Судебное разбирательство международное право

Полезная информация в статье: "Судебное разбирательство международное право" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Решение международных споров судом

Судебные средства решения международных споров включают в себя международный арбитраж (третейское разбирательство) и судебное разбирательство в Международном суде ООН. Отличие арбитража от Международного суда носит главным образом организационный характер. Состав арбитража для рассмотрения каждого конкретного спора зависит от воли конфликтующих сторон. Но между арбитражем и рассмотрением спора в Международном суде много сходного: юридическая обязательность выносимых ими решений, взаимное согласие спорящих сторон на обращение в арбитраж и Международный суд и др.

Переданные в Палату дела рассматриваются не самой Палатой, а третейским судом, образуемым из судей, включенных в список. Канцелярией Палаты служит Международное бюро, которое возглавляется Постоянным административным советом, состоящим из дипломатических представителей государств — участников Конвенции 1907 г., аккредитованных в Гааге.

Международный суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он был учрежден Уставом ООН в 1945 г. для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 г., заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 г. под эгидой Лиги Наций.

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов ООН он является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами ООП являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке и Секретариат.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом международных споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений но юридическим вопросам, запрашиваемых уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживают Секретариат и административный аппарат. Официальными языками являются английский и французский.

Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 г. под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 г. стал Международный суд.

С учреждением Лиги Наций после Первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.

Юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия основывается на согласии сторон передавать споры на ее рассмотрение. Однако новация в процедуре производства в параметрах Постоянной палаты международного правосудия заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который мог возникнуть в будущем в отношениях с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.

ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она тем не менее нс являлась частью Лиги, и ее Статут нс являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 г. она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.

Деятельность Палаты была прервана Второй мировой войной, и в 1946 г. она была распущена вместе с Лигой Наций.

Источник: http://studme.org/38228/pravo/reshenie_mezhdunarodnyh_sporov_sudom

Международное судебное и арбитражное разбирательство

В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно [1].

Этот институт международного права приобрел особое значение в связи с запрещением агрессивной войны, ставшим после Второй мировой войны обязательной нормой международного права. Использование международного правосудия совместно с другими методами мирного призвано служить делу мирного сосуществования и развитию международного сотрудничества.

Поскольку международное правосудие представляет собой рассмотрение споров между субъектами международного права, можно проследить связь проблем организации и деятельности Международного Суда с принципиальными проблемами международного права и его институтов — государственным суверенитетом, основными правами и обязанностями участников международного общения, равноправием государств на международной арене, взаимным невмешательством во внутренние дела и целым рядом других.

Эта связь проявляется в практической деятельности Международного Суда ООН. В своей практике Международный Суд сталкивается со всеми этими вопросами при решении конкретных дел. Эта же связь существует и при разработке теоретических проблем международного правосудия.

Соотношение принципов международного правосудия и основных начал международного права, соответствие ему норм, регулирующих деятельность и организацию Международного Суда — все это занимает одно из центральных мест в разработке проблем международного правосудия. Причем большое значение для решения этих проблем имеет вопрос о компетенции Международного Суда.

Исходя из статьи 92 Устава ООН Международный Суд является главным судебным органом ООН. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусмотрела в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства [1].

Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами.

Читайте так же:  Нарушение имущественных прав граждан пример

Состоящий из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, Международный Суд занимается урегулированием споров между государствами. Участие государств в судебных разбирательствах носит добровольный характер, однако если государство соглашается на это, то оно обязано подчиняться решению Суда. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений по запросам Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

Статут Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН, неотъемлемой частью которого он является, был разработан на конференции в Думбартон-Оксе (1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-Франциско 1945 года.

Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а не члены ООН могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств-неучастников Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (статья 35 Статута).

Суд расположен в Гааге, однако, это не препятствует ему выполнять свои функции в любом другом месте. Согласно пункту 1 статьи 23 Статута Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и длительность которых устанавливаются Судом.

