Признаки правонарушений несовершеннолетних

Полезная информация в статье: "Признаки правонарушений несовершеннолетних" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Возрастные особенности несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений

юридические науки

  • Хакимов Ильвир Венерович , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
  • Похожие материалы

    Преступность несовершеннолетних имеет ряд своих характерных особенностей, которые отличают ее от взрослой преступности, таковыми являются особенности возраста. Подростковый возраст рассматривается как переходный. Что же значит переходный период? В биологии переходным возрастом называют такую фазу развития организма, когда он отличается повышенной чувствительностью к каким – то определенным внешним и внутренним факторам. «Подростковый возраст – это прежде всего возраст полового созревания человека, характеризующийся гиперактивностью личности во всех сферах. В начале этого периода подросток начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, интересуется представителями другого пола, появляются первые признаки полового влечения. Происходит и определенная переоценка ценностей, меняется отношение к собственной внешности. Подросток в переходном возрасте становится слишком агрессивным и вспыльчивым. Слишком жесткое обращение родителей к подростку приводит порой к побегу из дома или самоубийству».

    Л.И. Божович отмечала, что в моральной сфере подростков возникают следующие две особенности:

    • вопросы, связанные с нормами и правилами общественного поведения и взаимоотношения между людьми, привлекают их пристальное внимание;
    • у подростков начинает складываться устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки той или иной подростковой группы, возникающие под влиянием собственного (нередко искаженного) опыта не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто следуют моральным нормам, принятым в их среде, а не морали взрослых.

    В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства».

    спортом, творческой деятельностью, направляют свою активность и энергию на благо себе и окружающим. Однако наряду с этими способами доказать свою взрослость и завоевать достойное положение в социуме, зачастую подростки стремятся добиться авторитета с помощью отрицательных форм поведения. Отсюда многочисленные примеры участия подростков в групповых хулиганствах, изнасилованиях или кражах, чтобы не прослыть трусом или предателем. Последний источник взрослости – гендерная установка. Мальчик воспитывает в себе мужественность, смелость, выносливость, а девочка стремится походить на взрослую женщину, используя украшения и много косметики. Следующая особенность переходного возраста – сильная душевная ранимость. Подросткам свойственно абсолютизировать безысходность той или иной критической или конфликтной ситуации. Потребность в общении, будучи неудовлетворенной, вызывает острое чувство одиночества, которое воспринимается, как неустранимое. Эти и иные жизненные трудности, особенно унижение достоинства в период самоутверждения, фрустрация в силу названных обстоятельств зачастую загоняют юного человека в тупик и даже очень часто приводят к мысли о том, что разрешить его проблемы можно только путем ухода из жизни [1, с.201].

    Статистика подросткового и юношеского суицида весьма тревожна. В списке причин смерти указанной возрастной группы самоубийства занимают третье место после туберкулеза и травматизма, и их количество продолжает увеличиваться. В девяти из десяти случаев юношеские покушения на самоубийство – не желание покончить счеты с жизнью, а желание обратить на себя внимание – крик о помощи.

    Многие ученые установили взаимосвязь между девиантным поведением несовершеннолетних и уровнем их самооценки. «По данным исследования, понижение уважения к себе статистически связано со всеми видами девиантного поведения – принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, пьянством и употреблением наркотиков, различными проявлениями агрессии, суицидальным поведением и психическими аномалиями. В частности, низкое самоуважение способствует совершению антиобщественных поступков, ибо, участвуя в группах с антисоциальной направленностью в их действиях, подросток пытается повысить тем самым свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которые не одобряются в так называемой позитивной среде. Исследователи отмечают болезненно агрессивное отношение опрошенных несовершеннолетних правонарушителей к тем своим сверстникам, которые имеют высокую, даже вполне заслуженную в позитивном плане самооценку».

    Подводя краткий итог, хотелось бы сказать, что подростковый возраст полон различных противоречий, в целом это период вырастания из детства, и хотя он достаточно кратковременный, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь.

