Правовое регулирование профилактики правонарушений несовершеннолетних

Полезная информация в статье: "Правовое регулирование профилактики правонарушений несовершеннолетних" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

14. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав представляет собой, деятельность федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов федерации, органов местного самоуправления, входящих в данную систему профилактики, которая направлена на максимальное обеспечение справедливости и защиты интересов несовершеннолетних, создание благоприятных условий для их полного включения в социально-экономическую и культурную жизнь общества, предупреждение и пресечение безнадзорности и правонарушений с их стороны.

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

· социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима,

9) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и др.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах: законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства:

заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; приговор, определение или постановление суда; постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

1) обеспечивают защиту от физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

3) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и др.

Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания

1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних.

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь.

3) принимают участие в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность

Читайте так же:  Срок исковой давности по вновь открывшимся обстоятельствам

1) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

2) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях

3) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних и др.

Органы внутренних дел, органы опеки и попечительства проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних.

Сначала о социальном воспитании вообще. Если в вопросе говорится осоциальном воспитании, надо вставить в ответ этот отрывок. Понятие «социальное воспитание» появилось на перепутье 19 и 20 века. В этом понятии воспитание рассматривается с точки зрения того, как влияет социум на воспитание. Сегодня оно употребляется для характеристики воспитания разных эпох, отличающихся друг от друга общественными и межличностными отношениями. То есть общественные отношения средних веков, эпохи Просвещения, 19 века, 20 века различаются. Соответственно, различается влияние общества на воспитание по целям, по содержанию и методам воспитания.

15.Основные тенденции благотворения и социального воспитания в Древней Руси. Социальная и педагогическая составляющая милосердной практики.

Эпоха средних веков охватывает время от крещения Руси в 10 веке до 18 столетия. Главная структура, организующая практику помощи нуждающимся людям, – церковь. Благотворение. Церковь опирается на религиозное учение, согласно которому, чтобы заслужить райскую жизнь после смерти, надо нравственно вести себя на земле. Нравственность выражается в молитве и ДОБРЫХ ДЕЛАХ. Доброе дело – каждодневная милостыня человеку, протянувшему руку за помощью.

Социальная составляющая милосердия. Поскольку каждый человек должен был творить милостыню, в обществе появилась новая «сетка» отношений: индивидуальных (подача милостыни), но безличных (дающий и принимающий не знают друг друга).

Педагогическая составляющая милосердия. Церковь называла эту практику «учительной», то есть приучающей к добрым делам. Позже в 19 веке ученые писали, что «река милостыни» приучила русского человека к братолюбию, милосердию, добродеянию, состраданию. Так милостыня воспринималась вплоть до 20 века.

Однако в более позднее время милостыня стала профессиональной. Поэтому она перестала учить добродеянию, то есть утратила свои учительные свойства, Ближе к 16 веку количество нищих было так велико, что они составили угрозу обществу. То есть изменилась социальная составляющая милостыни. Поэтому против нее стали активно бороться государи, которым требовались рабочие руки.

Социальное воспитание. Социальное воспитание эпохи средних веков – это воспитание религиозное по целям, содержанию и методам. Оно «вписано» в религиозный контекст жизни. Отклонения от религиозного воспитания осуждаются и сурово наказываются. Церковь учила, что ребенка надо воспитывать «яко послушника». Это значит, что ребенок не может уклоняться от молитвы, что он должен приучаться к творению милостыни, что он должен во всем подчиняться родителям. Детство было коротким, смысл социального воспитания заключался в том, чтобы как можно раньше подготовить ребенка к взрослой жизни. Поэтому в 7-8 лет ребенок считался взрослым. В своей воспитательной деятельности церковь опирается на семью. Жизнь семьи строится так, как она описана средневековым священником Сильвестром в Домострое. Некоторые авторы употребляют термины «евангелическое воспитание» — это теплое воспитании и «ветхозаветное» воспитание – суровое, связанное с наказаниями за проступки.

Источник: http://studfile.net/preview/1765204/page:12/

141. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Согласно Закона РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый Думой 21 мая 1999г.

