Социально психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних

Полезная информация в статье: "Социально психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних

В основу деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии: человек не только проявляется, но и формируется, развивается, складывается как личность в ходе выполнения им ведущей деятельности, социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех. У старших подростков ведущей деятельностью выступает общение в деятельности. Это последнее положение известный психолог А. В. Петровский конкретизирует следующим образом: личность подростка, юноши формируется в результате последовательного включения его в различающиеся по уровню развития общности (группы).

Первостепенной задачей в профилактике правонарушений несовершеннолетних является изменение структуры их потребностей, интересов посредством включения в общественно полезные виды деятельности, в том числе во внешкольные. Как отмечают П. В. Симонов и П. М. Ершов, «целью истинного воспитания является не «обогащение сферы чувств», а формирование с помощью эмоций такого набора и такой иерархии потребностей, которые окажутся оптимальными и для общества и для самореализации личности. Формирование социально ценной личности — это прежде всего обогащение и возвышение потребностей данного человека».

Теоретической базой для практической деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних выступает закон возвышения потребностей. Сущность этого закона сводится к тому, что по мере удовлетворения физиологических (органических) низших потребностей (в питании, одежде, жилище и др.) на первый план выдвигаются потребности более высокого уровня (качество питания, одежды, жилища, модная одежда и др.). Удовлетворение этих потребностей не является самоцелью, а создает необходимые условия для реализации более высоких социальных потребностей — в общении (дружбе, любви), утверждении себя как личности (достижение признания, уважения, популярности и др.), познании (в приобретении общих мировоззренческих, научно-технических, общественнополитических, художественно-эстетических знаний).

Выше отмечалось, что процесс деморализации с последующей криминализацией личности подростка протекает в условиях отрицательной социальной микросреды — семейного и школьного неблагополучия, в негативных группах сверстников. Эффективность профилактики правонарушений несовершеннолетних целиком зависит от того, в какой мере удается добиться социального оздоровления отмеченной неблагоприятной микросреды, в которой находится подросток.

Источник: http://vuzlit.ru/2312266/sotsialno_psihologicheskie_osnovy_profilaktiki_pravonarusheniy_nesovershennoletnih

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Раскрываются основные научные подходы построения комплексной системы превенции социальных отклонений несовершеннолетних, изучаются специализированные государственные и общественные органы и учреждения, основной задачей которых является профилактика правонарушений не достигших совершеннолетия лиц, защита их прав, и органы, которые осуществляют профилактическую деятельность наряду с иными функциями.

Ключевые слова: административные и иные правонарушения несовершеннолетних, система профилактики правонарушений несовершеннолетних, классификация субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних, специальные субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Превенция [1] безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по своей сути является сложным и неоднозначным явлением, которое можно рассматривать и как одну из задач социального управления, и как вид предупредительной деятельности соответствующих субъектов, и как комплекс профилактических мер общего и специального характера. В то же время разветвленная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является частью или подсистемой существующей в нашем государстве многоуровневой системы борьбы с преступностью и предупреждения административных правонарушений, которая, в свою очередь, входит в систему более высокого уровня — социального регулирования общественной жизни.

По общей классификации субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних их принято разделять на специализированные государственные и общественные органы и учреждения, основной задачей которых является профилактика правонарушений несовершеннолетних и защита их прав, и органы, которые осуществляют профилактическую деятельность наряду с иными функциями.

К специальным субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних относятся:

Ко второй группе субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних можно отнести:

  • — органы государственной власти и местного самоуправления общей компетенции, организующие программирование, планирование, ресурсное обеспечение этой деятельности, контроль за ее результатами и призванные устранить правовой вакуум в сфере регламентации наименее урегулированных нормами права общественных отношений по профилактике правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия;
  • — правоохранительные органы в целом, включая органы прокуратуры и суда;
  • — институты социального воспитания — семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры, спорта и досуга;
  • — учреждения здравоохранения и социального обслуживания;
  • — государственная служба занятости;
  • — негосударственные учреждения (общественные объединения, религиозные организации, ассоциации, фонды), которые в соответствии с их уставами осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних и способствуют утверждению у них здорового образа жизни, содействуют их социальной реабилитации и ресоциализации, взаимодействуют с государственными учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В указанных органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений не достигших восемнадцатилетия лиц. Участие в данной деятельности других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и(или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в широком смысле следует считать совокупность государственных и негосударственных организаций и учреждений, осуществляющих в качестве основной или одной из своих функций деятельность, направленную на формирование позитивной среды социализации молодежи, защиту и охрану ее прав и свобод, коррекцию отклоняющего поведения, реагирование на правонарушения несовершеннолетних предусмотренными законодательством мерами.

