Признание безвестно отсутствующим иностранного гражданина

Полезная информация в статье: "Признание безвестно отсутствующим иностранного гражданина" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Статья 1200. Право, подлежащее применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим

Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву.

Комментарий к Ст. 1200 ГК РФ

1. Для признания в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявления физического лица умершим может быть применен исключительно закон суда. Иную коллизионную привязку в данном случае представить себе затруднительно. Закон суда применяется как к основаниям, так и к порядку и последствиям признания физического лица безвестно отсутствующим или объявления физического лица умершим.

Необходимо, однако, отметить, что правила гражданского процессуального права предусматривают возможность обратиться в российский суд с заявлением о признании физического лица безвестно отсутствующим или об объявлении физического лица умершим не во всех случаях. В соответствии со ст. 403 ГПК РФ суды в Российской Федерации рассматривают дела особого производства в случае, если лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее известное место жительства в Российской Федерации, при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации, организаций, имеющих место нахождения в Российской Федерации.

В иных случаях (например, когда пропавший иностранный гражданин имел последнее место жительства за пределами Российской Федерации) заинтересованные лица должны обращаться в компетентный суд иного государства. Необходимо отметить, что институты безвестного отсутствия и объявления лица умершим существенно различаются в современных правовых системах. Как отмечает Л.П. Ануфриева, «право Великобритании и США вообще не знает института объявления лица безвестно отсутствующим» .

———————————
Ануфриева Л.П. Международное частное право: Учебник. В 3 т. Т. 2: Особенная часть. М., 2000. С. 22.

Статья 25 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. устанавливает, что учреждения юстиции каждой из договаривающихся сторон могут признать гражданина другой договаривающейся стороны и иное лицо, проживавшее на ее территории, безвестно отсутствующим или умершим, а также установить факт его смерти по ходатайству проживающих на ее территории заинтересованных лиц, права и интересы которых основаны на законодательстве этой договаривающейся стороны.

2. В соответствии со ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Для объявления лица умершим необходимы иные юридические факты (ст. 45 ГК): если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

На основании ст. 278 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

Вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им. В случае если принято решение об объявлении лица умершим, такое решение является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

Источник: http://stgkrf.ru/1200

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

Как признать человека безвестно отсутствующим

Как признать человека безвестно отсутствующим, поясняет гл. 30 Гражданского процессуального кодекса РФ:

  1. В районный суд по месту своего жительства (нахождения) заинтересованным лицом подается заявление в порядке особого производства.
  2. Термин «заинтересованное лицо» подразумевает, что у заявителя с пропавшим гражданином имеется какая-либо гражданско-правовая, семейная или иная связь, вследствие чего возник интерес признать его безвестно отсутствующим. Об этой связи обязательно указывается в заявлении.
  3. В заявлении также пишется, для чего заявителю нужно признание гражданина пропавшим. Здесь обратим внимание на то, что цель должна носить правовой характер, т. е. иметь связь с правовыми последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим (определение Приморского крайсуда от 10.11.2014 по делу № 33-9888).

Заявитель перечисляет доводы, подтверждающие факт исчезновения ответчика.

  1. Перед подачей заявления нужно оплатить госпошлину 300 руб. (подп. 8 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).
  2. Необходимо приобщить к заявлению справки о розыске из органов внутренних дел и прочие документы, подтверждающие доводы заявителя.

Суд рассматривает дело о признании гражданина безвестно отсутствующим в порядке особого производства.

Срок и условия признания лица пропавшим

Итак, для признания гражданина пропавшим должен пройти год c даты поступления последней информации о месте его нахождения (ст. 42 Гражданского кодекса РФ).

Если день поступления информации о пропавшем установить невозможно, то годичный срок начинает исчисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления информации.

Если невозможно определить месяц исчезновения, то отсчет начинается с 1 января года, следующего за годом получения последних сведений.

Суд, готовясь к рассмотрению дела:

  • определяет круг лиц, показания которых необходимы;
  • отправляет запросы в госорганы на предмет имеющихся у них сведений о пропавшем человеке.

