Представление о профилактике правонарушений несовершеннолетних

Полезная информация в статье: "Представление о профилактике правонарушений несовершеннолетних" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Источник: http://base.garant.ru/12116087/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ в пункт 3 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица и Рекомендации по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность (направлены письмом Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. N 07-7453)

См. также Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, направленные письмом Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 г. N ВФ-1376/06

О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними см. приказ Минтруда РФ и МВД РФ от 20 июня 2003 г. N 147/481

Источник: http://base.garant.ru/12116087/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Читайте так же:  Профессиональная гражданская и правовая экологическая ответственность

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12116087/

Профилактика преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления политики государства. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений. Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.

Читайте так же:  Отправить исковое заявление суд

Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних

Для того чтобы понимать, каким должен быть план профилактики правонарушений и преступлений, следует разобраться в том, каковы причины формирования преступности среди несовершеннолетних и постараться устранить их. К таковым условиям можно отнести:

1. Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.

2. Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников. Включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).

3. Отсутствие занятости ребенка.

А также на уровень детской преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, низкий уровень образовательных учреждений, отсутствие культурно-массовых мероприятий, организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.

Методы профилактики детской преступности

Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов.

Для проведения данных профилактик привлекаются общественно-государственные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Огромную роль играет своевременная работа, проведенная с родителями подростка, задействование психологов, социальных педагогов.

Ранняя профилактика является более приоритетной задачей, поставленной перед соответствующими органами, так как позволяет выявить и устранить антисоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали устойчивыми, а, значит, в последующем есть большая вероятность того, что будет предупреждено преступление, удастся избежать нанесения вреда, причинения убытка и применения строгих мер принуждения по отношению к несовершеннолетнему.

Ранняя профилактика детской преступности

Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это:

• выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились;

• выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;

• корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением.

Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя:

• прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона;

• анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.

Предупреждение рецидива правонарушения, совершенного ребенком

Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива.

Данный уровень профилактических мер включает в себя:

• исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона;

• ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя.

Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними.

Законодательство РФ в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних

В Российской Федерации профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне, согласно Конституции и нормам международного права, а также ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с последними изменениями и дополнениями от 31.12.2014г.

Согласно данным законодательным актам, в России определенными компетентными органами проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей. Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства. А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.

Общая профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности/беспризорности. Такие способы, мероприятия выявляют соответствующие причины и условия и устраняют их.

Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию. Индивидуальная профилактика с конкретными лицами может проводиться только с разрешения начальника органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Учреждения и органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних

Профилактика преступлений несовершеннолетних в РФ осуществляется следующими организациями:

• комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• органами по управлению социальной защитой населения;

• федеральным органом гос. власти, органами власти регионов РФ и муниципалитетов, которые осуществляют государственное регулирование в области образования;

• органами опеки и попечительства;

• учреждениями уголовно-исполнительной системы (колонии, следственные изоляторы и т.п.);

• органами по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ;

• органами по делам молодежи;

• органами управления здравоохранением;

Внутри каждой из перечисленных организации могут создаваться отдельные учреждения, которые должны выполнять определенные функции по профилактике и правонарушений несовершеннолетних, и их безнадзорности. Помимо способов и методов предупреждения детской преступности, установленной законодательством РФ, данными организациями отдельно прорабатывается и собственная программа профилактики преступлений, устанавливается план.

Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и сроки индивидуальной профилактики

Основными задачами деятельности, касающейся профилактики преступлений среди детей, являются:

• предупреждение правонарушений несовершеннолетними, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют;

• защита прав и интересов ребенка;

• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении;

• обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены дети.

Профилактика совершения преступлений основывается на принципах гуманного отношения к детям, демократии и поддержки семьи, а также на индивидуальном подходе к каждому несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученных сведений. При проведении работ с несовершеннолетними им разъясняются их права и возможность защиты собственных интересов.

Читайте так же:  Возмещение судебных расходов при отказе от иска

Индивидуальная профилактика преступлений несовершеннолетних, согласно ст. 7 ФЗ-120, может длиться период, который необходим для оказания социальной или любой другой помощи детям, до достижения несовершеннолетними лицами 18-летнего возраста или же до устранения причин и обстоятельств, которые способствуют правонарушениям.

