остается надеяться, что при приведении межбюджетных отношений в соответствие с только что принятым новым Законом о местном самоуправлении будет решена проблема субвенций органам местного самоуправления на осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении оказавшихся на их территории детей из других муниципалитетов, регионов и стран.

Вместе с тем законопроекты Минобразования опять оставляют без ответа центральный вопрос — кто же будет «дирижером» (по выражению Л.И. Тропиной) всей работы, с помощью каких системообразующих факторов будет на практике осуществляться координация всей работы органов и учреждений системы профилактики по оказанию помощи конкретным семьям и детям? Именно потому, что федеральный центр никак не разберется с этими вопросами, особо ценен опыт организации системной работы на местах.

  1. Опыт российских регионов и муниципальных образований.

Московская, Саратовская, Костромская, Смоленская области, г. Арзамас, Арзамасский и Княгининский районы Нижегородской области, Автозаводской район г. Нижнего Новгорода, Сегежский район Республики Карелия, г. Лысьва Пермской области, муниципалитет «Южное Бутово» г. Москвы — обобщая известный нам уникальный опыт организации работы этих регионов и муниципальных образований по оказанию помощи детям, выделим из всего объема информации наиболее, с нашей точки зрения, важные управленческие организационные идеи и подходы, запускающие эффективную работу системы оказания социальной помощи детям на региональном и муниципальном уровнях. Говоря заведомо упрощенно, эти меры (некоторые из них могут быть реализованы без изменения действующего законодательства, т.е. практически «мгновенными» административными решениями) сводятся к следующим нескольким тезисам:

а) усиление властного функционала и укрепление штатными специалистами регионального и муниципальных системообразующих органов — межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, МКДН, призванных координировать работу всех ведомств и учреждений по оказанию необходимой «скорой помощи» и по реализации комплексных индивидуальных программ социального сопровождения и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в кризисной ситуации или в социально опасном положении;

б) учреждение ведомственными приказами должностей районного координатора социальной работы в органах здравоохранения, образования и др., введение должностей специалистов по социальной работе во всех учреждениях «территории детства и семьи» — за счет перераспределения функциональных обязанностей сотрудников и их переобучения;

в) привлечение общественных инициатив. На уровне, максимально приближенном к населению: при сельских, поселковых администрациях, в городских микрорайонах. создание постановлением главы органа местного самоуправления общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые участвуют в выявлении кризисных ситуаций, способствуют развитию общественного наставничества в отношении кризисных семей с детьми и несовершеннолетних социального риска и т.п. Создание аналогичных комиссий на производстве (крайне желательно закрепить это отдельной строкой в Законе о профсоюзах);

г) развитие инфраструктуры семейного устройства, создание служб семейного устройства во всех детских интернатных учреждениях, кадровое укрепление органов опеки и попечительства и региональных операторов (банки данных) детей, лишенных родительского попечения, в целом создание благоприятных «дружественных» условий для российских усыновителей, привлечение к подготовительной работе с ними общественных инициатив, расширение программ устройства воспитанников детских учреждений в семьи граждан на период каникул и программ семейного наставничества (об опыте таких программ в Смоленской области см. брошюру РОО «Право ребенка» «На каникулы — в семью» на сайте: www.pravorebenka.narod.ru).

Организация во всех регионах, муниципальных образованиях и населенных пунктах Российской Федерации «работающей» системы по оказанию достаточно оперативной и хорошо скоординированной правовой и социальной помощи детям в экстремальных ситуациях и по недопущению (профилактике) таких ситуаций — важнейшая стратегическая задача России на современном историческом этапе.

  1. Противление злу ненасилием: о некоторых базовых принципах правозащитного движения.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/28117-patronat-opeka-soczashhita

Комиссия по делам несовершеннолетних: это серьёзно?

Комиссия по делам несовершеннолетних, или КДН, может испортить жизнь вам и вашему ребёнку по-настоящему.

Хотя эти люди выглядят не очень страшно, их решение меняет ваше будущее… Адвокат Антон Жаров — о том, что делать с КДН.

Что такое КДН?

Комиссия по делам несовершеннолетних — что это вообще такое?

Начну издалека. Вообще в мире много вещей, предназначение которых для нас остается неведомым. Я не буду приводить примеры, но комиссия по делам несовершеннолетних сама по себе вполне достаточный пример. Для чего она нужна, не подозревает большая часть населения. Вообще-то комиссия по делам несовершеннолетних придумана для того, чтобы этих самых несовершеннолетних защищать. Она, по большому счёту, так и называется — “комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав”. Только вот как защищает эта комиссия права, из кого состоит — в этом еще предстоит разобраться.

Кто входит в состав комиссии?

Комиссию по делам несовершеннолетних, если мы говорим про Москву, создает глава управы. Кого он туда отбирает, вообщем-то, его личное дело. По закону туда должны входить представители органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Я еле сказал эту фразу, поверьте, запомнить ее было еще сложнее.

Читайте так же:  Гражданский кодекс неотделимые улучшения

Так вот, эти самые представители органов и организаций назначаются туда руководителем управы. В Московской области глава района назначает представителей в комиссию по делам несовершеннолетних, в других регионах — по разному. Но тем не менее это абсолютно административный орган, который назначается человеком единолично. Никто людей, которые состоят в этой комиссии, туда не выбирал, их просто назначили.

