Установление факта нарушения права

Полезная информация в статье: "Установление факта нарушения права" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Приложение. Порядок установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт

Информация об изменениях:

Приказом МЧС России от 14 июля 2016 г. N 376 в приложение внесены изменения, вступающие в силу с 6 сентября 2016 г.

Порядок
установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящий Порядок установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт (далее — Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»*(1) и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 910 «О порядке установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте и критериях, по которым устанавливается указанный факт»*(2) и определяет правила установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, а также критерии, по которым устанавливается факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте.

2. Под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.*(1)

3. Факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев:

а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания);

б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;

в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.

4. Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий.

5. Критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем:

а) степень повреждения здания (помещения);

б) состояние теплоснабжения здания (помещения);

в) состояние водоснабжения здания (помещения);

г) состояние электроснабжения здания (помещения);

д) возможность использования лифта.

Степень повреждения здания (помещения) определяется визуально в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении N 1.

Состояние теплоснабжения здания (помещения) определяется инструментально в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении N 2.

Состояние водоснабжения здания (помещения) определяется визуально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено водоснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.

Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.

Возможность использования лифта определяется визуально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток невозможно использование всех лифтов в здании на этажах выше шестого включительно.

6. Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем:

а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего;

б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.

Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.

7. Критерий нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего оценивается инструментально. Нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего констатируется, если в районе проживания потерпевшего в результате аварии на опасном объекте произошло загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы загрязняющими веществами, превышающее предельно допустимые концентрации.*(3).

8. Установление факта нарушения условий жизнедеятельности, включая дату его начала и окончания, осуществляется органами местного самоуправления в случае аварии на опасном объекте самостоятельно или на основании заявления потерпевшего*(4) об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте (далее — заявление), которое подается в органы местного самоуправления.

9. В заявлении указывается:

фамилия, имя, отчество потерпевшего;

номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность потерпевшего;

наименование органа, выдавшего документ, удостоверяющий личность потерпевшего;

адрес жилого помещения, в котором проживает потерпевший;

характер нарушения условий жизнедеятельности потерпевшего;

почтовый адрес и номер (номера) телефона, а также адрес электронной почты, необходимые для связи с потерпевшим.

К заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего, или иного документа, подтверждающего проживание потерпевшего на территории, где произошла авария на опасном объекте.

10. В целях подтверждения факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению вопросов организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — орган местного самоуправления) выдают заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте (далее — заключение) в течение 10 рабочих дней со дня обращения потерпевшего.

При установлении факта нарушения условий жизнедеятельности составляется заключение в двух экземплярах.

11. В заключении отражаются обоснованные выводы об имевшем место факте нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте с указанием даты начала нарушения условий жизнедеятельности либо об отсутствии такого факта в соответствии с критериями, по которым устанавливается факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, с указанием места проживания потерпевшего.

Читайте так же:  Психиатрическое освидетельствование как проводится процедура

12. В случае если установление факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте осуществлялось в инициативном порядке, заключение подписывается руководителем органа местного самоуправления в течение десяти рабочих дней с момента установления факта нарушения условий жизнедеятельности (отсутствия факта нарушения).

В течение десяти рабочих дней со дня подписания заключения заверенная в установленном порядке копия заключения направляется потерпевшему.

13. В случае, если установление факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте осуществлялось в инициативном порядке органами местного самоуправления, то заверенная в установленном порядке копия заключения выдается по заявлению потерпевшего в течение трех рабочих дней со дня обращения потерпевшего.

14. Заключения и заявления хранятся в органе местного самоуправления в порядке, определенном для хранения соответствующих документов.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4194.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 46, ст. 6532.

*(3) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2003 г. N 114 «О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 июня 2003 г., регистрационный N 4679).