Компетенция Международного Суда определена в главе II (статьи 34-38), а также в главе IV (статьи 65-68) Статута Суда. Эти главы Статута устанавливают границы компетенции Международного Суда.

Компетенция Суда распространяется лишь на споры между государствами. Суд не может рассматривать споры между частными лицами и государством и тем более споры между частными лицами. Но и споры между государствами могут рассматриваться лишь с согласия всех сторон. Таким образом, компетенция Суда является для государства не обязательной, а факультативной.

Факультативный характер передачи государствами споров на разрешении суда проявляется, в частности, в том, что, согласно пункту 1 статьи 36 Статута Международного Суда, «к ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами.». Государства — участники Статута могут, однако, признать для себя компетенцию Суда обязательной по определенным категориям дел [3, c. 21].

Общепринятым является положение, в соответствие с которым государство-истец должно обосновать компетенцию Суда в рассмотрении данного спора по существу. Более того, именно на это государство возлагается обязанность доказать факт существование спора и его юридическую природу. Нарушение этого положения делает претензию беспредметной и, таким образом, невозможным применение юрисдикции Международного Суда ООН.

Имеется большое количество договоров и конвенций, в соответствии с которыми государства обязались признавать в будущем юрисдикцию Суда. К ним относятся: двусторонние договоры, касающиеся всех или некоторых категорий споров, могущих возникнуть между двумя государствами, многосторонние конвенции, касающиеся одного или более категорий споров и т.д. (пункт 1 статьи 36 и статья 37 Статута).

Государства-участники Статута могут также принимать весьма широкие обязательства в соответствии с пунктом 2 статьи 36. Они могут в любое время заявить, что признают в отношении каждого государства, принявшего такие же обязательства, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

1) толкования договоров;

2) любого вопроса международного права;

3) наличие факта, которые, если он будет установлен, представляет собой нарушение международного обязательства;

4) характера и размеров возмещений, причитающихся за нарушение международного обязательства.

На практике юрисдикция Международного Суда несколько шире. Суд с определенными ограничениями может осуществлять косвенный контроль за законностью решений международных организаций, выступать в роли апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений международных административных трибуналов. Случаев реализации Судом указанных полномочий достаточно много.

В качестве примера можно указать на решение от 12 ноября 1991 года по делу об арбитражном решении от 31 июля 1989 года (Гвинея-Бисау против Сенегала), которым он отклонил утверждение истца о недействительности арбитражного решения и его необязательности для тяжущихся сторон.

Важная роль в урегулировании международных споров принадлежит Суду Европейского Союза. Он компетентен, регулировать межгосударственные споры, аннулировать действие законодательных актов и решений, принимаемых другими главными органами ЕС, а также обязывать государства-члены ЕС выполнять взятые на себя обязательства. Суд ЕС может также дать толкование норм права ЕС.

Принципиальная особенность Суда ЕС состоит в том, что истцами в нем могут выступать все субъекты права ЕС, а именно органы ЕС, государства-члены ЕС, их юридические и физические лица, национальные судебные органы.

В состав суда входят 13 судей и 6 генеральных адвокатов, избираемых на шесть лет. Судопроизводство состоит из письменной и устной стадий. Дела обсуждаются на закрытых заседаниях. Решения оглашаются на открытых заседаниях и приобретают обязательную для сторон силу с момента вынесения.

Европейский суд по правам человека является главным судебным органом Совета Европы. Он уполномочен рассматривать споры между участниками Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. по поводу толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. Обязательная юрисдикция Европейского суда распространяется также на право Суда рассматривать индивидуальные петиции о нарушении прав человека.

Однако отдельные лица и неправительственные организации не имеют непосредственного доступа в Европейский суд. Предварительно петиции рассматриваются в Европейской комиссии по правам человека, которая и выносит решение относительно того, надлежит ли принимать эти петиции к рассмотрению в Европейском суде или нет.

