Органы управления некоммерческого партнерства

Полезная информация в статье: "Органы управления некоммерческого партнерства" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Иные виды некоммерческих организаций

К иным некоммерческим организациям можно отнести некоммерческое партнерство, потребительский кооператив, ассоциации и союзы юридических лиц, благотворительные организации и т.д.

Некоммерческие партнерства.

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Члены некоммерческого партнерства вправе/, участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства; получать информацию о его деятельности в установленном учредительными документами порядке; по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства; если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства; получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Источник: http://studme.org/219255/pravo/inye_vidy_nekommercheskih_organizatsiy

Управление некоммерческим партнерством

Членство в некоммерческом партнерстве. Права и обязанности членов

Если исходить из лексического содержания слова «партнерство», то ясно, что участников (членов) некоммерческого партнерства должно быть не менее двух (одно лицо не может быть партнером самому себе).

Для учреждения некоммерческого партнерства необходимо по меньшей мере два учредителя, но, если в дальнейшем в этом некоммерческом партнерстве (в результате выхода или исключения членов) останется только один участник (член) такое некоммерческое партнерство все равно будет иметь право на существование.

Можно сдано однозначно ответить, что участники (члены) неком­мерческого партнерства не обладают правом собственности на имущество некоммерческого партнерства.

В то же время нельзя сказать, что участники (члены) неком­мерческого партнерства не имеют вообще никаких имущественных прав в отношении некоммерческого партнерства. В соответствии с абзацем 5 п. 3 ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях» члены (участники) некоммерческого партнерства могут иметь (если иное не предусмотрено федеральным законом и учредительными документами конкретного некоммерческою партнерства) по меньшей мере два обязательственных права в отношении некоммерческого партнерства:

— право получать при выходе из некоммерческого парт­нерства часть его имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов;

— право получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов (кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность.

Таким образом, члены некоммерческого партнерства будут обладать в отношении некоммерческого партнерства обязательственными правами, если на это не будет специального запрета в ‘каком-либо федеральном законе или прямо в учредительных документах некоммерческого партнерства.

Помимо обязательственных прав в отношении некоммерческого партнерства, его члены имеют также следующие неимущественные права:

-право участвовать в управлении делами партнерства;

-право получать информацию о деятельности некоммер­ческого партнерства;

-право по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства.

Система органов некоммерческого партнерства должна определяться уставом некоммерческого партнерства в строгом соответствии с нормами ФЗ «О некоммерческие организациях».

Согласно ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» высшим органом управления некоммерческого партнерства является об­щее собрание членов, основная функция которого — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. К компетенции общего собрания членов некоммерческого партнерства относится решение следующих вопросов:

1) изменение устава некоммерческой организации;

2) определение приоритетных направлений деятельности не­коммерческого партнерства, принципов формирования и использования его имущества;

3) образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

4) реорганизация и ликвидация некоммерческого партнерства;

5) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

6) утверждение финансового плана и внесение в него изменений;

7) создание филиалов и открытие представительств;

8) участие в других организациях.

Причем вопросы, предусмотренные подпунктами 1—4, отно­сятся к исключительной компетенции общего собрания членом некоммерческого партнерства.

Необходимо отметить, что указанный перечень является ис­черпывающим и, следовательно, его нельзя расширить в учре­дительных документах.

Таким образом, решение всех остальных вопросов, которые могут возникнуть в процессе деятельности некоммерческого парт­нерства, относится к компетенции исполнительных органов.

В некоммерческом партнерстве может создаваться постоян­но действующий коллегиальный орган, который занимает про­межуточное положение между высшим органом — общим соб­ранием членов и исполнительными органами. К компетенции постоянно действующего коллегиального органа некоммерче­ского партнерства можно передать решение некоторых вопро­сов, входящих в компетенцию общего собрания членов (а имен­но, указанных под цифрами 5—8). Существует точка зрения, в соответствии с которой к компетенции постоянно действующе­го коллегиального органа можно отнести решение любых вопросов деятельности некоммерческого партнерства (за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов) и тем самым ограничить компетенцию исполнительных органов некоммерческого партнерства.

