У граждан россии частичная административная дееспособность наступает

Полезная информация в статье: "У граждан россии частичная административная дееспособность наступает" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

У граждан россии частичная административная дееспособность наступает

1. Административная дееспособность гражданина РФ наступает в полном объеме в возрасте:
18 лет

2. Административная деликтность — это:
административная ответственность

3. Административная деликтоспособность гражданина РФ наступает с:
16 лет

4. Административная ответственность выражается в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного .
наказания

5. Административная правоспособность гражданина РФ — это его способность .
иметь права и обязанности в сфере государственного управления

6. Административная правоспособность гражданина РФ наступает с:
рождения

7. Административная правоспособность предприятий и организаций, общественных и религиозных объединений как юридических лиц возникает, как правило, с момента:
государственной регистрации

8. Административно-правовые статусы иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов):
существенно не различаются

9. Административное наказание, которое может быть применено только в отношении иностранного гражданина-нарушителя государственной границы РФ, привлеченного к административной ответственности:
выдворение за пределы РФ

10. Административное право сформировалось в России в конце ХIХ — начале ХХ века:
в результате перехода от полицейского права

11. Административное правоотношение, в котором один из субъектов (участников) подчинен другому, называется:
вертикальное

12. Административное правоотношение, участники (субъекты) которого не находятся в подчинении друг у друга, называется:
горизонтальное

13. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста:
16 лет

14. Административные правоотношения делятся на вертикальные и горизонтальные в зависимости от:
соотношения прав и обязанностей участников

15. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок:
до 15 суток
до 30 суток за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции

Источник: http://oltest.ru/tests/gosudarstvo_i_pravo/administrativnoe_pravo/voprosy/1/

Основы административно-правового статуса граждан РФ

Административно-правовой статус граждан РФ – часть общего правового статуса, установленного Конституцией РФ; Основами законодательства об охране здоровья граждан; Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О гражданстве Российской Федерации», указом Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и другими актами законодательства. Содержание административно-правового статуса гражданина составляют:

— комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

— гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.

Следует отметить одну из проблемных аспектов в административном праве – это соотношение административного и конституционного статусов граждан. Не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного статуса. Существует достаточное количество прав, которые находятся за пределами конституционного статуса, например право на управление транспортным средством, право на донорство крови и замену ее компонентов, право на перемену фамилии, имени и отчества, право на приобретения оружия и др.[55]

Государство, признавая гражданина субъектом административного права, при помощи ном этого права определяет его правовой статус (правовое положение)[56]. Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правосубъектности. Административная правоспособность гражданина – способность гражданина обладать правами и нести обязанности. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью, не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена. Например, за совершенное административное правонарушение гражданин может быть лишен на определенно время права управления транспортным средством.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.

В полном объеме административная дееспособность возникает по достижении гражданином 18 лет. Частичное появление дееспособности в административном праве возможно с более раннего возраста. Так, дети дошкольного возраста могут сами обращаться к врачу.

Источник: http://studopedia.ru/7_47356_osnovi-administrativno-pravovogo-statusa-grazhdan-rf.html

У граждан россии частичная административная дееспособность наступает

Административная дееспособность гражданина

Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется осо­бенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими лич­ными действиями предполагает наличие определенного уровня умст­венного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.

В административном праве отсутствуют правовые нормы, кото­рые бы определяли возможность и основания ограничения дееспособ­ности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). На­пример, согласно Кодексу РСФСР об административных правонару­шениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

Возможность признания гражданина временно недееспособным предусмотрена Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». * Согласно Зако­ну гражданин может быть временно, на срок не более пяти лет и с пра­вом последующего переосвидетельствования, признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и работы, связанной с источником повышенной опасности. Решение об этом принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на осно­вании оценки состояния психического здоровья гражданина в соот­ветствии с перечнем медицинских психиатрических показаний. Такое решение может быть обжаловано в суд.

*Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного

Совета Российской Федерации. 1992. № 33. Ст. 1913.

Читайте так же:  Выбор роддома по родовому сертификату

Закон Российской Федерации «Об основах государственной служ­бы в Российской Федерации», определяя требования к гражданам, претендующим на замещение государственных должностей, уста­навливает, что кандидаты на соответствующие должности должны удовлетворять определенному состоянию здоровья.*

*Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2290.

