Постановление пленума верховного суда надзор

Полезная информация в статье: "Постановление пленума верховного суда надзор" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 21 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 мая 2016 г. N 21

О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 314.1

УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами уголовного закона при рассмотрении дел об уклонении от административного надзора или о неоднократном несоблюдении установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений и в связи с возникшими в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации и статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

1. Субъектом преступления, предусмотренного статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), может быть только лицо, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — Федеральный закон об административном надзоре) судом в порядке административного судопроизводства установлен административный надзор.

В связи с этим суду необходимо выяснять, имелись ли в отношении подсудимого на момент совершения им уклонения от административного надзора или неоднократного несоблюдения установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений вступившие в законную силу решения суда по административному делу об установлении, о продлении административного надзора, не истек ли установленный этими решениями срок административного надзора.

В соответствии с частью 6 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) адрес места жительства или пребывания, по которому лицо должно прибыть, указывается в предписании, вручаемом ему администрацией исправительного учреждения при освобождении из мест лишения свободы.

3. Обратить внимание судов на то, что ответственность по части 1 статьи 314.1 УК РФ за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок, а также за самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания наступает только в том случае, когда эти деяния совершены лицом в целях уклонения от административного надзора.

На наличие такой цели могут указывать фактические обстоятельства, свидетельствующие в каждом конкретном случае о намерении соответствующего лица препятствовать осуществлению контроля либо избежать контроля со стороны органов внутренних дел за соблюдением установленных ему судом административных ограничения или ограничений, указанных в части 1 статьи 4 Федерального закона об административном надзоре, а также за выполнением обусловленных этими ограничениями обязанностей, перечисленных в части 1 статьи 11 данного Федерального закона.

При этом, если лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в определенный срок не прибыло к месту жительства или пребывания либо поднадзорное лицо временно его оставило без разрешения органа внутренних дел, например, в связи с необходимостью навестить тяжелобольного близкого родственника, получить неотложную медицинскую помощь, которая не оказывается в населенном пункте, где он проживает, и т.п., не имея намерения избежать контроля со стороны органов внутренних дел, такое деяние не является уголовно наказуемым.

4. По смыслу части 1 статьи 314.1 УК РФ и с учетом положений частей 5 и 6 статьи 173.1 УИК РФ и статьи 4, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 11 Федерального закона об административном надзоре неприбытием лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок следует считать неисполнение обязанностей, указанных в предписании, прибыть к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок и явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия, совершенное с предусмотренной частью 1 статьи 314.1 УК РФ целью.

5. Уважительными причинами неприбытия лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, в определенный срок к избранному им месту жительства или пребывания могут быть конкретные обстоятельства, которые препятствовали исполнению указанных в предписании обязанностей (например, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, временное отсутствие транспортного сообщения, тяжелая болезнь этого лица).

6. Под самовольным оставлением поднадзорным лицом места жительства или пребывания следует понимать его непроживание (непребывание) по месту жительства или пребывания и (или) его выезд за установленные судом пределы территории без разрешения органа внутренних дел, выданного в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона об административном надзоре, совершенные с предусмотренной частью 1 статьи 314.1 УК РФ целью.

Если поднадзорное лицо, имея цель уклониться от административного надзора, получило в органе внутренних дел разрешение на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными пунктами 1 — 6 части 3 статьи 12 Федерального закона об административном надзоре, однако не прибыло к месту временного пребывания и не встало на учет в органе внутренних дел по этому месту пребывания, то такие действия также следует признавать самовольным оставлением места жительства или пребывания.

7. Предусмотренные статьей 78 УК РФ сроки давности уголовного преследования за уклонение от административного надзора, совершенное в форме самовольного оставления поднадзорным лицом места жительства или пребывания, следует исчислять со дня задержания поднадзорного лица или дня явки его с повинной.

Читайте так же:  Фиктивная и мнимая сделка

8. Разъяснить судам, что объективная сторона преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК РФ, заключается в совершении лицом, в отношении которого установлен административный надзор и которое ранее два раза в течение одного года привлекалось к административной ответственности по части 1 и по части 3 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) за несоблюдение установленных ему судом административных ограничения или ограничений, нового деяния, выразившегося в несоблюдении таких ограничения или ограничений, если при этом не истекли сроки, в течение которых это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за предыдущие правонарушения, предусмотренные частью 1 и частью 3 статьи 19.24 КоАП РФ.