Что касается предмета доказывания, то в него входят:

  • отсутствие официальных сведений в госорганах о месте пребывания или месте работы (решение Пушкиногорского районного суда Псковской области от 28.11.2017 по делу № 2-132/2017);
  • наличие безусловной необходимости признания гражданина пропавшим, т. е. правового интереса у заявителя (определение Приморского краевого суда от 03.09.2014 по делу № 33-7606/2014);
  • отсутствие у гражданина стремления скрывать свое местоположение, например с целью уклонения от уголовной ответственности;
  • официальное подтверждение проведенных розыскных мероприятий, в частности судебными приставами (см. например, решение Красноглинского районного суда г. Самары от 01.12.2017 по делу № 2-2348/2017).
Читайте так же:  Правовое положение некоммерческих партнерств

Последствия признания лица безвестно отсутствующим. Что будет, если такое лицо вернется домой

Признание лица безвестно отсутствующим влечет следующие последствия:

  • имущество передается в доверительное управление лицу, которое за счет этого имущества выполняет денежные обязательства пропавшего; доверительный управляющий определяется органом опеки и попечительства (ст. 43 ГК РФ);
  • прекращают действовать выданные пропавшим доверенности (подп. 5 п. 1 ст. 188 ГК РФ);
  • прекращается трудовой договор с пропавшим работником (п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ);
  • на основании заявления, поданного вторым супругом в ЗАГС, расторгается брак (п. 2 ст. 19 СК РФ);
  • приостанавливается исполнительное производство в отношении пропавшего лица-должника (п. 1 ч. 1 ст. 40 закона «Об исполнительном…» от 02.10.2007 № 229-ФЗ) и т. д.

Согласно ст. 280 ГПК РФ, если гражданин явится или появится информация о месте его пребывания, суд выносит новое решение, которым отменяется:

  • ранее вынесенное решение;
  • управление имуществом этого гражданина.

У лица, явившегося после объявления отсутствующим, имеется риск несения ответственности за последствия такого объявления. В ряде случаев суд может сделать вывод, что вынесение такого судебного решения стало результатом неправомерных действий лица (например, определение Приморского краевого суда от 12.10.2015 по делу № 33-9195/2015).

Подробно о последствиях безвестного отсутствия и о последующей явке гражданина – в статье Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.

Может ли быть гражданин признан безвестно отсутствующим, если он иностранец

Порядок признания безвестно отсутствующим гражданина иностранного государства установлен ст. 403 ГПК РФ.

Так, суды в РФ рассматривают дела, в которых в отношении иностранца подано заявление о признании его пропавшим, если:

  1. Его последнее место жительства было в РФ. Место жительства иностранного гражданина, как известно, — это жилое помещение, по адресу которого он был зарегистрирован в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 2 закона «О миграционном…» от 18.07.2006 № 109-ФЗ.

Если официальной регистрации по месту жительства у иностранца на момент его исчезновения не было, то заявление о признании его пропавшим судом не рассматривается (определение Уренского районного суда Нижегородской области от 24.02.2016 по делу № 2-211/2016).

  1. При установлении данного факта возникнут правовые последствия для живущих в РФ граждан. Например, усыновление ребенка, живущего в России, пропавшие родители которого являются иностранными гражданами (см. решение Майкопского городского суда Республики Адыгеи от 07.12.2015 по делу № 2-5000/2015).

Кроме соблюдения этих двух условий должен пройти общеустановленный срок для признания иностранного гражданина безвестно отсутствующим — год со дня отсутствия информации о месте нахождения лица. Специальные сроки для таких случаев не установлены.

Таким образом, безвестно отсутствующим гражданина могут признать только при соблюдении ряда условий. Это:

  • годичный срок со дня исчезновения человека;
  • безусловная правовая необходимость такого признания;
  • наличие какой-либо связи с пропавшим гражданином (семейной и т. д.).

В отношении безвестно отсутствующих иностранцев добавляются «территориальные» условия: последнее место жительства пропавшего и правовые последствия признания его безвестно отсутствующим должны иметь место на территории РФ.