*(4) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Источник: http://base.garant.ru/70147096/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Дело № 5-В10-99

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 февраля 2011 года

председательствующего Горшкова В .В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы по заявлению Андреевой [скрыто] об установлении юридического факта пожизненного наследуемого владения земельным участком по надзорной жалобе Андреевой [скрыто] на определение Перовского районного суда г. Москвы от 8 февраля 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 марта 2010 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В., выслушав объяснения Андреевой Т.И., представителя Андреевой Т.И. — Юрову О.И., поддержавших доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Андреева Т.И. обратилась в суд с заявлением об установлении юридического факта пожизненного наследуемого владения земельным участком, расположенным по адресу: гЩ [скрыто], указывая

на то, что она не имеет возможности осуществить право на получение земли в собственность, так как первоначальные документы на земельный участок за давностью лет утрачены.

Определением Перовского районного суда г. Москвы от 8 февраля 2010 г. (названным как определение об оставлении заявления без движения) заявление Андреевой Т.И. об установлении юридического факта пожизненного наследуемого владения земельным участком оставлено без рассмотрения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 марта 2010 г. определение районного суда оставлено без изменения.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. надзорная жалоба Андреевой Т.И. с материалом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы, обсудив доводы, изложенные в надзорной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания, предусмотренные статьёй 387 ГПК Российской Федерации, для отмены судебных постановлений в порядке надзора.

В соответствии со статьёй 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм процессуального права были допущены судами первой и кассационной инстанций, что выразилось в следующем.

Оставляя заявление Андреевой Т.И. без рассмотрения, суд, руководствуясь частью 3 статьи 263 ГПК Российской Федерации, исходил из того, что усматривается наличие спора о праве заявителя на земельный участок.

С таким выводом суда согласился суд кассационной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что состоявшиеся судебные постановления вынесены с существенным нарушением норм процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 264 ГПК Российской Федерации суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно статье 265 ГПК Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве (часть 1 статьи 262 ГПК Российской Федерации), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.

Возможность установления юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом предусмотрена пунктом 6 части 2 статьи 264 ГПК Российской Федерации.

Данная норма не исключает возможности установления юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом, в том числе на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения.

Таким образом, в том случае, если у заявителя имелся, но был им утрачен правоустанавливающий документ о принадлежности ему недвижимого имущества, суд вправе установить юридический факт владения и пользования недвижимым имуществом на определённом праве в целях регистрации этого имущества при условии, что отсутствует спор о праве и если данный факт не может быть установлен в ином порядке.

Из материалов следует, что Андреева Т.И. указывала на то, что правоустанавливающие документы на земельный участок по адресу: г. [скрыто]

[скрыто], имелись, однако были утрачены (похозяйственная книга уничтожена в октябре 1941 года), в связи с чем в ином порядке подтвердить право на земельный участок она не имеет возможности. Она является собственником домовладения, расположенного на названном земельном участке в порядке наследования, но оформить право собственности на земельный участок без предоставления документов, подтверждающих право на землю, не может. Также заявитель ссылалась, что имеются документы, подтверждающие уплату земельного налога, что, по её мнению, свидетельствует о наличии прав на земельный участок.

Данные обстоятельства судом не учтены.

Согласно части 3 статьи 263 ГПК Российской Федерации, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Дела об установлении юридических фактов рассматриваются судом с участием заинтересованных лиц, права которых могут быть затронуты решением (часть 2 статьи 263 ГПК Российской Федерации).

Между тем судом заинтересованные лица привлечены не были. Вывод суда о наличии спора о праве немотивирован. В частности, не указано, в чём заключается материально — правовой спор, не указаны его стороны.

По изложенным основаниям Судебная коллегия находит, что допущенные судом первой и кассационной инстанций и названные выше нарушения норм процессуального права являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Андреевой Т.П., в связи с чем судебные постановления

подлежат отмене с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение Перовского районного суда г. Москвы от 8 февраля 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 марта 2010 г. отменить и материал направить на рассмотрение в суд первой инстанции.

Источник: http://dogovor-urist.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/5-%D0%B210-99/

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2009 N Ф08-7535/08 по делу N А15-993/2008 Установление факта нарушения прав заявителя является существенным условием для принятия решения о признании ненормативного акта недействительным, поэтому дело по заявлению о признании недействительным постановления муниципального органа направлено на новое рассмотрение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

от 11 января 2009 г. N Ф08-7535/08

Дело N А15-993/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2009.

