Предварительное судебное заседание административное судопроизводство

Полезная информация в статье: "Предварительное судебное заседание административное судопроизводство" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Судебное разбирательство по административному делу

Решение об удовлетворении требований административного истца или отказе в их удовлетворении принимается судом если проведено судебное разбирательство по административному делу. К данной стадии процесса приступают после подачи административного иска, принятия его к производству судом и подготовки дела административного судопроизводства. Именно в судебном разбирательстве сторонам предоставлена возможность давать объяснения, возражения и предпринимать иные действия по доказыванию своей правовой позиции.

Судебное разбирательство по административному делу – сроки

Если административным истцом соблюдены правила подготовки и подачи административного иска, суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев). Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца. Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

Судебное разбирательство по административному делу – порядок

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.

Отложение судебного разбирательства административного дела

Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела:

  • вследствие необходимости осуществить иные процессуальные действия (назначение экспертизы, приглашение специалиста и др.);
  • одна из сторон ходатайствует о представлении дополнительных доказательств;
  • суд признает обязательной явку лица, которое отсутствует в судебном заседании при условии надлежащего извещения;
  • невозможность рассмотрения дела в назначенном судебном заседании (по мнению суда).

В таких случаях суд выносит соответствующее определение, назначает дату и время нового судебного заседания, а судебное разбирательство по административному делу в следующий раз начинается сначала.

Уточняющие вопросы по теме

какой суд рассматривает административные дела – мировой или районный ?

Источник: http://iskiplus.ru/sudebnoe-razbiratelstvo-po-administrativnomu-delu/

ГПК или КАС: почему суды ошибаются в подведомственности

До 15 сентября 2015 года обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке – согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса. Теперь практически все подобные иски попадают под действие Кодекса об административных правонарушениях. В то же время, по правилам гражданского судопроизводства, суд оценивает те акты, из которых возникают гражданские права и обязанности – например, когда лицо получает право на какое-либо имущество. Такие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ».

Сложный выбор

Правила сформулированы очень абстрактно, а конкретизирующих постановлений со стороны ВС немного, говорит партнер юрфирмы «Шаймарданов и партнеры» Айнур Ялилов. Поэтому судьи могут сомневаться, в каком порядке рассмотреть дело. Спорные ситуации возникают тогда, когда в одном деле есть и административный, и гражданско-правовой компоненты, делится управляющий партнер АБ «Юг» Юрий Пустовит. «Например, по распоряжению местной администрации снесли здание, которое она считала самостроем, – здесь нарушено гражданско-правовое право собственности, но нарушено согласно властно-распорядительному акту органа власти, – приводит примеры Пустовит. – Или площадь участка уменьшилась из-за незаконных поправок Росреестра: тоже нарушено право собственности, но суд должен будет оценить законность действий чиновников».

По словам Ялилова, каждый судья пытается истолковать разъяснения Верховного суда самостоятельно, чтобы применить их в конкретном деле. В итоге по аналогичным вопросам двое судей могут вынести разные процессуальные решения. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер, отмечает адвокат «Инфралекса» Михаил Гусев.

Если суд придет к выводу, что требования поданы в неправильном порядке, он выносит определение об отказе в принятии иска или административного иска. Если судья сомневается, ему удобнее отказать: в этом случае по спорному вопросу может высказаться апелляция. Ведь отмены определений, как правило, не влияют на общую статистику судьи, рассказывает Ялилов. Если же судья принял к рассмотрению спор, который был разрешен в неправильном судопроизводстве, то это уже очень грубое нарушение, объясняет юрист.

Читайте так же:  Гпк поворот исполнения решения суда

Возможно и такое, что ошибка не исправлена, а спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а госоргану больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского – значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Ошибки здесь ведут и к тому, что дело рассматривает другой суд, говорит Ялилов. Если дело касается земельных участков, то, вынужденно подавая иск в гражданском судопроизводстве, нужно будет адресовать его по месту нахождения участка, рассказывает юрист, в то время как административный иск подается по месту нахождения органа власти.

Нельзя спорить бесконечно

Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Жилин так и сделал: подал гражданский иск. Сургутский горсуд его удовлетворил, но суд ХМАО-Югры вопреки своей же позиции в предыдущем деле прекратил производство. Он объяснил, что вопрос надо решать, наоборот, в административном порядке. С этим не согласился Верховный суд, который отменил этот акт. Если Жилину нельзя обратиться в суд ни в гражданском, ни в административном порядке – получается, у него вообще отняли право на судебную защиту, гласит определение ВС № 69-КГ17-17. В итоге дело направили на новое рассмотрение в апелляцию.

