Судебная практика комиссии по делам несовершеннолетних

Полезная информация в статье: "Судебная практика комиссии по делам несовершеннолетних" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Процессуальные нарушения, допускаемые КДНиЗП при рассмотрении административных дел

Работу комиссий по делам несовершеннолетних я изучаю уже более пяти лет, я был на многих заседаниях комиссий в качестве защитника, оспаривал их постановления в судах, при оказании помощи гражданам в возвращении неправомерно отобранных детей я изучал постановления, которые комиссии принимали.

Чем больше я изучаю их работу, тем больше понимаю, что это важный орган, выполняющий важные государственные функции. И тем больше я ужасаюсь тому, во что сегодня превратились заседания комиссий.

Продемонстрированный в ролике РВС случай заседания самарской КДНиЗП — это, конечно, крайнее проявление. Но я как частый свидетель происходящего на заседаниях комиссий и член РВС, имеющий возможность собирать информацию более чем из 60 регионов страны, могу сказать, что продемонстрированное заседание ничем особым не отличается от тех, что проводятся повсеместно, кроме, конечно, крайне вызывающего поведения председателя. Но дело тут не в конкретном человеке, а в выстроенной системе, которая поселяет в членах комиссии мнение о том, что КДНиЗП — это репрессивный орган с крайне широкими полномочиями, которые даже позволяют действовать без оглядки на закон. Свои соображения по поводу того, почему так получилось, я изложу в конце, а сейчас перейдём к конкретным нарушениям.

Типичные нарушения, допускаемые КДНиЗП при подготовке к рассмотрению дел и в процессе рассмотрения

Всё это — типичные процессуальные нарушения на заседаниях КДниЗП, которые проводятся в рамках КоАП РФ. Этот процесс поставлен на поток, в России ежегодно проходят тысячи и тысячи таких заседаний, что подтверждается практикой РВС и других родительских организаций.

Уверяю: если сегодня эксперты в области права получат возможность скрытно присутствовать на случайно выбранном заседании любой российской комиссии по делам несовершеннолетних, с большой степенью вероятности они зафиксируют все нарушения, которые я перечислил. В своей личной практике я ни разу не сталкивался с заседанием КДНиЗП в рамках КоАП РФ, которое проходило бы без серьёзных процессуальных нарушений.

Подавляющее большинство граждан оказывается абсолютно не готовым к ситуации взаимодействия с комиссией в рамках КоАП РФ, они не могут должным образом себя защитить, чем и пользуются все члены комиссии, не спешащие должным (именно должным) образом разъяснить гражданам их права.

Какие ужасные системные проблемы это порождает? Например, в РВС всё чаще и чаще стали обращаться за помощью люди, имеющие конфликт любого рода с местной администрацией или школой, детским садом, больницей, иными субъектами системы профилактики детского и семейного неблагополучия, работу которых как раз и координируют комиссии по делам несовершеннолетних. Их начали использовать как инструмент давления на неугодных родителей. Комиссии выносят постановления о привлечении к административной ответственности как «горячие пирожки», в результате государственные органы получают возможность вмешиваться в дела семьи и перед семьёй возникает угроза разрушения. Всем известно, что, например, неоднократное привлечение родителей по статье 5.35 КоАП РФ может являться причиной подачи опекой иска об ограничении или лишении родительских прав, а само наличие таких постановлений формирует определенный образ семьи и родителей, подтверждая систематичность их якобы «неправомерных» действий, связанных с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей.

Да, постановления комиссий можно обжаловать в суде. Однако как практик я могу сказать, что сделать это очень сложно, например, на объективность районных судов я уже давно не надеюсь. Тем не менее, мне удавалось выигрывать такие дела, причем в основном — во второй инстанции, но, несмотря на это, могу сказать, что каждая последующая инстанция лишь уменьшает вероятность восстановления справедливости, а вовсе не увеличивает её. Это мой опыт правозащитника. А что же тогда говорить о рядовых гражданах?

Так в чём же причина существующей проблемы, где системная ошибка и как решить существующую проблему КДНиЗП?

Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса. И это неудивительно, причины понятны, ведь, во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства. Ситуацию также усугубляет то, что, например, в малых населенных пунктах эти люди всегда связаны теми или иными отношениями.