Источник: http://rusjurist.ru/fizicheskie_lica/poryadok_priznaniya_grazhdanina_bezvestno_otsutstvuyushchim/

Признание иностранного гражданина безвестно отсутствующим

Ст. 403 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает исключительную подсудность дел с участием иностранных лиц.

Суды в Российской Федерации рассматривают дела особого производства в случае, если лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее известное место жительства в Российской Федерации и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации, организаций, имеющих место нахождения в Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 403 ГПК РФ).

Анализ положений данной нормы позволяет сделать вывод, что для рассмотрения судом в Российской Федерации заявления о признании безвестно отсутствующим иностранного гражданина необходимо наличие сведений о последнем известном месте жительстве его в Российской Федерации и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации.

Следовательно, при наличии двух условий заинтересованное лицо, например, мать в интересах ребенка, может обратиться в суд с заявлением о признании безвестно отсутствующим иностранного гражданина.

Примеры из судебной практики, когда применяются положения п. 3 ч. 2 ст. 403 ГПК РФ, — определение Свердловского областного суда от 14.06.2007 по делу № 33-4334/2007, определение Московского областного суда от 22.12.2011 по делу № 33-28921.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном этим законом.

Порядок регистрации по месту жительства иностранных граждан установлен в ст. 16 указанного закона: заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

От признания безвестно отсутствующим иностранного гражданина может зависеть право его ребенка, имеющего место жительства в Российской Федерации, на получение пенсии по случаю потери кормильца. Пример из судебной практики — кассационное определение Тюменского областного суда от 21.12.2011 по делу № 33-6461/2011.

Источник: http://pravo.rg.ru/rubrics/question/1475/

Весть о пропавшем

Не умер, не заболел, а просто куда-то исчез — так можно сказать о гражданах, которые вышли из дома и туда больше не вернулись. Подобных случаев гораздо больше, чем нам кажется. Исчезает, по данным официальной статистики, приблизительно 30-35 тысяч человек ежегодно — население не очень большого провинциального города. Кто-то из ушедших граждан вернется домой, кого-то рано или поздно найдут живым или мертвым, а остальные будут считаться «безвестно отсутствующими».

Вот такой, кстати, немаленькой категорией граждан и занялась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ. В частности, она пересматривала результаты интересного судебного спора — женщина с тремя детьми на руках просила признать ее мужа безвестно отсутствующим. В суде истица, жительница Псковской области, рассказала, что ее муж в 2012 году уехал на Украину, и с тех пор о нем ни слуху ни духу.

Читайте так же:  Сколько стоит генеральная доверенность в россии

Спустя месяц после его отъезда обеспокоенная тем, что супруг не откликается, женщина пошла в правоохранительные органы и написала заявление — исчез муж. Прошло пять лет, и гражданка снова пошла в полицию с аналогичным заявлением — найдите человека. На этот раз она получила ответ, что в полиции супруга ищут, так как подозревают его в совершении преступления. Письмо заканчивалось тем, что полицейские написали следующее: все меры, которые они предприняли, результата так и не дали.

Суду истица объяснила, что у нее на руках оказались три девочки, и она просит суд установить юридический факт, что ее муж «безвестно отсутствующий». Это необходимо, чтобы оформить пенсии на детей по потере кормильца и решить вопрос «о назначении доверительного управляющего для управления и сохранности имущества ее мужа». Городской суд, выслушав гражданку, ей в иске отказал. А областной суд согласился с таким выводом.

Пришлось женщине дойти до Верховного суда РФ.

Там проверили материалы дела, обсудили доводы истицы и заявили, что «есть основания для отмены состоявшихся судебных решений». По мнению Верховного суда РФ, нарушения норм права в этом вердикте допустили и городской, и областной суды.