Указанное деяние должно быть сопряжено с совершением административного правонарушения против порядка управления (включенного в главу 19 КоАП РФ, за исключением предусмотренного статьей 19.24 КоАП РФ) либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (включенного в главу 20 КоАП РФ) либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (включенного в главу 6 КоАП РФ).

Несоблюдение установленных судом административных ограничения или ограничений следует считать сопряженным с совершением перечисленных в части 2 статьи 314.1 УК РФ правонарушений (например, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения), если эти действия осуществляются одновременно, в частности, указанные правонарушения совершаются во время нахождения лица, в отношении которого установлен административный надзор, в запрещенных для пребывания местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий при наличии к тому запрета, пребывания вне жилого или иного помещения в запрещенное время суток.

9. Обратить внимание судов на то, что обстоятельства, послужившие основанием для установления административного надзора, а также для привлечения лица к административной ответственности по части 1 и части 3 статьи 19.24 КоАП РФ, иной статье главы 6, 19 или 20 КоАП РФ, не предопределяют выводы суда о виновности подсудимого в совершении преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ, которая устанавливается на основе всей совокупности доказательств, проверенных и оцененных посредством уголовно-процессуальных процедур. Если указанные обстоятельства препятствуют постановлению приговора, суд возвращает уголовное дело прокурору.

Аналогичным образом следует поступать и в случае рассмотрения уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства (глава 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ). В частности, в соответствии с частью 7 статьи 316 УПК РФ решение о рассмотрении уголовного дела в указанном порядке принимается только при условии, что обвинение, с которым согласился обвиняемый, обоснованно, уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений подтверждается собранными по уголовному делу доказательствами.

10. В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В связи с этим при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 314.1 УК РФ, суду надлежит выяснять, исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания по части 1 и части 3 статьи 19.24 КоАП РФ, иной статье главы 6, 19 или 20 КоАП РФ, дату окончания исполнения указанного постановления; не прекращалось ли его исполнение; не истек ли годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением, в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

11. При определении территориальной подсудности уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 314.1 УК РФ, местом совершения такого преступления следует считать место, по которому органом внутренних дел должен осуществляться административный надзор.

12. Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 314.1 УК РФ, будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению такого преступления, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ вправе вынести частное определение или постановление, в котором обратить внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер.

Источник: http://legalacts.ru/sud/postanovlenie-plenuma-verkhovnogo-suda-rf-ot-24052016-n-21/

Постановление пленума верховного суда надзор

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 мая 2016 г. № 21 “О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации”

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами уголовного закона при рассмотрении дел об уклонении от административного надзора или о неоднократном несоблюдении установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений и в связи с возникшими в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации и статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

1. Субъектом преступления, предусмотренного статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), может быть только лицо, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — Федеральный закон об административном надзоре) судом в порядке административного судопроизводства установлен административный надзор.

В связи с этим суду необходимо выяснять, имелись ли в отношении подсудимого на момент совершения им уклонения от административного надзора или неоднократного несоблюдения установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений вступившие в законную силу решения суда по административному делу об установлении, о продлении административного надзора, не истек ли установленный этими решениями срок административного надзора.

Читайте так же:  Право ребенка на выезд за границу

В соответствии с частью 6 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) адрес места жительства или пребывания, по которому лицо должно прибыть, указывается в предписании, вручаемом ему администрацией исправительного учреждения при освобождении из мест лишения свободы.

3. Обратить внимание судов на то, что ответственность по части 1 статьи 314.1 УК РФ за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок, а также за самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания наступает только в том случае, когда эти деяния совершены лицом в целях уклонения от административного надзора.

На наличие такой цели могут указывать фактические обстоятельства, свидетельствующие в каждом конкретном случае о намерении соответствующего лица препятствовать осуществлению контроля либо избежать контроля со стороны органов внутренних дел за соблюдением установленных ему судом административных ограничения или ограничений, указанных в части 1 статьи 4 Федерального закона об административном надзоре, а также за выполнением обусловленных этими ограничениями обязанностей, перечисленных в части 1 статьи 11 данного Федерального закона.