Решения Европейского суда носят обязательный характер для государства или государств, против которых эти решения направлены.

Нечетко оформленный механизм мирного разрешения споров внутри СНГ содержится в Уставе СНГ, принятом в Минске 22 января 1993 г. В нем есть специальный раздел, озаглавленный «Предотвращение конфликтов и разрешение споров», а также ст. 32 «Экономический суд». Их положения распространяются на следующие категории конфликтных ситуаций и споров:

— конфликты на межнациональной и межконфессиональной основе, могущие повлечь за собой нарушение прав человека;

— споры между государствами-членами;

— споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве.

Первая категория споров подлежит урегулированию посредством переговоров или достижения договоренности о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования споров (ст. 17). Относительно второй категории споров Совет глав государств правомочен в любой стадии спора рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования (ст. 18).

Хотя различные международные арбитражные органы как способ мирного разрешения споров между государствами и не являются международными судебными органами, однако могут рассматриваться вместе с последними как органы по применению международной судебной процедуры, результатом которой является вынесение юридически мотивированных окончательных решений, имеющих обязательную силу [3, c. 22].

Читайте так же:  Срок разъяснения решения суда

Международный арбитраж — это третейский суд для рассмотрения споров, сторонами в которых являются государства и международные организации. Состав и порядок его деятельности определяется соглашением сторон, именуемым компромиссом. Существуют и такие способы передачи дела на международный арбитраж, как арбитражная оговорка в договоре и обязательный арбитраж, т.е. общие арбитражные договоры между сторонами.

Третейские суды, рассматривающие споры в области торговых и иных экономических отношений, возникающих между организациями и фирмами различных государств, следует отличать от третейских судов, которые могут рассматривать споры между государствами как субъектами международного права.

В международной практике известны два вида третейских судов: так называемые изолированные и постоянно действующие. Изолированный третейский суд создается сторонами специально для рассмотрения данного конкретного спора. Стороны сами определяют порядок создания третейского суда и правила рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование. Он получил также название третейского суда adhoc (буквально — «для этого», т.е. для рассмотрения данного дела).

Формируется арбитраж из членов, назначаемых сторонами, и согласованного ими суперарбитра. Многосторонние договоры предусматривают возможность назначения суперарбитра международным должностным лицом, например Генеральным секретарем ООН. В большинстве случаев арбитраж состоит из трех арбитров. Но известны случаи решения споров и одним арбитром.

Стороны представлены в арбитраже своими агентами. Для передачи спора на разрешение третейского суда требуется так называемое третейское, или арбитражное, соглашение. Это соглашение сторон о том, что споры, которые уже возникли или возникнут в будущем между сторонами, будут переданы ими на рассмотрение третейского суда.

В основных многосторонних конвенциях по вопросам арбитража, выработанных под эгидой ООН, — Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года и Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года (гл. 2) — под арбитражным соглашением понимаются как оговорка в письменном договоре, так и отдельное соглашение, подписанное сторонами или содержащееся в обмене письмами, телеграммами и т.п.

Эти конвенции устанавливают независимо от закона, применимого к основному контракту, специальные коллизионные правила для определения действительности арбитражного соглашения.

Положительное отношение к арбитражу как одному из подходящих способов разрешения споров было выражено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства — участники совещания рекомендовали «организациям, предприятиям и фирмам своих стран в соответствующих случаях предусматривать арбитражную оговорку в коммерческих сделках и контрактах о промышленном сотрудничестве или специальных соглашениях».

Они предложили также, «чтобы положения об арбитраже предусматривали проведение арбитража на основе взаимоприемлемого регламента и допускали проведение арбитража в третьей стране, с учетом действующих межправительственных и иных соглашений в этой области».

Источник: http://studbooks.net/2207954/ekonomika/mezhdunarodnoe_sudebnoe_arbitrazhnoe_razbiratelstvo

Международные суды

Видео (кликните для воспроизведения).