Между тем, азбука теории государства и права говорит, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивают. Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает, поскольку члены комиссий не выбираются, а назначаются исполнительной властью, причем, как уже было сказано выше, членами комиссий становятся зачастую совершенно посторонние люди.

Наш вывод прост: у системы КДНиЗП необходимо забрать функции рассмотрения дел об административных правонарушениях и передать их в суды. Более того, мы знаем, что сами комиссии были бы этому рады, поскольку они так же считают, что это не их функция. А оставить им следует функцию координации работы всех органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия.

Не сомневаюсь в том, что у законодателей есть чувство собственного достоинства, и они не хотят, чтобы их работа была лишена смысла. Могут ли они, видя, как системная ошибка приводит к постоянному игнорированию законов, не выступить с подобной инициативой? Вопрос риторический.

Источник: http://rvs.su/statia/processualnye-narusheniya-dopuskaemye-kdnizp-pri-rassmotrenii-administrativnyh-del

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Читайте так же:  Нотариальное заверение генеральной доверенности

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. также Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272

2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и иные вопросы, связанные с их обучением;

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 7 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ в пункт 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд.

Информация об изменениях:

Статья 11 дополнена пунктом 2.2 с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

2.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ в пункт 3 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.

Источник: http://base.garant.ru/12116087/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

Вопросы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на уровне судебных инстанций

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Т.А. ТАНКОВА,

соискатель ученой степени кандидата юридических наук (Воронежский государственный университет)

В статье освещаются аспекты деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в судебных инстанциях. Акцент делается на проблематику правоотношений в данной сфере. Основу статьи составляет практический опыт работы на указанном уровне и его анализ.

Читайте так же:  Течение срока исковой давности начинается со дня

Ключевые слова: судебные органы, права ребенка, ювенальная юстиция, социальные службы, профилактика, индивидуальная работа, противоправное деяние, систематизация.

Issues of commissions for minors and protection of their rights at the court level

In this article it is shown aspects of activities of commissions for minors and their rights at the courts. The emphasis is on the legal issues in this sphere. The article bases on practical experience at a specified level and it’s analysis.

Keywords: judiciary, child rights, juvenile justice, social services, prevention, personal work, the wrongful act, systematization.

Вступление России в Совет Европы и подписание соответствующих международных соглашений способствовало развитию законодательства о правах ребенка. Между тем, на лицо и несовершенство действующих нормативно-правовых актов, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних, например, более пятнадцати лет назад Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, но содержащиеся в ней требования до сих пор не выполняются в полном объеме. Нормативно закрепленные положения о правах детей носят, в основном, декларативный характер, поскольку отсутствуют механизмы их реализации[1]. В своем докладе 21 января 2005 года Генеральный прокурор РФ В.В. Устинов отмечал, что «подростки сегодня самая беззащитная часть российского общества». Тогда по официальным данным на 1 июня 2005 г. в России свыше 7 миллионов детей стали жертвами нарушения их прав[2].

Сложившаяся ситуация свидетельствует как о недостаточной эффективности системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, так и о существенных недостатках правосудия по делам несовершеннолетних[3].

Доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права СФУ Людмила Мицкевич отметила, что правовой статус Комиссии, как основного органа по защите прав несовершеннолетних и работе с ними[4], является неоднозначным: комиссия действует и как общественный орган, и как государственный — наделенный властными полномочиями принимать обязательные к выполнению решения, при этом, официальное, юридическое наделение комиссии функциями государственного органа не закреплено в федеральном законодательстве и решения такой структуры довольно часто отменяются в судах.

В свою очередь, судебный орган как одно из немаловажных звеньев в системе работы по линии несовершеннолетних, профилактической деятельности, проводимой с ними и их семьями, формально представляет собой мощную, весомую сфера воздействия государственной власти, однако, реально, является лишь машиной, вершащей человеческие судьбы по заданному шаблону[5].

К сожалению, российская судебная система в отношении несовершеннолетних зачастую не только не несет в себе эффективности, но, иногда, и является губительным переломным моментом в жизни подростка, оставляя на нем отметину преступника, которого общество, в свою очередь, уже не готово принять как полноценного члена, а, напротив, воспринимает его как «опасный элемент», требующий отчуждения в целях самосохранения[6]. Случается и так, что неадекватно «мягкое» решение в отношении несовершеннолетнего преступника, формирует и развивает в нем чувство безнаказанности, неуязвимости, тем самым в дальнейшем утверждая и укрепляя его склонность к совершению действий противоправного характера[7].