Вот аргументы Верховного суда. Из материалов дела видно, что истица вышла замуж в 1998 году и в браке родились три дочери. Осенью 2012 года гражданка обратилась в местное ОВД с заявлением об исчезновении мужа. Спустя пять лет принесла туда же аналогичное заявление. В деле есть сообщение следственного управления УМВД по Псковской области датированное 2017 годом. В нем говорится, что еще летом 2012 года было возбуждено уголовное дело и муж истицы в нем значится как обвиняемый, которого объявили в розыск. Сначала в федеральный розыск, потом — в международный. Но так как гражданина не нашли, уголовное дело приостановили. Есть в деле и другие документы из местной полиции. В них сказано, что «в рамках разыскного дела местонахождение гражданина до настоящего времени не установлено». Такие же показания дал в суде и начальник отдела оперативно-разыскной работы местного подразделения полиции. Отказывая гражданке, городской суд заявил, что предоставленной ею информации недостаточно, чтобы признать ее супруга безвестно отсутствующим. На взгляд суда, «имеются основания полагать», что ее муж не пропал, а «умышленно скрывается с целью уклонения от наказания». Областной суд такая аргументация устроила. А вот Верховный суд РФ — нет.

Свои доказательства высокая судебная инстанция начала с того, что напомнила про 42-ю статью Гражданского кодекса. В ней сказано, что гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим по заявлению «заинтересованных лиц», если в течение года по месту его жительства ни у кого нет сведений, где он находится.

Верховный суд подчеркнул: институт признания гражданина безвестно отсутствующим — это удостоверение в суде факта «длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства», если оказались безуспешными попытки найти, где человек обитает и получить хоть какие-то сведения о нем. Суд напомнил: институт признания человека отсутствующим «имеет целью предотвращения» возможных негативных последствий. Причем как для самого пропавшего человека, так и для «других лиц, в том числе имеющих право на получение от него содержания». В этой витиеватой фразе сказано, что признать человека отсутствующим важно для граждан с таким пропавшим человеком связанным, ведь от этого часто зависят какие-то «социальные гарантии в имущественной и неимущественной сфере».

Из материалов дела видно, что с осени 2012 года о пропавшем человеке у близких нет никаких сведений. Это родные подтвердили в суде. Ничего не дали и оперативно-разыскные мероприятия полиции. В городском суде представители соцзащиты и Пенсионного фонда не возражали, чтобы гражданина признать отсутствующим.

В этом деле, подчеркнул Верховный суд, юридически значимым, применительно к 42-й статье Гражданского кодекса было выяснение судом, есть ли какие-либо сведения о том, где гражданин находится. Но городскому суду оказалось достаточным для отказа только то, что супруг находится в розыске и может «умышленно скрываться».

По заявлению Верховного суда РФ, сам по себе факт объявления человека в розыск из-за возбуждения уголовного дела без оценки всех сведений, полученных в результате такого розыска, не может быть основанием для отказа в просьбе — признать гражданина безвестно отсутствующим. Это судебные инстанции не учли, заявил Верховный суд. Так что отказ истице Верховный суд назвал «неправомерным». Все решения по этому делу отменены, и Верховный суд велел спор пересмотреть с учетом своих разъяснений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rg.ru/2018/11/19/verhovnyj-sud-obiasnil-kogo-mozhno-priznat-bezvestno-otsutstvuiushchim.html

ВС рассказал, как признать гражданина безвестно отсутствующим

Как доказать отсутствие сведений?

Игорь Юсупин* в июне 2015 года ушел из дома и не вернулся. Предпринятые меры для его поиска результатов не дали. В апреле 2016 года следователь СО ОМВД России по Хасавюрту возбудил в отношении Юсупина уголовное дело за участие в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 ст. 208 УК). Подозреваемого объявили в федеральный и международный розыск. Еще через полтора месяца в отношении Юсупина было возбуждено второе дело – за участие в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК). Стало известно, что мужчина находится на территории Сирийской Арабской Республики и принимает участие в боевых действиях против правительственных войск.

ЗАЯВИТЕЛЬ: Ирина Юсупина*

СУТЬ ДЕЛА: О признании гражданина безвестно отсутствующим

РЕШЕНИЕ: Принятые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции

Спустя некоторое время появились сведения, что Юсупин погиб в Сирии. У него осталось трое детей. Супруга Ирина Юсупина* в 2018 году через суд попросила признать мужа безвестно отсутствующим, чтобы оформить пенсию по потере кормильца. Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан отказал в удовлетворении заявления, Верховный суд Республики Дагестан с ним согласился. Они сочли, что заявительница не представила достаточных и убедительных доказательств отсутствия сведений о месте пребывания Юсупина. Апелляция также подчеркнула: объективных причин считать Юсупина погибшим, как и доказательств его смерти, не имеется.

