Юридическая сила постановления конституционного суда

Полезная информация в статье: "Юридическая сила постановления конституционного суда" с полным раскрытием темы. Если все же вы не нашли ответа на интересующий вопрос, то можно всегда обратиться к дежурному специалисту.

Юридическая сила решений конституционного Суда РФ

Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда Российской Федерации, является решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части первой статьи 3 ФКЗ «О конституционном суде РФ», именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Именно принятием решений Конституционный Суд реализует свои полномочия.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

Конституционно-правовые основы системы органов государственной власти субъектов РФ

Федеративное устройство Российской Федерации определяет двухуровневое построение системы государственной власти России. Основы конституционного строя, закрепленные в первой главе Конституции РФ, определяют основные положения, касающиеся организации всей системы государственной власти в Российской Федерации, в том числе организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Статья 77 Конституции РФ закрепляет, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Упомянутый федеральный закон, несмотря на длительный срок, прошедший с момента принятия Конституции РФ, пока не принят.

Основы конституционного строя России, касающиеся организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включают следующие концептуальные положения:

1) Конституция (ст. 10) закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную — три самостоятельные ветви власти. Этот принцип распространяется и на региональный уровень организации государственной власти, следовательно, система органов государственной власти субъектов Федерации должна строиться в соответствии с принципом разделения властей, то есть органы государственной власти субъектов Федерации не должны совмещать в себе функции законодательной, исполнительной и судебной власти (в любом сочетании). Это также подтверждается употреблением Конституцией терминов «органы законодательной власти субъектов Российской Федерации», «органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации», «законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации» (ст. 77, 78, 85, 95, 125, 134, 136 и др.);

2) в ст. 1 Конституции РФ содержится определение России как государства с республиканской формой правления, следовательно, недопустимо использование элементов монархической формы правления в построении системы органов государственной власти субъектов Федерации;

3) согласно ст. 14 Конституции РФ Россия — светское государство. Тем самым определяется невозможность организации системы органов государственной власти субъектов Федерации на основе религиозных норм, не возможность использования их в деятельности данных органов, соединения государственных органов с церковными, иного вмешательства церкви в функционирование органов государственной власти;

Ст. 5 Конституции РФ закрепляет, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти. Данный принцип не означает централизации системы органов государственной и власти в Российской Федерации — подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Конституция в этой же статье устанавливает механизм реализации принципа единства — разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.

Конституционный Суд в Постановлении от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края разъяснил нормативное воздействие принципа единства системы государственной власти на организацию системы органов государственной власти субъектов Федерации: поскольку федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти, органы государственной власти в субъектах Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные.

Источник: http://poisk-ru.ru/s33565t6.html

Глава 2. Юридическая сила определений конституционного суда российской федерации

§ 1. Понятие юридической силы определений

Под юридической силой акта обычно понимают совокупность свойств, определяющих место и роль данного акта в правовой системе . В отношении актов иных судебных органов в литературе принято использовать понятие не юридической, а законной силы, под которой понимают правовое действие постановленного судом решения . «Решение суда специально наделено законной силой, без которой оно осталось бы благим пожеланием, а его исполнение целиком зависело бы от волеизъявления обязанных субъектов» . Слова «законная сила судебного решения» указывают «на степень обязательности вступившего в силу решения путем ссылки на авторитет закона» .

См., например: Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР. М., 1967. С. 6; Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Указ. соч. С. 236.

Читайте так же:  Верховный суд о возмещении морального вреда

См.: Полумордвинов Д.И. Законная сила судебного решения: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 1948. С. 127.

Громов Н., Кечеруков С. Законная сила судебного решения // Законность. 1999. N 2. С. 38.

Авдюков М.Г. Указ. соч. С. 188.

Использование понятия законной силы в отношении решений Конституционного Суда представляется некорректным хотя бы потому, что отдельные последствия вступления в силу решений Суда обозначены Конституцией РФ. Видимо, поэтому данная терминология отсутствует и в Законе о Конституционном Суде.

Поскольку вступление акта в силу означает прежде всего его вступление в действие, вопрос о юридической силе акта необходимо рассматривать с двух сторон: во-первых, с позиции того, в чем проявляется действие акта и каковы пределы действия акта, а во-вторых, с точки зрения соотношения акта с другими правовыми актами.