В соответствии со ст. 92 Конституции Российской Федерации Президент

Российской федерации прекращает исполнение полномочий, в частности, в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения. В таких отно­шениях граждане могут выступать стороной, обязанной выполнять обращенные к ней административно-правовые нормы и основанные на них требования, исходящие от органов исполнительной власти, мест­ного самоуправления и их должностных лиц (например, обязанность соблюдать правила дорожного движения); стороной, вступающей в правоотношения, связанные с реализацией принадлежащих ей закон­ных прав (например, с заявлением о назначении пенсии) или их охра­ной (подача жалобы).

Различаются административные правоотношения, складыва­ющиеся в связи с:

а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.)

б) выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохра­нять природу, защищать Отечество и др.);

в) нарушением органами государственного управления, местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интере­сов граждан (например, отношение по жалобе);

г) нарушением гражданами их административно-правовых обя­занностей (например, ответственность за административные правона­рушения).

Вся система административно-правовых отношений, субъектами которых могут быть граждане, определяется их административной правоспособностью. Но возникают они в процессе реализации гражда­нами своих субъективных прав и юридических обязанностей как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъяв­ления органа государственного управления, местного самоуправления или его должностного лица. При этом в осуществлении субъективных прав инициатива преимущественно принадлежит гражданам.

В случаях, установленных законодательством, субъективные пра­ва и обязанности могут приобретаться гражданами через своих закон­ных представителей (родителей, опекунов, специально уполномочен­ных представителей). Но имеются также права и обязанности, кото­рые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на участие в государственном управлении, воинская обязан­ность и др.), т.е. без участия третьих лиц.

В целом вопрос о реализации прав и обязанностей граждан, за­крепленных административным правом, через представителей, не по­лучил должного разрешения в Российском законодательстве. Во вся­ком случае это понятие не тождественно представительству по граж­данскому праву.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

§ 1. Что регулирует административное право? Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административное право. Смотрите также. . огромное разнообразие специальных.

Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности.

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер.

Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие.

К содержанию книги: Административное право России. Смотрите также: Административное право Административное право. Экологический контроль.

Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры . Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, .

Источник: http://www.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-6/29.htm

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ

Административная дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера.

Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18‑летнего возраста. Согласно Конституции РФ, гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18‑летнего возраста. Так, в некоторые государственно-служебные отношения гражданин может вступать при достижении им частичной трудовой праводееспособности, возникающей до достижения 18‑летнего возраста; субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся общеобразовательных учреждений, возраст которых достиг 15 лет.

По общему правилу, все граждане Российской Федерации обладают равной административной дееспособностью. Однако некоторые из них, по состоянию здоровья, могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

Права и обязанности граждан в сфере
государственного управления

Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную в Конституции РФ. Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы:

а) статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны;

б) адекватные, в которых права и обязанности могут реализовываться по сферам деятельности. Они делятся на личные (личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни); социально-экономические(право частной собственности, право на незапрещенную законом предпринимательскую деятельность); социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья);социально-культурные(право на свободу литературного, художественного творчества, на участие в культурной жизни);политические права и свободы (право на свободу слова, право проводить собрания, митинги).

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего следующие праваграждан:

— участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Читайте так же:  Работа для иностранных лиц без патент

— на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

— проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

— обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

— на свободу и личную неприкосновенность.Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов;

неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения;

на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства;

свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Для правильного понимания значения этих и иных конституционных прав для реальной жизни людей необходимо иметь в виду, что: во-первых, права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Во-вторых, закрепление ряда прав сопровождается бланкетными нормами, предусматривающими издание закона, регламентирующего возможность и режим их осуществления.

В‑третьих, ограничение некоторых прав возможно на основании судебного решения.

В‑четвертых, многие права закрепляются без подобных оговорок, однако, их осуществление будет невозможно без издания закона, устанавливающего режим и механизм их осуществления.

В‑пятых, ряд положений Конституции РФ, посвященных правам, в действительности представляет собой декларации, провозглашающие цели, к которым необходимо стремиться.

Граждане РФ, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. К ним Конституция относит:

— обязанность платить законом установленные налоги и сборы;

— сохранять природу и окружающую среду;

— бережно относиться к природным богатствам;

— соблюдать конституцию и законы РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

— соблюдать административно-правовые нормы в различных сферах деятельности.

Этот весьма ограниченный круг обязанностей в действительности гораздо шире в силу того, что обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов. Законность и правопорядок предполагают, чтобы граждане не только в полной мере могли использовать данные им права и свободы, но и с наилучшим результатом выполняли свои обязанности.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/16xe91a.html

Общая и специальная административная правосубъектность

Одним из важных характеристик субъектов административного права является их правосубъектность, под которой понимается взаимосвязь двух самостоятельных элементов: административной правоспособности и дееспособности.

