Уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних

Полезная информация в статье: "Уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Глава 50. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (ст.ст. 420 — 432)

Глава 50. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

ГАРАНТ:

О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1

>
Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Содержание
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125178/57ab07831a2ed0e10d94a7a55b8cd097/

Особенности уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних

юридические науки

  • Гамаюнова Александра Витальевна , студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ
  • УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
  • КАТЕГОРИЯ
  • ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Похожие материалы

Производство по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, предусмотренное УПК, в своей основе имеет так называемые «Пекинские правила» — Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятые в 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Указанные Правила рекомендуют создание специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних. Они требуют наличия соответствующей квалификации у лиц, ведущих производство по делам несовершеннолетних. Именно правосудие по делам о преступлениях несовершеннолетних составляет основу понятия «ювенальная юстиция».

Выделяют следующие специфические принципы ювенальной юстиции:

  1. преимущественно охранительная ориентация ювенальной юстиции;
  2. социальная насыщенность ювенальной юстиции (т.е. привлечение к участию в процессе специалистов — не юристов и использование помощи разнообразных социально-психологических служб);
  3. максимальная индивидуализация судопроизводства.

Первый суд для несовершеннолетних в России был создан в Санкт-Петербурге в 1910 г. Ювенальная юстиция в России просуществовала до 1918 г., после чего дела о преступлениях несовершеннолетних были переданы в ведение комиссий по делам несовершеннолетних и народных судов.

В концепции судебной реформы РФ 1991 г. указано на необходимость воссоздания в России судов по делам семьи и несовершеннолетних. Это связано с особым отношением государства и общества к защите прав подростков как одной из наиболее незащищенных категорий граждан. Поэтому производство по делам о преступлениях несовершеннолетних характеризуется повышенной степенью юридической защиты несовершеннолетних, что выражается в двойном представительстве интересов несовершеннолетнего — его законным представителем и защитником, в расширении предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних и т.п.

Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних осуществляется в отношении лиц,не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста. В соответствии с законом (ст. 20 УК) уголовная ответственность несовершеннолетних предусмотрена, как правило, с 16 лет. Лишь за ряд преступлений, исчерпывающий перечень которых дан в уголовном законе, несовершеннолетние могут быть привлечены к уголовной ответственности по достижении 14 лет. Производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном УПК, с изъятиями, предусмотренными главой 50.

Закон предъявляет особые требования к расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел по обвинению несовершеннолетних, исходя из необходимости максимальной защиты их прав и интересов. Этим обстоятельством в первую очередь обусловлено и расширение предмета доказывания по уголовным делам по обвинению несовершеннолетних (ст. 421 УПК).

По этой категории дел подлежат доказыванию две группы обстоятельств.

Во-первых, это обстоятельства, которые являются общими для всех уголовных дел, предусмотренные ст. 73 УПК:

  1. событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
  2. виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
  3. обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
  4. характер и размер вреда, причиненного преступлением;
  5. обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
  6. обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
  7. обстоятельства которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Во-вторых, в дополнение к этим обстоятельствам в соответствии со ст. 421 УПК РФ устанавливаются следующие:

  1. возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
  2. условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
  3. влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Статья 73 УПК в общей форме упоминает о необходимости вы-

явления по всем уголовным делам обстоятельств, способствовавших совершению преступления, поэтому по делам о преступлениях нс- совершеннолетних необходимо исследовать такие обстоятельства.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанной с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Это наложение предусмотрено и в уголовном законе. В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК, если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч. 1 (16 лет) или ч. 2 (14 лет) данной статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Эта новелла уголовного закона, которая в литературе получила название «возрастной невменяемости», направлена на защиту прав и интересов тех несовершеннолетних, чье психическое, интеллектуальное, умственное развитие в силу ряда субъективных и объективных причин не соответствует их возрасту, «отстает» от возраста.

Для решения вопроса о «возрастной невменяемости» обязательно назначение и проведение судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Как указал пленум Верховного Суда РФ в постановлении «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. № 7, указанная экспертиза должна дать заключение о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, и при этом в обязательном порядке перед экспертами должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту.