    Список литературы

    1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Наука, 2012. – с.201

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Источник: http://novainfo.ru/article/7568

    Причины совершения правонарушений несовершеннолетними

    юридические науки

    • Лесовик Ирина Васильевна , кандидат наук, доцент, доцент
    • Воронежский институт МВД России
    • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ
    • ПРОФИЛАКТИКА
    • ПРАВОНАРУШЕНИЕ
    • НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА
    • ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Похожие материалы

Одна из самых злободневных и социально значимых задач сегодня — поиск путей снижения роста правонарушений, преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Негативные тенденции в динамике преступности несовершеннолетних обусловлены множественными факторами, и, в том числе, тем, что органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних с запозданием реагируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязающих их родителей.

С другой стороны, большое количество несовершеннолетних становятся жертвами преступлений и правонарушений. Отсутствие у детей элементарных правовых знаний, недооценка со стороны взрослых имеющихся в отношении детей угроз зачастую приводит к негативным последствиям[1].

В настоящее время противоправные деяния среди подростков обусловливаются неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, являющимися главной причиной формирования антиобщественных взглядов, недостатками в воспитании и ненадлежащей организацией их досуга, ошибками в деятельности школы, общественных организаций и других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Каковы основные причины правонарушений детей и подростков?

Несомненно, негативное влияние семьи. Именно в семье формируется личность подростка. Однако семья не всегда служит благоприятным фоном для развития ребенка. Распад семей или просто их отсутствие нередко сопровождают жизнь ребенка с самого его рождения. Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей и воспитываются в неполной семье. Число детей, оставшихся вообще без попечения родителей, также непрерывно растет и порождает сложные психологические и иные проблемы адаптации к новой для ребенка среде общения, воспитания и обучения. Это, в свою очередь, стимулирует проявление различных форм противоправного поведения.

Читайте так же:  Международный арбитраж и международное судебное разбирательство

Возрастает количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Увеличивается число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке.

Статистика правоохранительных органов также фиксирует, что 25-26 тысяч несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами различных преступных посягательств насильственного характера вне семьи. Из-за этого около 2 тыс. детей погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения. Последствия такого разгула насилия очевидны — это различного рода изменения в физическом и психическом развитии детей. Именно насилие во многом определяет характер их поведения и образ жизни на все последующие годы.

В рассматриваемой сфере можно выделить следующие причины:

  • снижение позитивного влияния семьи и ее способностей охранять ребенка от негативного влияния, обеспечить надлежащий уровень его умственного и нравственного развития;
  • увеличение количества разводов и неблагополучных семей;
  • снижение уровня материального благосостояния семьи;
  • отказы от детей;
  • деформация нравственных и правовых установок у детей;
  • распространение алкоголизма и наркомании в семьях[2].

Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами – это одна из острейших проблем нашего времени. На протяжении последних лет в нашей стране наблюдается резкий рост злоупотребления наркотиками, при этом большинством потребителей их и больных наркоманией являются подростки и молодежь. В связи с доступностью наркотиков определенный процент несовершеннолетних оказывается восприимчивым к идее получения приятных ощущений от наркотиков и готов привлечь к этому других подростков. По данным социологических исследований, периодически принимают наркотики 10% несовершеннолетних, 2% регулярно принимают, а 21% пробовали употреблять наркотические вещества. При этом 24% несовершеннолетних признались, что впервые попробовали наркотики в возрасте до 16 лет[3].

Среди причин совершения противоправных деяний несовершеннолетними и отрицательное влияние асоциальной группы подростков. Особенно часто под такое влияние попадают несовершеннолетние, которые недостаточно дисциплинированы, плохо успевают, а потому не способны установить правильные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

Низкий жизненный уровень значительной части населения, осложненный распространением наркотизации и алкоголизации, также способствует совершению подростками противоправных деяний. Очень часто подросткам из малообеспеченных семей приходится совершать правонарушения для того, чтобы просто выжить.