При этом, если лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в определенный срок не прибыло к месту жительства или пребывания либо поднадзорное лицо временно его оставило без разрешения органа внутренних дел, например, в связи с необходимостью навестить тяжелобольного близкого родственника, получить неотложную медицинскую помощь, которая не оказывается в населенном пункте, где он проживает, и т.п., не имея намерения избежать контроля со стороны органов внутренних дел, такое деяние не является уголовно наказуемым.

4. По смыслу части 1 статьи 314.1 УК РФ и с учетом положений частей 5 и 6 статьи 173.1 УИК РФ и статьи 4, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 11 Федерального закона об административном надзоре неприбытием лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок следует считать неисполнение обязанностей, указанных в предписании, прибыть к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок и явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия, совершенное с предусмотренной частью 1 статьи 314.1 УК РФ целью.

5. Уважительными причинами неприбытия лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, в определенный срок к избранному им месту жительства или пребывания могут быть конкретные обстоятельства, которые препятствовали исполнению указанных в предписании обязанностей (например, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, временное отсутствие транспортного сообщения, тяжелая болезнь этого лица).

6. Под самовольным оставлением поднадзорным лицом места жительства или пребывания следует понимать его непроживание (непребывание) по месту жительства или пребывания и (или) его выезд за установленные судом пределы территории без разрешения органа внутренних дел, выданного в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона об административном надзоре, совершенные с предусмотренной частью 1 статьи 314.1 УК РФ целью.

Если поднадзорное лицо, имея цель уклониться от административного надзора, получило в органе внутренних дел разрешение на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными пунктами 1-6 части 3 статьи 12 Федерального закона об административном надзоре, однако не прибыло к месту временного пребывания и не встало на учет в органе внутренних дел по этому месту пребывания, то такие действия также следует признавать самовольным оставлением места жительства или пребывания.

7. Предусмотренные статьей 78 УК РФ сроки давности уголовного преследования за уклонение от административного надзора, совершенное в форме самовольного оставления поднадзорным лицом места жительства или пребывания, следует исчислять со дня задержания поднадзорного лица или дня явки его с повинной.

8. Разъяснить судам, что объективная сторона преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК РФ, заключается в совершении лицом, в отношении которого установлен административный надзор и которое ранее два раза в течение одного года привлекалось к административной ответственности по части 1 и по части 3 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) за несоблюдение установленных ему судом административных ограничения или ограничений, нового деяния, выразившегося в несоблюдении таких ограничения или ограничений, если при этом не истекли сроки, в течение которых это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за предыдущие правонарушения, предусмотренные частью 1 и частью 3 статьи 19.24 КоАП РФ.

Указанное деяние должно быть сопряжено с совершением административного правонарушения против порядка управления (включенного в главу 19 КоАП РФ, за исключением предусмотренного статьей 19.24 КоАП РФ) либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (включенного в главу 20 КоАП РФ) либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (включенного в главу 6 КоАП РФ).

Несоблюдение установленных судом административных ограничения или ограничений следует считать сопряженным с совершением перечисленных в части 2 статьи 314.1 УК РФ правонарушений (например, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения), если эти действия осуществляются одновременно, в частности, указанные правонарушения совершаются во время нахождения лица, в отношении которого установлен административный надзор, в запрещенных для пребывания местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий при наличии к тому запрета, пребывания вне жилого или иного помещения в запрещенное время суток.

Читайте так же:  Заседание о восстановлении апелляционного срока

9. Обратить внимание судов на то, что обстоятельства, послужившие основанием для установления административного надзора, а также для привлечения лица к административной ответственности по части 1 и части 3 статьи 19.24 КоАП РФ, иной статье главы 6, 19 или 20 КоАП РФ, не предопределяют выводы суда о виновности подсудимого в совершении преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ, которая устанавливается на основе всей совокупности доказательств, проверенных и оцененных посредством уголовно-процессуальных процедур. Если указанные обстоятельства препятствуют постановлению приговора, суд возвращает уголовное дело прокурору.

Аналогичным образом следует поступать и в случае рассмотрения уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства (глава 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ). В частности, в соответствии с частью 7 статьи 316 УПК РФ решение о рассмотрении уголовного дела в указанном порядке принимается только при условии, что обвинение, с которым согласился обвиняемый, обоснованно, уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений подтверждается собранными по уголовному делу доказательствами.