Постановление изготовлено в полном объеме 11.01.2009.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Белоусовой Л.В. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя — Министерства внутренних дел Республики Дагестан — Мамаева И.А. (доверенность от 31.12.2008), от заинтересованного лица — администрации города Махачкалы — Бакеева А.В. (доверенность от 15.04.2008), от третьих лиц — Экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Республики Дагестан и Благотворительного фонда “Эксперт“ — Ахадова Н.У. (удостоверение руководителя центра, учредителя фонда), в отсутствие третьих лиц — Федерального государственного учреждения “Земельная

кадастровая палата по Республики Дагестан“ и Территориального управление Росимущества по Республике Дагестан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Махачкалы на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 (судьи Афанасьева Л.В., Мельников И.М., Цигельников И.А.) по делу N А15-993/2008, установил следующее.

Министерство внутренних дел Республики Дагестан (далее — МВД РД) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Махачкалы (далее — администрация) о признании недействительными постановлений главы администрации г. Махачкалы от 06.05.2006 N 820 “О предоставлении Благотворительному фонду “Эксперт“ при Экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Республики Дагестан в собственность земельного участка по ул. Ш. Алиева, 14-а“, 27.09.2006 N 1902 “О внесении изменений в постановление главы администрации г. Махачкалы N 820 от 06.05.2006“ и 27.11.2006 N 2367 “О внесении изменений в постановление главы администрации г. Махачкалы N 820 от 06.05.2006“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Благотворительный фонд “Эксперт“ (далее — фонд “Эксперт“), Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Республики Дагестан (далее — ЭКЦ МВД), Федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата по Республики Дагестан“, Территориальное управление Росимущества по Республике Дагестан (далее -управление).

Решением от 04.08.2008 (судья Ахмедов Д.А.) в удовлетворении заявления отказано. Суд исходил из того, что

заявитель пропустил установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для обращения с заявлением в арбитражный суд ввиду того, что руководителю обособленного подразделения МВД РД — ЭКЦ МВД было известно с 2001 года об изъятии (с согласия министра МВД РД) части земельного участка, предоставлении его фонду “Эксперт“ для строительства объекта и получении разрешения на строительство здания на этом участке. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что при наличии зарегистрированного права собственности фонда на земельный участок и здание (объект недвижимости) истец избрал ненадлежащий способ защиты.

Постановлением апелляционного суда от 29.10.2008 (судьи Афанасьева Л.В., Мельников И.М., Цигельников И.А.) решение от 04.08.2008 отменено, заявленное требование удовлетворено. В удовлетворении ходатайства администрации о приостановлении производства по делу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обжалуемые постановления главы администрации г. Махачкалы нарушают интересы Российской Федерации и Министерства внутренних дел Республики Дагестан, поскольку земельный участок закреплен за структурным подразделением министерства на праве оперативного управления. Суд апелляционной инстанции признал трехмесячный срок обращения с заявлением о признании оспариваемых постановлений недействительными не пропущенным, поскольку о нарушении интересов землепользователя заявителю стало известно из письма прокурора от 18.04.2008.

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 февраля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Горшков Вячеслав Валерьевич
Электронная копия решения Скачать
Решение
Видео (кликните для воспроизведения).

В кассационной жалобе администрация просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель жалобы полагает, что суд

ЭКЦ МВД и фонд “Эксперт“ согласны с доводами кассационной жалобы.

В отзыве на кассационную жалобу МВД РД просит оставить судебный акт без изменения, указывая, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы,

изложенные в кассационной жалобе и отзыве.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционного суда надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд по следующим обстоятельствам.

Как видно из материалов дела, постановлениями главы администрации г. Махачкалы от 06.05.2006 N 820 и 27.09.2006 N 1902 (далее — постановление N 820) Благотворительному фонду “Эксперт“ в собственность предоставлен земельный участок площадью 130, 9 кв. м, занятый принадлежащем фонду на праве собственности зданием по ул. Ш. Алиева, 14-а в г. Махачкале.

