Содержание
- 1 Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 2 Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 3 Материалы по опыту работы по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних
- 4 ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ — статья
- 5 Профилактика детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 6 Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 7 Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Источник: http://base.garant.ru/12116087/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/
Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ в пункт 3 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица и Рекомендации по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность (направлены письмом Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. N 07-7453)
См. также Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, направленные письмом Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 г. N ВФ-1376/06
О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними см. приказ Минтруда РФ и МВД РФ от 20 июня 2003 г. N 147/481
Источник: http://base.garant.ru/12116087/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/
Материалы по опыту работы по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних
Поиски путей решения многочисленных проблем современного ребёнка лежат в основе работы школы по профилактике правонарушений среди учащихся.
Как сказано в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с асоциальными подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Исходя из этого, наша школа ищет новые пути и формы работы, расширяя взаимодействие с социумом, находясь в тесном контакте с Управлением образования МО «Холмогорский муниципальный район», комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, районным отделом опеки и попечительства, комплексным центром социального обслуживания, центрам социальной реабилитации для несовершеннолетних и их семей «Радуга» города Архангельска, администрацией сельского поселения.
Свою работу социальный педагог осуществляет в рамках действующего законодательства РФ и в соответствии с нормами международного права, руководствуется нормативно-правовой базой для защиты прав детей в образовательной организации.
Социально-педагогическая деятельность направлена на оказание помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, попавшему в трудную жизненную ситуацию адаптации его в обществе, обеспечение конституционных прав детей, осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности.
В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:
- профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
- защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
- организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
Исходя из этих функций, деятельность социального педагога осуществлялась по следующим направлениям.
1. Анализ вновь прибывшего контингента учащихся и обновление банка данных по категориям детей.
Ежегодно на начало учебного года в документации классного руководителя особое внимание уделено составлению социального паспорта класса по прилагаемой форме (приложение №1). На основе данной информации составляется списки и их семей (Приложение №2) социальный паспорт школы (приложение №3).
2. Организация питания для учащихся из малообеспеченных и многодетных семей. В течение всего учебного года организуется помощь по оформлению документов на оказание материальной помощи через ОСЗН для выделения денежной суммы на питание детей. Ежемесячно в управление образования предоставлялся отчет по организации питания в школе.
3. Организуется посещение семей состоящих на профилактических учетах, а также детей, проживающих в замещающих семьях. При посещении составление актов жилищно-бытовых (приложение №4). Ведется журнал посещений, так по итогам:
— 2014-2015 учебного года организовано 108 посещений;
— 2015-2016 учебного года организовано 148 посещений;
— 2016-2017 учебного года организовано 113 посещений.
При выявлении ненадлежащего выполнения родительских обязанностей родителями в отношении своих детей, информация незамедлительно отправляется в органы системы профилактики.
4. Контроль за пропусками уроков без уважительной причины. Осуществляется через ежедневный контроль опаздывающих учащихся на первый урок. Ежемесячные отчеты классных руководителей по посещаемости учащихся (приложение№5). На основании данных отчетов составляется справка по итогам месяца (приложение №6)
5. Организация работы школьного Совета профилактики. Согласно плана работы социального педагога. По итогам каждого заседания составляется протокол.
— 2014-2015 учебном году проведено 9 заседаний, было приглашено 40 учащийся с родителями;
— 2015-2016 учебном году проведено 7 заседаний было приглашено 32 учащийся с родителями;
— 2016-2017 учебном году проведено 7 заседаний было приглашено 24 учащийся с родителями.
6. Еженедельно проводится родительский патруль. По итогам проведения рейда заполняется журнал. При выявлении нарушений составляется справка по итогам рейда (приложение №7) и отправляется информация в КДН и ЗП. По итогам трех лет было проведено:
— 2014-2015 учебного года организовано 37 рейдов, приняло участие 80 родителей;
— 2015-2016 учебного года организовано 34 рейдов, приняло участие 79 родителей;
— 2016-2017 учебного года организовано 36 рейдов, приняло участие 84 родителя;
7. Организуется совместная работа с ведомствами, социальный педагог работает в тесном контакте с КДН и ЗП, специалистами органа опеки и попечительства, инспектором ПДН ОМВД России по Холмогорскому району, социальным педагогам ГБСУ АО «Приморский СРЦН «РАДУГА», педагогами-психологами АРОО Кризисный Центр «Надежда», сотрудниками прокуратуры Холмогорского района.