Кто это может быть? От здравоохранения может быть заведующий детским отделением больницы, от образования — это может быть директор школы, от полиции, как правило, — инспектор по делам несовершеннолетних или начальник подразделения по делам несовершеннолетних, если такой есть, и так далее. Вплоть до пожарников и представителей общественности, роль которых прекрасно играют, например, представители клуба собаководов или военно-патриотического клуба, а также в Москве принято включать в состав комиссии членов общественных советов и пунктов охраны порядка (кажется, так это называется). Кто эти люди, мне неведомо, но именно они обычно и приходят на заседания комиссии. А вот заведующий отделением поликлиники может и пропустить заседание.

В комиссию должно входить несколько человек, и в Москве это число обычно превышает 10. Ну, 14 человек, может быть 12. Соответственно, комиссия должна заседать, когда в зале, где заседает комиссия, присутствует как минимум половина списочного состава. Если было 14, значит, соответственно, как минимум 7 человек должно быть в зале. И тут очень важный момент, про который все забывают: это кто эти люди, кто эти семь человек? Они по фамилиям должны совпадать с теми, кто в этой комиссии состоит.

А очень часто бывает так, что вместо начальника подразделения по делам несовершеннолетних, который в отпуске, приходит, например, просто сотрудник подразделения или вместо пожарника-начальника отдела приходит заместитель начальника отдела. Но дело в том, что комиссия по делам несовершеннолетних — это не кресло, а это люди, поэтому такое, конечно, безобразие твориться не должно. В заседании комиссии могут принимать участие только те люди, которые списочно входят в ее состав. Пофамильно.

Список комиссии должен быть опубликован. Это открытая информация. По идее он должен быть на сайте управы. Но далеко не все управы этим занимаются. Задайте, кстати, вопрос в письменном виде главе своей управы, кто же именно входит в состав комиссии по делам несовершеннолетних. Вам будет интересно. Уверяю вас.

Кого могут вызвать?

В комиссию по делам несовершеннолетних в принципе могут вызывать любого гражданина. Ну вот абсолютно любого, если дело, которое рассматривает комиссия, как-либо касается детей. Это может быть ваш сосед по лестничной клетке, которого беспокоит, что ребенок у вас сильно плачет, и комиссия по делам несовершеннолетних в этом тоже может проявить какой-то интерес. Ходить или не ходить на эту комиссию — зависит от того, по какому делу вас вызывают.

Если это дело об административном правонарушении, то ходить туда, конечно, нужно. Например, вашего ребенка поймали с бутылкой пива или курящего за углом школы. в этой ситуации, скорее всего, на комиссию прийти все-таки придется, и делать это нужно. Идти или не идти в каждом конкретном случае, серьезен или не очень вопрос, который будет обсуждать КДН, и каковы его последствия знает адвокат, к которому безусловно нужно обращаться, если к вам пришел вызов на комиссию по делам несовершеннолетних.

Из комиссии также часто звонят по телефону: “Здравствуйте! Завтра у нас заседание, приходите”. Конечно, на такие заседания ходить не стоит, нужно прямо в телефон говорить: “Без адвоката никуда не пойду”. И не ходить.

Вызов в КДН — это серьезно?

Комиссия по делам несовершеннолетних — это административный орган, это такой мини-суд, который решает определенные вопросы, но тем не менее решает. От комиссии по делам несовершеннолетних зависит выпишут ли вам штраф или ограничатся предупреждением, если вашего ребенка, например, поймали с банкой пива, либо поставят ребенка на внутришкольный учет или учет в комиссии по делам несовершеннолетних, если опять же случилась какая-то неприятность, связанная с кодексом об административных правонарушениях.

Бояться или не бояться постановки на учет, какие правовые последствия этого — это отдельный разговор. Но комиссия по делам несовершеннолетних при желании может испортить вам жизнь, поэтому пускать на самотек деятельность комиссии по делам несовершеннолетних в вашем отношении, конечно же, не стоит и нужно приходить на ее заседания, но делать это обязательно с адвокатом.

Что делать, если меня вызвали?

Когда вы попали на заседание комиссии по делам несовершеннолетних, дать какие-то общие советы сложно, поскольку нормативной базы, ну, просто очень мало. Какие-то общие вещи я, конечно, скажу.

Прежде всего сверьте, кто перед вами. Попросите представиться по фамилиям. Судьи, когда сидят в мантиях, они и то представляются, говорят “коллегия в составе Иванова, Петрова, Сидорова”, поэтому попросите этих чудо-людей представиться как зовут, кто они такие, и прям со списком, распечатанным с сайта управы, ставьте галочки есть такой или нет такого, пересчитайте их по головам, посмотрите какой списочный состав комиссии. Если в комиссии 15 человек, значит должно быть на заседании 8, как минимум, и никто никого не должен заменять и подменять.

Заседание комиссии может вести либо председатель комиссии либо заместитель председателя комиссии, но никак не ответственный секретарь или просто выбранный какой-то товарищ, который вдруг решил вести заседание комиссии. Вот это самые простые вещи.

Конечно же, нужно положить на стол диктофон, скрываться тут не надо и записывать всё, что происходит. Но поскольку у вас диктофон и поскольку заседание комиссии устное, проговаривайте всё словами, спрашивайте “как ваша фамилия” человека, который задает вам вопрос, “почему вы его задаете, если вы не член комиссии”. Никакие приглашенные лица, а такие случаются на заседаниях комиссии, почему бы нет, никакие приглашенные лица, как и зрители, например, в судебном заседании, никаких вопросов задавать не могут, участие в обсуждении принимать не могут и должны, если вас выгоняют на время обсуждения комиссией вашего вопроса, тоже выйти из зала. Попробуйте на этом настоять, увидите как интересно развиваются события. Но вообще бояться не надо, ситуация вполне себе под контролем, но, разумеется, юридические последствия быть могут, поэтому без адвоката ходить на такие вещи не надо.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zharov.info/archives/10428

Органы опеки по делам несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here