На данном этапе деятельности государственной модели профилактики социальных отклонений детей и подростков к субъектам профилактики законодательно отнесены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости и органы внутренних дел [2] .

Читайте так же:  Жалоба на полицию номер

Должностным лицом, координирующим комплексную деятельность в сфере надзора за соблюдением законных прав и интересов лиц, не достигших восемнадцатилетия, является уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка. Необходимость появления федерального института уполномоченного по правам ребенка, вытекающая из целого комплекса международных обязательств России, давно обсуждали специалисты, работающие с детьми и в интересах детей. К настоящему моменту жизнь потребовала его создания ввиду огромного количества вопросов, связанных с обеспечением прав детей, которые находятся на стыке разных ведомств и поэтому трудно решаются.

Итак, с 1 сентября 2009 года в соответствии с указом президента Российской Федерации № 986 [3] в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка.

В функции уполномоченного по правам ребенка входит:

  • — рассмотрение обращений несовершеннолетних правонарушителей;
  • — проведение проверок в местах принудительного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
  • — мониторинг ситуации по обеспечению прав несовершеннолетних правонарушителей;
  • — анализ нормативной правовой базы и правоприменительной практики в субъекте в отношении несовершеннолетних правонарушителей;
  • — инициирование нормативных правовых актов по закреплению дополнительных гарантий защиты прав несовершеннолетних правонарушителей;
  • — поддержка общественных инициатив по реализации проектов, направленных на защиту прав несовершеннолетних правонарушителей;
  • — просветительская деятельность по проблемам защиты прав несовершеннолетних правонарушителей.

Президентом Российской Федерации рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить на местах должность уполномоченного по правам ребенка.

Немаловажная роль в процессе профилактики безнадзорности, административных правонарушений и преступлений лиц, не достигших совершеннолетия, отводится органам внутренних дел в целом и инспекторам по делам несовершеннолетних в частности. Их основными задачами являются:

  • — выявление дезадаптированных несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, нуждающихся в социальной реабилитации, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;
  • — выявление и пресечение деятельности лиц, негативно влияющих на поведение несовершеннолетних, жестоко обращающихся с детьми, вовлекающих их в совершение антиобщественных и противоправных действий;
  • — выявление и проведение индивидуальной профилактической работы с социально неблагополучными семьями;
  • — выявление обстоятельств, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений, административных правонарушений, и принятие мер к их устранению;
  • — привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

Профилактическая функция органов внутренних дел — не только их право, но и прямая обязанность, установленная законом. Например, в федеральном законе Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (принят Государственной думой 28 января 2011 года, одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года) в ст. 2 в числе основных направлений деятельности полиции названы «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений», правда, безотносительно к категории правонарушителей. Ст. 12, где перечисляются обязанности полиции, предписывает участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществлять розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием.

Помимо этого, в ведомственных нормативных документах МВД России профилактика и предупреждение правонарушений органами внутренних дел детализируется и относится к числу приоритетных направлений их деятельности.

Обладая специфическими возможностями по пресечению противоправных действий, сотрудники полиции наделены правом применения целого комплекса самых разнообразных по правовой силе воздействия мер профилактики — от общепрофилактических мер убеждения до специальных мер принуждения. Тем самым органы внутренних дел имеют возможность активно воздействовать на множество негативных криминогенных факторов только им присущими методами.

Подводя итог, выскажемся, что, по нашему мнению, система превенции административных и иных правонарушений несовершеннолетних не может быть унифицированно-стандартизированной для всех субъектов России и должна по возможности максимально учитывать социальные, демографические, национальные и иные особенности регионов Российской Федерации, их кадровый и экономический потенциал.

Источник: http://studref.com/365098/pravo/elementy_sistemy_profilaktiki_beznadzornosti_administrativnyh_inyh_pravonarusheniy_nesovershennoletnih

Тема 3. Психологические основы профилактики преступности несовершеннолетних.