Создание в некоммерческом партнерстве постоянно действующего коллегиального органа должно быть предусмотрено уч­редительными документами некоммерческого партнерства, также там должна быть отражена и компетенция этого органа.

К компетенции исполнительных органов относится, реше­ние всех вопросов, которые не составляют компетенцию дру­гих органов некоммерческого партнерства (общего собрания членов и постоянно действующего коллегиального органа).

В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческого партнер­ства помимо состава и компетенции органов управления, необ­ходимо указывать еще порядок принятия этими органами ре­шений, в том числе по вопросам, решения по которым прини­маются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Читайте так же:  Апелляционная жалоба определение может быть подана

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/1_106543_upravlenie-nekommercheskim-partnerstvom.html

Некоммерческие партнерства

Согласно закону о некоммерческих организациях некоммерческое партнерство — это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей. Некоммерческое партнерство может также создаваться в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

По своей правовой природе некоммерческое партнерство относится к корпорациям. Оно является организацией основанной на членстве, объединяющей лиц для содействия в их деятельности.

Согласно статье 8 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. То есть вся прибыль от предпринимательской деятельности должна быть направлена на цели, предусмотренные учредительными документами, и не может быть распределена между участниками партнерства. Такая предпринимательская деятельность должна быть указана в учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Некоторые авторы отмечают противоречие данной нормы статье 50 Гражданского кодекса, где предусматривается критерий соответствия по характеру предпринимательской деятельности целям некоммерческой организации. Однако, на практике соответствие той или иной деятельности целям создания партнерства определить бывает достаточно сложно ввиду широкого определения целей организации.

Некоммерческое партнерство ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

В некоторых случаях закон называет некоммерческое партнерство как рекомендуемую организационно-правовую форму. Так, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» называет некоммерческое партнерство одной из обязательных форм фондовых бирж (другая форма — это акционерное общество). Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» среди возможных форм указанных объединений перечисляет некоммерческое партнерство.

Некоммерческое партнерство согласно ст. 8 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», может приобрести статус саморегулируемой организации. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Основная цель любой саморегулируемой организации — обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.

В качестве членских взносов могут выступать деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, работы и услуги и т.д. Членские взносы не возвращаются участнику при его выходе или исключении из состава партнерства.

Члены некоммерческого партнерства вправе:

  • · участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
  • · получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
  • · по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
  • · если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
  • · получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Учреждено некоммерческое партнерство должно быть не менее чем двумя лицами. Этими лицами могут быть как граждане, так и юридические лица. В некоторых случаях к учредителям предъявляются особые требования. Так, членами фондовой биржи могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг, т.е. физические или юридические лица получившие лицензию на осуществление этой деятельности.

В учредительных документах некоммерческого партнерства должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее, источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.

Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание членов. Согласно закону о некоммерческих организациях Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

  • · изменение устава некоммерческой организации;
  • · определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  • · образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
  • · утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • · утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
  • · создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
  • · участие в других организациях;
  • · реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Читайте так же:  Образец заполнения доверенности на получение документов

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления. К его введению могут быть отнесены вопросы утверждения финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений, создания филиалов и открытия представительств некоммерческой организации, участия в других организациях.

Общее собрание членов правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании. Решение общего собрания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную законом и учредительными документами некоммерческой организации.

Учредительным документом некоммерческого партнерство является устав. Учредители некоммерческих партнерств также вправе заключить учредительный договор. В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Учредительные документы некоммерческого партнерства должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации некоммерческого партнерства. Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления. партнерства.

Источник: http://studwood.ru/1436187/pravo/nekommercheskie_partnerstva

Некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации

Понятие некоммерческого партнерства

Некоммерческое партнерство (далее также — НП) — основанная на членстве организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, защиту прав и интересов граждан, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иные цели, ориентированные на достижение общественных благ.

Деятельность НП регулируется в соответствии с ГК РФ федеральными законами о некоммерческих организациях, о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Некоммерческое партнерство — это нечто среднее между ассоциацией (как объединением юридических лиц) и общественным объединением (как объединением граждан).