Международное судебное разбирательство является относительно новым средством мирного разрешения споров, хотя его теоретические основы были разработаны еще в XIX веке, и существенный вклад в это внес русский юрист Л.А. Камаровский. Народный суд был создан в 1921 году в рамках Лиги Наций. Им явилась Постоянная палата международного правосудия, прекратившая свое существование 18 апреля 1946 г. Во второй половине XX века практика создания международных судов значительно расширилась.

Международный Суд – создаваемый на основе международного договора постоянный орган, призванный решать международные споры путем судебной процедуры.

Созданы суды на универсальном уровне (Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву) и на региональном уровне (Европейский Суд по правам человека, Европейский Суд, Экономический Суд СНГ и др.).

Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. Различие между ними носит главным образом организационный характер: состав арбитража зависит от воли спорящих сторон, а состав международного суда определен заранее; третейский суд формируется при обращении к нему заинтересованных сторон, а международный суд заседает постоянно, и судьи обязаны быть в его распоряжении во всякое время. Международные суды, кроме Международного Суда ООН, могут рассматривать, как и арбитражи, споры с участием международных организаций и отдельных граждан.

Международный Суд ООН (местопребывание – Гаага) стал преемником Постоянной палаты международного правосудия. Это один из главных органов ООН, в задачу которого входит осуществление международного правосудия. Его состав и компетенция определены Уставом ООН и Статутом Международного Суда.

Согласно п. 1 ст. 34 Статута сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только государства. Ведению Суда подлежат все дела, переданные ему сторонами, все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями (ст. 36, п. 1). При этом юрисдикция Суда носит факультативный характер. Это значит, что спор может стать объектом рассмотрения в Суде только с согласия всех спорящих сторон. Такое согласие дается в специальном соглашении спорящих сторон о передаче дела на рассмотрение Суда.

Государства – участники Статута могут в любое время, сделав заявление, признать юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, категории которых перечислены в ст. 36, п. 2: толкование договора; любой вопрос международного права; наличие факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характер и размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. В настоящее время обязательную юрисдикцию признают около 60 государств, причем из постоянных членов Совета Безопасности – только Великобритания.

Ряд универсальных международных договоров содержит положение о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров, затрагивающих толкование и применение этих договоров. Таких договоров около 300. В некоторых из них Российская Федерация участвует без оговорок к указанному положению, например, в Уставе МАГАТЭ 1956 года, в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года и др.

Порядок судопроизводства изложен в Регламенте Суда, принятом в 1946 году и пересмотренном в 1978 году.

Читайте так же:  Сколько стоит юридическое сопровождение сделки с недвижимостью

Как указано в ст. 38, Суд разрешает споры на основании международного права, применяя международные конвенции, определенно признанные спорящими государствами; международный обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Суд также может учесть судебные решения и доктрины в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Но Суд может, если стороны с этим согласны, решать дела, исходя из справедливости (ex aequo et bono).

В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона вправе обратиться в Совет Безопасности ООН, который может сделать рекомендации или решить, какие принять меры для приведения решения в исполнение (ст. 94, п. 2 Устава ООН).

За период своей деятельности с 1946 года до января 2000 года Международный Суд рассмотрел около 70 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определенными территориями, делимитации морских пространств и континентального шельфа и др. Существенное значение для повышения авторитета Суда имело его решение от 27 июня 1986 г. по иску Никарагуа против США, в котором Суд признал незаконны­ми военные и полувоенные действия США и обязал США возместить Никарагуа причиненный ущерб.

Международный Суд правомочен также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультативные заключения по юридическим вопросам с разрешения Генеральной Ассамблеи. Такое разрешение дано более 20 органам и организациям на постоянной основе. При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции. Так, Международный Суд отказался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ в 1996 году относительно законности применения ядерного оружия государством в вооруженном конфликте, мотивируя свое решение тем, что этот вопрос не относится к компетенции ВОЗ.