Раздел1. Основы криминальной психологии

Тема 1

Предмет, задачи и система юридической психологии

Семинарское занятие (2 часа)

Цели занятия:

1. сформировать представление о новой учебной дисциплине – юридической психологии.

2. Развить представление о связи юридической психологии с другими науками.

3. привить интерес к изучению юридической психологии.

План занятия:

1. История юридической психологии.

2. Предмет и задачи юридической психологии.

Контрольные вопросы:

1. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли пси­хологических знаний и как учебной дисциплины.

2. Задачи, решаемые юридиче­ской психологией; её роль в формировании личного юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юри­дических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

3. Междисципли­нарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педа­гогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управле­ния, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, кримина­листикой и криминологией.

4. Связь юридической психологии с судебной психи­атрией.

Темы для докладов:

1. Зарождение юридической психологии как науки.

2. Область применения знаний по юридической психологии.

Основное содержание темы:

Предмет юридической психологии, ее место в психологической науке. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психо­логической науки. Основные пути и направления в её развитии.

Содержание, система юридической психологии как научной отрасли пси­хологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридиче­ской психологией; её роль в формировании личного юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юри­дических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Её методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисципли­нарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педа­гогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управле­ния, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, кримина­листикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психи­атрией

Читайте так же:  Короче говоря сестра выгнала из дома

Литература

2. Аминов ИИ Юридическая психология.- М., 2010.

3. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., — 2007.

5. Васильеве В.Л. Юридическая психология. — СПб, 2009.

6. Димитров А.В. Психология предварительного следствия. — М., 2007.

7. Еникеев М. И. Юридическая психология. — М, 2008. 812 с.

8. Романов В.В. Юридическая психология.- М., 2011.

9. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология. — М., Юрайт, 2011.

9. Аминов И.И. Юридическая психология.- М., 2007.

10. Баранов П.П. Юридическая психология / П.П. Баранов, В.И. Курбатов.- М., 2006.

Тема 2.

Психология личности преступника и мотивация противоправного поведения.

Семинарское занятие (2 часа)

Цели занятия:

1.

Получить представление о психологических за­кономерностях формирования мотивации преступного пове­дения, криминальной агрессии, и особенностях их про­явления в криминальной ситуации.

2.

Сформировать представление о психологических закономерностях формирования качеств личностипреступника,особенностях их проявления в криминальной ситуации.

План занятия

1. Понятие противоправного поведения. Психологические предпосылки преступного поведения. Основные психологические принципы анализа криминального поведения.

2. Мотивация криминального поведения. Психологические ме­ханизмы формирования криминальной агрессии.

Психологическая защита в преступном поведении.

3. Понятие личности преступника.

4. Типологии личности преступника.

Контрольные вопросы

1. Психологическая характеристика преступной деятельности.

2. Смысловые установки в регуляции криминального поведения.

3. Методика психологического анализа преступного поведения и криминальной агрессии.

4. Собственно деятельностная характеристика личности преступника.

5. Методика психологического портретирования личности преступника и их использование в оперативно-разыской и следственной деятельности.

Темы для докладов:

1. Собственно деятельностная характеристика личности преступника.

2. Методика психологического портретирования личности преступника и их использование в оперативно-разыской и следственной деятельности.

3.Психологическая характеристика противоправного поведения и личности правонарушителя.

4. Психологические детерминанты мотивации преступного поведения.

Основное содержание темы: основные психологические принципы анализа противоправного поведения. Понятие и психологическая характеристика преступной деятельности.

Мотивация противоправного поведения. Уголовно-правовая квалификация и психологическое содержание мотивов противоправного поведения.

Насильственные противоправные действия. Психологическая характеристика криминального насилия.

Роль бессознательных мотивов в регуляции криминального поведения. Ситуация первичной идентичности и ее воспроизводство в криминальной ситуации.

Смысловые установки в регуляции криминального поведения.

Понятие личности преступника. Основные группы психологических факторов, определяющих законопослушное и отклоняющееся поведение: психологические особенности личности, социально-психологические условия жизнедеятельности человека. Влияние психологических аномалий на противоправное поведение.

Психологические типологии личности преступника. Психологические особенности личности корыстного, насильственного и корыстно-насильственного преступника.