Поэтому довольно много НП существуют как объединения юридических лиц: НП «Гильдия маркетологов», НП «Транспортный союз», НП «Мониторинг — дисконтная система», НП «Ассоциация предприятий — поставщиков алкогольной продукции Тюменской области “Тюменская водка”», НП «Администратор торговой системы» (НП АТС) и НП «Донтест» (добровольная сертификация услуг в сфере розничной торговли).

Ряд авторов отмечают, что по своей природе некоммерческое партнерство близко к хозяйственным товариществам и обществам, прежде всего к обществам с ограниченной ответственностью [1] .

Так, можно называть ряд сходств некоммерческого партнерства с хозяйственными обществами и товариществами. Учредительным документом НП, кроме устава, может быть учредительный договор. Значит, между его участниками возникают договорные отношения. Участники НП обладают теми же обязательственными правами, которые принадлежат учредителям хозяйственных обществ и товариществ.

Главную особенность НП составляет возможность участников получить при выходе из него или при ликвидации этой организации часть ее имущества, т.е. иметь прямые имущественные выгоды от участия в НКО. В свою очередь, партнерство приобретает тем самым возможность распределения части своего имущества между участниками, что противоречит его статусу НКО. Данная юридическая конструкция заимствована из американского правопорядка «с целью предоставить более широкие возможности осуществления предпринимательской деятельности в форме некоммерческой организации» [2] .

Юристы высказывают мнение о том, что юридическая конструкция НП, несомненно, вызовет большой интерес у бизнесменов [3] . Будучи организацией некоммерческой, партнерство вполне пригодно для систематического занятия предпринимательством. Между тем условия налогообложения НКО, даже осуществляющих хозяйственную деятельность, гораздо благоприятнее, чем порядок уплаты налогов, установленный для всех видов коммерческих юридических лиц [4] .

С точки зрения предпринимателей, несомненным достоинством НП является то, что его члены не отвечают по долгам юридического лица, а партнерство не отвечает по обязательствам своих членов (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

  • [1] См.: Козлова Н. В. Некоммерческие организации: благотворительностьили предпринимательство? // Законодательство. 1998. № 1. С. 41.
  • [2] Суханов Е. А. Некоммерческие организации как юридические лица //Хозяйство и право. 1998. № 5. С. 9.
  • [3] См.: Козлова Н. В. Некоммерческие организации: благотворительностьили предпринимательство? С. 42.
  • [4] См.: Рабинович А. Некоммерческое партнерство //Хозяйство и право.1999. № 2—3.

Источник: http://studme.org/151853/pravo/nekommercheskie_partnerstva_avtonomnye_nekommercheskie_organizatsii

Органы управления некоммерческого юридического лица

Разнообразие форм некоммерческих юридических лиц не дает возможности установить единые основы структуры и деятельности органов управления. Для нескольких видов некоммерческих организаций предусмотрены коллегиальные органы управления. Так, высшим органом управления некоммерческого партнерства и ассоциации (союза) является общее собрание членов. Учреждение управляется единоличным или коллегиальным органом, назначенным собственником, создавшим учреждение. Основная функция высшего органа управления определена законом как обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана (п. 2 ст. 29). Дополнительные функции, подчиненные достижению общей цели, могут быть определены уставом.

Пункт 3 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» определяет компетенцию высшего органа управления: изменение устава некоммерческой организации, определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества, образование исполнительных органов, утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, утверждение финансового плана, создание филиалов и открытие представительств, участие в других организациях, реорганизация и ликвидация (за исключением фонда). Принятие решений по вопросам изменения устава, определения приоритетных направлений деятельности, образования исполнительных органов, реорганизации и ликвидации некоммерческой организации отнесено к исключительной компетенции высшего органа.

Читайте так же:  Куда обращаться с жалобой на полицию
Видео (кликните для воспроизведения).

Текущее руководство деятельностью некоммерческого юридического лица осуществляется исполнительным органом – единоличным или коллегиальным, который формируется (назначается) высшим органом в порядке, предусмотренном учредительными документами организации.