Читайте так же:  Нарушен досудебный порядок урегулирования спора

По уголовным делам, по которым привлекаются к ответственности несовершеннолетние, следователь (дознаватель) обязан выяснить ряд дополнительных обстоятельств:

  • надлежащим ли образом родители, опекуны или соответствующие учреждения осуществляли воспитание детей (или надзор за ними), если нет, то в чем это выразилось;
  • явилось ли ненадлежащее воспитание детей (или отсутствие надзора) причиной совершения ими преступления;
  • при каких обстоятельствах дети оказались вис контроля, надзора со стороны родителей, опекунов, соответствующих учреждений, в том числе и в день совершения преступления, и др.

К сожалению, следователи, дознаватели обращают на выяснение этих обстоятельств недостаточное внимание. Как правило, к делу приобщаются: копия свидетельства о рождении, справка отделения по предупреждению и профилактике правонарушений несовершеннолетних о том, состоит или нет на учете несовершеннолетний, производится формальный допрос одного из родителей, и он признается законным представителем. Таким минимумом действий и документов, по сути, дело и завершается. Между тем максимальная индивидуализация судопроизводства — один из плавных принципов ювенальной юстиции. Это означает, что в центре судопроизводства находится личность несовершеннолетнего и причины его правонарушения.

В этой связи обратим внимание на приказ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» № 38 от 22 июня 2001 г., в котором Генеральный прокурор РФ требует от прокуроров и следователей изучать социальные и психологические характеристики обвиняемых, а также условия их жизни и воспитания, анализировать причины совершения несовершеннолетними преступлений, не утверждать обвинительное заключение, если по делу не приняты меры к выявлению причин и условий, способствующих совершению преступления, а также, если отсутствуют необходимые материалы об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, влиянии на него взрослых. Поэтому в ходе следствия, прежде всего, должна быть собрана полная и всесторонняя информация, характеризующая личность несовершеннолетнего как с положительной, так и с отрицательной стороны.

В материалах дела должны быть сведения о том, состоит ли несовершеннолетний на учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Необходимо также приобщить характеристики с места работы, учебы, жительства и иные данные, характеризующие образ жизни несовершеннолетнего. О поведении несовершеннолетнего в семье обязательно должны быть допрошены родители несовершеннолетнего, не исключены и допросы других членов семьи, соседей несовершеннолетнего об образе жизни несовершеннолетнего. В случае необходимости проводится допрос представителей учреждений образования или места работы подростка.

С целью устранения причин и условий, способствующих совершению преступления, вносятся представления в органы внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних, органы и учреждения образования и другие государственные органы для принятия мер по профилактике и предупреждению преступлений несовершеннолетних.

Если в ходе следствия достоверно установлено, что причиной совершения несовершеннолетним преступления является ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию своих детей, следователям и дознавателям необходимо ставить вопрос перед компетентными органами о возбуждении административных производств в отношении таких родителей по ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних). Следует также иметь в виду, если преступление совершено несовершеннолетним в соучастии со взрослым, в ходе расследования следователь дал жен выяснить, какова роль взрослого соучастника в совершении преступления, какое конкретно он оказал влияние на несовершеннолетнего, в какой форме и т.п.

В каждом случае должен быть обсужден и рассмотрен вопрос о наличии (отсутствии) в действиях взрослого соучастника такого состава преступления, как ст. 150 УК (вовлечение несовершеннолетнего и в совершение преступления). Кроме того, при совершении преступления несовершеннолетним (без соучастия со взрослым) следует выяснить вопрос о наличии (отсутствии) в действиях родителей, педагогов и иных лиц состава преступления, предусмотренного ст. 151 УК (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий), ст. 156 УК (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

При расследовании преступлений несовершеннолетних следователи обязаны проинформировать подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о совершении несовершеннолетним преступления для осуществления указанным органом контроля за поведением подростка в ходе следствия. Согласно ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» следователи и дознаватели обязаны уведомить в течение двухнедельного срока военные комиссариаты о возбуждении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете.