Методика психологического портретирования личности преступника. Психологическая характеристика образа жизни и развития личности преступника. Основы практической диагностики психологических особенностей личности преступника. Зависимость объема и содержания психологического изучения личности преступника от целей и задач профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Литература

Романов В.В. Юридическая психология.– М.,2011.– С. 248–285, 286–305, 58–88; или Еникеев М.И. Основы общей и юриди­чес­кой пси­хо­логии.– М.,2010.– С. 301–322, 383–392; или Шиханцов Г.Г. Юри­­дическая пси­хология.– М.,2011.– Раздел 3.

Антонян Ю.М. Психология пре­ступ­ника и расследования преступле­ний / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов.– М.,2008.

Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2008.– С. 212–228.

Антонян Ю.М. Психология убийства.– М., 2007.

Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотива­ция пре­ступ­ного поведения.– Горький, 1974.

Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скры­вае­мого обстоя­тельства.– М., 1979.– С. 47–84.

Он же. Психологические способы изучения лич­но­сти обви­няемого.– М., 1983.

Тема 3. Психологические основы профилактики преступности несовершеннолетних.

Семинарское занятие (2 часа)

Цель занятия:

1. Развитьпредставление о психологии фор­мирования личности несовершеннолетнего правонарушителя

2. Освоить основы анализа личности и профилактики подростко­вой преступности.

План занятия

1. Правосознание и психологические закономерности его фор­мирования, условия деформации правосознания. Понятие де­фектов правовой социализации.

2. Состояние и психологические причины преступности несо­вершеннолетних. Особенности формирования личности несо­вершеннолетнего правонарушителя и ее психологическая ха­рактеристика.

3. Основные проблемы и направления профилактики правона­рушений несовершеннолетних.

Темы докладов:

1. Пути профилактики преступности несовершеннолетних в современной России.

2. Влияние молодежной субкультуры на формирование личности несовершеннолетнего.

3. Правовой нигилизм среди молодежи в современной России как проблема.

Основные понятия

Явление «поиска предела допустимого», свойствен­ное под­росткам с отклонениями в поведении, проявляется в следующих особеннос­тях поведения и системы представлений подростков:

— поведение как испытание своих качеств;

— поведение как исследование возможных реак­ций со стороны ближайшего окружения;

— поведение как попытка манипулирования и оперирования ка­чествами, как своими, так и качес­твами лиц ближайшего ок­ружения;

— система возражений и сопротивлений строит­ся с акцентом на нормы справедливости (ссылка на игнорирование справедли­вости и «всеобщее наруше­ние норм». Этим подростки оправ­дывают свое пове­дение);

— как правило, коммуникация затруднена в свя­зи с возникшими превентивными барьерами (смысловым, эмоциональным, так­тическим);

— попытка изобразить свои личностные особенности практиче­ски путем специфического демонстра­тивного поведения;

— обычно это демонстрация инструментальных качеств, «вра­щающихся» вокруг наиболее ценного для подростка приобре­тения – воли;

— создание своего собственного «фонда представ­лений» о мире и об окружении (это тот мир, в котором подросток ориентиру­ется);

— готовность противодействовать и создавать свои собственные границы понимания и представлений (представления подро­стков чаще всего резко отлича­ются от общепринятых)[2].

Стадии и основные кризисы развития личности (по Э. Эриксону)[3]

Примерный возраст кризиса Явления позитивного разрешения кризиса Негативное для лично­сти разрешение кризиса
До 1 года Базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни Базальное недоверие к миру, пессимизм, стрем­ление к смерти
1–3 года Автономия, само­стоятельность, опрят­ность, воля Сомнение, стыд, зависи­мость от других
3-6 лет Инициативность, це­леустремленность, активность, предпри­имчивость, самостоя­тельность Пассивность, подража­ние образцам, вина
6-11 лет Уверенность в себе, компетентность Неполноценность, неве­рие в свои силы
11-20 лет Цельная форма эго-идентичности, нахо­дит свое «Я», вер­ность себе, принятие людьми Диффузия идентичности, тревога, одиночество, не нашел свое «Я», непри­знание людьми, «пута­ница ролей», враждеб­ность
20-25 лет Чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь Изоляция, одиночество
25-50 лет Творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью Опустошенность, застой, регрессия
Старше 50 лет Окончательная форма эгоидентичности, принятие себя и жизни, мудрость Разочарование в жизни
Читайте так же:  Досудебное урегулирование жилищных споров

Литература

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии.– М.,2010.– С. 229–233.

Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.– М.,2011.– С. 58–90.