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Закон определяет основные задачи и принципы деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В перечень задач кроме непосредственно вытекающих из определения профилактики включены также обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, их социально-педагогическая реабилитация и выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. К принципам деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отнесены наряду с традиционным принципом законности такие принципы, как поддержка семьи и взаимодействие с ней и индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетнего с соблюдением конфиденциальности полученной информации.

142. Система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике преступности несовершеннолетних является Федеральный Закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В соответствии с этим законом в стране складывается вся система профилактики.

Такую систему образуют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения и иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

Читайте так же:  В счет компенсации морального вреда

Центральное место в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних. Они призваны координировать действия государственных органов и общественных объединений по предупреждению безнадзорности и преступлений несовершеннолетних. К их ведению также относятся: а) устройство и охрана прав несовершеннолетних; б) рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних; в) осуществление государственного контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях МВД, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждениях.

Пятым элементом профилактики преступности несовершеннолетних являются органы и учреждения по делам молодежи, учреждения культуры, спорта, туризма, молодежные объединения, другие общественные организации и движения. В пределах своей компетенции они участвуют в организации воспитания, отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Основными задачами органов по делам молодежи является координация деятельности молодежных организаций, оказание им финансовой поддержки на конкурсной основе.

Среди органов внутренних дел профилактическую роль выполняют также центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Кроме того, задачи профилактики решают и подразделения криминальной милиции ОВД, к компетенции которых относится предотвращение, пресечение преступлений, выявление несовершеннолетних правонарушителей или групп, состоящих из них, а также лиц этой возрастной группы, входящих в организованные преступные группы и преступные сообщества. Вспомогательными элементами профилактики преступности несовершеннолетних являются органы опеки и попечительства и органы служб занятости. Эти элементы профилактики названы вспомогательными, так как их деятельность в профилактике носит преимущественно распорядительно-контрольный характер, не связанный с содержательной работой с несовершеннолетним и (или) его семьей.

Центральным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ, положение о которой было утверждено постановлением Правительства от 5 июня 1994 г. № 646. На уровне многих субъектов РФ созданы не только комиссии субъектов РФ по делам несовершеннолетних, но и также окружные комиссии.

В систему профилактики преступности несовершеннолетних также входит и прокуратура РФ, которая в соответствии с 1, 8, 10 и другими статьями Федерального Закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” выполняет, во-первых, осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних, а во-вторых, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Источник: http://studfile.net/preview/3537094/page:114/

Статьи по предмету Административное право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141
Видео (кликните для воспроизведения).

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Источник: http://justicemaker.ru/view-article.php?id=25&art=1084

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Сопубекова Н.Т.

Кыргызская государственная юридическая академия при Правительстве Кыгызской Республики

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

несовершеннолетние, субъект профилактики, предупреждение, детерминанты, преступления, minors, the subject of prevention, prevention, determinants of crime, crime

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Проблемы административного управления системы профилактики правонарушений несовершеннолетних лиц, представляются первостепенными в процессе становления нового, молодого общества. В этой связи, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями, предприятиями, учреждениями и другими субъектами предпринимаются меры по административно-правовому регулированию профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Текст научной статьи

Источник: http://publikacia.net/archive/2014/2/2/21

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Социальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социальная работа с лицами, которые теоретики и практики, как правило, относят к группам риска, осуществляется прежде всего на основе их добровольного согласия и только в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством. Исключение могут составить социально ориентированные общественные организации, но и для них обязательным условием является согласие таких лиц, а в случае их несовершеннолетнего возраста или признания их недееспособными, — родителей или иных законных представителей.

Основные аспекты социальной работы с такими категориями лиц из группы риска, как безнадзорные и беспризорные дети, регулируются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 14 октября 2014 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон о профилактике безнадзорности). Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

С учетом такого подхода к определению деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ее основными задачами являются:

  • 1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • 2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • 3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • 4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Для осуществления такого широкого круга задач соответствующие органы и учреждения системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу не только с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, но также с теми, кто, в частности, занимается бродяжничеством или попрошайничеством, употребляет наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляет одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе. Это также лица, совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, другие категории несовершеннолетних.