Разбирательство по делам несовершеннолетних не редко ограничивается лишь формальным изучением материалов, т.е. официальных формулировок и сухих статистик, что не может обеспечить полноту восприятия конкретной ситуации, индивидуального подхода, рационального грамотного решения, что представляется необходимой составляющей в указанном случае[8].

Как показывает практика, на судебные заседания далеко не всегда приглашаются представители Комиссии по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел, опеки и попечительства, органов образования, социальных служб и т.д[9]. Из данного факта следует, что на судебном процессе отсутствуют лица, непосредственно занимающиеся проблемой несовершеннолетнего, осуществляющего индивидуальную работу с ним, проводящего профилактические мероприятия и способные дать наиболее объективную характеристику подростка и оценку его действиям, что представлялось бы вполне логичным подходом. Исходя из того, что, судьи имеют лишь юридическое образование, владеют только нормами права, но не обладают никакими специальными знаниями, умениями и навыками в области педагогики, психологии, в том числе и детской, которые необходимы для реализации контакта с подростком, профилактического либо иного (например, психологического) воздействия на него, следует, что образуется вакуум в непосредственном общении с несовершеннолетним нарушителем закона, тем самым, создавая дополнительные трудности в ходе судебного процесса[10]. В таком случае, закономерно возникает вопрос о том, на сколько адекватно решение, принимаемое в суде?

Анализируя приведенную логическую цепочку, можно сделать вывод о глубокой разобщенности в деятельности органов судебной власти и системы органов профилактики, об их движении параллельно друг друга, а иногда и в противоположных направлениях.

Среди проблемных моментов практика также отмечает и то, что судьи не всегда знакомы с деятельностью различных социальных, профилактических организаций, призванных помочь трудным подросткам, неблагополучным семьям[11]. К таковым, например, можно отнести некоторые интернатные учреждения, подведомственные социальным центрам помощи семье и детям, Центры временного содержания несовершеннолетних при управлениях внутренних дел (ЦВСНП), где подростку оказывается квалифицированная помощь специалистов: психологов, педагогов, правоведов и т.д.[12] Основанием для помещения в такие учреждения служит постановление суда[13], однако судьи (иногда по неведению) не редко сторонятся решений, где в качестве меры профилактического воздействия, возможно прибегнуть к обращению в такие учреждения, и эти специализированные объекты остаются вне поля зрения.

Как показывает практика, по материалам по лишению родительских прав представителям Комиссии, органам по опеки и попечительству в судопроизводстве весьма трудно добиться каких- либо сдвигов[14]. Случается так, что слушание в отношении нерадивой мамаши несколько раз откладывается, а затем, в очередной раз выносится решение об оставлении ребенка с ней (иногда, даже если у ребенка есть потенциальные опекуны), тем самым не удовлетворив ходатайство истца, в лице органов системы профилактики. Мотивируются такие решения, как правило тем, что лишение родительских прав является крайней и нежелательной мерой[15]. Несомненно, следует согласиться с тем, что данный аргумент достаточно весомый, однако, сделаем акцент и на том, что суд не входит в состав органов системы профилактики, не участвует в проводимой индивидуальной работе, которая не прекращается после оглашения приговора, а, следовательно, не обладает достаточно объективным, а, главное полным спектром информации в отношении того или иного субъекта судопроизводства, что в пропорциональной мере отражается на принимаемом решении.

Такое положение вещей не делает чести не только органам, вовлеченным в такое лжевзаимодействие, но и указывает на недостатки, пробелы в деятельности органов судебной власти в целом, обнажая их на примере сотрудничества с учреждениями системы профилактики и непосредственной работы с несовершеннолетними и их семьями[16].

Читайте так же:  Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних презентация

В качестве возможной альтернативы, решения указанной наболевшей проблемы представляется возможным рассмотрение и в дальнейшем введение в практическую деятельность такого института как ювенальная юстиция, о котором в рамках современных реалий ведутся обширные дискуссии[17]. Такая тенденция вызвана изобилием интерпретаций данной структуры, большим наличием сторонников и противников.