Антонян Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности / Ю.М. Ан­то­нян, Е.Г. Са­мо­ви­чев.– М.,2009.

Поздняков В.М. Психологические особенности профилактики пре­ступности несовершеннолетних // Прикладная юридическая пси­хология.– М., 2001.– С. 484–497.

Психология и профилактика асоциального поведения несовершенно­летних / Под ред. С.А. Беличевой.– Тюмень, 1985.

Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонару­шителей (социально-психологические особенности).– М., 1993.

Видео (кликните для воспроизведения).

Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями.– Саратов, 1980.

Филонов Л.Б. Диагностика отклонений в поведении подростков // Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева.– Ростов-на-Дону, 1996.– С. 385–401.

Дата добавления: 2016-12-28 ; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав


Источник: http://lektsii.org/13-40221.html

Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Первостепенной задачей в профилактике правонарушений несовершеннолетних является изменение структуры их потребностей, интересов посредством включения в общественно полезные виды деятельности, в том числе во внешкольные

Теоретической базой для практической деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних выступает закон возвышения потребностей. Сущность этого закона сводится к тому, что по мере удовлетворения физиологических (органических) низших потребностей (в питании, одежде, жилище и др.) на первый план выдвигаются потребности более высокого уровня (качество питания, одежды, жилища, модная одежда и др.). Удовлетворение этих потребностей не является самоцелью, а создает необходимые условия для реализации более высоких социальных потребностей — в общении (дружбе, любви), утверждении себя как личности (достижение признания, уважения, популярности и др.), познании (в приобретении общих мировоззренческих, научно-технических, общественно-политических, художественно-эстетических знаний)

Эффективность профилактики правонарушений несовершеннолетних целиком зависит от того, в какой мере удается добиться социального оздоровления отмеченной неблагоприятной микросреды, в которой находится подросток.

Профилактика семейного неблагополучия

Первостепенной задачей в деле профилактики семейного неблагополучия является наиболее раннее выявление криминогенных и аморальных семей с тем, чтобы как можно быстрее исключить их отрицательное влияние на подростков. Именно для этих семей характерно нежелание воспитывать надлежащим образом своих детей, т. е. речь идет о невыполнении гражданами своей важнейшей конституционной обязанности.

Изоляция подростка от родителей вызывает у него состояние сильного эмоционального потрясения, нередко наносит тяжелую психическую травму. большинство ребят даже из криминогенных и аморальных семей стремятся быть с родителями, весьма болезненно переживают расставание, особенно с матерью. Поэтому применять эту крайнюю меру социальной защиты подростков от вредного влияния семейных условий следует только после того, как будут исчерпаны иные средства воздействия на нерадивых аморальных родителей (вызов родителей или одного из них на заседание комиссии по делам несовершеннолетних, наложение штрафа и т. д.).

Следующей мерой ответственности является отобрание ребенка без лишения родительских прав (ограничение родительских прав), предусмотренное ст. 73 СК РФ.

Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, независимо от лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

Если отпадут причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, суд по заявлению родителей, исходя из интересов ребенка, может вынести решение о возвращении его родителям.

Наиболее распространенной формой педагогической безграмотности является использование в воспитательной практике физического наказания.

Одной из наиболее распространенных форм родительской безответственности, имеющей в настоящее время тенденцию к увеличению, является духовная глухота, отчужденность между детьми, особенно подростками, и родителями

Психологическую основу отчужденности образует дефицит общения и порождаемый им эмоциональный голод, который подростки компенсируют вне семьи

Рассмотрим основные пути повышения родительской ответственности. Прежде всего это — формирование педагогической культуры у родителей.

Основными источниками педагогических знаний являются: специальная педагогическая литература, советы учителей, передачи по радио и телевидению, материалы из газет и журналов и др.

Следующий путь повышения родительской ответственности как следствие роста педагогической культуры — изменение методов воспитания в семье и в целом всей нравственно-психологической атмосферы в ней. Вместо авторитарных методов воспитания, основанных на запретах, приказаниях, слепом повиновении детей, физическом наказании и т. д., родителям необходимо перейти (хотя это и не так просто) к демократическим методам — советам, разговору по душам, большему использованию различного рода поощрений и т. д.