Недостатки досуговой сферы — слабая организация сети кружков, клубов, спортивных секций — негативно влияют на подростков и их асоциальное поведение. Усугубляется ситуация и вследствие коммерциализации образовательных, культурных, оздоровительных учреждений, которые стали недоступны детям из семей с низким достатком.

Круг несовершеннолетних правонарушителей пополняется за счет подростков, бросивших школу, отстающих. Недостатки учебно-воспитательной работы образовательных учреждений (формализм, отказ от индивидуального подхода и т.д.) являются одной из причин совершения подростками противоправных деяний. Не реализуется на должном уровне задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением. Подобные обстоятельства приводят к ослаблению и утрате социальных связей. Для этой ситуации характерно: отсутствие достаточного стимулирования к обучению; непрофессионализм учителей, их неумение компенсировать недостатки семейного воспитания; неблагополучная социальная атмосфера в школе (курение, сквернословие и пр.)

Влияют на противоправное поведение подростков и недостаточная организация профориентационной работы, и отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних.

Такие явления как вовлечение подростков взрослыми преступниками в пьянство, употребление наркотических средств, азартные игры, внедрение в молодежную среду стереотипов поведения, которые не совместимы с общественными ценностями: культивирование половой распущенности, жестокости и насилия, употребление психоактивных веществ, к сожалению, нередки и ведут к проявлениям различных форм противоправного поведения. Немаловажная роль в этом принадлежит Интернету и средствам массовой информации.

Большинство современных исследований, направленных на изучение правонарушений среди несовершеннолетних в России, не учитывает всех аспектов этой проблемы, зачастую сводя все к кризису института семьи либо к экономическому кризису. Но кризис института семьи и упадок экономики страны – это лишь одна часть общего национального кризиса, охватывающего в первую очередь все сферы духовного бытия человека и общества. По нашему мнению, рост безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних в большей части спровоцирован потерей устойчивых ценностных ориентиров. Причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Своевременное профилактическое воздействие на такие правонарушения чрезвычайно важно, поскольку позволяет предотвращать не только правонарушения, но и пограничные с ними преступления. Следует отметить, что проведение профилактических мероприятий должно улучшать «возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга, в которых выделяется ориентация на смягчение, нейтрализацию, устранение тех недостатков и пробелов в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления в среде подрастающего поколения или способствуют им [4].

Список литературы

  1. Организация общей профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних в образовательных организациях / О.Н. Жидконожкина [и др.] : учебно-методическое пособие. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2016. – 93 с. — С.4.
  2. Баскакова А.В., Данилова М.В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. 2014. №20. С. 552. URL: http://moluch.ru/archive/79/14106/ (дата обращения: 31.01.2017).
  3. Воронин М.Ю. Развитие политики противодействия незаконному распространению наркотиков (на основе концептуальных положений, разработанных В.П. Ревиным) // Пробелы в российском законодательстве. — 2013.- № 2.- С. 137.
  4. Бельский А.И., Ягодин Р.С., Волков П.А. Предупреждение преступности несовершеннолетних // Ленинградский юридический журнал.- 2016. — № 2 (44). – С.105.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник: http://novainfo.ru/article/11332

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 1. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

Читайте так же:  Штраф обработка персональных данных

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

Источник: http://base.garant.ru/12116087/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/

Причины правонарушений несовершеннолетних.

В жизни человека огромное значение имеет его поведение. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только нормальное поведение дает нам возможность воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, поведение имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.

Для того чтобы оказать психологическую и социально-педагогическую помощь и поддержку детям и подросткам правонарушителям необходимо четко знать причины такого поведения.

Причинами правонарушений подростков могут быть разные поводы, связанные с воспитанием родителей, воздействием общества и современного мира. Выделим основные причины.