5. Права и обязанности учредителей (участников, членов). На этапе создания некоммерческого юридического лица обязанностью учредителей является формирование необходимого для осуществления планируемой деятельности имущества, избрание (назначение) исполнительного органа, государственная регистрация организации. Личное участие в деятельности организации требуется лишь в некоторых некоммерческих организациях, в других со стороны членов обязательна лишь имущественная поддержка (например, участники благотворительной деятельности, учредители фонда).

Особые обязанности ст. 27 Закона «О некоммерческих организациях» возлагает на определенный узкий круг лиц, занимающих определенные должности в системе управления некоммерческой организацией и имеющих больше возможностей влиять на дела организации по сравнению с ее рядовыми участниками. Эти лица могут быть заинтересованы в совершении некоммерческим юридическим лицом юридически значимых действий, в том числе сделок с другими организациями и гражданами.

Заинтересованными лицами признаются:

1) руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации;

2) лицо, входящее в состав органов управления или органов надзора за деятельностью организации. Для того чтобы лиц второй группы можно было признать заинтересованными, необходимо наличие одного из четырех условий:

— наличие трудовых отношений с организацией или гражданином-предпринимателем, которые являются контрагентами некоммерческой организации;

— вхождение в состав организации, которая может стать партнером некоммерческой организации в каком-либо правоотношении;

(речь идет, например, о членстве в акционерном обществе, в потребительском кооперативе);

— существование договорных отношений с организацией или гражданином, свидетельствующих о том, что данный субъект является кредитором организации, которая может стать контрагентом данной некоммерческой организации;

— близкие родственные отношения с индивидуальными предпринимателями, которые могут стать контрагентами некоммерческой организации.

Присутствие признака заинтересованности предполагается, если вышеназванные организации и граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией; владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации. Собственный имущественный интерес лиц, перечисленных в ст. 27 закона, выступающих от имени некоммерческой организации или органа, осуществляющего надзор за нею, может побудить их к совершению поступков, противоречащих интересам представляемой ими организации. В этом состоит «конфликт интересов», о котором говорится в законе.

На заинтересованное лицо возлагается обязанность сообщить органу управления или органу надзора о своей заинтересованности в сделке, которую заключает или собирается заключить некоммерческая организация, до момента принятия решения о заключении сделки. Такая сделка может быть заключена лишь после ее одобрения органом управления организации или органом надзора.

Если сделка, в совершении которой заинтересован, например, руководитель некоммерческой организации, заключена без предварительного согласия органа управления организацией, такая сделка может быть признана недействительной на основании ст. 174 ГК, как совершенная с превышением полномочий органа юридического лица.

6. Реорганизация и ликвидация некоммерческих юридических лиц. Формы реорганизации некоммерческих юридических лиц те же, что и для других юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (Федеральный закон «О некоммерческих организациях»). Реорганизация завершается государственной регистрацией вновь возникшего юридического лица, кроме случаев присоединения, когда в реестровую запись организации, к которой происходит присоединение, вносится соответствующее изменение.

Использование любой из форм реорганизации не должно привести к невыгодным последствиям для кредиторов некоммерческой организации. Но законодательство о некоммерческих организациях не дает ответа на вопрос о том, как избежать таких последствий. Здесь следует руководствоваться общей нормой ст. 60 ГК, а в соответствии со ст. 6 ГК допустимо применение по аналогии соответствующих правил Федерального закона «Об акционерных обществах».

Реорганизация в форме преобразования возможна в соответствии со ст. 17 Закона «О некоммерческих организациях», не допускающей произвольного выбора новой организационно-правовой формы для преобразуемого некоммерческого юридического лица. Некоммерческое партнерство может быть преобразовано в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию; учреждение – в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество; автономная некоммерческая организация – в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд; ассоциация или союз – в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество. Приведенные ограничения в выборе вариантов преобразования объясняются особенностями различных форм некоммерческих организаций, целями, которые они ставят перед собой. Так, например, ассоциация или союз осуществляют функции организации и координации деятельности входящих в их состав коммерческих или некоммерческих организаций. Если ассоциация координировала предпринимательскую деятельность своих участников, то для нее целесообразнее будет преобразование в хозяйственное общество или товарищество.