Постановлением главы администрации г. Махачкалы от 27.11.06 N 2367 “О внесении изменений в постановление главы администрации г. Махачкалы N 820 от 06.05.2006“ (далее — постановление N 2367) пункт 1 постановления N 820 изложен в следующей редакции: “предоставить Благотворительному фонду “Эксперт“ в собственность земельный участок площадью 130,9 кв. м под зданием фонда по ул. Ш. Алиева, 14 “а“, изъятого из земель Экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Республики Дагестан“.

На основании постановления N 2367 от 27.11.2006 фондом “Эксперт“ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 130,9 кв. м по адресу г. Махачкала, ул. Ш. Алиева, 14 “а“.

Полагая, что ненормативные правовые акты не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, МВД РД обратилось с настоящим заявлением в

арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По правилам частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дела суды установили, что в 2001 году Экспертно-криминалистической управление министерства письмом от 11.07.2001 N 227 получило согласие министра МВД РД на начало строительства двухэтажной пристройки к существующему зданию управления и предполагаемое размещение офиса на свободной территории рядом со зданием управления. Спор между сторонами относительно двухэтажной пристройки к зданию управления предметом рассмотрения настоящего дела не является.

Кроме указанной пристройки фонд “Эксперт“ на спорном земельном участке, в непосредственной близости от основного здания ЭКЦ (ранее — управление), возвел одноэтажный офис и оформил его в собственность вместе с земельным участком, предоставленным администрацией

для эксплуатации данного объекта. Право собственности фонда “Эксперт“ на здание офиса и земельный участок зарегистрированы в установленном порядке.

В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности, путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.

В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.

Суд первой инстанции правильно указал, что оспаривая одно из оснований (выделение земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости), заявитель не предъявил требования о признании недействительными зарегистрированных прав собственности фонда на земельный участок и здание офиса.

В статье 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что в решении суда должны содержаться указания относительно причин отклонения доводов участвующих в деле лиц, возражающих против удовлетворения заявленного требования.

Администрация возражала против утверждения министерства о том, что оспариваемыми постановлениями изменена площадь земельного участка, предоставленного

в пользование ЭКЦ МВД РФ.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ФГУ “Земельная кадастровая палата по Республике Дагестан“ в письмах от 06.04.2007 N 91 и 07.07.2008 N 06-611-08 сообщило, что кадастровый план на земельный участок с кадастровым номером 05640600 00 500010 площадью 1322 кв.м аннулирован (т.1, л.д.22; т.2, л.д 17). Как следует из материалов дела, доводы заявителя жалобы основаны на конфигурации земельного участка, указанной в чертеже к указанному кадастровому плану. Между тем в приложенной копии кадастрового плана точки координат и протяженность земельного участка не указаны (т.1, л. д. 21 и 22).

Согласно заключению Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы от 27.08.2008 N 2177 кадастровый план N 02/2002-958-У земельного участка площадью 1 322 кв.м, межевание которого произведено без участия смежного землепользователя (муниципального собственника) и без согласования с управлением, не соответствует действительности, поскольку по указанным в чертеже координатам в границы включены земли муниципального образования. В заключении указано, что без учета спорного земельного участка площадью 130,9 кв. м, выделенного для использования здания фонда по ул. Ш. Алиева, 14 “а“, в пользовании ЭКЦ МВД РД фактически находится земельный участок площадью 1 341 кв.м (т. 2, л. д. 95 и 96).

Между тем постановлением главы администрации г. Махачкалы от 09.09.2002 N 1452 за данным структурным

подразделением министерства закреплен участок площадью 1 322 кв.м.

В дело предоставлен чертеж земельного участка, фактически находящегося в пользовании структурного подразделения министерства.

Апелляционный суд не оценил последствия отмены кадастрового плана, заключение градостроительного управления и не указал причины, по которым отклонил доводы администрации о том, что выделение структурному подразделению земельного участка произведено в иных границах, а фонду “Эксперт“ земельный участок предоставлен из земель муниципального уровня собственности, поэтому вывод суда о том, что оспариваемыми ненормативными актами нарушено право заявителя на пользование земельным участком площадью 1 322 кв.м является преждевременным. Установление факта нарушения прав заявителя является существенным условием для принятия решения о признании ненормативного акта недействительным.