Дата добавления: 2018-11-11 ; просмотров: 57 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/18-57870.html

Психологические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних
презентация к уроку по психологии на тему

Психологические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya1.pptx 619.41 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Психологические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних

Причины противоправного поведения несовершеннолетних Влияние семьи . – неполная семья; – материальное положение семьи; – низкий социально-культурный уровень родителей; – отсутствие семейных традиций; – стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка); – отрицание самоценности ребенка; – удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток); – злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.; – попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

2. Влияние образовательного учреждения: недостаточное стимулирование студентов к обучению ; непрофессионализм преподавателей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания ; 3. Биологические причины ( генетические нарушения умственного развития, повреждения нервной системы; психофизиологические; физиологические нарушения), которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих , что может привести к возникновению у ребенка стремления «доказать» другим свою состоятельность любыми путями, в том числе, противоправными;

Читайте так же:  Как подать на загранпаспорт ребенку

4. Социально-психологические причины , непосредственно связанные с кризисом и особенностями протекания подросткового возраста (недостаточность жизненного опыта, ограниченность эмоционально-волевой сферы, несформированность адекватной самооценки, невысокий уровень сформированности умений самоконтроля, склонность к подражанию, повышенная внушаемость и др.) 5. Отрицательное влияние неформальной группы сверстников . Для большинства подростков правонарушителей роль друзей и их мнение оказывается более значимыми, чем мнение и авторитет взрослых .

6. Недостатки в развитии досуговой системы : слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей . 7. Н едостаточно жесткие меры в отношении взрослых людей за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

8. Предпосылкой совершения правонарушений является безнадзорность подростков. Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Психологические предпосылки преступного поведения подростка Неадекватная самооценка; Отклонения в психическом развитии; Эмоциональная неустойчивость; Агрессивность; Деформация потребностно-мотивационной сферы; Повышенная тревожность, страхи; Зависимость от окружающих; Отсутствие чувства безопасности; Слабость функций самоконтроля и саморегуляции; Аффективная возбудимость, импульсивность; Неспособность справится с учебной нагрузкой;

Профилактическая работа педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям: 1. Изучение и выявление причин дезадаптации подростков . 2. Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности. 3. Организация специальной психологической деятельности с подростками, входящими в группу риска. 4. Взаимодействие с преподавателями, родителями и смежными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

Методы психолого-педагогической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних • анкетирование; • тестирование; • наблюдение; • опрос; • беседа ; • убеждение ; • анализ документов; • социометрия ; • метод поощрения; • метод убеждения ; • индивидуальная консультация; • создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.; • тренинги социальных навыков и модификации поведения; • индивидуальная психологическая поддержки.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ .

Семья может заблокировать криминогенное влияние многих негативных факторов социальной жизни. Родители способны пресечь формирование отрицательных взглядов и привычек у детей, скорректировать сти.

Изучение элективного курса «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» направлено на формирование навыка правовой культ.

Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно.

Из опыта работы.

В ГБОУ школа №476 сложилась многоуровневая система ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.Перед педагогическим коллективом встала задача сделать акцент на раннюю профилактику правонаруш.

Материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2018/10/21/psihologicheskie-aspekty-profilaktiki-pravonarusheniy

«Психологические особенности профилактики безнадзорности и правонарушений»

Профилактическая работа с обучающимися воспитанниками — процесс сложный и продолжительный по времени. Задача школы в сфере предупреждения безнадзорности заключается в провеении ранней профилактики. Профилактика безнадзорности и иных правонарушений среди несовершеннолетних яаляется существенной предпосылкой воспитания подростающего поколения

Просмотр содержимого документа
««Психологические особенности профилактики безнадзорности и правонарушений»»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

казенное государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

«Психологические особенности профилактики безнадзорности и правонарушений»

Профилактика безнадзорности и иных правонарушений среди несовершеннолетних является существенной предпосылкой воспитания подрастающего поколения. Несовершеннолетний преступник не становится таковым внезапно в момент совершения преступления, как правило, антисоциальные свойства его личности, формируются постепенно и задолго до совершения уголовно наказуемого деяния, которое дает основание для качественно новой социально-правовой оценки его как личности.

В основу деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии: «Человек не только проявляется, но и формируется, развивается, складывается как личность в ходе реализации ведущей активности (деятельности и общения), желательно социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех». У подростков ведущей активностью является общение в деятельности и включение его в общественно полезные виды деятельности (общения) является важной профилактической мерой.