Решение о реорганизации некоммерческого юридического лица принимают его участники (учредители). Федеральный закон «О некоммерческих организациях» общих правил по этому вопросу не содержит. Лишь применительно к отдельным видам организаций указано, кто именно принимает решение о преобразовании: в отношении учреждения оно принимается его собственником, в отношении некоммерческого партнерства – учредителями единогласно и т.д.

Ликвидация некоммерческой организации осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК. В соответствии с п. 2 ст. 119 ГК и п. 2 ст. 18 закона фонд может быть ликвидирован только по решению суда, принятому по заявлению заинтересованных лиц.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/9_139622_organi-upravleniya-nekommercheskogo-yuridicheskogo-litsa.html

Некоммерческое партнёрство

Некоммерческое партнерство (НП) — наиболее распространенная форма некоммерческой организации в бизнес сообществе. Для регистрации НП необходимы два и более учредителя. Создаётся с целью осуществления определенной деятельности. Поэтому направленность его может быть строительная, культурная, благотворительная, социальная, образовательная и др. Деятельность осуществляется на основании ФЗ «О некоммерческих организациях» и Устава.

Читайте так же:  Ходатайство о взыскании судебных расходов образец

Получение прибыли в НП относится к второстепенным задачам. Однако занятие предпринимательской деятельностью является правомерным, если средства необходимы для реализации поставленных задач. При этом полученная прибыль, не может быть разделена между членами партнерства. Умножить средства некоммерческое партнерство может способами, которые прописаны в уставной документации. К таким способам относятся:

• производство продукции и оказание услуг,
• покупка/ продажа ценных бумаг,
• инвестирование средств в недвижимость и др.

Если некоммерческое партнерство имеет статус саморегулируемой организации, то такое объединение должно обеспечивать добросовестное выполнение профессиональных обязанностей её членами. В данном случае, денежные средства, которые члены организации вносят в компенсационный фонд СРО , необходимы для обеспечения их коллективной ответственности.

Членство в НП предполагает передачу ему в собственность имущества или уплату членских взносов. Например, если речь идет о некоммерческом партнерстве со статусом саморегулируемой организации, то соискателю, необходимо уплатить такие взносы в СРО – вступительный, членский и взнос в компенсационный фонд. Все сведения об участниках НП заносится в реестр членов.

Законодателем не предусмотрен возврат произведенных выплат в случае выхода или исключения члена НП из его состава. Если при вступлении кандидатом была произведена передача имущества, то при прекращении членства оно возвращается собственнику. Члены партнерства вправе:

• принимать участие в управлении делами НП,
• рассчитывать на своевременное информирование о деятельности НП,
• выходить из партнерства по собственному желанию.

Документом, определяющим порядок деятельности в некоммерческом партнерстве, является Устав. В нем указываются цели и задачи деятельности, права и обязанности членов, порядок приема в некоммерческое партнерство, сведения о филиалах, источники формирования имущества и др.

Общее собрание членов — высший орган управления НП. В его компетенции:

• внесение изменений в Устав,
• формирование исполнительных органов объединения, а также прекращение их полномочий,
• определение ведущих направлений деятельности НП,
• утверждение финансового плана, годового отчета о деятельности, бухгалтерского баланса,
• реорганизация или ликвидация НП и др.

Текущее руководство некоммерческим партнерством может осуществляться двумя способами. В первом случае функции исполнительного органа возлагаются на директора и правление. Во втором случае общее руководство осуществляется единолично либо коллегиально. В компетенции исполнительного органа:

• Представление интересов НП в госведомствах, финансовых организациях, официальных мероприятиях и др.
• Разработка и утверждение внутренних документов.
• Руководство производственной и хозяйственной деятельностью организации.

Источник: http://allsro.com/nekommercheskoe-partnyorstvo/

Структуры управления некоммерческих организаций: параллельная организационная структура управления

Некоммерческие организации (НКО) представляют собой организации, созданные с целью производства товаров и услуг. Статус НКО не позволяет им служить источником прибыли для их учредителей. Так, в Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, а также иных целей [1].

Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются:

  • — фонд;
  • — учреждение;
  • — общественная организация (объединение);
  • — потребительский кооператив;
  • — некоммерческое партнерство;
  • — автономная некоммерческая организация;
  • — объединение юридических лиц (ассоциация и союз).

Федеральный закон от 12 ноября 1996 г. «О некоммерческих организациях» применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ постольку, поскольку иное не установлено иными федеральными законами. Этим федеральным законом определены формы НКО [3].

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения», и приводит ее следующие организационно-правовые формы [4]:

  • — общественная организация;
  • — общественное движение;
  • — общественный фонд;
  • — общественное учреждение;
  • — орган общественной самодеятельности;
  • — политическая партия.

Учредительными документами НКО являются:

  • — устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации;
  • — учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.

Для регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются:

  • — заявление;
  • — учредительные документы;
  • — решение о создании организации;
  • — сведения об учредителях;
  • — документ об уплате государственной пошлины.

Исполнительный орган НКО может быть коллегиальным и (или) единоличным. Высшими органами управления НКО в соответствии с их учредительными документами являются:

  • — коллегиальный высший орган управления для автономной НКО;
  • — общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

К компетенции органов управления НКО относятся:

  • — изменение устава;
  • — образование исполнительных органов;
  • — утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, финансового плана.

Особенностью иностранной некоммерческой неправительственной организации является то, что она создана за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, и ее учредителями (участниками) не являются государственные органы.

Среди НКО выделяются также автономные, частные, бюджетные учреждения.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Особенности правового положения бюджетных учреждений определены Бюджетным кодексом РФ [2]. Так, ст. 161 Бюджетного кодекса определяет, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, оно не имеет права получать кредиты (займы), самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования идет процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.

Читайте так же:  Рассмотрение дел судами отмененных судебных постановлений

В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономные учреждения могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, и используются им для достижения целей, ради которых оно создано [5].

Особенности различных форм НКО приведены в таблице 1.

Таблица 1. Формы некоммерческих организаций

Формы некоммерческих организаций

Особенности функционирования некоммерческих организаций

Общественная и религиозная организации

Участники (члены) не сохраняют прав на пере-данное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы

Имущество, переданное фонду его учредителя-ми, является собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью

Переданное имущество является собственностью партнерства, члены вправе участвовать в управлении делами, получать при выходе (ликвидации партнерства) часть имущества в пределах переданного в собственность, за исключением членских взносов

Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при не-достаточности средств субсидиарную ответственность несет его собственник

Автономная некоммерческая организация

Имущество, переданное НКО ее учредителями, является собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняют прав на ее собственность

Объединение юридических лиц (ассоциация и союз)

Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам в размере и порядке, предусмотренном ее учредительными документами, безвозмездно пользуются ее услугами

Общественное объединение (общественная организация, движение, фонд, учреждение, политическая партия)

Имущество формируется на основе вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, пожертвований на подготовку и проведение выборов

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации

Из таблицы 1 видно, что организационно-правовые формы некоммерческих организаций многообразны, и включают общественные и религиозные учреждения, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Так, фонд представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Финансовые ресурсы фонда создаются за счет добровольных имущественных взносов в денежной форме, а также доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей целям, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Попечительский совет фонда, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда.

Государственная корпорация — это организационно-правовая форма, не имеющая членства, утвержденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и других общественно полезных функций (ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»). Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям» [5].

Некоммерческое партнерство — это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определенных целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Особенностью этой организационно-правовой формы является то, что члены некоммерческого партнерства при выходе из него имеют право получить часть имущества за исключением членских взносов. Кроме этого, при ликвидации некоммерческого партнерства часть имущества, оставшаяся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его членами в соответствии с внесенной долей.

Автономная некоммерческая организация представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, которая учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является ее собственностью. Она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

НКО могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Члены союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза.

При выходе из союза член несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Добровольные взносы и пожертвования характерны для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. При этом законодательство запрещает получать финансовую и иную материальную помощь политическим общественным объединениям на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studwood.ru/887685/pravo/struktury_upravleniya_nekommercheskih_organizatsiy_parallelnaya_organizatsionnaya_struktura_upravleniya

Органы управления некоммерческого партнерства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here