8. В рамках профилактики и предупреждения правонарушений в фойе школы оформлен стенд с информацией о правах и обязанностях несовершеннолетних, также указаны телефоны учреждений, куда могут обратиться родители и дети по той или иной возникшей проблеме.
9. В течение учебного года проходят различные внеклассные мероприятия, направленные на безопасность и профилактику правонарушений учащимися. Один раз в четверть проходят Дни правовых знаний с приглашением сотрудников ведомств и учреждений с. Холмогоры, на которых обсуждаются различные темы по предупреждению правонарушений и безопасности жизни и здоровья детей:
1-4 классы – «Правила поведения в школе», «Правила поведения вблизи рек и водоёмов», ««Поговорим о дружбе», «Каждый человек достоин уважения» «Вирус сквернословия» (профилактика правонарушений), «Безопасное поведение на улицах и дорогах», «Что такое Интернет?», «Воспитание здоровых привычек».
5-7 классы — «Конфликты в нашей жизни» (профилактика правонарушений), «Новогодние праздники кроме веселья, таят в себе и много опасностей», «Мы в ответе за свои поступки!», «Семья и семейные ценности», «Как вести себя на улице, дороге».
8-9 классы — «Алкоголь и подросток» (профилактика употребление ПАВ), «Подростковая жестокость и агрессия» «Вирус сквернословия», «Профориентация», «За компанию» (профилактика правонарушений), «Правила поведения в сети Интернет», «Что такое экстремизм?».
10-11 классы – «STOP ВИЧ/СПИД», «Профориентация», «Хочешь быть здоров-будь им!» (профилактика употребление ПАВ), «Есть такая профессия Родину защищать!», «Экстремизм в молодежной среде».
С учащимися, состоящими на профилактических учетах, проводится такая форма как тренинг. При проведении такого мероприятия, как тренинг-беседа «На пороге жизни» социальный педагог раскрывает такие понятия как проступок и преступление.
Затем дается задание учащимся оценить по пятибалльной шкале их следующую деятельность: успеваемость по предметам, пропуски уроков, посещение кружков и секций и поведение в школе. Так как при написании характеристики для снятия с учёта необходимо отметить именно эту деятельность подростка.
Пример одного из графиков на первоначальном этапе.
На другом занятии отмечаются права и обязанности учащихся.
Мы стараемся воспитать у учащихся осознание того, что «Только слабые совершают преступления, сильному и счастливому они не к чему».
Источник: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/666690/
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ — статья
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Профилактика детской безнадзорности и правонарушений
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Поэтому мы еще раз сегодня стремимся обратить внимание на наиболее трудные вопросы развития и воспитания детей, дать научно-практический анализ проблем детской безнадзорности и преступности.
Жизненная социальная среда требует от педагогов необходимости поиска новых, более эффективных методов воспитания детей и применение этих методов на практике.
Технократизм, бездуховность, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров создает реальный гуманистический кризис человечества, оказывающий заметное влияние на жизнь и поведение молодого поколения. Вызывает тревогу физическое состояние и здоровье детей, велико число детей и подростков с отклонениями в психическом развитии, с психическими расстройствами, ухудшаются условия жизни и воспитания детей в родном доме, увеличивается преступность среди школьников. Утрата идеалов, пессимистическое восприятие жизни, усиление отрыва от взрослых, негативное отношение к понятиям гражданского долга, ответственности повлекло за собой стремление к «легкой жизни», обогащение за счет рэкетирства, незаконных действий, детской спекуляции. Происходит резкий спад интереса молодежи к высокому искусству: музыке, театру, живописи, литературе. Усиливается тяга к тоталитарным решениям, культу силы, алкоголю, наркотикам. Остаточный принцип финансирования школ, слабая материально-техническая база многих учебных заведений, необходимых для реализации и развития способностей учащихся, формирования ориентиров для жизненного самоопределения не способствуют созданию условий для решения воспитательно — профилактических задач.
Решение существующих проблем возможно, если вопросы воспитания и образования станут государственным приоритетом. Педагоги, в свою очередь, должны думать над совершенствованием учебно-воспитательного процесса как основной формы работы и профилактики.