10. В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В связи с этим при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 314.1 УК РФ, суду надлежит выяснять, исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания по части 1 и части 3 статьи 19.24 КоАП РФ, иной статье главы 6, 19 или 20 КоАП РФ, дату окончания исполнения указанного постановления; не прекращалось ли его исполнение; не истек ли годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением, в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

11. При определении территориальной подсудности уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 314.1 УК РФ, местом совершения такого преступления следует считать место, по которому органом внутренних дел должен осуществляться административный надзор.

Видео (кликните для воспроизведения).

12. Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 314.1 УК РФ, будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению такого преступления, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ вправе вынести частное определение или постановление, в котором обратить внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер.

Председатель
Верховного Суда
Российской Федерации
В.М. Лебедев
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В. Момотов

Обзор документа

В определенных случаях за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, устанавливается административный надзор. Он сопряжен с некоторыми ограничениями. Так, поднадзорному могут запретить посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом ограничения или ограничений является преступлением.

Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по рассмотрению уголовных дел о таких преступлениях.

В частности, подчеркивается, что субъектом этого преступления может быть только лицо, в отношении которого судом в порядке административного судопроизводства установлен административный надзор.

Местом совершения преступления следует считать место, по которому органом внутренних дел (ОВД) должен осуществляться указанный надзор.

Ответственность за неприбытие без уважительных причин к избранному месту жительства или пребывания в определенный срок, а также за его самовольное оставление наступает только в том случае, когда эти деяния совершены в целях уклонения от административного надзора.

Деяние не является уголовно наказуемым, если поднадзорный, не намереваясь избежать контроля со стороны ОВД, навещал тяжелобольного близкого родственника, получал неотложную медицинскую помощь, которая не оказывается в населенном пункте, где он проживает, и т. п.

Под самовольным оставлением места жительства или пребывания следует понимать непроживание (непребывание) там и (или) выезд за установленные судом пределы территории без разрешения ОВД, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Указано, когда деяние квалифицируется как неоднократное несоблюдение установленных судом административных ограничения или ограничений.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71305376/

Главное в разъяснениях Пленума Верховного суда об административном надзоре

Верховный суд подготовил разъяснения для судов по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Например, им могут запретить выезжать за пределы определенной территории, обязать отчитываться в органах внутренних дел. На заседании Пленума объяснили, когда поднадзорным могут разрешить посещать культурные мероприятия и почему «злостным нарушителем» можно остаться навсегда.

Помимо постановления об установлении происхождения детей («Пленум Верховного суда позаботился об «одиноких женщинах»), в Верховном суде сегодня обсуждали еще один документ — об административном надзоре за лицами. Он может устанавливаться судом в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость лица за совершение:

  1. тяжкого или особо тяжкого преступления
  2. преступления при рецидиве преступлений
  3. умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Такой надзор дает свои профилактические результаты: своевременная постановка на учет сокращает количество противоправных деяний, заявил со ссылкой на статистику докладчик Владимир Хаменков, председатель судебного состава коллегии по гражданским делам ВС.

Много дискуссий, по словам докладчика, вызвал и вопрос о том, что делать, если в приговоре не определен вид рецидива. Большинство предлагает отдать предпочтение следующему варианту: административный надзор в таком случае может быть установлен, если лицо признавалось злостным нарушителем. А если в уголовный закон внесены изменения, улучшающие положение лица (в том числе влияющие на определение вида рецидива, погашение судимости и т.п.), однако приговор не приводился в соответствие с действующим законодательством, суд не вправе самостоятельно делать выводы о наличии состава преступления, его категории и т.п. В таком случае нужно разъяснить лицу его право на обращение с ходатайством о пересмотре приговора, указывается в проекте.

Читайте так же:  Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования

Выбор вида административных ограничений не может быть произвольным, оговаривается в документе, и более того, они не должны «несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования и медицинской помощи и т.п». Объясняет проект и такое ограничение, как запрет посещать места проведения массовых и иных мероприятий. Под этим нужно понимать «спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования)». При этом суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных интересах и характеристики личности лица разрешить ему посещение и участие в конкретных событиях.

Регламентированы в документе и особенности установления срока надзора. Он не может быть выше установленного законодательством срока для погашения судимости. Но есть исключение – «совершеннолетние лица, совершившие преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего и страдающие расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости». В отношении них надзор устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера. Продлить срок тоже могут, как и дополнить или отменить административные ограничения, указывается в документе. Последнее — «с учетом сведений, характеризующих личность».