Тогда Юсупина обратилась в Верховный суд. Тот отметил: юридически значимым обстоятельством является выяснение вопроса о наличии каких-либо сведений о месте пребывания Юсупина за последний год. Для этого суд должен истребовать документы из соответствующих организаций и учреждений по последнему известному месту пребывания, а также информацию о результатах розыска из следственных органов. ВС указал: нижестоящие суды исходили из установленных в рамках уголовного дела обстоятельств, имевших место в 2016 году, тогда как заявление о признании Юсупина безвестно отсутствующим подано в 2018 году. Поэтому ВС отменил ранее принятые акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (№ 20-КГ19-1). Пока еще оно не рассмотрено.

Читайте так же:  Компенсация морального вреда по трудовым спорам

Суд должен запросить документы

Адвокат АБ Яблоков и партнеры Яблоков и партнеры Региональный рейтинг группа Уголовное право 14 место По количеству юристов 31 место По выручке × Любовь Ваганова рассказала: зачастую возможности заявителей по сбору доказательств отсутствия гражданина ограничены и сводятся лишь к обеспечению явки свидетелей. «ВС указывает, что в обязанности суда входит истребование сведений о гражданине из соответствующих организаций: налоговой инспекции, Пенсионного фонда, лечебных учреждений, правоохранительных органов, Росреестра, ЗАГС. При этом ВС подчеркивает: при отсутствии в деле подобной информации отказ в признании гражданина безвестно отсутствующим априори не законен», – отметила Ваганова. «Суд установил, что Юсупин отсутствовал по месту жительства, но не выяснил, есть ли сведения о его местонахождении, хотя этот факт играет определяющую роль. Соответственно, суд должен исправить свои ошибки», – считает руководитель GR-практики юркомпании BMS Law Firm BMS Law Firm Федеральный рейтинг × Дмитрий Лесняк. Он сообщил: многие пользуются простотой признания гражданина безвестно отсутствующим, чтобы снять его с очереди, отнять право на недвижимость перед расселением или лишить родительских прав.

Управляющий партнёр юркомпании Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Региональный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство × Владислав Варшавский напомнил, что ВС уже рассматривал аналогичные дела (№ 91-КГ18-6, № 15-КГ14-8). «В каждом из этих определений ВС указал, что гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК). Также ВС повторил: институт признания гражданина безвестно отсутствующим – это удостоверение в судебном порядке факта длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, если меры по установлению места его пребывания и получению каких-либо сведений о нем оказались безуспешными», – говорит Варшавский.

Определение ВС имеет ключевое значение для формирования судебной практики по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим.

По мнению Вагановой, особое значение имеет указание ВС на необходимость истребования информации о результатах розыска гражданина, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Сам по себе факт объявления гражданина в федеральный розыск не является основанием для отказа в признании его безвестно отсутствующим. «Ранее суды отказывали в удовлетворении подобных заявлений, поскольку гражданин не безвестно отсутствует, а умышленно скрывается от правоохранительных органов с целью избежать уголовной ответственности. Такие решения оборачивались множеством проблем. В моей практике был случай, когда безвестное отсутствие гражданина полностью парализовало работу юрлица, учредителем которого он был. Поэтому ВС подчеркивает: основной целью признания гражданина безвестно отсутствующим является предотвращение негативных последствий для его близких и окружения», – сообщила Ваганова.


Ведущий юрист направления «Налоги и право» ГК Группа компаний SRG Группа компаний SRG Федеральный рейтинг группа Корпоративное право/Слияния и поглощения × Василий Гавриленко считает: «Итоговое решение суда будет напрямую зависеть от той информации, которую предоставят уполномоченные органы, а именно от того факта, хватит ли предоставленной информации для вынесения положительного решения». По мнению Вагановой, шансы на удовлетворение заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим при пересмотре дела очень высоки. Варшавский тоже уверен, что заявленные требования подлежат удовлетворению судом первой инстанции.