Наш педагогический коллектив ориентирован на гуманистическое начало воспитательной системы, решительный поворот к личности учащегося, где акцент переносится на индивидуальную работу с учеником, разработку альтернативных коррекционных программ воспитания в зависимости от состояния интеллектуального развития детей с психодефектами и психопатологией, специфики их творческих индивидуальных возможностей и особенностей, сложившихся в школе трудовых, культурно-духовных традиций. Для этого педагоги располагают необходимым комплексом специальных диагностических и коррекционных методик работы с личностью, социально-психологическим паспортом класса, группы. Помощь педагогам в изучении потребностей, индивидуальных особенностей детей, разработке психодиагностических методик и тестов, в организации индивидуальной работы и установлении педагогического контакта и педагогического сотрудничества в различных формах его интерпретации оказывает практический педагог-психолог школы. Консультирование педагогов по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагоги-ческой реабилитации детей, попавших в социально опасное положение, осуществляет социальный педагог.
Основополагающим документом в построении воспитательно-профилактической работы является раздел годового перспективного плана, с которым знакомы все педагоги и который принимается на августовском педсовете. Кроме того, на протяжении учебного года эта деятельность планируется и выполняется оперативно в рамках тематических акций, операций, месячников, дней профилактики, например, «В XXI век без наркотиков», «Безнадзорник», «Внимание, семья», «ГИБДД детям», «За здоровый образ жизни», «Беречь здоровья дар», «Юный гражданин и общество», «Профилактика негативных зависимостей», «Забота», «Чтобы ты не попал в беду», «Подросток и закон» и др.
Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в направлении профилактической деятельности, являются:
– предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий учащихся, выявление и по мере возможности устранение причин и условий, способствующих этому;
– разработка и внедрение вариативных интересных, эффективных форм досуговой деятельности и активной занятости учащихся на основе изучения интересов, потребностей учащихся и опоры на показатели корригирующей диагностики;
– выявление и пресечение случаев вовлечения детей в совершение преступлений и антиобщественных действий через педагогические наблюдения и педагогические расследования;
– обеспечение защиты прав и интересов детей, социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в социально опасном положении.
К основным направлениям деятельности педагогов по профилактике относятся:
– социальная, педагогическая, психологическая, медицинская диагностика;
– социальная поддержка ребенка и его семьи;
– социальный и педагогический контроль за условиями воспитания учащихся родителями и лицами, их заменяющими;
– социальная и педагогическая реабилитация детей в условиях школы-интерната;
– психопрофилактика и психогигиена.
Одной из приоритетных форм воспитания в нашей школе является индивидуальная профилактическая работа, которая скрупулезно проводится в отношении учащихся, состоящих на учете по всем категориям.
Большое значение и место в работе педагогического коллектива занимает обеспечение педагогов основами методологического базиса.
Итак, с какими трудностями сталкивается педагоги, работающие с детьми девиантного поведения и каковы пути преодоления этих трудностей?
Значит, одной из глобальных причин, влияющих на ненормальное поведение детей, является проблема родительской несостоятельности, их педагогической непросвещенности, неграмотности.
Наш с вами опыт показывает, что значительная часть родителей не имеет должного представления о своеобразии детского воспитания и развития. Одни родители сознательно, другие – по неведению не уделяют серьезного внимания воспитанию своих детей в семье. И нередко ошибки в воспитании, кажущиеся большинству родителей незначительными, приводят на более поздней стадии развития ребенка к неожиданным последствиям. И когда дети попадают к нам, нам приходится уже решать родительские проблемы: растет число родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, которые не могут руководить действиями ребенка, у них нет с ним контакта.
Происходит так потому, что родители не понимают тех изменений, которые происходят в развитии их детей, неверно реагируют на различные неприятные явления в их поведении, не находят им правильной оценки. Поэтому мы не можем совершенно устранить с помощью даже правильной профилактики те изъяны и пробелы воспитания, с которыми к нам поступили дети. Несомненно, многое зависит от созданных ранее положительных предпосылок и, безусловно, очень нелегко исправлять уже совершенные ошибки в воспитании, что чаще всего нам и приходится делать.
Проблема девиантного поведения и склонности к правонарушениям объясняется и психологическими особенностями, а часто и психологической патологией детей. Нередко мы наблюдаем опустошение или притупленность чувств у наших детей, замкнутость, духовную пустоту, нежелание общаться, тянуться к людям. У таких детей отсутствует «модель», по которой формируются эмоциональные, социальные связи, что приводит к бесчувственности, цинизму.
а) дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, для которых с младенческого возраста отрицательным фактором воспитания являлась атмосфера дома, которая решающим образом воздействовала на самочувствие детей, на их неупорядоченность жизни, скрытность, враждебность, осознание своей ненужности даже близким людям. У этих детей, лишенных детства в спокойной, гармоничной атмосфере, у которых нервная система не обрела сопротивляемость, для которых добрая человеческая воля органично не вошла в их жизненные представления, какое досталось воспитательное наследство и какой получен жизненный опыт. Ребенок, с детства не приученный признавать родительский авторитет, не привыкший ощущать заботу и внимание родителей, чувствовать, что он не брошен на произвол судьбы, также продолжает не признавать авторитет педагога, игнорирует педагогическое внимание к нему, принимая это уже как придирство, докучивание, домогательство по отношению к нему. Такие дети противостоят и сопротивляются не только предлагаемым формам досуга, но и урочной деятельности.
б) учащиеся, проживающие в семьях, оказавшихся в социально опасном положении, в которых нормой является пьянство, смена жен, мужей, терзающие родительские споры, нецензурщина, драки, безразличие к детям, грубость, жестокость. Реакции на тяжелые впечатления детей, каждое неприятное событие в таких семьях на долгое время, если не навсегда, приводит ребенка к психическим расстройствам, проявлению такого свойства эмоциональной конституции ребенка, как амбивалентность – озлобление к отцу, матери, а затем ко всем взрослым, выражающееся в неподчинении, враждебности, наличию такого явления, как детская грубость, драчливость. Все эти качества не являются врожденным инстинктом человека, но они легко возникают тогда, когда с самим ребенком обращаются грубо там, где детей бьют дома.
в) дети родителей-инвалидов, не способные дать полноценное воспитание своим детям.
В воспитании велико значение особенности отдельных возрастов. Есть воспитательные задачи, которые актуальны для любого возраста, а есть такие, которые оптимально привязаны к определенному возрасту. И если эти «привязанные» задачи не будут выполнены своевременно, то позже их будет труднее решать, и это упущение может оказать отрицательное воздействие на ход всего процесса формирования личности.
У детей вышеназванных категорий воспитательный вакуум, то место, обстоятельства, условия, которые могли бы развить с помощью воспитания и создания социальных условий для их проявления положительные нормированные черты у детей 7–10 лет, заняли простор для развития вредных качеств, поведенческих аномалий и дурных свойств характера, эмоциональных взрывов. Особенностью периода младшего школьного возраста становится возможность максимально оказать воспитательное влияние, так как ребенок максимально способен принять все, впитать в себя и воспроизвести в деятельности, поступках.
Если этот процесс не регулировался, был пущен на самотек либо насыщен негативным влиянием, то приступать к реализации воспитательных задач следующего возрастного этапа бессмысленно, упущено время и индивидуальные возрастные возможности, что научно доказано специалистами возрастной педагогики и психологии. Мы пытаемся, мы совершаем педагогические усилия, желая наверстать потерянное, но перевоспиты-вать гораздо труднее, чем воспитывать.
Кардинально мы сложившуюся в обществе ситуацию с детской беспризорностью не изменим, но ответственности с себя за нынешнее положение дел с детьми мы не снимаем, будем продолжать в нашем учреждении запланированную реализацию системы воспитательно-профилактической работы, будем стараться совершенствовать ее, а главное, конечно, будем в первую очередь помогать детям, спасать детей, оберегать их от несчастий.
В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на утверждения польского педагога Януша Корчака о проблеме «трудных» детей:
«Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта, добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании? …Воспитание – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…».
«Трудные» дети – это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детсаду – воспитателям, в школе – учителям. Тем не менее, чаще нужно задумываться над тем, каждый ли ребенок действительно трудновоспитуемый? Есть ли гарантии правильности наших педагогических воздействий?
«По своей трудности это дело доступно каждому человеку, – находим у А. С. Макаренко. – …Хорошо воспитать ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а, кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое».
Так что будем плодотворно, усиленно, старательно заниматься с вами этим благородным делом.
Источник: http://www.metod-kopilka.ru/profilaktika_detskoy_beznadzornosti_i_pravonarusheniy_-_statya-37895.htm
Профилактика детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
По согласованию с инспектором ПДН
Вовлечение обучающихся в объединения дополнительного образования
3. Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учёта
Выявление интересов потребностей, трудностей в учебе подопечных детей, подростков, опекуны которых не обеспечивают их надлежащим воспитанием. Посещение семьи по месту жительства
Индивидуальные профилактические беседы с подростками
Работа классных руководителей по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин:
- неадекватного поведения
- дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости
- изучение семейных взаимоотношений, социального окружения
Выполнение ФЗ РФ «Об образовании», контроль над посещением и подготовкой к урокам
Вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность через реализацию программ и программных мероприятий
Индивидуальные консультации совместно с инспектором ПДН
Организация каникулярного времени детей «группы риска», трудоустройство на работу
Перед каникулами (в течение года)
Рассмотрение персональных дел на заседании школьного Совета профилактики
4. Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия
Совместный рейд с ПДН по посещению семей «трудных» учащихся и неблагополучных семей
Проведение цикла профилактических бесед об ответственности
родителей за воспитание детей
Во время рейдов, месячников профилактики,
Выявление неблагополучных семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование банка данных по семьям.