Как определить подведомственность спора

Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер – то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.

По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:

  • договоры и другие сделки;
  • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
  • причинение вреда;
  • неосновательное обогащение.

В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.

Какие дела разрешаются в порядке КАС: мнение Верховного суда

  • Гражданин оспаривает отказ местных властей выделить ему бесплатно садовый участок (определение № 20-КГ17-17, 20-КГ17-16).
  • Гражданин оспаривает акт местных властей о порядке демонтажа самовольных построек (определение № 11-АПГ17-9).
  • Гражданин оспаривает бездействие местной администрации, которая не подключает его дом к сети водоснабжения (определение № 45-КГ17-4).
  • ТСЖ обжалует постановление муниципальных властей, которые наложили сервитут на ее участок (определение № 11-КГ17-18).
  • Казенное предприятие хочет признать незаконными предписания Государственной инспекции труда (определение № 29-КГ17-5).

Какие дела разрешаются в порядке ГПК: мнение Верховного суда

  • Прокурор оспаривает акты местной власти, в результате которых ряд граждан получили участки, а затем некоторые из них были проданы третьим лицам (№ 27-КГ17-11).
  • Бывшая военнослужащая, не согласная с полученной характеристикой, подала иск о защите чести и достоинства (№ 201-КГ17-35).
  • Гражданка решила обязать местные власти выдать ей звание «Ветеран труда» (№ 53-КГ17-8).

Разрушить процессуальный барьер

Если истец ошибся и подал неправильное заявление – это не должно тормозить процесс, убежден Пустовит. Вместо того, чтобы отказывать в принятии иска, возвращать его или оставлять без движения, суд должен сам определить верный вид судопроизводства, информировать об этом участников процесса и рассмотреть дело по закону, считает адвокат. Такое разъяснение он предлагает включить в закон или закрепить в судебной практике.

Подобный подход применила административная коллегия Верховного суда в одном из недавних споров, где истица заявила в административном иске сразу несколько требований к Министерству социальной политики Красноярского края. Суд принял часть требований, а другую часть отклонил, потому что их надо рассматривать в другом – гражданском – судопроизводстве. Вместо этого их надо было самостоятельно принять и разрешить по правилам ГПК, указал ВС. Это согласуется с постановлением КС № 28-П от 11 ноября 2014 года, где говорится о том, что правосудие должно быть процессуально эффективным, без неоправданных задержек при рассмотрении дел, уточняется в определении № 53-КГ17-8.

Еще более детальные разъяснения Верховный суд дал в свежем определении № 81-КГ17-27:

Вид судопроизводства (гражданское или административное) выбирает суд. Он должен передать заявление для рассмотрения в тот же суд, но в другом порядке, а не прекращать дело.

*Имя и фамилия изменены редакцией.

Источник: http://pravo.ru/story/200551/

Возбуждение административного судопроизводства и подготовка дела к судебному разбирательству

Административное судопроизводство в общем суде возбуждается по заявлению лиц, в число которых входят:

  • 1) лица, обратившиеся с административным исковым заявлением за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этих лиц, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность;
  • 2) лица, наделенные правом на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Согласно ст. 39, 40 КАС РФ административное судопроизводство может быть возбуждено по исковому заявлению лица, выступающего от своего имени в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Административное судопроизводство возбуждается при положительном решении судом вопроса о принятии административного искового заявления к производству. Для принятия административного искового заявления суд должен проверить наличие двух существенных условий:

  • а) установить, обладает ли лицо правом спорить, т.е. определить существование у него предпосылок на предъявление иска;
  • б) проверить, правильно ли заинтересованное лицо осуществило свое право на предъявление административного иска, т.е. соблюден ли им порядок обращения в суд за защитой.

В случае отсутствия у лица предпосылок на предъявление административного иска, суд отказывает в принятии искового заявления. К числу таких предпосылок относятся прежде всего юридическая заинтересованность лица и подведомственность дела суду. Эти предпосылки конкретизируются в целом ряде обстоятельств, которые по закону являются основанием для отказа в административном иске.

Суд может отказать в принятии административного искового заявления (ст. 128 КАС РФ) в случае, если:

  • — административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке;
  • — административное исковое заявление подано в защиту нрав, свобод и законных интересов другого лица органом, организацией или должностным лицом либо гражданином, которым не предоставлено такое право;
  • — из административного искового заявления об оспаривании НПА, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца;
  • — имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же

основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления.

Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд. О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу.

После принятия административного искового заявления к производству судья проводит подготовку к судебному разбирательству с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц. Эта подготовка является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения. О подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий (ст. 132 КАС РФ).

Подготовка дела к судебному разбирательству включает в свое содержание определенную совокупность процессуальных действий сторон и суда (ст. 135 КАС РФ). Эта статья в числе основных процессуальных действий сторон при подготовке предусматривает: а) заблаговременное ознакомление другой стороны с доказательствами, которыми обосновываются требования истца и возражения ответчика; б) заявление перед судом ходатайств об истребовании доказательств, которые они не могут получить самостоятельно без помощи суда. Административный ответчик, кроме того, вправе уточнить требования административного истца, фактические основания этих требований и представить административному истцу и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований.

Действия суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству можно условно подразделить на пять видов в зависимости от решаемых на этом этапе задач:

Признав административное дело подготовленным, суд выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству.

До проведения этого разбирательства суд может провести предварительное судебное заседание (ст. 138 КАС РФ). Это заседание проводится в целях: 1) уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; 2) определения достаточности доказательств по административному делу; 3) выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением; 4) процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству; 5) выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

Предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству. Признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, судья вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, этому препятствующие.

Источник: http://studme.org/122831/pravo/vozbuzhdenie_administrativnogo_sudoproizvodstva_podgotovka_dela_sudebnomu_razbiratelstvu

Предварительное судебное заседание в гражданском процессе

Предварительное судебное заседание назначается судьей в исключительных случаях на основании ст. 150 и 152 ГПК РФ. Оно проводится с участием истца и ответчика на окончательном этапе подготовки дела к разбирательству для выяснения важных обстоятельств. Рассмотрим, что это такое, в какие сроки проводится, какие понадобятся документы и как все выглядит пошагово.

Предварительное судебное заседание: что это?

Содержание (кликните, чтобы открыть)

Предварительное судебное заседание (ПСЗ) – это процедура, проводимая судьями единолично в рамках подготовки дела к основным разбирательствам. Оно назначается в отдельных случаях на основании ст. 152 ГПК РФ, если у судьи остались вопросы, без которых объективно рассматривать спор нельзя.

Основания для назначения

Основанием для назначения ПСЗ может стать:

  • Закрепление распорядительных действий участников: изменение или отказ от исковых требований, заключение мирового соглашения, признание ответчиком исковых требований;
  • Восстановление пропущенного срока исковой давности. Истец предоставляет доказательства причины, по которой он не смог своевременно подать иск. Если суд сочтет доказательства приемлемыми, дело назначается к производству;
  • Выявление значимых обстоятельств: запрос дополнительных документов, опрос сторон, получение дополнительной информации для объективного принятия решения;
  • Определение достаточности доказательств: истребование дополнительных доказательств, подача ходатайств о вызове свидетелей, назначении экспертизы.

Когда назначается?

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы разобраться, на каком этапе производится ПСЗ, достаточно ознакомиться с пошаговым алгоритмом:

  1. Поступление заявления в суд. В течение 5 дней судья принимает решение о принятии документов к производству, оповещаются стороны.
  2. Подготовка к разбирательству. После рассмотрения заявления выносится определение о подготовке, она является обязательной стадией судопроизводства. Назначается для уточнения фактических обстоятельств, определения законодательных норм для разбирательств, решения вопроса о количестве и составе участников, предоставления дополнительных доказательств, примирения истца и ответчика. При необходимости назначается ПСЗ.
  3. Судебное разбирательство. По результатам подготовки определением суда назначается разбирательство, если не заключено мировое соглашение. В ходе слушания проверяется явка участников, объявляется состав суда, разъясняются права и обязанности. Также допрашиваются свидетели, приглашаются эксперты, принимаются объяснения от участников, проводятся судебные прения.
  4. Принятие решения. По итогам разбирательства суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения.

Сроки подготовки к разбирательству

ГПК РФ сроки подготовки не ограничиваются – их устанавливают судьи в зависимости от сложности процесса и иных обстоятельств.

Однако они обязаны руководствоваться общими сроками рассмотрения споров:

  • Общий срок – 2 месяца;
  • За 1 месяц рассматриваются вопросы о взыскании алиментов, оспаривании увольнения с последующим восстановлением в должности, сносе самовольных построек, оспаривании актов муниципальных органов о сносе, и пр. (ст. 154 ГПК РФ).