Есть и «принципиально новое разъяснение» — о том, что делать, если поднадзорное лицо вновь осудили. Надзор прекращается, но устанавливается вновь, если после отбытия наказания у лица сохраняется неснятая или непогашенная судимость по первоначальному приговору суда. Разъяснения точно скажутся на эффективности нашей работы, заявил представитель МВД в ВС. В итоге проект отправили на доработку, а с его текстом можно ознакомиться здесь.

Источник: http://pravo.ru/news/view/140408/

Пленуму ВС предстоит разобраться, когда поднадзорный становится «уклонистом»

Можно ли считать бывшего заключенного, которого поместили под административный надзор, нарушителем режима, если он по прибытии на место жительства не «отметился» в полиции? Когда «уклонист» от административного надзора начинает считаться рецидивистом? Какова территориальная подсудность таких дел? На все эти вопросы попытались ответить в проекте постановления Пленума ВС о применении ст. 314.1 УК РФ.

Сегодня Пленум Верховного суда РФ обсудил проект, регламентирующий применение судами ст. 314.1 УК (уклонение от административного надзора), которая предусматривает ответственность за неприбытие бывшего заключенного из мест лишения свободы к месту жительства (пребывания) или самовольное оставление им такого места.

Как отметил председатель состава Коллегии по уголовным делам ВС Николай Безуглый, необходимость разъяснений назрела в связи с тем, что в декабре 2014 года статья, появившаяся в УК в 2011 году, была дополнена ч. 2, которой введена ответственность за многократные правонарушения. Статистика также подтверждает, что практика по таким делам довольна обширна: только в 2015 году в российские суды от исправительных учреждений и органов внутренних дел поступило 49 224 заявления об установлении административного надзора, 47 760 из них были удовлетворены, к ответственности по ч. 1 ст. 314.1 привлечены 2619 человек, по ч. 2 – 1042 человека.

П. 5, в котором перечислены уважительные причины неприбытия к месту осуществления административного надзора, такие, например, как чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, временное отсутствие транспортного сообщения, тяжелая болезнь, замминистра юстиции Юрий Любимов не посчитал исчерпывающим и предложил дополнить формулировкой «и иные обстоятельства».

Еще один спор возник в связи с п. 6 проекта. В нем сказано, что самовольным оставлением места жительства (пребывания) можно считать в том числе и неприбытие лица к временному месту пребывания при получении разрешения на краткосрочный отъезд. Здесь также возникла дискуссия о том, должен ли поднадзорный вставать на учет в ОВД на время такой короткой отлучки.

«Самый проблемный», по мнению Безуглова, вопрос поднят в п. 8 проекта, который объясняет, когда уклонение от административного надзора можно считать совершенным многократно (применение ч. 2 ст. 314.1 УК). Судья рассказал, что непростая формулировка нормы, предложенная законодателем, сформировала на практике разные подходы к ее применению. Проанализировав все, авторы проекта постановления решили, что для привлечения поднадзорного к ответственности по ч. 2 ст. 314.1 УК необходимо соблюдение сразу нескольких условий.

1. Ранее он должен дважды в течение года привлекаться к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП (несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре).

2. Вновь совершенное уклонение от административного надзора должно быть сопряжено с совершением административного правонарушения (против порядка управления, посягающего на общественный порядок и безопасность, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность). В ч. 2 такие нарушения, совершенные в запрещенных для пребывания местах или при посещении массовых мероприятий, куда поднадзорному доступ также запрещен, перечислены более конкретно: мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения и так далее.

Заместитель генерального прокурора Владимир Малиновский, во избежание ограниченного толкования нормы, предложил, чтобы с совершением административного правонарушения было сопряжено не третье по счету нарушение режима, а любое из них.

Еще один спорный момент проекта постановления в том, может ли рассматривать дело о привлечении к ответственности по ст. 314.1 УК судья, который принимал решение по административному делу об установлении и продлении административного ареста. Все спикеры единогласно высказались за то, что это возможно, поскольку вынесение такого решения «не предопределяет дальнейшей заинтересованности судьи». Вместе с тем такое уголовное дело не может быть передано судье, который принял постановление о назначении административного наказания за правонарушение, послужившее одним из оснований для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК (п.12).

Решил ВС и часто возникающий вопрос с определением территориальной подсудности дел по ст. 314.1. В одних случаях они передавались в суды по месту предполагаемого жительства (пребывания) правонарушителя, в других рассматривались там, где он был пойман на нарушении. В проекте постановления предложено применять первый подход (п. 11).