Необходимо отметить, что даже среди наиболее квалифицированных ученых и специалистов в области разработки законодательства о несовершеннолетних все еще нет единого мнения о том, что же такое ювенальная юстиция и насколько она необходима для России[18]. Однако во всех случаях подход к созданию ювенальной юстиции основывается на двух идеях: первое — подростки в силу своего развития еще не способны в должной мере осознавать свои поступки и нести за них ответственность и второе — несовершеннолетние подвержены влиянию и их можно перевоспитать, с тем, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. А это означает, что ювенальная юстиция меняет систему ценностей судебного процесса, где несовершеннолетний правонарушитель становится важнее, чем само правонарушение.

Следует акцентировать внимание на том, что именно пересмотр действующих механизмов, систематизация, некое объединение органов системы профилактики, которые являются членами Комиссии по делам несовершеннолетних, и судебных органов может обеспечить качественный эффективный результат совместной деятельности, что выведет профилактическую работу по линии несовершеннолетних, которая несет в себе массу проблемных моментов, в том числе и на судебном уровне на новую ступень правоотношений. Данный аспект во многом может способствовать устранению разногласий, возникающих, в настоящее время.

Неоднократно председатели, ответственные секретари Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав различных уровней отмечали то, что уже давно назрела необходимость перевода работы КДН и ЗП на новый, более системный уровень , говоря о недостаточном применении социального проектирования, отсутствия систематического контроля за выполнением межведомственных регламентов, настроек механизмов информирования комиссии о нарушениях прав детей и т.д.

Представляется, что именно в рамках реализации реформаторского подхода в стране, сегодня как никогда важно, прежде всего, на законодательном уровне проработать весь комплекс вопросов, связанных с созданием надежной, разно уровневой в территориальном отношении системы защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, принципиально отличной от действующей в настоящее время.

Список использованной литературы

1. Закон РФ от 21 мая 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета. 1999. 30 июня. С. 4 — 6.

2. Байбарин А.А. Уголовно-правовая дифференция возраста. — М.: Высшая школа, 2009.С. 20-21.

3. Дедюхина И.Ф. Проблемы установления и реализации уголовной ответственности с учетом признаков потерпевшего: автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2008. С. 9.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Келина С.Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. -М., 1974. С.111.

5. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М., 1976. С.122; Кон И.С. Психология старшеклассника. — М, 1980. С. 147.

6. Kyстoeвa M.B. Проблемы функционирования специальных органов по делам о правонарушениях несовершеннолетних // Правоведение. — 1993 — № 3.

7. Назарова А.С. Организационно-правовые и криминологические проблемы создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. —Ря-зань, 2004. С. 131.

8. Новикова Т.Ю. Административно-правовая организация защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции: Дис. канд. юрид. наук. — Хабаровск, 2003. С. 118.

9. Потоцкий Н., Ченцова Л. Некоторые вопросы организации ювенальной юстиции в России // Право и жизнь. 2001. № 41.

10. Предеина И.В. Правовые и теоретические основы развития ювенальной юстиции в России : Дис. . канд. юрид. наук. — Саратов, 2005. 259 с.

11. Сараев Н.В. Общественно опасное поведение подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, постановка проблемы // Концептуальные основы научных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей: Сб. науч. трудов. — Р-в н/Д, 2003. С. 64-66.

12. Смирнова Н.В. Комиссии по делам несовершеннолетних и их роль в борьбе с беспризорностью и бездарностью несовершеннолетних//Российский следователь. — 2005. — № 3. С. 47.

13. Тер-Акопов А.А. Уголовная политика Российской Федерации. — М., 1999. С. 8.

14. Федькушова Ю. Ювенальная юстиция// Энциклопедия «Кругосвет»: http://www.krugosvet.ru/articles/103/1010331/1010331a3.htm.

15. Шабаршов А.: В группе риска — несовершеннолетние// Щит и меч. 2010. № 24 (1232). С. 1—2.