Консультативное заключение означает выражение мнения международных судей по тому или иному юридическому вопросу и в принципе носит рекомендательный характер. Однако никакие положения Устава ООН и Статута Суда не запрещают органам и организациям, обратившимся с запросом, признать для себя обязательным консультативное заключение Международного Суда. Так поступали, например, ФАО, ЮНЕСКО, Административный трибунал МОТ и др.

Международный Суд с 1946 года по 2000 год вынес 23 консультативных заключения, большая часть которых – по запросам Гене­ральной Ассамблеи. Некоторые из них давали авторитетное толкование положений Устава ООН и норм международного права.

Международный трибунал по морскому праву, созданный 1996 году в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, является судебным органом, призванным разрешать споры в специальной сфере сотрудничества – в морском праве. Согласно ст. 2 Статута (Приложение VI к Конвенции ООН по морскому праву) Международный трибунал состоит из 21 судьи, избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права.

В соответствии со Статутом Трибунал призван разрешать споры между государствами – участниками Конвенции 1982 года, касающиеся толкования или применения этой Конвенции. Кроме того, он вправе рассматривать споры, возникающие по поводу толкования или применения любых других международных соглашений в области морского права, если такие соглашения предусматривают компетенцию Трибунала.

Существенной особенностью Трибунала является то, что он уполномочен рассматривать споры не только между государствами, но и между государствами и Органом по морскому дну (т.е. международной организацией), а также между физическими и юридическими лицами. Правда, это предусмотрено только для споров, связанных с режимом и использованием глубоководного морского дна.

Как и в Международном Суде ООН, споры передаются на рассмотрение Трибунала либо на основании специального соглашения между сторонами в споре, либо на основании письменного заявления одной из сторон при условии, что обе стороны связаны с признанием обязательной юрисдикции Трибунала.

При рассмотрении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 года и другие нормы международного права, не являющиеся несовместимыми с Конвенцией, а также может разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны (ст. 293 Конвенции).

Решение Трибунала является окончательным и выполняется всеми сторонами в споре, причем оно имеет обязательную силу только для сторон в споре и только по данному делу (ст. 33 Статута).

Трибунал находится в г. Гамбурге (ФРГ).

Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург, Франция) учрежден в 1959 году на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В соответствии с Протоколом № 11 к этой Конвенции, принятым в мае 1994 года и вступившим в силу в ноябре 1998 года, Европейский Суд был реорганизован и на него перешли функции Европейской комиссии по правам человека.

Предусмотрено, что Суд работает на постоянной основе (это изменение принципа функционирования Суда введено Протоколом № 11).

Юрисдикция Суда носит обязательный характер и распространяется на все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции 1950 года и Протоколов к ней. Любое государство – участник Конвенции 1950 года может передать в Суд вопрос о предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другим государством-участником (ст. 33 Конвенции). Суд может также получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Конвенции одним из государств-участников (ст. 34). Суд также может выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования Конвенции и Протоколов к ней, по просьбе Комитета министров Совета Европы.

Особенностью Европейского Суда по правам человека является то, что он не только разбирает споры между государствами, но и рассматривает индивидуальные жалобы на государства со стороны физических лиц и неправительственных организаций. Межгосударственные споры в Суд передаются на основе одностороннего обращения.

Впервые в практике международных судебных органов предусмотрена возможность пересмотра ранее принятого Судом решения. Установлен трехмесячный срок, в течение которого после вынесения решения Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его выполнением.

За время своей деятельности с 1959 по 1998 год Суд рассмотрел около тысячи дел, по большинству из которых вынес решения. При этом более чем в 60% случаев Суд признал виновность государств-ответчиков в нарушении международных обязательств, налагаемых на них Конвенцией 1950 года. Европейский Суд показал возможность использования судебной системы не только для мирного разрешение споров, но и для контроля за соблюдением прав человека.