Основными причинами правонарушений несовершеннолетних являются следующее:

1) обстоятельства жизни этих детей;

2) пьянство одного или обоих родителей;

3) асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);

4) устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

5) сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;

6) убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;

7) отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

8) оставление малолетних детей одних без пищи и воды;

9) отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств существованию и отсутствие постоянного места жительства;

10) побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д. [2, С.160].

Так же можно включить в этот список такие причины как:

Гиперопека родителей – ребёнок, избегая от опеки родителей, может подружиться с плохой уличной компанией и так же изменить своё поведение в отрицательную сторону;

Плохое общество – может повлиять на ребёнка негативно, если он длительное время находится, видит и общается с людьми, имеющими отрицательные качества и вредные привычки;

Доступные СМИ – современные детям и подросткам благодаря новейшим технологиям доступны разные сайты, телепередачи которые не рекомендованы для их возраста.

Из перечисленных причин можно понять, что главное значение в жизни и поведение детей имеют родители. От их жизненных позиций, условий труда, характера отношений к детям, в целом от поведений родителей зависит будущее поведение детей. Родители должны быть личным примером для своих детей. Если же дети будут расти с родителями, которые употребляют алкогольные напитки, ведущими аморальный образ жизни и нарушают свои права и обязанности то впоследствии дети могут принять их поведение.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую правонарушению несовершеннолетних. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка, и его жизни.

Воздействие и взаимодействие неблагоприятных и неблагополучных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает отрицательные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей и подростков возникают значительные отклонения, как в поведении так и в личностном развитии. Им свойственна такая черта, как нарушение прав, норм и ценностей социализации: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.) [8, С.269].

Если в семье, школе или среди компании друзей возникнут какие то проблемы или конфликты то несовершеннолетнем подросткам и детям кажется что они не выдержат и не справятся с этими проблемами. И у них появляется потребность уйти от реальности и в принятии роли другого, представляют себя в качестве того человека у которого всё хорошо. Это основано на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, они хотят представить человека полностью удовлетворенного своей жизнью, который считает свою жизнь счастливой. Таких несовершеннолетних подростков много, поэтому большинство из них находят выход, из своих жизненных проблем связываясь с плохой уличной компанией.

Наибольшую опасность попадания в плохую компанию имеют дети, обладающие следующими общими качествами:

1) некоммуникативная и социальная некомпетентность;

3) не способность конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях;

4) неадекватная самооценка;

5) не способность контролировать себя.

Для того чтобы предотвратить таких негативных последствий надо с раннего возраста учить детей соблюдать семейные традиции, ценности и нормы принятые обществом. Ведь именно семья является важнейшим социальным институтом.

Характеристика неблагополучных семей, то есть семей, где ребенку плохо, где за ним не ухаживают, очень разнообразна — это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентиров.

Читайте так же:  Нарушения прав личности в правовой сфере россии

Детям не хватает родительского внимания, потому что всегда проще вести неправильный образ жизни и отмазываться поводами и найти причины, чтобы не проводить время с детьми, чем заниматься и воспитывать детей. В таких семьях обычно родители не работают, поэтому нет денежных средств, для приобретения продуктов питания и других жизненно необходимых товаров. Дети вынуждены искать и идти работать с раннего возраста для того чтобы не голодать. У них постепенно пропадает интерес к учёбе и к жизни. Ведь для них будет важнее, как и на что прожить этот день, чем как получать знания. Это ведет к неполноценному развитию личности, к малому духовному росту, так как несовершеннолетние все меньше и меньше развиваются.

Итак, можно понять, что источником правонарушений несовершеннолетних детей и подростков могут быть сами родители, которые не правильно воспитывают своих детей, и являются для них плохим примером, ведя асоциальный образ жизни.