Источник: http://pravo.ru/story/212749/

Бесплатная юридическая помощь

Признание иностранного гражданина безвестно отсутствующим рб

Правовед.RU 196 юристов сейчас на сайте Консультируйтесь с юристом онлайн 196 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Здравствуйте! Мне необходимо в интересах несовершеннолетней дочери признать безвестно отсутствующим ее отца, гражданина Узбекистана. Больше 2 лет назад он уехал на Родину и не вернулся до сих пор из-за проблем со здоровьем. Более года я не получаю о нем никаких сведений, он не звонит, хотя раньше звонил, я не могу дозвониться по имеющимся номерам телефонов, уже более полугода они заблокированы, отправляла письмо, не получила ответа. Последнее, что мне о нем известно:должен был ложиться в больницу для проведения серьезной операции. Как раз после этого прервалась связь.

Признание иностранного гражданина безвестно отсутствующим

Дееспособность иностранных граждан

Как признать иностранца безвестно отсутствующим?

Решение суда об объявлении гражданина безвестно отсутствующим или признании его умершим должно иметь мотивировочную часть (ст. 371 ГПК). В решении указываются полные сведения о гражданине, начало безвестного отсутствия или дату смерти.

При обнаружении в последующем места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, или его явки суд выносит новое решение, которым отменяет ранее вынесенное решение. Новое решение является основанием для аннулирования записи о смерти гражданина, объявленного умершим, в книге актов гражданского состояния, а также для отмены мер по охране его имущества.

Лекции гражданское право общая часть республики беларусь

Ст. 403 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает исключительную подсудность дел с участием иностранных лиц. Суды в Российской Федерации рассматривают дела особого производства в случае, если лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее известное место жительства в Российской Федерации и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации, организаций, имеющих место нахождения в Российской Федерации (п.

3 ч. 2 ст. 403 ГПК РФ).

Вопрос № 916 сроки признания без вести пропавшим

На основании ст.ст. 38 и 41 ГК решением суда гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, а также объявлен умершим. Особенности рассмотрения судами дел о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим предусмотрены ст. ст. 368-372 ГПК. В соответствии со ст. 38 ГК гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. В силу ст. 41 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, в течение шести месяцев.

3. правоспособность иностранных граждан

Право ряда государств не признает принцип объявления лица отсутствующим или умершим. В этих государствах возможно лишь в рамках судебного производства по конкретному делу вынести судебное определение о безвестном отсутствии лица, которое будет иметь значение только для данного дела, но не для других отношений.
В Республике Беларусь признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим подчиняется праву страны суда (ст.1105 ГК). Признать безвестно отсутствующим или объявить умершим можно только постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранного гражданина.

Читайте так же:  Госпошлина за заявление о выдаче судебного приказа

Анализ положений данной нормы позволяет сделать вывод, что для рассмотрения судом в Российской Федерации заявления о признании безвестно отсутствующим иностранного гражданина необходимо наличие сведений о последнем известном месте жительстве его в Российской Федерации и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации. Следовательно, при наличии двух условий заинтересованное лицо, например, мать в интересах ребенка, может обратиться в суд с заявлением о признании безвестно отсутствующим иностранного гражданина.

Примеры из судебной практики, когда применяются положения п. 3 ч. 2 ст. 403 ГПК РФ, — определение Свердловского областного суда от 14.06.2007 по делу № 33-4334/2007, определение Московского областного суда от 22.12.2011 по делу № 33-28921. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.

Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном этим законом. Порядок регистрации по месту жительства иностранных граждан установлен в ст.

16 указанного закона: заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
Расторжение браков между гражданами Республики Беларусь, совершенное вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признается действительным в Республике Беларусь, если оба супруга в момент расторжения брака проживали вне пределов Республики Беларусь. Расторжение браков между иностранными гражданами, совершенное вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признается действительным в Республике Беларусь. Дела о расторжении брака постоянно проживающих за границей граждан Республики Беларусь с постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь супругами независимо от гражданства последних могут рассматриваться судами Республики Беларусь по поручению Верховного Суда Республики Беларусь.