Не дана оценка доводам фонда “Эксперт“ о том, что в качестве собственника объекта недвижимости он имеет право на использование земельного участка и приобретение его в собственность. Не обсужден вопрос о возможности рассмотрении данного спора до решения вопроса о праве на объект недвижимости.

Поскольку суд апелляционной инстанции повторно рассматривает спор, с оценкой и исследованием всех обстоятельств и дополнительно предоставленных доказательств, при новом рассмотрении дела апелляционному суду следует обязать администрацию и ФГУ “Земельная кадастровая палата по Республике Дагестан“ предоставить план расположения земельного участка, закрепленного на основании постановления N 1452 за подразделением МВД, выяснить его конкретные координаты, а также установить — какова площадь земельного участка,

находящегося в пользовании структурного подразделения министерства на момент рассмотрения спора.

Довод заявителя кассационной жалобы о процессуальном нарушении, выразившемся в отказе апелляционного суда приостановить производство по делу, подлежит отклонению, поскольку производство по делу N А15-1944/2008 определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.12.2008 прекращено в связи с отказом администрации от заявления об оспаривании действий ФГУ “Земельная кадастровая палата по Республике Дагестан“ по выдаче кадастрового плана N 02/2002-958-У.

Утверждение администрации и фонда “Эксперт“ о неправомерном восстановлении министерству трехмесячного срока обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов администрации направлена на переоценку выводов апелляционного суда, обсудившего момент возникновения права на обращение в суд.

В суде кассационной инстанции в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается переоценка доказательств, которые суд апелляционной инстанции исследовал.

Руководствуясь статьями 274, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 по делу N А15-993/2008 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Источник: http://resheniya-sudov.ru/2009/102284/

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение

Заявление об установлении юридического факта — скачать образец

Скачать бесплатно заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение. Правила составления и подачи заявлений об установлении юридических фактов. Рассмотрение требований об установлении юридических фактов в суде. Помощь юриста по составлению заявлений.

Что такое заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение — это заявление в суд в порядке особого производства, которым подтверждается какой-то факт, имеющий значение для заявителя. В общем случае юридические факты подтверждаются официальными документами. Например, факт рождения — свидетельством о рождении; факт брака — свидетельством о заключении брака; факт трудовых отношений — трудовой книжкой или трудовым договором.

Однако бывают случаи, когда документы утрачены или содержать какие-то неточности или противоречия. В этих ситуациях приходиться обращаться в суд для установления юридического факта.

В качестве примера юридических фактов, которые устанавливаются в суде можно привести:

  • факт родственных отношений;
  • факт нахождения на иждивении;
  • факта признания отцовства;
  • факт принадлежности документа;
  • факт принятия наследства.

Существуют и другие дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, их перечень ничем не ограничен.

Составление заявления об установлении юридического факта

Перед составлением заявления необходимо убедиться, что такой факт нельзя подтвердить имеющимися на руках документами и эти документы невозможно получить в компетентных органах. Кроме того, должна отсутствовать возможность восстановления этих документов.

Невозможность получения и восстановления документов необходимо подтвердить документально, то есть на руках должно быть обращение в компетентный орган и официальный письменный отказ в выдаче запрашиваемого документа.

Подать заявление в порядке особого производства можно только в случае, если отсутствует спор о праве. В противном случае подается исковое заявление.

При составлении заявления об установлении юридического факта необходимо точно указать сам факт, который необходимо установить или подтвердить в суде. Перечислить все меры, которые принял заявитель для поиска и сбора документов. подтверждающих устанавливаемый факт. Привести причины по которым подтверждение во внесудебном порядке оказалось не возможно.

Заявитель обязательно должен указать цель установления юридического факта в суде.

Подача заявления об установлении факта в суд

Заявление об установлении юридического факта подается в суд (районный или городской) по месту жительства заявителя. Исключением из этого правила является только установление фактов в отношении объекта недвижимости. Такие заявления подаются по месту нахождения объектов недвижимости.

При подаче заявления уплачивается госпошлина.