Правонарушения характерны не только несовершеннолетним, которые воспитываются в семьях, но и тем которые живут и воспитываются в детских домах и интернатах. Эти дети больше склонны к отклоняющемуся поведению и правонарушениям. Причиной тому служит недостаток внимания, заботы со стороны взрослого человека. Они нуждаются в любви родителей, которая для них необходима. В нашем современном мире эти несовершеннолетние отвержены обществом, так как воспитываются в детских домах, к большому сожалению, сложилось мнение об этих детях в обществе не положительное.

Таким образом, причины правонарушений несовершеннолетних разные. Но много зависит от воспитания и родителей. Именно от их воспитания зависит будущее поведение несовершеннолетних.

Источник: http://sdamzavas.net/4-23668.html

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

Скачать:

Вложение Размер
proekt_2011_yubileynyy.doc 109.5 КБ

Предварительный просмотр:

«…относительно негативная оценка взрослыми поведения детей, подростков, молодежи наблюдается на протяжении всей истории человечества. «Конфликт поколений» присущ не только новой истории. Старшие поколения всегда недовольны младшими, а те отвечают взаимностью».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ

Ученики МОУ «Лицей №4»

Каменева Галина Васильевна

В настоящие время, когда идут быстрые процессы изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением. Ломка общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях, накладывает свой, порой неизгладимый, отпечаток на их судьбы. Нестабильность нынешней жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Данный проект посвящен проблеме преступности среди несовершеннолетних:

а) выявлению причин правонарушений;

б) основным факторам риска, влияющих на подростковую преступность;

в) особенностям преступлений, совершаемым несовершеннолетними, а также мерам, проводимым по профилактике правонарушений.

Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой стороны – необходимостью коренного пересмотра подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних – один из тревожных признаков неблагополучия общества.

Объектом исследуемой работы являются несовершеннолетние . Это подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Окружающие рассматривают преступность несовершеннолетних, как проявление возрастной незрелости, озорства. Поэтому о многих преступлениях не сообщается в правоохранительные органы, что ведет к их росту. На подростковую преступность влияют такие факторы, как отрицательные влияния в семье, в ближайшем окружении; подстрекательство со стороны взрослых преступников; длительное отсутствие определенных занятий; недостатки учебно-воспитательной работы и в организации досуга.

За последние три года значительно увеличилась тенденция роста преступлений в молодежной среде. С точки зрения экспертов отмечался рост всех видов преступности, таких как пьянство, наркомания и уличные преступления . Растет число агрессивно настроенных подростков.

Целью данного проекта является изучение причин и особенностей преступлений несовершеннолетних.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для достижения данной цели перед учащимися были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Ознакомиться со статистическим материалом.

3. Подготовить сводные табличные данные.

4. Попытаться исследовать причины преступлений и особенности преступлений несовершеннолетних — как объект криминологии.

5. Сделать соответствующие выводы.

Практическая направленность проекта:

а) использовать данный материал по предупреждению преступности среди подростков во внеурочной и урочной работе;

б) умело применить статистические данные для написания таких исследовательских работ, как рефераты, доклады. Использовать данные в лекциях и семинарских занятиях.

2.Основные причины преступлений несовершеннолетних.

3.Особенности преступлений несовершеннолетних.

4.Предупреждение преступлений несовершеннолетних.

5. Профилактика преступлений несовершеннолетних.

В последние годы проблема преступности несовершеннолетних в России приобрела особую остроту и актуальность. Специалисты из разных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя перспективы найти достойное место в обществе.

Рост различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений тревожит родителей и учителей, ученых и политиков, работников милиции, судов, колоний. Постоянно идет обсуждение проблем создания ювенальной юстиции, ориентированной не столько не применение репрессивных мер в отношении несовершеннолетних, сколько на оказание социальной поддержки и помощи молодым людям, имеющим проблемы с законом. Обоснованная тревога старшего поколения, однако, так и останется только тревогой, если не будут осознаны все механизмы производства преступности несовершеннолетних в обществе. Только признание обществом своей вины перед молодым поколением и организация мероприятий по исправлению ошибок взрослого мира могут стать по-настоящему действенным механизмом исправления ситуации с преступностью несовершеннолетних.