Читайте так же:  Постановление конституционного суда нормативный правовой акт

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. За такой профилактической деятельностью осуществляется:

  • 1) контроль со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации в пределах их компетенции;
  • 2) ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц;
  • 3) прокурорский надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • 4) общественный контроль за обеспечением прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, относящихся к местам принудительного содержания. Такой контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется многочисленными структурами, среди которых особое место занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые создаются на территории субъекта Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить таким комиссиям о принятых мерах.

Важная роль в профилактической деятельности также принадлежит органам управления социальной защитой населения, которые в пределах своей компетенции организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, осуществляют иную установленную законодательством деятельность.

Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них, также участвуют в такой профилактической деятельности. С этой целью они предоставляют социальные услуги несовершеннолетним на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики, принимают участие в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и др.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят также специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Это: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Традиционно в этой системе важное место занимают организации, осуществляющие образовательную деятельность, которые оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Учреждения уголовно-исполнительной системы являются также составной частью таких профилактических организаций. Например, следственные изоляторы в пределах своей компетенции проводят культурно-воспитательную работу с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, организуют оказание им медицинской, социальной и психологической помощи, помощи в получении начального общего, основного общего, среднего общего образования, создают условия для самообразования, а также осуществляют иные мероприятия по предупреждению правонарушений. Воспитательные колонии проводят работу по исправлению несовершеннолетних осужденных, организуют оказание им медицинской помощи, получение общего и профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, оказывают им помощь в социальной адаптации, а также осуществляют иные мероприятия. Уголовно-исполнительные инспекции также проводят воспитательную работу с несовершеннолетними осужденными, оказывают им помощь в трудоустройстве, а также осуществляют иные мероприятия по предупреждению правонарушений.

Читайте так же:  Противоправность деяния как условие гражданско правовой ответственности

Кроме того, Федеральный закон о профилактике безнадзорности регулирует также деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел и других органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Аналогичные законы принимаются также субъектами Российской Федерации, конкретизируемые в муниципальных правовых актах на уровне местного самоуправления.

Источник: http://studref.com/365711/sotsiologiya/pravovoe_regulirovanie_profilakticheskoy_deyatelnosti_sotsialnyh_rabotnikov

147. Правовое регулирование профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ— в РФ система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности,беспризорности,правонарушениями антиобщественнымдействиямнесовершеннолетних, осуществляемых в совокупности синдивидуальной профилактической работойснесовершеннолетнимиисемьями, находящимися в социально опасном положении.

В настоящее время в данной сфере ведущая роль принадлежит Федеральному закону от 06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы. Введение в действие закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.

В соответствии и во исполнение Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Правительством Российской Федерации приняты нормативные акты, направленные на ликвидацию условий и причин, способствующих беспризорности и безнадзорности, совершению правонарушений несовершеннолетних:

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 822 «Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений» (в ред. от 26.07.2002 г.);

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года № 896 “Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации”;

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 124 “Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия”;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года № 745 “Об утверждении Положения о правовом статусе воспитанников воинских частей”;

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. №154 “О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год”, которым были утверждены План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год и состав Межведомственного оперативного штаба.

С целью полного учета детей, оставшихся без попечения родителей принят Федеральный закон от 16.04.2001 года № 44-ФЗ“О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей”.Во исполнение данного закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 4.04.2002 г. № 217 “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием”.

В целях правового регулирования вопросов возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания 7 октября 2002 года на заседании Совета глав правительств СНГ подписано Соглашение государств — участников Содружества Независимых Государств, регламентирующего отношения этих стран по возращению несовершеннолетних в страны их постоянного проживания.

Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,направленная на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом.

На уровне федеральных министерств и ведомств, в частности Минтруда России, МВД России, Минобразования России также проводится большая нормотворческая работа по реализации федерального законодательства в рассматриваемой сфере.