актуальный размер оплаты госпошлины на сегодняшний день:
госпошлина в суд

К заявлению прилагаются доказательства, подтверждающие доводы заявителя о наличии факта, имеющего юридическое значение. При необходимости подтверждения доводов свидетельскими показаниями составляется ходатайство о вызове в суд свидетелей.

В конце документа указывается дата подачи, заявление подписывается заявителем и подается лично или отправляется в суд по почте.

Образец заявления в суд о юридическом факте

В __________________________________
(наименование суда)
Заявитель: ___________________________
(ФИО полностью, адрес)
Заинтересованное лицо: __________________
(ФИО или наименование
органа полностью, адрес)

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение

_____________ (указать факт, об установлении которого ходатайствует заявитель) _____ (указать, для каких целей заявителю необходимо установление данного факта) ________(указать причины невозможности получения надлежащих документов или невозможности восстановления утраченных документов).

На основании изложенного, в соответствии со статьями 131—132, 264—268 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

  1. Установить факт ____________

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия заявления
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  3. Имеющиеся документы, подтверждающие доводы, изложенные в заявлении

Дата подачи заявления: «___»_________ ____ г. Подпись _______

Скачать образец заявления:

Заявление об установлении юридического факта

Еще образцы заявлений по юридическим фактам можно посмотреть здесь:

Вопросы юристу по составлению заявления

В каких случаях подается исковое заявления, а когда об установлении факта?

В качестве отличия для дел об установлении разнообразных фактов существуют следующие признаки: в силу прямого указания закона этот факт порождает возникновение, изменение или прекращение правоотношения; установление факта не связывается со спором о праве; у заявителя нет другой возможности получить либо восстановить документы, удостоверяющие этот факт; законом не установлен другой, внесудебный порядок установления этого факта.

Что обязательно нужно указать в заявлении в суд?

Самым важным в заявлении об установлении факта является указание цели с которой вы обращаетесь в суд.

Решение суда в данном случае заменяет собой утраченный документ?

В данном случае решение не может заменить документ, поскольку не содержит всех его реквизитов. Но такое решение может вместо документа подтвердить наличие самого факта. В большинстве случае дополнительно приходится обращаться в компетентные органы для получения соответствующих подтверждающих документов.

18 комментариев к “ Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение ”

Как правильно и на кого оформить исковое заявление о признании права собственности на садовый участок? Все 130 га находятся в коллективно-долевой собственности садового некоммерческого товарищества. Чтобы мне зарегистрировать право собственности на свои 400 кв. м необходим (как мне сказали) протокол общего собрания о выделе мне в натуре земельного участка, или акт согласования с подписью каждого члена нашего СНТ, или решение суда. Членом СНТ я являюсь изначально с 1984 года. В списках садоводов я значусь, но я не получала гос. акт на землю, и в архивах он не найден. В Книге записей гос. актов значится гос. акт на моё имя, ему присвоен номер, а кому и когда выдан — неизвестно, подпись отсутствует. В регистрации мне отказали. Необходимо постановление суда. На кого мне подавать иск, на СНТ или регистрационную палату?

Любовь, если вам уже выдавали госакт на земельный участок, вам нужно подать заявление об установлении факта владения земельным участком на праве собственности в порядке особого производства.

Необходимо подать иск на признание права собственности на дачу. Она была приобретена мной в 2006 году за 15 тысяч рублей у фактического хозяина. Право наследования он на себя после смерти отца не оформлял. В прошлом году умер сам, и сейчас его сын требует меня освободить купленный мной домик. Что делать?

Ответ на Ваш вопрос зависит от того, какие документы на дачу были оформлены прежними собственниками. Если сын имеет документы, подтверждающие право собственности на дачу (в его случае свидетельство о праве на наследство), предъявляйте иск к нему.

Как правильно оформить заявление в суд на установление юридического права на дачный участок? Если в свидетельстве на право собственности, оформленном на маму, допущена ошибка в фамилии (её нет в живых). Какие документы нужно прикладывать?