Индивидуальные семейные консультации
Рассмотрение дел родителей, которые не обеспечивают надлежащим образом воспитание своих детей на заседании школьного Совета профилактики
5. Работа с педагогическими кадрами
Сверка обучающихся, неблагополучных семей, учащихся группы риска
Совместно с классными руководителями, руководителями кружков и секций провести работу по охвату «трудных» подростков, детей, оставшихся без попечения родителей, кружками, спортивными секциями и другими видами внеклассной работы
6. Участие в районных, муниципальных профилактических мероприятиях
Участие в реализации муниципальных программ:
- предупреждение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
- профилактика наркомании и табакокурения, алкоголя
Участие в межведомственных комплексных операциях:
- Подросток
- Защита
- Дети улиц
- Без наркотиков
- За здоровый образ жизни
- Образование всем детям
По плану РОО и КДН
7. Профилактика наркомании, негативных привычек, безнадзорности и правонарушений
Планирование работы по профилактике наркомании, негативных привычек, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Изучение отношения детей к проблемам наркомании
Месячник по профилактике
Встречи со специалистами во время проведения месячников, дней профилактики
Классные часы нравственности (профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений)
1 раз в четверть
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
8. Диагностика и социометрия
Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей
Психодиагностика уровня адаптации обучающихся 5 классов
Изучение потребности в рабочих местах для учащихся в летний период
Консультирование родителей учащихся, имеющих трудности в развитии и отклонения в поведении
Консультирование родителей учащихся, состоящих на различных видах учёта
10. Методическая работа
Участие в семинарах, педсоветах
Работа с периодическими изданиями, изучение нормативно – правовой базы
Оформление отчётной документации
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы
- появление у подростков устойчивых интересов
- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД
- уменьшение количества детей «группы риска»
- уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска»
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия
Конечный результат реализации программы
Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе
Источник: http://74335s012.edusite.ru/p46aa1.html
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Анализ работы по профилактике правонарушений
Общий контингент на 01.09.201 7 — 7 30человек
Общий контингент на 01. 06.2018- 719человек
Из них состоящих на учете в ПДН
3 чел (0,4%)
Из них состоящих на учете в ПДН
3чел (0,4%)
Учащихся , состоящих на внутреннем контроле
Учащихся , состоящих на внутреннем контроле
Находящиеся, в трудной жизненной ситуации-
Находящиеся, в трудной жизненной ситуации-
Находящиеся в социально-опасном положении
Находящиеся в социально-опасном положении
План основных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Ответственный
Организация досуга и занятости обучающихся:
Мониторинг изучения интересов и потребностей обучающихся.
Организация досуга обучающихся, состоящих на учете в ПДН РУВД
Привлечение обучающихся к активным формам досуга.
Заместитель по ВР
Участие обучающихся в организации и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий: конкурсов, праздников, акций, слетов, игр, соревнований)
Заместитель по ВР
Контроль за посещениями обучающимися секций, кружков.
Заместитель по ВР
Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику зависимого поведения обучающихся: проведение цикла бесед, интегрированных уроков, работа старшеклассников-волонтеров.
Заместитель по ВР
Организация и проведение летней оздоровительной кампании.
Организация летнего отдыха обучающихся «группы риска».
Проведение профилактических мероприятий
Анализ работы по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся школы.
Сверка списков несовершеннолетних обучающихся и родителей, состоящих на учете в ПДН РУВД.
Выявление родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, своевременное информирование ПДН РУВД.
Раннее выявление и учет обучающихся, склонных к совершению правонарушений, преступлений и безнадзорности («группа риска»).
Выявление обучающихся, не посещающих школу по неуважительным причинам, профилактическая работа с ними, своевременное информирование ОО, КДН и ЗП, ПДН РУВД.
Профилактическая работа по предупреждению правонарушений и безнадзорности обучающихся, своевременное информирование ОО, КДН и ЗП, ПДН РУВД.
Заместитель по ВР
Составление социального паспорта школы.
1 раз в четверть
Заместитель по ВР
Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику агрессивного поведения и проявления экстремизма обучающимися.