Происходящие перемены в российском государстве привели к существенным изменениям в обществе. Особенно остро на них отреагировала молодежь, она стала более криминально-активной. Все чаще несовершеннолетние стали попадать на скамью подсудимых.

Для начала определим, кто такой – несовершеннолетний ? Несовершеннолетним по уголовному законодательству РФ является лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось14 лет, но не исполнилось 18 лет. Данное правило предусмотрено ст.87 УК РФ.

Так что же толкает подростка на совершение преступления? Подростки являются одной из наиболее незащищенных категорий нашего общества. Они сильнее испытывают состояние стресса и раздражения. Их мечты о легком и быстром обогащении ведут к проступкам и преступлениям.

Читайте так же:  Определение суда о возмещении судебных расходов

В структуре преступности несовершеннолетних преобладают тяжкие преступления, причем большую часть составляют грабежи, кражи и разбойные нападения. Растет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Духовная жизнь подростков деформируется вследствие проникновения в их среду стандартов повседневного поведения, не совместимых с традиционными ценностными ориентирами нашего общества, через средства массовой информации, бытовые контакты. Культивируются сила, жестокость, наркотики как «нормы» жизни подрастающего поколения.

1. По мнению педагогов, телевидение является опасным для подростков. Существует связь насилия на экране с ростом преступлений среди несовершеннолетних: то, что он видит по телевизору, он стремиться воплотить в жизнь.

2. Родители стали меньше заниматься детьми, стремясь переложить свои воспитательные функции на школу, улицу, средства массовой информации. Семья должна играть важную роль в воспитании подростка. Взрослые для растущего человека являются неким «психологическим центром».

Известно, что в тех случаях, когда «психологический центр» в лице матери, отца не выполняет возложенные на него природой и обществом функции, у ребенка появляется чувство беспокойства, неопределенности и своей незащищенности. Это формирует у него личную позицию неприятия окружающей среды, непонимание ее. Ребенок даже начинает ожидать угрозу от общества.

Именно, в семье детям прививаются основные моральные требования, правила поведения и приличия. Поэтому дефекты семейного воспитания одна из главных причин преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. В результате влияния социально-экономических и политических факторов в последние годы в некоторых семьях сложилась криминогенная обстановка. Она привела к увеличению числа асоциальных семей различных типов.

В настоящее время в наиболее сложном положении в обществе находятся дети и подростки, не защищенные от негативного влияния неблагополучной родительской семьи, в результате чего значительная часть детей и подростков получает пример аморального образа жизни, деформируются в своем развитии, приобретая негативные личностные качества.

Практика показала, что среди несовершеннолетних с девиантным поведением значительным остается число лиц, проживающих в неблагополучных семьях. У многих воспитанников воспитательных колоний в семье существовали разногласия между старшими членами семьи, а также между ними и детьми, выливающиеся в открытые конфликты.

Многие подростки совершали преступление не по причине неблагоприятного стечения обстоятельств, а в силу того, что они постепенно приближались к правонарушению в процессе деградации личности.

На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, в которых существуют следующие факторы:

а ) вовлечение несовершеннолетних в наркоманию,

проституцию, занятиями азартными играми;

б) отрицательный пример членов семьи, их аморальный образ жизни, пьянство, скандалы, ссоры, переходящие в драки;

в) воспитание детей бездельниками, эгоистами, тунеядцами;

г) невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам, грубость и деспотизм;

д) наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов и иных вредных пережитков, пренебрежительное отношение к труду и другим важным гражданским обязанностям.

В таких семьях, как способ общения, утвердились аморальность, культ насилия. Взаимное неуважение, грубость, жестокость, откровенный цинизм в межличностных отношениях, становясь привычными для детей, с одной стороны, вызывают у них стойкую ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой – одновременно формируют аналогичные качества и отношения у самих подростков.