Источник: http://studfile.net/preview/3537094/page:117/

Обзор правовых актов и публикаций в периодической печати

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Обзор правовых актов и публикаций в периодической печати (по состоянию на 01.01.2015 г.)

Сегодня одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. В сферы организованной преступности втягивается все больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления. Как правило, преступления несовершеннолетних менее опасны, чем преступления взрослых. Приблизительно 80% преступных деяний составляют хищения, хулиганство. Тяжкие преступления: убийство, нанесение серьезных телесных повреждений, изнасилование, составляют около 8%. В последнее десятилетие отмечается увеличение числа преступлений, связанных с угоном автомашин, незаконным оборотом наркотических препаратов и веществ, приравненных к наркотикам; экстремистских выходок. Большую тревогу вызывает рост административных правонарушений несовершеннолетних, таких как мелкое хулиганство, кражи, употребление алкоголя, аморальное поведение и пр. Такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

В Российской Федерации профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних — это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Читайте так же:  Со скольки до скольки идет комендантский час

Законодательство РФ, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений основывается на Конституции РФ, общепризнанных нормах международного права и состоит из нормативных правовых актов, принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Предлагаем Вашему вниманию обзор нормативных правовых актов (включены наиболее важные, с нашей точки зрения федеральные и региональные документы), и публикаций в периодической печати, освещающие вопросы профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних. Список не претендует на полноту. Полную информацию по этой теме Вы можете получить в отделе Публичный центр правовой информации НГОУНБ (г. Н. Новгород, ул. Варварская, д. 3, ком. 20. Тел.⁄факс 411-85-54).

Обзор будет полезен широкому кругу пользователей, но прежде всего он будет интересен тем, кто непосредственно занимается профилактикой безнадзорности, правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, библиотечным работникам, педагогам.

Федеральное законодательство

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 14.11.2013 г. № Пр-2685. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Главная цель Национальной стратегии — определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 06.11.2013 г. № 995. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 27.11.2000 г. № 896 (ред. от 10.03.2009 г.). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 01.09.2012 г. № 839. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Утверждает Инструкцию по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Региональное законодательство

О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области [Электронный ресурс]: закон Нижегородской области от 26.10.2006 г. № 121-З (ред. от 10.09.2014 г.). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

О профилактике правонарушений в Нижегородской области [Электронный ресурс]: закон Нижегородской области от 06.07.2012 г. № 88-З (ред. от 04.02.2014 г.). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс]: закон Нижегородской области от 03.11.2006 г. № 134-З (ред. от 03.02.2010 г., с изм. от 18.12.2014 г.). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области [Электронный ресурс]: закон Нижегородской области от 09.03.2010 г. № 23-З (ред. от 02.07.2014 г.). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

О реализации комплекса мер по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних на 2014-2016 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Нижегородской области от 14.02.2014 г. № 201-р. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

О реализации Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений [Электронный ресурс]: постановление Правительства Нижегородской области от 28.01.2010 г. № 36 (ред. от 26.04.2011 г.). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении комплексного межведомственного плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2014-2016 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Нижегородской области от 12.03.2014 г. № 323-р. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение общественного порядка, противодействия преступности и наркомании в городе Нижнем Новгороде на 2015 — 2018 годы» [Электронный ресурс]: постановление администрации г. Н. Новгорода от 12.09.2014 г. № 3647 (ред. от 05.12.2014). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребления психоактивных веществ и защите прав несовершеннолетних на территории города Нижнего Новгорода на 2014-2016 годы «Дорога в будущее» [Электронный ресурс]: постановление администрации г. Н. Новгорода от 04.04.2014 г. № 1192. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Публикации в периодических изданиях

Составители:
Зотов Денис Владимирович,
ведущий юрисконсульт отдела «Публичный центр правовой информации»;
Кораллова Екатерина Викторовна,
главный библиограф отдела «ПЦПИ»
Ответственный за выпуск:
Наумова Ирина Михайловна,
зав. отделом «Публичный центр правовой информации»

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.nounb.sci-nnov.ru/publish/lists/cpi24.php

Правовое регулирование профилактики правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here