Если в правоустанавливающих документах допущена описка, наследники обращаются в суд с иском о включении имущества в наследственную массу: https://vseiski.ru/iskovoe-zayavlenie-ob-opredelenii-dolej-i-vklyuchenii-imushhestva-v-nasledstvennuyu-massu.html

Могу ли я решить свой вопрос в особом производстве, подав заявление об установлении факта владения имуществом на праве собственности? Дело в том, что 3 года назад я купила гараж у члена ГСК, всю процедуру оформления соблюли, как сказал председатель кооператива, но вместо договора купли-продажи у меня расписка, которая, впрочем, позволяет идентифицировать объект недвижимости. Есть Постановление местной администрации о включении меня в члены кооператива.

Для ответа на Ваш вопрос необходимо разобраться, а продавец гаража являлся ли собственником этого имущества? Если гараж находится в ГСК, право собственности возникает с момента выплаты пая. ГСК должно оформить земельный участок, предоставить необходимую документацию в Росреестр, после чего члены ГСК имеют право распоряжаться имуществом, как своим собственным.
Вообще все споры о правах на имущество решаются в исковом производстве. Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в том случае, когда спор о праве отсутствует, необходимо только его подтверждение, вследствие недостатков с его подтверждением.

На участок в архиве города есть приказ о выделении земли, но из-за неграмотности владельца на тот момент нет подписи в этом приказе. Сказали, что если бы была подпись, то с этими документами можно сразу обращаться в департамент для оформления участка в собственность. Отправили в суд для установления юридического факта. Я могу в строке ПРОШУ в исковом заявлении написать о признании права собственности на данный участок? Или могу только запросить выписку из реестра архива нотариально конторы?

Установление юридического факта означает, что этот факт уже существует, однако его нельзя подтвердить документами, оформленными надлежащим образом. В Вашем случае означает, что установление факта возможно в том случае, если владелец уже является собственником имущества, но не может подтвердить это документами.
Если право собственности не возникло, в суд необходимо предъявлять исковое заявление о признании права.

Как правильно подать заявление, если документ на приватизацию содержит ряд ошибок? Я теперь не могу получить свидетельство на квартиру. Приватизация была в 1995 г.

В суд имеет смысл обращаться, если во внесудебном порядке невозможно исправить ошибки в договоре. Для исправления ошибок составляется дополнительное соглашение к договору, которое подписывается сторонами. Обратитесь в местную администрацию с такой просьбой. В случае отказа в суд необходимо подавать заявление об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа.

Суд отказал в принятии заявления об установлении факта имеющего юридическое значение, в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. В заявлении было указано, что он оспаривает или устанавливает юридический факт времени создания и смысла, содержащийся в ряде документов ОАО «Аккумуляторный завод» в отношении него, которые свидетельствуют о фальсификации.
Правомерно ли поступил суд?

Суд должен был оставить заявление без рассмотрения, в порядке статьи 263 ГПК РФ, разъяснив заявителю его право подать исковое заявление об оспаривании документов ОАО.

Здравствуйте подскажите как надо составить иск в суд о прекращении трудового договора в связи со смертью работодателя?

Если работодатель, являвшийся индивидуальным предпринимателем, умер, записи в трудовую книжку о прекращении трудовых отношений с его работниками может внести уполномоченное лицо (должен быть приказ ИП о возложении обязанностей по ведению трудовых книжек). Если такое лицо назначено не было, можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта прекращения трудовых отношений в связи со смертью работодателя.
Кроме того, запись о прекращении трудовых отношений может внести следующий работодатель, к которому будет устраиваться работник, на основании свидетельства о смерти ИП.

Подскажите пожалуйста. Для исчисления пенсии предоставляется справка о заработной плате 5 лучших ( по размеру зар платы) лет. Организация не может выдать данную справку по причине невозможности в связи с природным явлением. Какое Заявление пишется в таком случае: Об установлении факта, имеющего юридическое значение или Заявление об установлении факта работы (получения зар.платы).

В этом случае пишется заявление об установлении размера заработной платы. За образец можно взять заявление об установлении юридического факта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vseiski.ru/zayavlenie-ob-ustanovlenii-fakta.html

Установление факта нарушения права
Оценка 5 проголосовавших: 1