Вопрос о юридической силе определений Конституционного Суда в науке практически не разработан. Имеющиеся работы, как правило, касаются только итоговых решений Суда. Закон о Конституционном Суде не содержит статьи, специально посвященной юридической силе судебных определений. Статья 79 Закона, хотя и именуется «Юридическая сила решения», в большей своей части касается итоговых решений Конституционного Суда и, скорее, их отдельного вида — постановлений.

Общим для всех решений является то, что они окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

Безусловно, для правильного уяснения понятия юридической силы судебных определений следует исходить из понятия юридической силы решения Конституционного Суда вообще. Но вопрос о выражении в судебном определении всех свойств юридической силы, характерных для итоговых решений, не может быть решен однозначно для всех определений. Все они дифференцируются в зависимости от категории дел, решаемых вопросов, стадии судопроизводства и т.д. В подавляющем большинстве случаев определения выносятся по вопросам, имеющим подчиненное значение по отношению к разрешению дела по существу, и со вступлением в силу итогового решения теряют практическую ценность. Другие же определения, вступившие в силу, приобретают те же свойства, что и итоговое решение. Поэтому и вопрос о юридической силе определений может быть рассмотрен как в отношении всех их, так и применительно к конкретному их виду.

Определения Конституционного Суда охватывают ряд вопросов, разрешение которых необходимо для отправления правосудия. В определении Суда содержится приказ, и, если этому приказу не придать авторитета силы, т.е. не наделить силой само определение, осуществление правосудия станет невозможным.

Являясь актом применения Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде, определение выражает требование этих актов применительно к тем условиям и вопросам, для разрешения которых оно выносится.

Названные признаки в целом характерны и для других судебных решений, поэтому и с теоретической, и с практической точек зрения важно выяснение сущности института юридической силы определений Суда.

В чем же проявляется действие определений Конституционного Суда? Многие процессуалисты усматривают природу юридической силы судебного решения в его обязательности, составляющей, по их мнению, самую сущность этой силы . Раскрытие юридической силы судебного решения через его обязательность не случайно. Именно это свойство решения обеспечивает «активное и целенаправленное действие сконцентрированного в нем государственно-властного предписания» .

См., например: Зейдер Н.Б. Судебное решение по гражданскому делу. С. 119; Клейнман А.Ф. Новейшее течение в советской науке гражданского процессуального права. М., 1967. С. 90.

Черкасов А., Громов Н. Законная сила судебного решения в арбитражном процессе // Законность. 2001. N 9. С. 46.

Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» (ч. 1 ст. 6), вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения имеют характер erga omnes — являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Закон о Конституционном Суде (ст. 6) также устанавливает, что все решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Обязательность решений Конституционного Суда означает, что:

все органы власти, должностные лица и граждане никаким образом не могут отменить или изменить судебное решение;

органы и лица в своих действиях не вправе исходить из предположения, что вступившее в силу решение Суда является неправильным, а потому не должны выносить противоречащих этому решению актов;

все субъекты права должны исполнять его. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Данные формулировки позволяют говорить об общеобязательности судебных решений. «Судебное решение и судебный приговор, вступившие в силу, приобретают общеобязательный характер, становятся требованием, беспрекословное исполнение которого является обязанностью каждого гражданина. Принцип общеобязательности судебного решения — один из важнейших принципов государственного управления. На этом принципе покоится в значительной степени авторитет судебной власти, не допускающий игнорирования вступившего в законную силу постановления суда. Категорическое требование Закона о беспрекословности исполнения судебных решений является, если так можно выразиться, conditio sine qua non судебной деятельности — таким условием, без которого сама эта деятельность невозможна» .

Вышинский А.Я. Указ. соч. С. 3 — 4.

Общеобязательность своих решений иногда подчеркивает и сам Конституционный Суд. Например, п. 3 резолютивной части Постановления от 11 июля 2000 г. N 12-П по делу о толковании положений статей 91 и 92 Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия объявляет состоявшееся толкование официальным и общеобязательным .

СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3118.