Читайте так же:  Возмещение ущерба фондом капитального ремонта

Экономический Суд Содружества Независимых Государств представляет собой специализированный суд, предназначенный для разрешения споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Он был создан на основе Соглашения о мерах по обес­печению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц СНГ от 15 мая 1992 г., участниками которого являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан. 6 июля 1992 г. были приняты Соглашение о статусе Экономического Суда и Положение об Экономическом Суде. В Уставе СНГ (ст. 32) Суд был закреплен как постоянно действующий орган. Свою деятельность он начал в 1994 году.

К ведению Суда отнесено разрешение только межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении обязательств, предусмотренных соглашениями и решениями органов Содружества, а также споров о соответствии нормативных и иных актов государств – участников СНГ соглашениям и иным актам Содружества (п. 3 Положения). Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Кроме того, Суд может толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства–участника Соглашения 1992 года, назначаемых или избираемых на десять лет. Высшим коллегиальным органом является Пленум Суда, состоящий из судей и председателей высших хозяйственных (арбитражах) судов государств-участников. Пленум рассматривает жалобы на решения Суда и выносит окончательный вердикт.

Споры подлежат рассмотрению с согласия заинтересованных государств и по заявлению органов Содружества. По результатам рассмотрения спора Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения (либо его отсутствия) государством международного соглашения или решений органов Содружества и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий (п. 4 Положения). Следовательно, решения Суда носят рекомендательный характер, что отличает его от других международных судебных органов.

За время своего существования Судрассмотрел около 30 дел, большую часть которых составляют запросы о толковании. Получило известность толкование терминов «государство – участник СНГ» и «государство – член СНГ». Суд, исходя из участия государств в учредительных документах, термин «участники» отнес ко всем 12 государствам Содружества, а термин «член» – к государствам – участникам Устава СНГ.

Источник: http://3ys.ru/mezhdunarodnoe-pravo-obshchaya-chast/mezhdunarodnye-sudy.html

Международное судебное разбирательство

Международное судебное разбирательство осуществляется постоянными судебными органами. Особенности правового положения международных судов: создаются в соответствии с нормами международного права, имеют постоянно действующий характер, функционируют на основе международного договора. Международные суды играют основную роль в разрешении споров между государствами. Первый международный судебный орган – Постоянная палата международного правосудия Лиги Наций (создана в 1920 г.). Действовала на основе самостоятельного Статута. Ее компетенция полностью зависела от согласия сторон в споре, т.е. Палата обладала факультативной юрисдикцией. Вместе с тем предусматривалась возможность наделения Палаты обязательной компетенцией. К 1939 г. обязательную юрисдикцию Палаты признавали 65 государств. За все время ее фактического существования (с 1922 г. по февраль 1940 г.) на рассмотрение Палаты было передано 79 дел. Помимо осуществления правосудия Постоянная палата была вправе высказывать свое мнение по юридическим вопросам по просьбе Совета и Ассамблеи Лиги Наций.

Международный Суд ООН – главный судебный орган ООН, наиболее авторитетный международный судебный орган. Действует на основе Статута, являющегося частью Устава ООН. Государства – члены ООН – ipso facto являются участниками Статута Международного Суда. Участниками Статута могут быть и государства – не члены ООН (Лихтенштейн, Сан-Марино). Состав Суда – 15 судей; избираются ГА ООН и СБ ООН на девятилетний срок в личном качестве, т.е. не являются представителями государства. В составе Суда не может быть одновременно двух граждан одного государства. Требования к составу – должны быть представлены все основные правовые системы мира. Судьи избираются из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных труни Постоянной палаты третейского суда. Все государства – и члены, и не члены ООН – находятся в одинаковых условиях при выдвижении кандидатов в судьи и при их избрании (резолюция ГА ООН 1948 г.).