Источник: http://strahovanie58.ru/priznanie-inostrannogo-grazhdanina-bezvestno-otsutstvuyushhim-rb/

Как признать иностранца безвестно отсутствующим

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Налоговая тайна в системе мер защиты экономической информации

2. Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники

3. Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

Список использованной литературы

У любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким секретам относится, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях. Утечка секретной информации или разглашение коммерческой тайны могут обернуться для организации убытками. К тому же может привести и распространение сведений, составляющих налоговую тайну. Законодательство четко определяет, с помощью каких мер обеспечивается охрана налоговой тайны, и какие меры ответственности могут быть применены к виновным в ее разглашении.

Что такое конфиденциальная информация, определяет Федеральный закон от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно этому закону, конфиденциальной может быть признана лишь такая информация, которая документально закреплена.

Понятие налоговой тайны введено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ). Согласно статье 102 ПК РФ, под налоговой тайной понимаются сведения о налогоплательщике, полученные налоговой инспекцией, органом налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда, таможенным органом при осуществлении налогового контроля (либо из сведений, представленных самими организациями) или при обмене информацией между указанными органами.

Режим хранения сведений, составляющих налоговую тайну, и доступа к ним устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Налогоплательщик вправе требовать, чтобы налоговые органы соблюдали порядок хранения налоговой тайны. Кроме того, налогоплательщики вправе осведомиться, какие сведения о них имеются у налоговых органов, и ознакомиться с этими сведениями. налоговый таможенный законодательство

1. Налоговая тайна в системе мер защиты экономической информации

На основании п.1 ст.102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Статья 102 НК РФ о налоговой тайне распространяется на все налоговые органы, которые в равной степени несут ответственность за разглашение налоговой тайны.

В соответствии с п.1 ст.30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а на основании п.3 ст.82 НК РФ налоговые, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Именно экономическая информация составляет основу информации, необходимой для налогообложения, т. е. налоговозначимой информации. Термин «экономическая информация» является достаточно широко употребимым, под ним подразумевается информация о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ См.: Басовский Л. Е. Теория экономического анализа: Учеб. пособие. М., 2001. С. 26..

Читайте так же:  Виндикационный иск срок исковой давности

Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов См.: Ясин Е. Г. Теория информации и экономические исследования. М., 1970. С. 28.. Экономическая информация может быть общедоступной или конфиденциальной. Последняя защищается в режиме нескольких видов (разновидностей) тайн, включая государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую тайны и тайну страхования. Эти тайны, принимая во внимание объединяющий их объект, можно рассматривать как смежные.

Видимо, из-за наличия подобных угроз законодатели посчитали необходимым дополнить систему защиты экономической информации режимом налоговой тайны. В юридической литературе отмечается, что «во-первых, в системе российского налогового права законодательно закреплен новый правовой институт — налоговая тайна, основной целью которого является создание комплексной правовой защиты информации о налогоплательщике, полученной налоговыми органами при осуществлении своих полномочий; и, во-вторых, существенной новеллой является признание налоговой тайны общим принципом налогообложения» См.: Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд., перераб. доп. М., 2001. С. 64—65..

Известно, что обязанность по уплате того или иного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения у него соответствующего объекта налогообложения. В теории же налогового права объект налогообложения определяется как юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), которые в соответствии с налоговым законом обусловливают обязанность по уплате налога. Объекты налогообложения специалисты связывают с юридическими фактами, представляющими собой правомерные действия. См.: Костенко М. Ю. О толковании положений статьи 102 «Налоговая тайна» НК РФ // Ваш налоговый адвокат. Консультации, рекомендации: Налоговые правонарушения: ответственность. Под ред. С. 1. Пепеляева. М., 2000. Вып. 1(11). С. 85.