В Определении Конституционного Суда от 7 декабря 2001 г. N 261-О содержится указание, что вытекающий из решений Суда и данного Определения конституционно-правовой смысл предписаний части седьмой ст. 97 УПК РСФСР, как не допускающих возможность продления срока содержания обвиняемого под стражей при возвращении уголовного дела на новое расследование неоднократно и без ограничения по времени, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Однако если общеобязательность итоговых решений Суда неоспорима, то юридическая сила большей части определений имеет субъективные пределы — она распространяется только на отдельных лиц, участвующих в деле. Как бы ни был велик авторитет Конституционного Суда, широкое распространение действия определений не может иметь место, поскольку подавляющая их часть касается в конечном счете конкретных процессуальных правоотношений, а значит, прав и обязанностей конкретных субъектов права. В первую очередь, это касается подготовительных определений (например, определений о вызове свидетелей в заседание Суда, о представлении документов, об освобождении от уплаты государственной пошлины, о назначении судьи-докладчика и т.п.).

Читайте так же:  Рассмотрение надзорных жалоб осуществляется судебной коллегией

В обязательности определений Конституционного Суда необходимо различать обязательность веления (приказа) органа конституционного правосудия по частному вопросу и обязательность правовой позиции Конституционного Суда. В последнем случае определения касаются не только тех, в отношении которых они первично вынесены, но и всех, кто подчинен общему правопорядку. Поэтому общеобязательными во всяком случае можно считать только определения о разъяснении итоговых решений, а также определения, вынесенные в соответствии с п. 3 части первой ст. 43 Закона о Конституционном Суде (ввиду того, что по предмету обращения Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу), и определения об их разъяснении.

Казалось бы, что среди определений Суда можно встретить не обладающие свойством обязательности. Это рекомендательные определения. Такие определения оформляются в виде обращения или предложения, а не требования. Это указывает на необязательность их исполнения, но не лишает их других вышеуказанных качеств обязательности. В то же время не исключено, что данные определения могут содержать разъяснения Суда положений Конституции, Закона о Конституционном Суде или оспариваемого акта, носящие обязательный характер.

Поскольку решение Конституционного Суда по своей структуре разнородно, на практике часто ставится вопрос: какая часть решения Конституционного Суда обладает обязательностью? Бесспорно, что обязывающая сила всегда присуща сентенции (резолютивной части). Конституционный Суд же указал, что правовые позиции, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Суда в резолютивной части его решений, также обязательны для всех государственных органов и должностных лиц .

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 7 октября 1997 г. N 88-О о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1996 года по делу о проверке конституционности статьи 418 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Каратузского районного суда Красноярского края // СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4900.

Другими свойствами юридической силы решений Конституционного Суда, во многом производными от свойства обязательности, являются окончательность, исключительность, преюдициальность и исполнимость.

Источник: http://studfile.net/preview/7221545/page:3/

Опубликование и юридическая сила решения

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.

Решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ подлежат опубликованию. Как правило, они публикуются:

  • — в официальном издании суда (например, «Вестник Конституционного Суда Республики Бурятия», «Вестник Конституционного Суда Республики Северная Осетия — Алания») [1] ;
  • — в официальных изданиях органов государственной власти соответствующего субъекта РФ (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан);
  • — в официальных изданиях органов государственной власти и органов местного самоуправления соответствующего субъекта РФ (республики Башкортостан, Северная Осетия — Алания). Так, в соответствии с решением Конституционного суда Республики Северная Осетия — Алания его постановления и заключения подлежат опубликованию также в официальных изданиях органов местного самоуправления республики;
  • — при необходимости и в иных изданиях (Республика Татарстан) [2] .

Определения Конституционного суда республик Северная Осетия — Алания и Бурятия могут быть опубликованы по их усмотрению. В Республике Дагестан определения подлежат опубликованию по решению Конституционного суда.

В Республике Бурятия при необходимости публикация решений Конституционного суда возможна и в иных изданиях.

Устанавливаются два вида сроков опубликования решения — незамедлительная публикация решения (республики Татарстан, Северная Осетия — Алания, Бурятия) и не позднее определенного срока (например, не позднее, чем в семидневный срок после их провозглашения, в Кабардино-Балкарской Республике); в Республике Дагестан постановления Конституционного суда подлежат обязательному опубликованию не позднее 14 дней со дня провозглашения в периодическом печатном издании, определенном для официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан.