Компетенция Суда: основная (судебная юрисдикция) – разрешение споров между государствами. Стороной по делу может быть только государство (ст. 34). Это важное отличие Международного Суда от арбитража, где участником спора может быть любой субъект международного права. Международный Суд основан на принципе добровольной (факультативной) юрисдикции: ни одно государство не может вынудить другое государство к рассмотрению спора в Суде, если государство этого не желает. Даже СБ ООН не вправе заставить государства обратиться в Международный Суд, а может только порекомендовать данный способ разрешения спора. Многие многосторонние соглашения содержат нормы об обязательной юрисдикции Международного Суда (Конвенция о борьбе с геноцидом 1948 г., Конвенция о запрете пыток 1984 г. и др.).

В 1946 г. США выступили с заявлением о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН. Они сделали оговорку в отношении споров, которые по существу входят в область национальной компетенции, как она определяется самими США. С 1945 по 1987 г. СССР не признавал обязательной юрисдикции Международного Суда и постоянно делал об этом оговорки к соответствующим конвенциям. В 1987 г. СССР выступил с инициативой: все государства, прежде всего, постоянные члены СБ ООН, должны признать обязательную юрисдикцию

Суда. В 1989 г. СССР снял практически все оговорки, сделанные к конвенциям, предусматривающим обязательную юрисдикцию Суда (сохранена только оговорка к ст. 66 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). В настоящее время из всех постоянных членов СБ ООН обязательную юрисдикцию Суда не признает только Великобритания.

Международным договором особого рода является оговорка, включенная в Заявление государств – членов Содружества наций, – о неподчинении споров, возникающих между ними, юрисдикции Международного Суда.

Процедура в Международном Суде основана на Регламенте 1978 г. Решение Суда обязательно и окончательно для спорящих сторон. Решение не подлежит обжалованию. После вынесения решения стороны имеют право обратиться в Суд с просьбой истолковать решение или с просьбой о его пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, ходатайствующей о пересмотре.

Читайте так же:  Необходимые документы для оформления загранпаспорта в мфц

Статья 59 Статута – решение обязательно только для спорящих сторон и только по данному делу, т.е. не образует судебного прецедента. Согласие государств на рассмотрение спора в Суде может быть дано заранее (по вопросам правового характера): толкование норм международного права, нарушение международного договора, наличие международного обычая (ст. 36 Статута). По желанию сторон Суд вправе решать спор не на основе международного права, а на основе справедливости и доброй совести (ст. 38 Статута).

Государство-истец должно обосновать компетенцию Суда в рассмотрении данного спора но существу. Именно на это государство возлагается обязанность доказать факт существование спора и его юридическую природу. Нарушение данного положения делает претензию беспредметной и означает невозможность применения юрисдикции Международного Суда.

Процедура в Международном Суде: письменная часть – сообщение спорящими сторонами своих позиций, устная – заслушивание представителей государств, свидетелей, экспертов. Невыполнение решения Суда одной стороной дает другой стороне право обратиться в СБ ООН, который вправе принять меры для обеспечения выполнения решения Суда (ст. 94 Устава ООН). Но СБ ООН не играет роли судебного исполнителя; он просто реализует свои собственные функции, если невыполнение решения Суда может привести к угрозе международному миру и безопасности.

Вторая функция Международного Суда – он дает консультативные заключения но любым юридическим вопросам. Правом обращаться в Суд за консультативным заключением обладают определенные международные органы и организации, перечисленные в Уставе ООН. Консультативные заключения Суда носят рекомендательный характер. За всю историю своего существования Международный Суд рассмотрел более 70 споров и дал более 20 консультативных заключений. Международная практика показывает, что обращение в Суд является одним из эффективных средств мирного разрешения споров и обеспечения реализации норм международного права.

На практике юрисдикция Международного Суда имеет более широкий характер. Суд может осуществлять косвенный контроль за законностью решений международных организаций, выступать в роли апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений международных административных трибуналов. В качестве примера можно указать решение 1991 г. по делу об арбитражном решении 1989 г. (Гвинея-Бисау против Сенегала), которым Суд отклонил утверждение истца о недействительности арбитражного решения и его необязательности для тяжущихся сторон.