Было бы оправданным, как нам представляется, ввести по рекомендации следователя, дознавателя обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, совершившего преступление, по которому проводится расследование, соответствующим органам и лицам, с составлением соответствующего акта для приобщения к уголовному делу. В настоящее время такие акты обследования условий жизни и воспитания составляются, как правило, органами опеки и попечительства в связи с рассмотрением исков о лишении родительских прав, об отобрании ребенка и др.

Такие акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних обвиняемых, составленные должностными лицами соответствующих органов, имели бы большую значимость как для следователя, так и для суда. Например, во французском законодательстве предусмотрено обязательное «социальное исследование» с составлением специального досье. Проводится оно с помощью психологов, психиатров, педагогов и т.д. Посещается семья подростка для выяснения условий его жизни и воспитания. Возможно помещение подростка в центр наблюдения для более глубокого изучения его личности и дачи рекомендаций судье для выбора режима общения.

Для правильного расследования и рассмотрения дела по обвинению несовершеннолетнего в уголовном преступлении необходимо установить его точный возраст — на основании соответствующих документов (паспорта, свидетельства о рождении, копии акта органа ЗАГСа о рождении). При отсутствии документов следователь, дознаватель принимает меры к установлению возраста несовершеннолетнего путем проведения следственных действий — допросов свидетелей и т.п.

Читайте так же:  Заявление о взыскании судебных расходов решение

При этом следует иметь в виду, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с нуля часов следующих суток. Если отсутствуют документы и другие данные о точной дате рождения несовершеннолетнего, то его возраст устанавливается с помощью судебно-медицинской экспертизы.

В соответствии со ст. 196 УПК, когда необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого и это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение, назначение и производство судебной экспертизы является обязательным. Как правило, эксперты дают заключение о возрасте несовершеннолетнего в определенных рамках, например в пределах одного года или нескольких лет. В этом случае датой рождения привлекаемого к уголовной ответственности считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет необходимо исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста этого лица.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник: http://novainfo.ru/article/3003

Особенности уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних.

В уголовном судопроизводстве существуют особенности производства по уголовным делам, которые применяются в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста восемнадцати лет.

При производстве предварительного расследования я судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в УПК РФ, устанавливаются: обстоятельства, подлежащие установлению:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, выделяется в отдельное производство. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу со взрослым, применяются правила, закрепленные в главе 50 УПК РФ

Источник: http://students-library.com/library/read/79539-osobennosti-ugolovnogo-sudoproizvodstva-po-delam-nesoversennoletnih

Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

В данном разделе рассматриваются особенности производства по делам несовершеннолетних, имеющие общее действие как при досудебном производстве, так и при рассмотрении дел в суде.

Так, по уголовным делам в отношении несовершеннолетних установлен расширенный предмет доказывания. По каждому уголовному делу о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, независимо от категории преступления подлежат доказыванию не только обстоятельства, указанные в ст. 73 УПК, но и ряд дополнительных обстоятельств (ст. 421 УПК). Установление этих дополнительных обстоятельств направлено на более глубокое изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого с целью выявления причин совершения им преступления и определения вида наказания или меры воздействия, способствующих с учетом личностных особенностей исправлению несовершеннолетнего. Таким образом, кроме обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК (общий предмет доказывания), подлежат доказыванию следующие обстоятельства.

1. Возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения. Точное установление возраста несовершеннолетнего представляет определяющее значение при разрешении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечение суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток’. Таким образом, подросток, совершивший общественно опасное деяние, в день, когда ему исполняется 14 лет (например 1 марта) не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как данное лицо достигает возраста уголовной ответственности с ноля часов следующих суток, т.е. 2 марта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Возраст лица устанавливается по имеющимся у него документам, которыми являются документы, оформленные и выданные от имени Российской Федерации. В России основным документом, удостоверяющим личность гражданина, является паспорт.