К числу таких действий, например, относятся: принятие наследства, приобретение права собственности на имущество, получение разрешения на осуществление определенных видов деятельности, реализация подакцизной продукции, покупка наличной иностранной валюты, получение прибыли (дохода) и др. Указанные юридические факты могут возникать в процессе производства материальных и нематериальных благ, их обращения и потребления См.: Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекции. М., 2001. С. 44, 105.. По мнению отдельных авторов, «налоговые обязательства субъектов предпринимательской деятельности в большинстве случае являются прямым следствием именно их предпринимательской деятельности и тем самым воспринимаются как неразрывно с ней связанные» См.: Витрянский В. В., Герасименко С. А. Указ. соч. С. 4.. Отмечается также, что источником уплаты любого налога выступает доход лица, являющийся (как правило) результатом его экономической деятельности. См.: Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. С. 141.

Следовательно, интересующая нас информация преимущественно носит экономический характер и в первую очередь включает в себя сведения о финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также о трудовой деятельности физических лиц. При установлении режима налоговой тайны использовался подход, который не предусматривает установление какого-либо перечня защищаемой информации, определяются лишь ее конфиденты, т. е. физические лица и организации, которым в профессиональной деятельности, по договору или на ином законном основании становятся известны сведения, которые они обязаны сохранять в тайне. В данном случае вполне позволительно вести речь о профессиональной тайне указанных лиц. Подобным образом сконструированы также нотариальная, адвокатская, аудиторская тайны.

Основное отличие налоговой тайны заключается в том, что конфидентами в данном случае обозначены не частные практики и коммерческие организации, а соответствующие государственные органы, их должностные лица, а также привлекаемые ими специалисты и эксперты. Поэтому сведения, составляющие налоговую тайну, следует относить к профессиональной тайне сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и лиц, содействующих налоговому администрированию.

2. Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники

Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения. Однако при этом определено, что налоговую тайну составляют не все сведения, полученные указанными органами, а только те из них, которые касаются налогоплательщиков. Отдельные специалисты не без оснований полагают, что «к налоговой тайне следует относить информацию не только о налогоплательщиках, но и об иных лицах — налоговых агентах, банках, представителях и других лицах, которые вправе претендовать на сохранение тайны о них. Поэтому в условиях явного пробела в ст. 102 Кодекса в отношении данных лиц следует применять аналогию». См.: Брызгалин А. В., Берник Б. Р., Головкин А. Н. Комментарий к НК РФ, части первой с постатейными материалами официальных органов / Под ред. А. В. Брызгалина, А. Н. Головкина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 641.

Кроме того, из содержания статьи следует, что налоговая тайна, в частности, включает производственную или коммерческую тайну налогоплательщика. Однако, судя по всему, защищаемой в их режимах информацией содержание налоговой тайны не ограничивается.

Подобный подход позволяет получить лишь очень приблизительное представление о содержании информации, которая защищается в режиме налоговой тайны. В познавательных целях попытаемся сделать необходимые уточнения, основываясь на анализе соответствующих положений законодательства о налогах и сборах.

Комментируя ст. 102 НК РФ, С. Д. Шаталов отмечает: «Чтобы гарантировать налогоплательщику конфиденциальность представляемой им в налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов (далее — контролируюшие органы), а также собираемой о нем контролирующими органами информации, в частности, для того, чтобы она не могла попасть к конкурентам или криминальным элементам, рассматриваем 351 статья предусматривает, что большинство сведений о нем квалифицируются как составляющие налоговую тайну и, следовательно, защищаются контролирующими органами от распространения и несанкционированного доступа. Рассматриваемая статья «закрывает» все сведения о налогоплательщике за исключением прямо поименованных». Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный): Учеб. пособие сост. и авт. коммент. С. Д. Шаталов. М., 1999. С. 490.

Действительно, юридическая конструкция налоговой тайны включает перечень сведений, которые однозначно к числу защищаемых не относятся. Таковыми, в частности, являются сведения:

— разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

— об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://region-law.ru/kak-priznat-inostrantsa-bezvestno-otsutstvuyushhim

Признание безвестно отсутствующим иностранного гражданина
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here