Таким образом, главные особенности административной правоспособности следующие: она регулируется нормами административного права, ее содержание зависит от различных качеств, от характера и способностей индивидов, их отношения с субъектами государственной власти.

У юридических лиц административная правоспособность возникает с момента их регистрации и внесения в реестр учета юридических лиц в Федеральной налоговой службе РФ, а прекращается с момента исключения их из реестра юридических лиц. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает и прекращается одновременно.

Административная дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять определенные законом права, выполнять соответствующие обязанности и нести ответственность предусмотренные нормами административного права. Определение 4.

Административная дееспособность граждан России возникает позднее правоспособности, точный возраст ее наступления законом не регламентирован, ибо она зависит от определенных обстоятельств. Появление административной дееспособности и ее последующее увеличение у граждан связано с возрастными, физическими и интеллектуальными качествами физического лица. В частности, для граждан Российской Федерации, частичная административная дееспособность может наступать с 14 летнего возраста (право и обязанность получения гражданского паспорта). С 16 лет наступает административная деликтоспособность — способность нести административную ответственность за свои действия. Но и эта дееспособность еще далеко не является полной, т.к. административная ответственность для лиц, в возрасте от 16 до 18 лет носит ограниченный характер. Так, например к лицам от 16 до 18 лет не может быть применена такая мера административного наказания, как административный арест, потому эти лица отнесены к специальным субъектам административного права. Это же наказание не применяется и к беременным женщинам, и женщинам, имеющих малолетних детей в возрасте до 14 лет, к инвалидам 1-й и 2-й групп, по соображениям гуманности, так, что и они относятся к специальным субъектам административного права.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего административно-правовой статус индивидуального субъекта, может быть ограничен:

— чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);

— если это несовместимо с его общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещения государственной службы с предпринимательской деятельностью и т. д.);

— если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

— совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного числа граждан, являются групповыми. Ограничения же административно-правового статуса в связи с неправомерными действиями носят индивидуальный, персонифицированный характер и являются мерами принуждения, а их содержание определяется правоприменительными актами.

В условиях демократического развития государства административная правосубъектность находится в постоянном движении, в одном случае она сокращается, например, в сфере реализации политических прав (в значительной мере урезаны политические права Российских граждан: право на выборы судей, губернаторов, мэров, депутатов, Президентов; право на объективное рассмотрение письменных обращений граждан в органах государственной власти и др.), в других случаях административная дееспособность может расширяться. В частности, за последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, на свободу совести, на выезда из РФ и др..

Читайте так же:  Срок исковой давности в гражданском процессе

Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Как уже вначале было отмечено, административная правосубъектность состоит из двух элементов: правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность есть установленная и охраняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их реализацию в сфере государственного управления. Она является предпосылкой для участия физического или юридического лица в регулируемых административным правом управленческих отношениях.

Административная дееспособность является выражением практической способности данного субъекта реализовать свою административную правоспособность в конкретных административно-правовых отношениях (включая и деликтоспособность). Именно потому, такие понятия как «субъект административного права» и «субъект административно-правового отношения» не являются равнозначными. Всякий субъект административно-правового отношения обязательно является и субъектом административного права, но не всякий субъект административного права будет являться субъектом административно-правового отношения.

Правоспособность и дееспособность соотносятся как статичестичкий и динамический признаки административной правосубъектности. На практике эти два элемента чаще всего неразделимы. Так, для органов исполнительной власти, должностных лиц, являющихся государственными служащими, административная право и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента образования и закрепления компетенции органа либо назначения на должность гражданина РФ.

В других случаях они не совпадают. Так, административная правоспособность граждан возникает с момента рождения, а административная дееспособность, как правило, по достижении 16-летнего возраста.

Следует учитывать, что для органов исполнительной власти административная дееспособность является основным средством реализации их административной правоспособности. Соответственно участие в административно-правовых отношениях — их прямая юридическая обязанность.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 3716 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/14_174661_obshchaya-i-spetsialnaya-administrativnaya-pravosub-ektnost.html

Административная дееспособность

Административная дееспособность — это способность «лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан России возникает позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 лет наступает административная деликтоспособность — способность нести административную ответственность за свои действия.

В течение последнего десятилетия административная правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, выезда из России, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего административно-правовой статус индивидуального субъекта, может быть ограничен:

  • — чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);
  • — если это несовместимо с его общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещения государственной службы с предпринимательской деятельностью и т. д.);
  • — если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);
  • — совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного числа граждан, являются групповыми. А ограничения административно-правового статуса в связи с неравномерными действиями носят индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерами принуждения, их содержание определяется правоприменительным.и актами.