Субъекты индивидуальной профилактики

К несовершеннолетним лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика преступлений, относятся:

• беспризорные и безнадзорные;

• занимающиеся попрошайничеством или бродяжничеством;

• находящиеся в соц. реабилитационных центрах, соц. приютах, специальных учебно-воспитательных центрах;

• употребляющие психотропные или наркотические, одурманивающие вещества, алкоголь;

• ранее совершившие правонарушения, за которые были привлечены к ответственности;

• ранее совершившие правонарушения, но не понесшие за них ответственность в силу возраста;

• освобожденные от уголовной ответственности в связи с амнистией или изменением обстановки;

• обвиняемые или подозреваемые в совершении уголовных преступлений;

• отбывающие наказание в воспитательных колониях;

• те, в отношении которых была установлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания;

• освобожденные из специальных учреждений учебно-воспитательного характера закрытого типа или из мест уголовно-исполнительной системы, в случаях, если, находясь в них, они нарушали режим или совершали противоправные деяния. А также в ситуациях, когда после освобождения из них несовершеннолетние попали в социально опасное положение или нуждаются в реабилитации, помощи.

Профилактика может проводиться как среди несовершеннолетних лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.

Основания проведения индивидуальной профилактики

Условиями, при наличии которых проводится индивидуальная профилактика преступлений среди несовершеннолетних, являются обстоятельства, перечисленные в предыдущей главе, если таковые зафиксированы:

• в заявлении об оказании помощи по вопросам, которые входят в компетенцию органов, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности, от ребенка или его родителей (законных представителей);

• в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних, следователя, прокурора, начальника ОВД или органа дознания;

• в приговоре, постановлении или определении суда;

• в документах, которые являются основанием для помещения ребенка в учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности;

• в заключении по факту проведенной проверки на основании жалоб или заявлений, которое утверждено начальником органа системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности.

Права субъектов, находящихся в учреждениях по профилактике правонарушений и безнадзорности

Несовершеннолетние лица, находящиеся в учреждениях, в которых производится профилактика преступлений и правонарушений, имеют права на:

• оповещение родителей или законных представителей о помещении детей в данные организации. При этом уведомление о данном факте отправляется по месту жительства или пребывания взрослых, если таковое известно, в течение 12-ти часов с момента поступления ребенка в учреждение. Если же сведений о месте направления сообщения нет, то уведомление отправляется в течение 3-х суток в орган опеки и попечительства по последнему месту жительства несовершеннолетнего;

• получение информации о причинах и целях своего нахождения в органах системы профилактики, о своих правах и обязанностях, сведений о внутреннем распорядке соответствующего учреждения;

• обжалование решений работников рассматриваемых организаций;

• достойное, не унижающее достоинство обращение;

• телефонные звонки родственникам, переговоры, свидания с ними без ограничения в количестве;

• получение передач, посылок, писем без ограничения в количестве;

• бесплатное питание, одежду, обувь и иные предметы личного пользования, которые необходимы для сохранения здоровья и жизни детей;

• бесплатную юридическую помощь.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение и профилактика преступлений, совершаемых среди несовершеннолетних лиц и над детьми непосредственно, в РФ осуществляется определенными органами власти и социологическими институтами. Их способы и методы закреплены законодательно, при этом они постоянно корректируются в зависимости как от общей ситуации в стране, так и в соответствии с частными случаями.

Источник: http://252.56.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/7900989

Особенности предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних

Дата публикации: 05.10.2019 2019-10-05

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Еланцева Ю. П. Особенности предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2019. — №40. — С. 103-106. — URL https://moluch.ru/archive/278/62777/ (дата обращения: 06.02.2020).

В статье рассматривается предупреждения и профилактика преступности несовершеннолетних. Определены основные понятия.

Ключевые слова: предупреждение правонарушений, профилактика преступлений, Курганская область.

Бесспорным является факт, что разработка теоретических основ по предупреждению и профилактики преступлений всегда был и остается. Накапливая знания в исследованиях, принципах, средствах, методах, возможно, предупредить преступление.

Итак, что же означает предупреждение?

Предупреждение — разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий [1].

Предупреждение преступности — это сложный комплекс различных мер упреждающего характера, является главным направлением деятельности в борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Цели предупреждения такого вида преступности следующие. Во-первых, необходимо достигнуть и сохранить снижение количества преступлений. Во-вторых, социально и нравственно оздоровить и укрепить подрастающее поколение, в котором в нем видится будущее страны [2].