Процесс деморализации с последующей криминализацией личности протекает в условиях отрицательной социальной микросреды – семейного и школьного неблагополучия, в негативных группах сверстников. Эффективность профилактической работы целиком зависит от того, в какой мере удается добиться социального оздоровления неблагоприятной микросреды, в которой находится ребенок.

Профилактическая работа с обучающимися воспитанниками – процесс сложный и продолжительный по времени. Задача школы в сфере предупреждения безнадзорности заключается в проведении ранней профилактики.

Признаками проблемных детей могут являться:

1.Уклонение от учебы вследствие:

неуспеваемости по большинству предметам;

отставание в интеллектуальном развитии;

ориентация на другие виды деятельности;

отсутствие познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

отказ от общественных поручений;

пренебрежительное отношение к делам класса, группы;

демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

употребление спиртных напитков;

употребление психотропных и токсических веществ;

тяга к азартным играм;

нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышение критичности по отношению к педагогам и взрослым:

недисциплинированность на уроках;

избиение слабых, младших;

жестокое отношение к животным;

нарушение общественного порядка;

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-педагогическая, медико-социальная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к безнадзорности и правонарушениям.

Читайте так же:  Письмо о нарушении авторских прав

Основными целями и задачами работы психолога по профилактике безнадзорности и правонарушений являются:

оказание психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям;

изучение личностных особенностей воспитанников;

диагностика микроклимата и уровня адаптации в коллективе;

развитие морально-устойчивой жизненной позиции обучающихся и воспитание их здорового образа жизни;

изучение трудностей в обучении и воспитании учащихся с помощью методик психодиагностики;

выявление психологических причин, вызывающих затруднения обучающихся и педагогов в учебно-воспитательном процессе;

выявление лиц «группы риска», склонных к злоупотреблению психоактивными веществами, алкоголем;

психологическое сопровождение детей «группы риска»;

профилактика и предупреждение правонарушений, вредных, пагубных привычек и злоупотребления психоактивных веществ несовершеннолетними подростками школы;

обеспечение безопасности детей, снятие их стрессового состояния;

снижение эмоционального напряжения обучающихся, педагогов, родителей;

корректирование поведения обучающихся с помощью психотерапии;

повышение уровня знаний обучающихся об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков, ПАВ;

формирование у обучающихся, родителей, педагогов школы ответственности за свое здоровье.

Если ребѐнок живѐт в атмосфере любви и признания, он учится

Если к ребѐнку относятся враждебно, он учится драться.

Если ребѐнка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребѐнка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребѐнок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребѐнка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребѐнка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребѐнку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребѐнок растѐт в безопасности, он учится доверять.

Если к ребѐнку относятся с одобрением, он учится любить себя.

Семь правил для взрослых.

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни

психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте.

Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны.

Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу

необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, завсѐ сразу, а не по одному за каждый. Наказание – не за счѐт любви, что бы ни случилось, не лишайте ребѐнка заслуженной похвалы и награды.

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур

последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки,

обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил,

напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребѐнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

5. Наказан – прощѐн. Инцидент исчерпан. Страница перевѐрнута, как

ни в чѐм не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не

должно восприниматься ребѐнком как торжество нашей силы над его

слабостью, как унижение. Если ребѐнок считает, что мы несправедливы,

наказание подействует только в обратную сторону!

7. Ребѐнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен

страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Обратимся сначала к словарям. Словарь русского языка С.И. Ожегова [3] трактует эти понятия так:

«безнадзорный» – лишенный надзора, «беспризорный» – 1) лишенный присмотра, 2) бездомный, живущий на улице, первое значение второго термина фактически является синонимом значения первого термина.

Педагогический словарь [4] определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность как «социальное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних»; как видим, четкого разграничения понятий нет.

Более поздние издания, например Российская педагогическая энциклопедия [5], более четко разграничивают рассматриваемые понятия: безнадзорность определяется как «отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность как «отсутствие у детей и подростков семейного или государственного обеспечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни», при этом также подчеркивается, что беспризорность является крайним проявлением безнадзорности. Базовым законом в области интересующей нас проблемы является закон РФ, принятый в июне 1999 года, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2]. В нем отмечается: «безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц», а «беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Практика работы показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/psikhologhichieskiieosobiennostiprofilaktikibieznadzornostiipravonarushienii

Социально психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here