Нередки случаи, когда ограничение прав правонарушителя не является мерой принуждения, а представляет собой неблагоприятные последствия правонарушения. Так, правонарушителю может быть отказано в выдаче лицензии на оружие, заграничного паспорта.

Источник: http://vuzlit.ru/1423254/administrativnaya_deesposobnost

Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность

Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Кодекса

1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

2. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:

1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;

Читайте так же:  Мировое соглашение в уголовном процессе образец

3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;

4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.

3. Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.

4. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.

5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.

7. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.

8. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.

9. Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

Источник: http://base.garant.ru/70885220/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Вопрос 8. Административная правоспособность и дееспособность граждан

Индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления.

К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права)1.

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

Административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность — это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже. В то же время некоторые права прекращаются еще до его смерти.

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития личности, наличия у нее необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать отчет в последствиях своих действий и др. Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного возраста.

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Существует еще немало людей, административная правоспособность которых отличается от основной массы граждан РФ, например субъекты административной опеки или лица, Субъекты административной опеки нуждаются в силу своей слабой социальной защищенности в специальной помощи государства, содействии при организации их труда и условий жизни, предоставлении им определенных льгот и привилегий. Эти граждане обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления.

Читайте так же:  Сведения относящиеся к персональным данным

Административная правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью норм административного права.

Административная дееспособность — это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), а отдельные права в административно-правовой сфере — и в более раннем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование, с 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений. Основаниями ограничения административной дееспособности личности служат критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод граждан (что, безусловно, применимо и в административно-правовой сфере), так и специальными нормами,регулирующими конкретные административно-правовые отношения.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 13933 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/16_87972_vopros—administrativnaya-pravosposobnost-i-deesposobnost-grazhdan.html

Административная право- и дееспособность граждан

Положение гражданина как субъекта административного права определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. В Международном пакте о гражданских и политических правах записано: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 16). Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6).

Под административной правоспособностью гражданина понимается «признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера». Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции РФ. В ней обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.).

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста.

В административном праве отсутствуют правовые нормы, которые бы определяли возможность и основания ограничения дееспособности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Например, субъектом административного правонарушения могут быть граждане, способные по возрасту (не менее 16 лет, ст. 2.3 КоАП РФ) и вменяемости (отдающие отчет в своих действиях, могущие руководить ими, ст. 2.8 КоАП РФ) нести ответственность за совершение проступка.

Вменяемость является самостоятельной категорией права и имеет специфические черты. Следует отметить, что проблемы вменяемости-невменяемости больше разработаны применительно к уголовному праву, однако выработанные теорией положения применимы и для иных отраслей права, в том числе административного.Вменяемость — прежде всего признак человека, обладающего психическим здоровьем. Однако подчас вменяемыми могут быть не только лица, не имеющие каких-либо недостатков психического характера, но и лица, страдающие психическими заболеваниями и недостатками умственного развития. К последним при выяснении влияния психического здоровья на вменяемость необходим дифференцированный подход. Вменяемость имеет социально-психологическую характеристику, которая выражается в уровне интеллектуального развития, в обладании лицом определенными волевыми качествами, в эмоциональных чертах характера.

Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью. Налицо соотношение административно-правового статуса того или иного субъекта административного права (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также является важнейшим элементом административно-правового статуса, наряду с правоспособностью.

На практике далеко не всегда возможно проведение четких граней между административной право- и дееспособностью, хотя условно можно утверждать, что они соотносятся как статическая и динамическая категории. Довольно часто они неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого административно-правового статуса. Это, в частности, относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т.е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции. В компетенции выражается их административная правоспособность. В ней определяются и полномочия данного органа по участию в административно-правовых отношениях, т.е. их дееспособность.

Для органов управления способность участвовать в административно-правовых отношениях фактически является их прямой юридической обязанностью, ибо она есть основное средство реализации их компетенции, а следовательно, и правоспособности. Аналогично решается вопрос об административной дееспособности государственных служащих, являющихся должностными лицами государственных предприятий и учреждений. Однако существенная особенность последнего случая выражается в том, что административная дееспособность реализуется не самим предприятием или учреждением, а их администрацией, т.е. органом управления.

Итак, административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, образуемой административной правоспособностью и административной дееспособностью.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://infopedia.su/16xcbc3.html

У граждан россии частичная административная дееспособность наступает
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here