Все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста, проживающие на территории РФ, обязаны иметь паспорт. В отношении лиц, не достигших указанного возраста, основным документом признается свидетельство о рождении. В случае их утраты, порчи, не дающей возможности прочтения, возникновения сомнения в подлинности представленных документов обязательным является назначение судебной экспертизы (п. 5 ст. 196 УПК). Установление возраста несовершеннолетнего путем получения показаний свидетелей, например о том, в каком году, по их сведениям, несовершеннолетний поступил в дошкольное или школьное заведение, не допускается. Судебные эксперты исследуют уровень физического, интеллектуального, психического развития лица и определяют соответствие полученных данных медицинским стандартам возрастного развития человека. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 февраля 2011 г. № 1 разъясняется, что при установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица (п. 5).

2. Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности. Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего позволяет выявить причины и мотивы совершения преступного деяния и обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Установление указанных обстоятельств имеет значение и для правильного разрешения вопроса о назначении несовершеннолетнему подсудимому наказания или о возможности применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия. С этой целью, уголовный закон обязывает при назначении несовершеннолетнему наказания учитывать кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК, также и условия жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние старших по возрасту лиц (ст. 89 УК). Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего устанавливаются путем исследования сведений о семье несовершеннолетнего и отношений, сложившихся между ее членам, успеваемости в учебном заведении и отношения к учебе, посещения несовершеннолетним других образовательных или воспитательных заведений и др.

Читайте так же:  Особый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого

Каждая личность наряду с всеобщими, присущими всем свойствами, такими как ощущения, восприятие, мышление и эмоции, имеет только ей присущие черты, которые определяются как социально-специфические, т.е. обусловленные средой воспитания, проживания и определяющие социальные установки и ценностные ориентации личности, и индивидуально-неповторимые черты. К индивидуально-неповторимым свойствам психики принято относить темперамент, характер и способности человека. В уголовном процессе под иными особенностями личности несовершеннолетнего обвиняемого следует понимать личностные деформации, которые могут выражаться в отсутствии интереса к обучению или трудовой деятельности, смещении нравственных и правовых ценностей, ослаблении чувства стыда, равнодушии к страданиям других людей и др. Выявление и исследование особенностей личности несовершеннолетнего обвиняемого необходимо для правильного разрешения судом вопроса о назначении ему наказания. При назначении наказания суд вправе дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершенных несовершеннолетним, за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК, устанавливается также наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направления его в указанное учреждение в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК.

Также при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, подлежит выяснению характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления лицом, достигшим 18-летнего возраста, совершившим это преступление умышленно, квалифицируется УК как преступление против семьи и несовершеннолетних. Лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение преступления, подлежит уголовной ответственности независимо от того, каким образом происходило вовлечение: путем обещаний, обмана, угроз или иным способом. Преступление является оконченным с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления независимо от того, совершил ли несовершеннолетний преступление. Криминализация данного деяния служит гарантией защиты несовершеннолетнего от вовлечения его в совершение преступления.

Важной гарантией защиты прав и интересов несовершеннолетнего обвиняемого в уголовном процессе является институт двойного представительства. Двойное представительство состоит в одновременном участии на протяжении всего производства по делам несовершеннолетних защитника и законного представителя несовершеннолетнего. Назначение данного института заключается в обеспечении дополнительных мер защиты несовершеннолетнего от незаконного и необоснованного обвинения и в обеспечении наиболее комфортных психологических условий для подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Так, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, независимо от категории преступления, вменяемого в вину несовершеннолетнему, обязательным является участие защитника. Защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, с момента фактического задержания, предъявления обвинения, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, применения меры пресечения, а также при судебном разбирательстве независимо от того, достиг ли обвиняемый к этому времени совершеннолетия. Это правило относится и к случаям, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых совершено им в возрасте до 18 лет, а другое — после достижения совершеннолетия. Приглашение защитника осуществляется как самим несовершеннолетним, так и его законным представителем, другими лицами по поручению или с согласия обвиняемого. Если же защитник не был приглашен, то его участие обязаны обеспечить дознаватель, следователь или суд.