16. Доклад Генерального прокурора РФ Устинова В.В. на расширенном заседании Коллегии Генеральной прокуратуры РФ. Москва, 21 января 2005 г. // Официальный Интернет-сайт Генеральной прокуратуры РФ, http://genproc.gov.ru/img/uploaded/dokusti№ov.doc

17. Профилактика безнадзорности и правонарушений школьников // Вестник классного руководителя, 2009. — № 2. C.10/

Источник: http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%92%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BC-%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%85-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B9

Эксперт: Комиссии по делам несовершеннолетних — это суд без суда

Существующую систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в нынешнем виде необходимо либо ликвидировать, либо подвергать серьезной реформации, с таким заявлением выступил председатель Пермского краевого отделения РВС Алексей Мазуров на слушаниях в Общественной палате РФ, посвященных теме «Изъятие детей из семей».

Глава пермского отделения РВС рассказал про многочисленные нарушения, которые допускают комиссии в процессе рассмотрения дел. Среди типичных нарушений:
— родителям не зачитываются их права;
— родителям не дают знакомиться с материалами дела, снимать копии;
— протоколы, составленные инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних, не проверяются на наличие нарушений;
— на заседания вызываются только родители, в их просьбе о вызове свидетелей и заявителей жалоб — отказывают;
— показания детей не рассматриваются;
— родителям не дают делать необходимые пояснения, комиссия исходит из принципа презумпции виновности родителей;
— в постановлении не указывается конкретная норма закона, которую родители нарушили.

По мнению общественника, при том, что существует такая сложившаяся практика нарушений работы, решения комиссии играют весьма важную роль в жизни семьи. Например, постановление о привлечении родителя к ответственности по статье за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей может даже с первого раза привести к тому, что органы опеки выступят с иском об ограничении или лишении родительских прав.

«Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса», — подчеркнул Алексей Мазуров.

Пермский общественник также отмечает, что причины сложившейся ситуации очевидны: во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства. Помимо этого, в малых населенных пунктах все эти люди связаны какими-то отношениями.

Читайте так же:  Заявление об отмене мирового соглашения образец

«Между тем, азбука теории государства и права говорит о том, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивает. Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает», — отметил председатель Пермского отделения РВС.

Напомним, что после прошедшей пресс-конференции Владимира Путина, на которой ему сообщили о проблеме внедрения ювенальной юстиции в России, президент поручил Министерству труда и социальной защиты, Общественной палате РФ и уполномоченному по правам ребенка при президенте РФ провести анализ практики изъятия несовершеннолетних из семьи — с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью. РВС выступило с заявлением, что выполнение поручение президента может быть саботировано, и предложило собственную методику проведения проверки, которую на данный момент регионы не спешат брать на вооружение.


Источник: http://rvs.su/statia/ekspert-komissii-po-delam-nesovershennoletnih-eto-sud-bez-suda

Решение кдн

  • В какой суд необходимо обратиться для обжалования решения КДН, и в какой форме?

Советы юристов:

Трудно сказать. Но если получит разрешение то проблем не будет.

4.1. Дочку поставили на Учёт Кдн, за нанесены побои (две царапины на лице) ей 13 лет, в школе она круглая отличница участвует во всех олимпиадах. Могу ли я обжаловать решение комиссии, и учёт ли суд её успехи в учёбе, комиссию они не интересовали

Конечно, можете подать заявление в суд о признании недействительным этого решения.

5.1. Добрый вечер! Если такое случится, то это будет незаконно и такое решение можно обжаловать в судбеном порядке. В соответсвии с нормативной базой, гражданина нельзя поставить без его согласия на учет наркологический или психиатрический диспансер.

В соответствии со статьями 33 и 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, медицинское наблюдение (разновидностью которого является учет) может осуществляться только добровольно, с согласия пациента:

«Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ» (статья 33).

Согласно статье 34 Основ, недобровольное оказание медицинской помощи допускается в отношении:

• лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих,
• лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами,
• лиц, совершивших общественно опасные деяния.

12.1. Здравствуйте.
Ознакомьтесь с
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. N 995

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

Источник: http://www.9111.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B4%D0%BD/

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – комиссия) является постоянно действующим межведомственным коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссия – связующее звено между системой социальной профилактики и системой правосудия в отношении несовершеннолетних.

Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

— рассматривает материалы (дела) о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— рассматривает дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей (иных законных представителей), иных лиц в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области об административных правонарушениях.