Наиболее многочисленная категория дел, рассмотренных Международным Судом ООН, – нарушения государствами своих международных обязательств, общепризнанных принципов и норм международного права: дела 1972–1974 гг. о рыбных промыслах (Великобритания против Исландии, ФРГ против Исландии); 1973–1974 гг. – о ядерных испытаниях (Австралия против Франции, Новая Зеландия против Франции); 1979–1981 гг. – о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране (США против Ирана); 1984–1991 гг. – о действиях военного и полувоенного характера в Никарагуа и против этой страны (Никарагуа против США); 1986–1992 гг. – о пограничных и трансграничных вооруженных действиях (Никарагуа против Гондураса).

В порядке апелляционной и квазиапелляционной инстанции Международный Суд вынес решения по делам относительно компетенции Совета ИКАО (Индия против Пакистана, 1971–1972 гг.) и об арбитражном решении (Гвинея-Бисау против Сенегала, 1989 г.); три консультативных заключения по заявлениям о пересмотре решений Административного трибунала ООП.

Международный Суд может образовывать одну или несколько камер в составе трех или более судей для разбора определенных категорий дел. Все положения о камерах базируются на п. 1 ст. 25 Статута. Суд может образовать три вида камер:

  • 1) упрощенного производства;
  • 2) для рассмотрения определенной категории дел;
  • 3) для разбора отдельного дела.

Последний вид камер имеет некоторое сходство с арбитражем, особенно если при создании камер применяется ст. 31 Статута, предоставляющая сторонам в споре право выбрать судью по собственному усмотрению, если в составе судебного присутствия нет судьи-гражданина одной или обеих сторон. Камера ad hoc может состоять из судей- граждан каждой из сторон и третьего судьи, назначенного Судом.

Впервые камера ad hoc была утверждена в 1982 г. К настоящему времени таких камер образовано четыре. Дела, которое рассматривались камерой ad hoc. спор о делимитации морской границы в районе залива Мэн между США и Канадой; спор о делимитации пограничной территории между Республикой Верхняя Вольта (Буркина-Фасо) и Республикой Мали; дело США против Италии; спор между Сальвадором и Гондурасом в отношении сухопутных и морских границ.

Камеры ad hoc не могут быть приравнены к арбитражному суду, поскольку стороны не полностью свободны в определении состава камеры и правил судопроизводства. Камера является ответвлением Суда, ее решение (ст. 27 Статута) является решением Суда. Камеры ad hoc могут действовать только на основании Статута и Регламента Суда.

В настоящее время потенциал Международного Суда ООН используется далеко не в полной мере. Более эффективное использование этого органа способствовало бы активизации процесса мирного разрешения споров. В 1995 г. Секретариат ООН рекомендовал всем государствам – членам ООН («Повестка дня для мира»):

  • – признать обязательную юрисдикцию Международного Суда ООН без каких-либо оговорок (в соответствии со ст. 36 Статута);
  • – снять оговорки относительно непризнания обязательной юрисдикции Международного Суда к положениям многосторонних договоров, касающимся урегулирования споров;
  • – если передача спора на рассмотрение Суда в полном составе затруднена, следует использовать юрисдикцию камер Суда;
  • – оказать поддержку Целевому фонду, созданному для оказания помощи странам, которые не могут позволить себе расходы, связанные с передачей дела в Суд. Такие страны вправе пользоваться этим Фондом для разрешения своих споров.

Статья об ответственности государств (резолюция ГА ООН 2001 г.) предусматривает некоторые случаи обязательной юрисдикции: возможность вынесения спора на рассмотрение арбитража в одностороннем порядке и подтверждения Международным Судом ООН действительности арбитражного решения по просьбе одной из сторон.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/90934/pravo/mezhdunarodnoe_sudebnoe_razbiratelstvo

Судебное разбирательство международное право
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here