Читайте так же:  Иск признание человека недееспособным

С учетом поступивших замечаний, документ направили на доработку.

Ознакомиться с полным текстом проекта постановления Пленума ВС «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 314.1 УК РФ» можно по ссылке.

Источник: http://pravo.ru/court_report/view/128971/

​Пленум ВС принял постановление об административном надзоре

Редакционная группа скорректировала некоторые положения документа. В частности, в последнем абзаце п. 3 разъяснена возможность применения административного надзора к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории России на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении них решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.

Значительно переработан п. 11, посвященный личной явке лица, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре. Так, в случае отсутствия административного ответчика по месту жительства (месту пребывания) и если место его фактического пребывания неизвестно, суд вправе назначить такому лицу в качестве представителя адвоката и рассмотреть административное дело без участия административного ответчика (ч. 4 ст. 54, ст. 272 КАС РФ).

Также при наличии достаточных доказательств суд вправе рассмотреть дело без участия надлежащим образом извещенного административного ответчика, освобожденного из мест лишения свободы, явка которого признана обязательной, если последний не явился в судебное заседание и не сообщил об уважительных причинах своей неявки.

Внесенные изменения, по словам Хаменкова, максимально способствуют реализации права административного ответчика, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, на участие в судебном заседании.

Уточнена редакция второго абзаца п. 12. Он дополнен указанием на то, что истечение срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем режима отбывания наказания, не влияет на возможность установления административного надзора.

Дополнительные разъяснения содержатся и в п. 22 документа. В нем говорится, что при отсутствии у поднадзорного места жительства и пребывания, отвечающего установленным законом требованиям, суд вправе устанавливать такому лицу административное ограничение, не связанное с пребыванием в определенное время суток на месте жительства.

Источник: http://legal.report/plenum-vs-prinyal-postanovlenie-ob-administrativnom-nadzore/

Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил особенности административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы

Пленум Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2017 утвердил постановление №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».

Постановление Пленума посвящено вопросам совершенствования правоприменительной практики.

Им урегулированы вопросы, связанные с назначением административного надзора за лицом, условно-досрочно освободившимся из мест лишения свободы; полномочия правоохранительных органов, связанные с назначением и осуществлением административного надзора; исчисление срока административного надзора; о применении административного надзора к иностранным гражданам или лицам без гражданства, а также лицам, имеющим судимость до дня вступления в силу ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».

Так, административное исковое заявление об установлении административного надзора подаётся в отношении лица, находящегося в местах лишения свободы и подлежащего освобождению. Если к моменту освобождения лица из мест лишения свободы решение по делу не принято, данное дело подлежит разрешению по существу судом, принявшим к производству соответствующее административное исковое заявление.

Административный надзор устанавливается за совершеннолетними, освобождёнными из мест лишения свободы и имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления при рецидиве или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

При отсутствии в приговоре указания на наличие рецидива преступления в действиях лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, суд в рамках дела об административном надзоре не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства.

Дела об установлении административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также о его продлении, досрочном прекращении, о дополнении или частичной отмене ранее установленных поднадзорным лицам административных ограничений рассматриваются судом по месту жительства или пребывания таких лиц.

С учётом того, что при решении вопроса о назначении административного надзора определяющее значение имеет установление устойчивого общественно опасного поведения освободившегося из мест лишения свободы лица, факт совершения лицом одного противоправного действия (бездействия), содержащего составы разных правонарушений, не образует обязательного признака неоднократности совершения административных правонарушений.

При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.

При обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора подлежа учёту сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учёбе и труду, характер совершённых им деяний и иные значимые обстоятельства.

При решении вопроса о частичной отмене административных ограничений новые административные ограничения не устанавливаются.

Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных (например, увеличение количества мест, запрещённых для посещения поднадзорному лицу), а также, в установлении тех, на введение которых не указано в заявлении органа внутренних дел. Одновременно суд может принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых не просит административный истец.

Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора может быть подано по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, а в случае отказа в его удовлетворении не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

Отмечается, что наблюдение за соблюдением административных ограничений возложено на органы внутренних дел. Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определённые виды преступлений, предусмотренные Законом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.solreg.ru/news/48972/

Постановление пленума верховного суда надзор
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here