По отдельным процессам устанавливаются сокращенные сроки разбирательств:

Предмет спора Срок
Оспаривание бездействия или незаконных действий органов госвласти, муниципалитета 10 дней
Защита избирательного права на участие в референдумах во время подготовки к нему, проведения избирательных кампаний 5 дней
Нарушение избирательных прав граждан по заявлениям, поступающий в дни голосования или после них Незамедлительно
Решение вопроса о принудительной госпитализации психически больного гражданина 5 дней

Что касается ПСЗ, то оно назначается в течение 5-10 дней от даты поступления искового заявления в зависимости от ситуации. Вопрос решается судьей индивидуально. По особо сложным делам суд может назначать срок ПСЗ, выходящий за пределы общих сроков судопроизводства, с учетом мнения сторон.

Предварительное и основное заседание: отличия

Предварительное слушание – это второй шаг, применяющийся при подготовке к разбирательству, в то время как основное является третьим шагом, в ходе которого заслушиваются свидетели, приглашаются эксперты, проводятся прения. По сути, это разные этапы судопроизводства.

По ГПК обязательно поэтапное рассмотрение, поэтому без подготовки не обойтись. В то же время, ПСЗ назначается только при наличии оснований определением суда о принятии искового заявления к производству, подготовки к разбирательствам, назначении основного разбирательства.

Как проходит предварительное заседание в гражданском процессе?

Пошагово процедура выглядит так:

  1. Судья рассматривает иск и документы, выносит определение о принятии и назначении ПСЗ.
  2. Секретарь суда уведомляет граждан о дате и месте проведения слушания.
  3. В назначенный день проводится ПСЗ с участием сторон, секретарь судебного заседания ведет протокол. Истец вправе уточнить или дополнить требования, заявить о необходимости запроса документов судом, если он сам получить их не может; предоставить ходатайства, заключить мировое соглашение. Суд определяет достаточность доказательств, фиксирует распорядительные действия сторон, выявляет обстоятельства, влияющие на исход разбирательства.
  4. По итогу выносится определение, решающее дальнейшую судьбу дела.

Документы для заседания

В ходе ПСЗ участники предоставляют документы, которые не были представлены в начальной стадии подготовки:

  • Ходатайства;
  • Возражения;
  • Справки и иные доказательства.

Результаты

По итогам ПСЗ выносится определение, решающее судьбу дела:

  • Оставление иска без рассмотрения;
  • Назначение основного заседания для рассмотрения по существу;
  • Приостановление производства, с указанием сроков.

Протокол предварительного заседания

Протоколу нужно уделить особое внимание. Он ведется от начала до конца СЗ в соответствии со ст. 229-230 ГПК РФ одновременно с аудиозаписью.

Есть несколько рекомендаций для участников производства:

  • Во время объяснений в суде говорите четко и небыстро. Это позволит секретарю отразить в протоколе максимум достоверной информации;
  • Протокол составляется в течение 3-х дней от даты слушания, а стороны знакомятся с ним в течение 5 дней под роспись. Обнаружив ошибки и неточности, можно подать возражение согласно ст. 230, 231 ГПК РФ) в указанные сроки;
  • Сразу по окончании заседания узнайте, когда можно ознакомиться с протоколом. Информацию можно получить у секретаря, судьи или его помощника;
  • После ознакомления с протоколом попросите выдать заверенную копию или сфотографируйте его, а затем еще раз внимательно прочтите дома;
  • Если протокол не изготовлен в установленные сроки, подайте заявление на имя судьи, указав причину обращения. Это поможет в дальнейшем обжаловать документ при формальном пропуске сроков секретарем. Заявление подается в канцелярию в двух экземплярах. Один остается у гражданина с пометкой о регистрации.

Образец протокола

Протокол оформляется в соответствии со ст. 229 ГПК РФ и содержит следующие данные:

  • Наименование и адрес суда;
  • Время начала и окончания слушания;
  • Состав суда;
  • Ф.И.О. сторон производства;
  • Сведения о явке участвующих лиц, законных представителей;
  • Определения, вынесенные в ходе заседания;
  • Содержание объяснений, ходатайств, заявлений участников производства;
  • Информация о разъяснении правил ознакомления с протоколом и аудиозаписью;
  • Дата оформления.

Образец протокола предварительного судебного заседания по гражданскому делу:

Определение о назначении дела к разбирательству

Определение выносится судьей согласно ст. 224-27 ГПК РФ. Копии выдаются гражданам сразу же. Если истец или ответчик отсутствовали на заседании, документ высылается в течение 3-х дней от даты оформления.