— направляет в суд иски об ограничении и лишении родительских прав;

— готовит совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;

— изучает условия воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних, обращения с ними в учреждениях системы профилактики, учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также в семьях, находящихся в социально опасном положении;

— выявляет причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизму, правонарушениям, гибели и травматизму, вовлечению их в совершение противоправных деяний;

— проводит правовое просвещение в сфере прав и обязанностей несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;

— рассматривает обращения граждан и организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— обеспечивает межведомственную координацию при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

— согласовывает исключение и перевод несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательной организации в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— согласовывает расторжение трудового договора (контракта) работодателя с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя;

— оказывает помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений.

Инстаграм комиссии по делам несовершеннолетних

Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивает управление по делам несовершеннолетних

Уважаемые жители!

Если вы имеете информацию о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семьях, находящихся в социально опасном положении, звоните!

Координаты органов и учреждений системы профилактики:

Источник: http://balashiha.ru/about/predpriyatiya-i-organizatsii/komissiya-po-delam-nesovershennoletnikh-i-zashchite-ikh-prav

Комиссия по делам несовершеннолетних: это серьёзно?

Комиссия по делам несовершеннолетних, или КДН, может испортить жизнь вам и вашему ребёнку по-настоящему.

Хотя эти люди выглядят не очень страшно, их решение меняет ваше будущее… Адвокат Антон Жаров — о том, что делать с КДН.

Что такое КДН?

Комиссия по делам несовершеннолетних — что это вообще такое?

Начну издалека. Вообще в мире много вещей, предназначение которых для нас остается неведомым. Я не буду приводить примеры, но комиссия по делам несовершеннолетних сама по себе вполне достаточный пример. Для чего она нужна, не подозревает большая часть населения. Вообще-то комиссия по делам несовершеннолетних придумана для того, чтобы этих самых несовершеннолетних защищать. Она, по большому счёту, так и называется — “комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав”. Только вот как защищает эта комиссия права, из кого состоит — в этом еще предстоит разобраться.

Кто входит в состав комиссии?

Комиссию по делам несовершеннолетних, если мы говорим про Москву, создает глава управы. Кого он туда отбирает, вообщем-то, его личное дело. По закону туда должны входить представители органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Я еле сказал эту фразу, поверьте, запомнить ее было еще сложнее.

Так вот, эти самые представители органов и организаций назначаются туда руководителем управы. В Московской области глава района назначает представителей в комиссию по делам несовершеннолетних, в других регионах — по разному. Но тем не менее это абсолютно административный орган, который назначается человеком единолично. Никто людей, которые состоят в этой комиссии, туда не выбирал, их просто назначили.

Читайте так же:  Гпк кассационная жалоба на апелляционное определение

Кто это может быть? От здравоохранения может быть заведующий детским отделением больницы, от образования — это может быть директор школы, от полиции, как правило, — инспектор по делам несовершеннолетних или начальник подразделения по делам несовершеннолетних, если такой есть, и так далее. Вплоть до пожарников и представителей общественности, роль которых прекрасно играют, например, представители клуба собаководов или военно-патриотического клуба, а также в Москве принято включать в состав комиссии членов общественных советов и пунктов охраны порядка (кажется, так это называется). Кто эти люди, мне неведомо, но именно они обычно и приходят на заседания комиссии. А вот заведующий отделением поликлиники может и пропустить заседание.

В комиссию должно входить несколько человек, и в Москве это число обычно превышает 10. Ну, 14 человек, может быть 12. Соответственно, комиссия должна заседать, когда в зале, где заседает комиссия, присутствует как минимум половина списочного состава. Если было 14, значит, соответственно, как минимум 7 человек должно быть в зале. И тут очень важный момент, про который все забывают: это кто эти люди, кто эти семь человек? Они по фамилиям должны совпадать с теми, кто в этой комиссии состоит.

А очень часто бывает так, что вместо начальника подразделения по делам несовершеннолетних, который в отпуске, приходит, например, просто сотрудник подразделения или вместо пожарника-начальника отдела приходит заместитель начальника отдела. Но дело в том, что комиссия по делам несовершеннолетних — это не кресло, а это люди, поэтому такое, конечно, безобразие твориться не должно. В заседании комиссии могут принимать участие только те люди, которые списочно входят в ее состав. Пофамильно.