Перечень лиц, допускаемых к участию в уголовном процессе в качестве защитника несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), специфики не имеет и отвечает общим требованиям, установленным законом в отношении лиц, выступающих в уголовном деле в качестве защитников. Так, в качестве защитника в стадии предварительного расследования допускаются адвокаты. При рассмотрении уголовного дела в судебной инстанции по определению или постановлению суда в качестве защитника несовершеннолетнего обвиняемого могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката. На последнее положение, допускающее защиту несовершеннолетнего по делам, рассматриваемым мировым судьей, любым лицом, в том числе и не имеющим необходимых знаний, следует обратить особое внимание.

Процессуальные полномочия защитника и порядок их осуществления (ст. 49-53 УПК) при производстве по делам несовершеннолетних каких-либо особенностей не имеют. Участие в уголовном деле защитника не служит основанием для ограничения какого-либо права несовершеннолетнего обвиняемого.

Несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) вправе в любой момент отказаться от помощи защитника. Однако такой отказ не обязателен для дознавателя, следователя и суда. Учитывая значимость профессиональной защиты при производстве по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, как гарантии от необоснованного и незаконного обвинения и нарушения прав и интересов несовершеннолетнего, закон требует неуклонного исполнения требования об обязательном участии защитника. Несоблюдение данного указания закона рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее отмену приговора.

Читайте так же:  Как оформить доверенность почта россии

Источник: http://studme.org/170808039850/pravo/osobennosti_proizvodstva_ugolovnym_delam_otnoshenii_nesovershennoletnih

Педагогические задачи уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних

Дата публикации: 21.10.2014 2014-10-21

Статья просмотрена: 364 раза

Библиографическое описание:

Ожиганова М. В. Педагогические задачи уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 41-44. — URL https://moluch.ru/archive/76/13036/ (дата обращения: 06.02.2020).

В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних. Постановление Президиума Совета судей РФ обозначило, как направление развития, процесс гуманизации правосудия в отношении несовершеннолетних. При этом базовыми позициями становится экономия уголовной репрессии, усиление воспитательного воздействия, организация помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся в конфликте с законом, с целью его интеграции в общество и предупреждения рецидива.

К сожалению, заявляя о гуманистических приоритетах интересов ребёнка, в уголовном правовом поле мы выходим на формализацию отношений, где очень часто под интересами несовершеннолетнего понимается применение условной меры наказания в уголовно-правовом формате и только.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации, устанавливая требования повышенной правовой защиты несовершеннолетних, предполагает необходимость выявления обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием его здоровья, другими фактическими данными, а также с причинами совершения уголовно наказуемых деяний, в целях постановления законного, обоснованного и справедливого приговора, принятия других предусмотренных законом мер для достижения максимального воспитательного воздействия судебного процесса в отношении несовершеннолетних (статьи 73, 421 УПК РФ). Обратите внимание: цель – воспитание, а не наказание. Воспитание может быть определено как направление духовного морально-нравственного становления личности в организуемых условиях среды. Соответственно суду, принимающему решение в отношении несовершеннолетнего, необходимо решить и воспитательную задачу, что выходит за рамки назначения уголовного процесса. Пленум Верховного Суда Российской Федерации подчёркивает: судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Указом Президента РФ предполагается создание дружественного к ребёнку правосудия, где под дружественным правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

Основные принципы и элементы дружественного к ребенку правосудия — это общедоступность; соответствие возрасту и развитию ребенка; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.

Ювенальный уголовный процесс сам по себе становится воспитательной процедурой, что требует обязательного закрепления в законе. Необходимо чётко определить задачи уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних, что станет основой организации процесса.

Уголовное судопроизводство – это деятельность суда, прокурора, следователя, дознавателя и иных участвующих лиц по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел, осуществляемая в строго установленной уголовно-процессуальной форме в целях установления лица, реально совершившего преступление, и опровержения презумпции его невиновности в результате быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения виновного и правильного применения закона при производстве в отношении него по уголовному делу.