Таким образом, одним из негативных обстоятельств в девиантных семьях является неуважение по отношению друг к другу. В бытовом общении используются нецензурные слова, различные оскорбительные выражения, грубый тон и т. п.

Обстановка в этих семьях характеризуется периодическими или протекающими с нарастающей интенсивностью конфликтами, драками, кратковременными или длительными разрывами семейных связей, супружеской неверностью.

Треть подростков живут в семьях, где есть судимые.

На формирование личности подростка в такой семье отрицательно влияет то, что с ним совместно проживают близкие люди, которые ранее были осуждены за те или иные преступления. Около 40% несовершеннолетних преступников являются выходцами из семей, в которых братья или сестры ранее были судимы. Последние нередко становились вовлекателями несовершеннолетних в преступную деятельность.

Обычно агрессором в семье является мужчина, а его жертвами – те, кто слабее. Но если женщины, особенно бездетные, могут избавиться от обидчика путем развода, то у детей такой возможности нет. Они вынуждены терпеть побои и истязания в подавляющем большинстве случаев от собственных родителей.

Поэтому подросток стремится к своим сверстникам, которые объединяются в неформальные группы, убегает из дома. Неформальные группы способствуют распространению алкоголизма, наркотиков, токсикомании в подростков.

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения.

Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках.

По данным МВД РФ идет активизация криминальной деятельности несовершеннолетних.

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели.

Наблюдаются тенденция «омоложения» преступности несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младших возрастов. За 1990 -2000 гг. количество

14-15-летних подростков среди участников преступлений увеличилось более чем на 50%, причем нередко преступления совершаются несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности. По данным МВД РФ, число этих

подростков, доставленных в органы внутренних дел за совершение общественно опасных деяний в 1996 г., превысило 85 тыс.

На настоящий момент имеется значительный рост преступности несовершеннолетних женского пола. За последние два года его темпы увеличились с 11 до 14%, количество девочек-подростков, состоящих на учете в милиции, достигло 50,6 тыс. Несмотря на относительно небольшую распространенность преступности среди девушек (в 1999 г.- 17,3 тыс.), это таит в себе немалую общественную опасность.

Имеется тенденция омолаживания “пьяной” преступности. Каждое пятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Ежегодно более половины всех несовершеннолетних совершают преступления в составе групп. Группы отличаются большой мобильностью, что существенно увеличивает их общественную опасность и криминальную активность.

Возрастает криминальный профессионализм несовершеннолетних преступников.

Источник: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/12/17/osnovnye-prichiny-i-osobennosti-pravonarusheniy-nesovershennoletnimi

Причины подростковой преступности и правонарушений несовершеннолетних

Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: «В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням…» Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них:

Читайте так же:  Разрешении судебного разбирательства

1) Семейное неблагополучие.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Если попытаться квалифицировать семьи «трудных» подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени.

Ко второй группеможно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей.

2) Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, — в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается вповедению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т. Д.). Вспомним, что подросток пришел в преступную группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы «зоны». Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 преступных групп, получили следующие данные:

70% подростков в группах употребляют спиртное;

55% «иногда» хулиганят;

36% защищают в потасовках свою территорию;

52% дерутся с другими группами;

46% допускают в группах «свободную любовь»;

10% готовы достать деньги любым способом.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие – обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

3) Средства массовой коммуникации

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

а) агрессивные стили поведения;

б) приучает к насилию;

в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов.

4) Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

5) Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.

Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

-значимость регулируемых правом общественных отношений;

-размер причинённого вреда или ущерба;

-способ, время и место совершения правонарушения;

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3.КоАП РФ).
Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:
— Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
— Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
— Мелкое хулиганство;
— Мелкое хищение;
— Уничтожение или повреждение чужого имущества;
— Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
— Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
— Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:
Штраф

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.


Источник: http://www.informio.ru/publications/id4254/Prichiny-podrostkovoi
Признаки правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here