Под профилактикой преступности понимается воздействие общества, отдельных структур, которое приводит к сокращению или изменению структуры преступлений и к не совершению очевидных деяний [3].

Система профилактики включает в себя: принятие и исполнение законодательства о молодежи; помощь в решении проблем; сокращение подростковой и молодежной преступности; усиление позитивной работы с подростками, имеющими психические отклонения.

Основные направления совершенствования профилактики преступности несовершеннолетних это: подготовка социальных работников и педагогов специализирующихся на работе с трудными подростками, оздоровление условий их семейного и общественного воспитания, профессионализация работников специальных правоохранительных структур; усиление роли медико-психологической помощи и поддержки, а также коррекции отклоняющегося поведения подростков, реабилитация несовершеннолетних с различными формами социальной и психологической дезадаптации; строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики [4].

Другими словами можно отметить, что профилактика преступлений в подростковой среде представляет собой «организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель — не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека» [5].

Читайте так же:  Сколько стоит составить исковое заявление на развод

Профилактика преступности несовершеннолетних по своей сути является сложным и неоднозначным процессом, который можно рассматривать и как одну из задач социального управления, и как вид предупредительной деятельности соответствующих субъектов, и как комплекс профилактических мер общего и специального характера. В то же время разветвленная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой часть (или подсистему) существующей многоуровневой системы борьбы с преступностью и предупреждения административных правонарушений, которая, в свою очередь, входит в систему более высокого уровня — социального регулирования общественной жизни [6].

Система участников (субъектов) профилактики преступлений несовершеннолетних с необходимостью включает:

– органы власти и управления;

– институты социального воспитания, а именно семью, школу, учреждения культуры, досуговые объединения и т. п.;

– органы социальной защиты, медицинской и правовой помощи детям, находящимся в затруднительной жизненной ситуации или попавшим в экстремальные неблагоприятные жизненные обстоятельства;

– правоохранительные органы и их специализированные службы [2].

В целях профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, Правительство Курганской области разработало государственную программу Курганской области «Завтра начинается сегодня».

Программа предусматривает формирование навыков самостоятельного проживания воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, создание условий для их успешной социальной адаптации; повышение качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, и формирование безопасной среды для развития детей. Срок реализации 2018–2022 годы. Планируемый общий объем бюджетных ассигнований за счет средств областного бюджета на реализацию программы составит в 2018–2022 годах 128926,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год — 20501 тыс. рублей, 2019 год — 56847,1 тыс. рублей, 2020 год — 27576,7 тыс. рублей, 2021 год — 12001 тыс. рублей, 2022 год — 12001 тыс. рублей. [7].

Например, сотрудниками УФСИН России по Курганской области, совместно с сотрудниками территориальных подразделений полиции УМВД России по Курганской области периодически проводятся групповые беседы, лекций, направленных на профилактику совершения повторных преступлений и правонарушений. Так в ходе таких мероприятий за 2018 год было охвачено 180 несовершеннолетних.

В целях повышения взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с подростками, проводятся «Единые дни профилактики».

УФСИН России по Курганской области проводят мероприятия совместно с Курганским центром социальной помощи семье и детям, Главным управлением по труду и занятости населения Курганской области, Департаментом социальной политики Администрации г. Кургана, Управлением культуры Курганской области, Управлением по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, соглашениями с центрами социальной адаптации и ресоциализации лиц, имеющих наркотическую или алкогольную зависимость (Решение, Соль Земли, Надежда), Курганским региональным отделением «Национальной родительской ассоциации», Казачьими обществами Курганской области.

Так сотрудниками УФСИН по Курганской области были проведены встречи с учащимися профессиональных училищ. Мероприятие прошло в рамках профилактической операции «Подросток-2019» с целью предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции для учащихся были проведены лекции, беседы на тему «Предупреждение совершения преступлений и правонарушений», «Причины деструктивного поведения подростков». Были рассмотрены действия, которые могут быть признаны преступными, вопросы предупреждения терроризма и экстремистской деятельности, криминальные группировки и субкультуры.

Студенты узнали о видах юридической ответственности, об уголовных наказаниях, о возрасте наступления уголовной и административной ответственности. Особое внимание было акцентировано на преступлениях против собственности, половой неприкосновенности, преступлениях против жизни и здоровья, а также преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических веществ.