Основные задачи судопроизводства в общем деле борьбы с преступностью, возлагаемые в качестве обязанностей на все правоохранительное органы для достижения единой цели судопроизводства, это: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновного и обеспечение правильного применения закона. В свете данной трактовки видится более правильное понимание ещё одной самостоятельной задачи уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних (ювенального уголовного судопроизводства), в дополнение вышеназванным — воспитательной.

Уголовное судопроизводство представляет собой активную правоприменительную деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих включение в производство иных категорий участников. По общему правилу, направления (виды) уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой уполномоченными на то субъектами и преследующее достижение определенных целей, реализующих назначение уголовного судопроизводства, называют уголовно-процессуальными функциями. Каждая функция отражает основное назначение деятельности участника уголовно-процессуальной деятельности. Ряд авторов выделяют как самостоятельную воспитательно-профилактическую функцию, включающую в себя воспитание граждан (в том числе и участников уголовного процесса по конкретному делу) в духе уважения и соблюдения нравственных и правовых норм, а также процессуальную деятельность по предупреждению преступлений.

Воспитательная функция уголовного судопроизводства связана с публичным характером уголовно-процессуальной деятельности. И.Я. Фойницкий обоснованно утверждал, что публичное начало уголовного судопроизводства состоит в том, что уголовное судопроизводство осуществляется «в общегосударственных интересах, требующих не осуждения обвиняемого во что бы то ни стало, а правильного приложения закона, путем полного раскрытия истины; наказание невиновных вредит государству еще более, чем оправдание виновных. Отсюда необходимость ограничения государством в уголовном процессе произвола сторон. ».

По делам в отношении несовершеннолетних данный подход представляется достаточно ограниченным: направления деятельности отдельных участников не могут обеспечить решение воспитательной задачи уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. Само производство по делам несовершеннолетних (ювенальный уголовный процесс) должно ставить перед собой задачу воспитания несовершеннолетнего, что будет отражаться как в форме процесса, так и в деятельности его участников.

А.Ф. Кони писал: «В каждом судебном действии наряду с вопросом, «что» следует произвести, возникает вопрос о том, «как» это произвести». Нужно настойчиво желать, подчеркивал он, чтобы «в выполнение форм и обрядов, которыми сопровождается правосудие, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа».

Читайте так же:  Установление личности гражданина рф не имеющего документа

При организации и построении уголовно-процессуальной деятельности в отношении несовершеннолетних решение педагогических задач должно быть поставлено наравне с собственно уголовно-процессуальными. Ребёнок должен почувствовать справедливость, целесообразность уголовного судопроизводства. Нравственная позиция и поведение «взрослого» в процессе имеют серьёзное педагогическое воздействие на подростка. Большая опасность нарушения педагогического воздействия заложена в формализации процесса, формализации доказывания истины. Ребёнок остро чувствует фальшь.

О.В. Гладышева считает, что законность и справедливость в уголовно-процессуальной сфере не должны существовать независимо друг от друга. Справедливость права воплощается в законе, и законность есть проводник справедливости в правоприменительной деятельности. Справедливость заключается в том, чтобы закон предусматривал такой процессуальный порядок, при котором обеспечивается максимальная убедительность результатов уголовного судопроизводства, в том числе путем их возможной проверки.

Ощущение собственной правоты свойственно ребёнку в силу возрастных особенностей, очень важной становится предоставленная уголовным процессом возможность объяснить суть и последствия преступного поведения несовершеннолетнему, а не формально демонстрировать силу государственного воздействия. Именно в ювенальном уголовном судопроизводстве публичные и частные интересы находятся в органической взаимозависимости, когда жизненные проблемы отдельной личности, которая не в состоянии в силу возраста, отсутствия должного педагогического воздействия, уровня образования и воспитания, психологической слабости и (или) иных причин, выливаются в совершение общественно опасного деяния. Социализация, воспитание несовершеннолетнего становится значимой задачей уголовно-процессуальной деятельности.

Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Педагогика предъявляет следующие требования к применению мер наказания:

а) нельзя наказывать за неумышленные поступки;

б) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;

в) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

г) строго соблюдать педагогический такт;

д) опираться на понимание и поддержку общественного мнения;

е) учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

В то же время нельзя отождествлять наказание в уголовно-правовом смысле с содержанием наказания в сфере педагогики. Уголовно-правовой формат часто воспринимается как «возмездие», ответная реакция государства на противоправное деяние. Выделяют следующие уголовно-правовые функции наказания: психологическая; экономическая; охранительная; сакральная.

В уголовном процессе по делам в отношении несовершеннолетних должна превалировать педагогическая функция наказания с целью исправления и корректировки поведения в будущем. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Обращая пристальное внимание на уголовно-правовые нормы и реабилитацию несовершеннолетних в уголовно-исполнительной системе, законодатель оставляет практически без внимания достижение поставленных целей в рамках процессуальной деятельности. Государственная политика в области обеспечения гарантий и защиты детства должна устанавливать престиж воспитания не только в форме убеждения, но и педагогического наказания, что требует отражения во всех правовых институтах, а также в социально-правом поведении конкретных людей, работающих с несовершеннолетними.

Регламент ювенального уголовного судопроизводства должен быть основан на знаниях педагогики. Осознание юридической значимости таких категорий, как «воспитание», «обучение», «разъяснение», «педагогическое воздействие» имеет высокую степень практической значимости назначения уголовного процесса. Немаловажную роль будет играть личность «педагога»: как он понимает педагогическую суть процесса, как он воспитан и образован, от его индивидуальных качеств может зависеть восприятие несовершеннолетним сути уголовно-процессуальной деятельности.

С момента возбуждения уголовного дела подросток испытывает сильные негативные эмоциональные переживания. Именно в этот момент несовершеннолетний особенно нуждается в помощи взрослого человека, специалиста, способного помочь ему разобраться в сложившейся ситуации, сгладить возникший конфликт, примирить ребёнка с родителями, с потерпевшими. На досудебных стадиях уголовного производства по делам несовершеннолетних ведущая роль отводится работникам правоохранительной сферы, которым объективно необходимо иметь педагогическую подготовку к работе с несовершеннолетними, под которой можно понимать «профессионально-значимую характеристику, включающую внутренние устойчивые мотивы к работе с несовершеннолетними, понимание необходимости защиты ребенка в неблагоприятной ситуации и его реабилитации (мотивационный компонент); знание современного опыта работы других стран с несовершеннолетними, знание теории и технологии воспитания и перевоспитания несовершеннолетних, ювенальных технологий (когнитивный компонент); владение педагогическими и ювенальными технологиями, владение умениями общения с несовершеннолетними (операциональный компонент).

Процессуальный компонент предполагает отбор форм, методов и средств в работе с несовершеннолетними.

Процесс взаимодействия с несовершеннолетними несёт воспитательную нагрузку и должен быть построен с учётом мер педагогического воздействия. В ситуации уголовного процесса государство выступает как педагог, и задачами уголовно-процессуального законодательства становятся также педагогические задачи организации воспитывающей среды и перевод социальной ситуации развития в педагогическую, потому что сама процедура производства по делам несовершеннолетних должна стать формой педагогического воздействия, направленной на формирование социально-правовых установок поведения, умений и навыков, необходимых ему для успешного функционирования в социальной среде.

Необходимость такого междисциплинарного подхода диктуется требованиями правоприменительной практики. Повышение уровня научных знаний судейского сообщества по указанной проблематике неизбежно приведёт к осознанию иной роли уголовно-процессуальной деятельности по делам в отношении несовершеннолетних. Общество непрерывно развивается, и поэтому системы обеспечения защиты прав несовершеннолетних в уголовном процессе нуждаются в новом теоретическом осмыслении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/archive/76/13036/

Уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here