Ведение базы данных подростков, состоящих на учете в ПДН РУВД, рассмотренных на КДН и ЗП района.
Участие в заседаниях КДН и ЗП.
Заместитель по ВР
Контроль за своевременным снятием с учета обучающихся, состоящих на учете в ОДН РУВД, имеющих положительную динамику в поведении, учебе.
1 раз в полугодие
Ведение отчетности по обучающимся, состоящим на учете в ПДН РУВД, «внутришкольном» учете (школьная карта на учащегося).
Подготовка и направление документов в КДН и ЗП.
Информационное, методическое и организационное обеспечение профилактических мероприятий
Повышение квалификации специалистов воспитательной школьной службы (в т.ч. службы сопровождения), учителей.
Заместитель по ВР
Участие в обучающих семинарах, курсах, лекциях для специалистов воспитательной школьной службы (в т.ч. службы сопровождения), учителей по вопросам:
· профилактики школьной дезадаптации;
· профилактики употребления ПАВ;
· организации работы по профилактике асоциального поведения детей и подростков;
· взаимодействия с агрессивным ребенком.
Заместитель по ВР
Организация и проведение тематических родительских собраний.
Заместитель по ВР
План работы с неблагополучными детьми на 2018-2019 уч. год.
1.Выявление неблагополучных детей и семей.
3.Постановка на учет.
Посещение на дому Кл. руководителями и членами родительского комитета, получение информации от ОДН, участкового милиционера, кл. руководителей, родителей.
Кл. руководители, социальный педагог.
1.Вовлечение учащихся в кружки и секции.
2.Вовлечение во внеклассную работу.
3.Организация банка данных о занятости учащихся во внеурочное время.
4.Досуговая карта района и школы.
5.Индивидуальная работа с трудными подростками психолога и социального педагога.
Индивидуальное собеседование учащихся с кл. руководителем, социальным педагогом, психологом.
Кл. руководители, психолог, социальный педагог, ИМЦ, ЦПМСС.
1.Организация досуга на каникулах.
2.Профилактическая работа с подростками.
3.Встреча с инспектором ОДН или участковым милиционером.
Собеседование с учащимися, анкетирование, тестирование, информационно-разъяснительная встреча.
Зам.директора по ВР
1. Патронаж учащихся социально неблагополучных семей на дому.
2.Профилактическая работа с подростками.
4.Организация работы и отдыха учащихся в рождественские каникулы.
Посещение на дому. Анкетирование. Беседы.
социальный педагог, психолог, инспектор ОДН.
1.Встреча с инспектором ОДН.
2.Профилактическая беседа с учащимися.
Беседа с учащимися, разъяснительная деятельность .
Социальный педагог,инспектор ОДН.
1.Профилактическая беседа с учащимися.
2.Встреча с родителями трудных учащихся.
Беседа с учащимися, консультирование родителей.
1.Встреча с инспектором ОДН.
2.Организация и проведение учащимися весенних каникул.
3. «Рейд подросток»
Социальный педагог,инспектор ОДН.
2.Профилактическая беседа с подростками, стоящими на внутрешкольном учете и ОДН.
3.Ранняя профилактика по выявлению неблагополучных подростков.
Выход в адрес к ребенку.
Беседа с учащимися, Кл. руководителями, учителями предметниками, родителями.
кл. руководители, социальный педагог,зам.директора по ВР
2.Организация летней оздоровительной кампании, вовлечение трудных подростков в организованный отдых.
3.Будущее трудных подростков выпускников.
Беседы, собеседования с родителями, профдиагностика.
Кл. руководители, социальный педагог,психолог, ЦПМСС,
План мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений и зависимого поведения,
учащихся ГБОУ СОШ № 545 в 2018-2019 уч.году.
Источник: http://school545.edusite.ru/p33aa1.html
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
.
В соответствии с ФЗ образовательная организация:
выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.
В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений в образовательной организации организуется выявление и учёт воспитанников ДО, школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.
Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.
Педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН и ЗП, ОВД ОДН, внутришкольном учете.
ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
- защита жизни и здоровья детей; профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
- пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
- пропаганда культурно-семейных ценностей;
- оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.
ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
- обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений;
- повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся; координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
- сотрудничество с организациями и службами г. Москвы по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
- осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:
• гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;
• индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
• обеспечения ответственности должностных лиц;
• аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://sch1159s.mskobr.ru/path/by/160
Юрист-консультант по вопросам гражданского права и судопроизводства.
Стаж: 17 лет.