Несовершеннолетним в ходе лекций и бесед было доведено о возможных способах выхода из трудных и экстремальных жизненных ситуаций. В рамках профилактической операции «Подросток-2019» было посещено 11 профессиональных образовательных учреждений Зауралья, мероприятиями охвачено более 500 студентов первокурсников [8].

В июле 2019 года проведена профилактическая встреча в рамках реализации Государственной программы Правительства Курганской области «Завтра начинается сегодня», при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обсуждение темы воздействия алкоголя и наркотиков на организм подростка, продемонстрирован фильм о вреде табакокурения.

Вторая часть мероприятия была посвящена теме подростковых суицидов. Психологи уголовно-исполнительной инспекции в форме тренинга отработали с ребятами различные варианты поведения в сложных жизненных ситуациях, решение которых вызвало у подростков определенные трудности. Также специалисты провели упражнения, направленные на формирование оптимистичного настроя на будущее.

Сотрудники УИИ УФСИН России по Курганской области регулярно организуют для несовершеннолетних, состоящих на учёте, встречи с психологами. Совместно с волонтерами проводят профилактические и патриотические акции, посещают музеи и выставки [9].

Также проводятся мероприятия для поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Встречу организовывают психологи. Обсуждают условия, которые способствуют правонарушениям несовершеннолетних. Специалисты рассказывают родителям, что такое отклоняющееся поведение подростков и факторы его возникновения.

Отклоняющееся поведение — это результат неправильного развития личности в неблагоприятной ситуации. Причины различные — наличие вредных привычек, неблагополучная семья, безнадзорность, дистанцирование от ребёнка школы, суицидальные наклонности, «плохая» компания.

Психологи отмечают, одним из опаснейших факторов возникновения асоциального поведения подростков является безнадзорность. В этой ситуации, по степени влияния, в сравнении с семьей и школой на первое место выходят неформальные группы сверстников. Т. е. ребёнок проводит свободное время без контроля взрослых и велик риск стать приверженцем криминальной субкультуры. Такие группы могут совершать различные преступления, антиобщественные поступки и являются социально-опасными.

Специалисты дают рекомендации законным представителям несовершеннолетних как избежать пагубного влияния неблагоприятных факторов на подростков. А именно, осуществлять чуткий контроль за детьми и не оставлять без присмотра, организовывать полезную занятость и принимать активное участие во всех сферах жизни ребёнка [10].

В заключение следует еще раз отметить, что комплекс мер по противодействию преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является достаточно эффективным. Однако для реализации большинства задач необходимо продолжительное время.

Источник: http://moluch.ru/archive/278/62777/

Работа школы по профилактике правонарушений
материал на тему

Представлена работа открытой школы по профилактике правонарушений и пропаганде правовых знаний

Скачать:

Вложение Размер
rabota_shkoly_po_profilaktike_pravonarusheniy.doc 249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и пропаганда правовых знаний

Читайте так же:  Уплата неустойки и возмещение убытков освобождают

Муниципальное образовательное учреждение ОСОШ № 94

«Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили. Поздно учли.
Нет, не рождаются трудные дети,
Просто им вовремя не помогли».

Профилактика правонарушений, помощь в устранении причин, способствующих отклонению в поведении подростка, обеспечение защиты его прав, свобод и законных интересов, воспитание в духе соблюдения законности и правопорядка – основные направления профилактической работы в ОСОШ № 94.

Контингент учащихся ОСОШ № 94 разнообразный.50-60% от общего количества учащихся — несовершеннолетние. Основную часть из них составляют подростки с явно выраженным отрицательным опытом обучения в дневных общеобразовательных учреждениях, с общей педагогической запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к школе, учителям и к учебной деятельности. Это обучающиеся, отчисленные из дневных школ за пропуски, неуспеваемость, состоящие на учете в КДНиЗП и ОДН полиции, из неблагополучных семей, несовершеннолетние мамы, условно осужденные.

Многие родители таких подростков уклоняются от обязанностей по воспитанию своих детей, отсюда вытекают проблемы асоциального поведения несовершеннолетних, низкий уровень общей культуры, укоренившиеся вредные «уличные» привычки: курение, алкоголь, нецензурная брань и даже употребление наркотиков.

Особенно тревожным фактором является отсутствие у подавляющего большинства учащихся учебной мотивации.

Кроме того учащиеся проживают во всех районах Ярославля, поэтому профилактическая работа проводится в сотрудничестве с субъектами профилактики всего города.