Что содержит определение:

  • Дата, место составления;
  • Название суда, сведения об истце и предмете спора;
  • Вывод о подготовленности к разбирательству в судебном заседании;
  • Дата и время следующего слушания;
  • Ф.И.О., подпись судьи.

Образец определения по гпк рф:

Как оформляется мировое соглашение?

В ходе ПСЗ судья предлагает заключить мировое соглашение. Они стараются достичь консенсуса, и, если это удается, оформляется договор, утверждаемый судом.

Судья выносит определение о прекращении производства в связи с заключением соглашения.

Образец определения о прекращении производства

Определение выносится сразу после заключения договора и содержит следующие данные:

  • Заголовок, наименование и адрес судебного органа;
  • Сведения о судье, секретаре, ответчике и истце;
  • Информация об иске, утверждении соглашения;
  • Обязанности граждан по договору;
  • Ф.И.О., подпись судьи.

Образец определения о прекращении производства по гражданскому процессу:

Предварительное заседание в арбитражном процессе

Арбитражные суды рассматривают экономические споры между индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в некоторых случаях – между гражданами, не имеющими статус ИП и не входящими в состав ООО. Главное – наличие разногласий о деньгах между участниками: дивидендах, оплате по договорам, налогам, штрафам, пеням, неустойкам, и пр. Споры разрешаются с учетом норм АПК и ГПК РФ.

Целью предварительного судебного заседания по арбитражному процессу является:

  • Разрешение ходатайств сторон;
  • Изучение достаточности доказательств;
  • Выявление возможности использования примирительных процедур;
  • Представление гражданами доказательств, доводов, ходатайств.

Предварительное слушание в уголовном процессе

Слушание по уголовному делу проводится на основании ст. 229 УПК РФ, если:

  • Заявлено ходатайство об исключении доказательства;
  • Есть основания для приостановления или прекращения производства, возвращения материалов в прокуратуру;
  • Заявлено ходатайство о рассмотрении без участия подсудимого, находящегося за пределами РФ или уклоняющегося от явки в суд, если он не привлечен к ответственности на территории другого государства;
  • Заявлено ходатайство о разрешении с участием присяжных;
  • Есть основания для выделения уголовного дела;
  • Заявлено ходатайство о соединении нескольких уголовных дел;
  • Имеется не вступивший в силу приговор об условном осуждении лица за совершенное ранее преступление.

Проведение слушания возможно с соблюдением особенностей, установленных ст. 234 УПК РФ:

  • Заседание носит закрытый характер, проводится судьей единолично;
  • Стороны уведомляются о ПСЗ минимум за 3 дня до его проведения;
  • Обвиняемый вправе подать ходатайство о проведении заседания в свое отсутствие;
  • Неявка своевременно оповещенных граждан не является основанием для отмены или переноса разбирательств;
  • В ходе слушания можно подавать ходатайства об истребовании дополнительных доказательств, имеющих отношение к делу;
  • На заседании по ходатайству уполномоченных лиц могут допрашиваться свидетели.

Открытые и закрытые заседания

Закрытое заседание подразумевает невозможность посещения лицами, не относящимися к делу.

При открытом граждане могут присутствовать на ПСЗ на основании ст. 10 ГПК РФ, за исключением дел:

  • о государственной тайне;
  • об усыновлении, удочерении.

ПСЗ проводится в закрытом виде при удовлетворении ходатайства участника производства для сохранения коммерческой тайны, частной неприкосновенности, недопущения нарушения прав и законных интересов.

Ответы юриста на вопросы о предварительном судебном заседании

Допрашиваются ли свидетели на предварительном заседании?

Обязательно ли назначение предварительного слушания?

Могут ли назначить предварительное и основное слушание в один день?

Что делать, если ответчик по гражданскому делу не может прийти в назначенный день на предварительное СЗ?

Каковы последствия неявки истца или ответчика на предварительное СЗ?

Заключение

Предварительное судебное заседание – это один из этапов судопроизводства при подготовке к разбирательству, позволяющий суду объективно изучить представленные материалы, задать дополнительные вопросы и истребовать доказательства. По результатам выносится определение, после чего назначается основное рассмотрение по существу.

Источник: http://socprav.ru/predvaritelnoe-sudebnoe-zasedanie

Особенности административного судопроизводства

То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pravovedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Предварительное судебное заседание административное судопроизводство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here