Список комиссии должен быть опубликован. Это открытая информация. По идее он должен быть на сайте управы. Но далеко не все управы этим занимаются. Задайте, кстати, вопрос в письменном виде главе своей управы, кто же именно входит в состав комиссии по делам несовершеннолетних. Вам будет интересно. Уверяю вас.

Кого могут вызвать?

В комиссию по делам несовершеннолетних в принципе могут вызывать любого гражданина. Ну вот абсолютно любого, если дело, которое рассматривает комиссия, как-либо касается детей. Это может быть ваш сосед по лестничной клетке, которого беспокоит, что ребенок у вас сильно плачет, и комиссия по делам несовершеннолетних в этом тоже может проявить какой-то интерес. Ходить или не ходить на эту комиссию — зависит от того, по какому делу вас вызывают.

Если это дело об административном правонарушении, то ходить туда, конечно, нужно. Например, вашего ребенка поймали с бутылкой пива или курящего за углом школы. в этой ситуации, скорее всего, на комиссию прийти все-таки придется, и делать это нужно. Идти или не идти в каждом конкретном случае, серьезен или не очень вопрос, который будет обсуждать КДН, и каковы его последствия знает адвокат, к которому безусловно нужно обращаться, если к вам пришел вызов на комиссию по делам несовершеннолетних.

Из комиссии также часто звонят по телефону: “Здравствуйте! Завтра у нас заседание, приходите”. Конечно, на такие заседания ходить не стоит, нужно прямо в телефон говорить: “Без адвоката никуда не пойду”. И не ходить.

Вызов в КДН — это серьезно?

Комиссия по делам несовершеннолетних — это административный орган, это такой мини-суд, который решает определенные вопросы, но тем не менее решает. От комиссии по делам несовершеннолетних зависит выпишут ли вам штраф или ограничатся предупреждением, если вашего ребенка, например, поймали с банкой пива, либо поставят ребенка на внутришкольный учет или учет в комиссии по делам несовершеннолетних, если опять же случилась какая-то неприятность, связанная с кодексом об административных правонарушениях.

Бояться или не бояться постановки на учет, какие правовые последствия этого — это отдельный разговор. Но комиссия по делам несовершеннолетних при желании может испортить вам жизнь, поэтому пускать на самотек деятельность комиссии по делам несовершеннолетних в вашем отношении, конечно же, не стоит и нужно приходить на ее заседания, но делать это обязательно с адвокатом.

Что делать, если меня вызвали?

Когда вы попали на заседание комиссии по делам несовершеннолетних, дать какие-то общие советы сложно, поскольку нормативной базы, ну, просто очень мало. Какие-то общие вещи я, конечно, скажу.

Прежде всего сверьте, кто перед вами. Попросите представиться по фамилиям. Судьи, когда сидят в мантиях, они и то представляются, говорят “коллегия в составе Иванова, Петрова, Сидорова”, поэтому попросите этих чудо-людей представиться как зовут, кто они такие, и прям со списком, распечатанным с сайта управы, ставьте галочки есть такой или нет такого, пересчитайте их по головам, посмотрите какой списочный состав комиссии. Если в комиссии 15 человек, значит должно быть на заседании 8, как минимум, и никто никого не должен заменять и подменять.

Заседание комиссии может вести либо председатель комиссии либо заместитель председателя комиссии, но никак не ответственный секретарь или просто выбранный какой-то товарищ, который вдруг решил вести заседание комиссии. Вот это самые простые вещи.

Конечно же, нужно положить на стол диктофон, скрываться тут не надо и записывать всё, что происходит. Но поскольку у вас диктофон и поскольку заседание комиссии устное, проговаривайте всё словами, спрашивайте “как ваша фамилия” человека, который задает вам вопрос, “почему вы его задаете, если вы не член комиссии”. Никакие приглашенные лица, а такие случаются на заседаниях комиссии, почему бы нет, никакие приглашенные лица, как и зрители, например, в судебном заседании, никаких вопросов задавать не могут, участие в обсуждении принимать не могут и должны, если вас выгоняют на время обсуждения комиссией вашего вопроса, тоже выйти из зала. Попробуйте на этом настоять, увидите как интересно развиваются события. Но вообще бояться не надо, ситуация вполне себе под контролем, но, разумеется, юридические последствия быть могут, поэтому без адвоката ходить на такие вещи не надо.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zharov.info/archives/10428

Судебная практика комиссии по делам несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here