Необходимо отметить , что к онтингент учащихся при переходе от одного учебного года к другому меняется примерно на 30-40% и около трети поступивших уже состоят на учете. (Приложение 1)

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни является основным направлением в воспитательной работе школы.

Цель — профилактика социально опасного поведения несовершеннолетних, а также ресоциализация подростков, оказавшихся в социально-опасном положении.

Для достижения цели профилактической работы школы и, исходя из анализа контингента учащихся, решаются следующие задачи профилактики:

  1. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»
  2. Формировать представление о здоровом образе жизни и законопослушном поведении
  3. Оказывать родителям социальную помощь и поддержку по вопросам воспитания и обучения
  4. Оказывать помощь в организации внеучебной деятельности несовершеннолетних
  5. Информировать родителей и учащихся по вопросам социальной защиты
  6. Осуществлять взаимодействие с другими органами системы профилактики

Общие статистические данные

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

Количество учащихся , не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия

Количество несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа в образовательном учреждении

Количество несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактическая работа в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Количество семей, находящихся в социально-опасном положении

Количество несовершеннолетних, занимающихся в системе дополнительного образования, в том числе из числа, состоящих на различных видах учета

Количество несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, занятых в летний период: в лагерях различной формы организации, трудоустроенных

Количество несовершеннолетних, чьи дела были рассмотрены на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Количество родителей, чьи дела были рассмотрены на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Обеспечение профилактической деятельности

Профилактическая работа в ОСОШ № 94 проводится в соответствии с Федеральным, региональным законодательством и документами образовательного учреждения в отношении несовершеннолетних:

  • Закон Ярославской области от 29.09.2009 №50-з «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области» (в ред. Закона ЯО от 23.12.2011 N 53-з)
  • Закон Ярославской области от 03.12.2007 № 100-з «Об административных правонарушениях»
  • Закон Ярославской области от 05.07.2013 №40-з «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области
  • Постановление Правительства Ярославской области от 27.04.2012 № 349-п «Об утверждении областной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ярославской области» на 2012 — 2013 годы».
  • Постановление Правительства Ярославской области от 25.09.2009 № 175-п «О совершенствовании работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской области»
  • Постановление Правительства Ярославской области от 09.02.2011 № 61-п «О внесении изменений в Постановление Правительства области от 25.02.2009 № 172-п»
  • Постановление мэрии города Ярославля от 14.10.2011 № 2734 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2012-2014 годы».
  • Устав МОУ ОСОШ № 94
  • Декларация прав и обязанностей учащихся ОСОШ № 94
  • Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения
  • Положение о Совете по профилактике ОСОШ № 94
  • Положение о постановке учащихся на ВШУ в ОСОШ № 94
  • Требования к одежде обучающихся ОСОШ № 94 (Приложение 2)

Планирование профилактической работы

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни ОШ № 94 проводится в соответствии с планом профилактической работы (Приложение 3), который ежегодно обсуждается на заседании Совета по профилактике и утверждается приказом директора школы. Он включает три основных направления:

1.Работа с учащимися

1.1 Организационно-просветительская и консультационная деятельность направлена на формирование законопослушного поведения и пропаганду здорового образа жизни

1.2 Индивидуальная профилактическая и реабилитационная работа с учащимися «группы риска» и состоящими на ВШУ, требующими психолого-педагогического сопровождения

2. Работа с родителями

2.1 Просветительская деятельность и повышение педагогической грамотности родителей

2.2 Работа с семьями в СОП

3. Работа с педагогическим коллективом

3.1 Работа по организации и проведению мероприятий

3.2 Работа по совершенствованию организационно-методической деятельности педагогов

Классные руководители работают по планам воспитательной работы класса, которые составляются в соответствии с общешкольным планом профилактической работы. (Приложение 4)

В работе педагоги используют как традиционные формы (беседы, лекции, викторины, конкурсы, анкетирование, экскурсии), так и более инновационные (дискуссии, деловые и ролевые игры, акции, элементы проектной деятельности, интерактивные конкурсы, виртуальные экскурсии, групповые тренинги). Это позволяет учащимся в большей степени осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки, выбирать и принимать решения, реализовывать имеющиеся знания, анализировать, обмениваться идеями, суждениями, мнениями.

Оценка эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и результативность проводимых мероприятий

Эффективность системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оценивается путем сравнения показателей профилактической работы (Приложение 5)

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016/11/13/rabota-shkoly-po-profilaktike-pravonarusheniy

Представление о профилактике правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here