Как уже было отмечено, постановления Конституционного Суда России публикуются обязательно, а определения могут быть опубликованы по его усмотрению.

Вступление в юридическую силу актов Конституционного Суда РФ возможно по трем правилам:

  • 1) решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании, вступает в силу немедленно после его провозглашения;
  • 2) постановление Конституционного Суда РФ, принятое без проведения слушания (ст. 47 1 Закона о Конституционном Суде РФ), вступает в силу со дня его опубликования;
  • 3) иные решения Конституционного Суда РФ вступают в силу со дня их принятия.

Законодательством субъектов РФ устанавливаются иные правила. Например, решение Конституционного суда Республики Бурятия подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Постановления и заключения Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики подлежат опубликованию в источнике официального опубликования нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики не позднее чем в семидневный срок после их провозглашения.

Итоговые решения, принимаемые Конституционным Судом России, обладают свойством обязательности и окончательности (ст. 6, 79, 100 Закона о Конституционном Суде РФ). Решения Конституционного Суда России обязательны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Закона).

Решение Конституционного Суда России действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Аналогичные подходы к определению юридической силы актов конституционных (уставных) судов закреплены в соответствующем законодательстве субъектов Федерации.

Итоговые решения, принимаемые Конституционным советом Франции, являются обязательными и окончательными.

В. Д. Зорькин считает, что «прецеденты в деятельности Конституционного Суда по сути своей являются необходимым регулятором в условиях, когда проводятся радикальные реформы, а значит, коренным образом меняется законодательство, и в то же время обеспечивают стабильность права» [3] .

Читайте так же:  Сроки обжалования решения кассационной инстанции

Источник: http://studref.com/327573/pravo/opublikovanie_yuridicheskaya_sila_resheniya

Юридическая сила решений КС РФ

Решения Конституционного Суда РФ

Решением КС РФ является всякий акт, принимаемый КС РФ и выражающий его волю или констатирующий определенные обстоятельства.

Виды решений КС РФ:

1. Решения, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства:

1. Постановления – это итоговое решение КС по существу вопросов, связанных с рассмотрением дел (о проверке конституционности актов, о разрешении споров о компетенции, о толковании Конституции РФ)

2. Определения – любое иное решение КС, принимаемое в ходе конституционного судопроизводства

2. Решения, принимаемые вне конституционного судопроизводства

1. Внешние: Представление – ; Послание – основанный на рассмотренных КС материалах документ о состоянии конституционной законности в РФ, ежегодное направление которого в ФС РФ предусмотрено Конституцией РФ; Заявление – ; Заключение – это итоговое решение КС по существу запросов о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

2. Внутренние: Регламент – , Положение – , Инструкция – .

1. Решение КС РФ окончательное, не подлежит обжалованию (ч.1 ст.79 ФКЗ о КС);

2. Решение КС, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании, вступает в силу немедленно после его провозглашения;

3. Постановление КС, принятое без проведения слушания, вступает в силу со дня его опубликования (ч. 1 ст.79 ФКЗ о КС);

4. Иные решения КС вступают в силу со дня их принятия (ч.1 ст.79);

5. Решение КС действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами (ч.2 ст.79) (Первым своим решением КС признал Указ Президента РФ об объединении министерств безопасности – Ельцин издал Указ о том, что он согласен с решением КС РФ, но этого не требовалось!);

6. Юридическая сила решения КС о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта (ч.2 ст.79);

7. Акты или иные отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (ч.3 ст.79) «КС НЕ ОТМЕНЯЕТ РЕШЕНИЯ, ОНИ УТРАЧИВАЮТ СИЛУ. »;

8. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных ФЗ случаях (ч.3 ст.79);

9. Признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу МД РФ не подлежат введению в действие и применению (ч.3 ст.79);

10. Признанные не соответствующими Конституции РФ … (ч.2 ст.83) (косарь вырывает сорняк – потянул за один стебель, а вырывает много!) «ФЗ на три вида актов: Акт, основанный на ФЗ, Акт, воспроизводящий нормы ФЗ, Акт, содержащий такие же положения как в ФЗ. Если ФЗ неконституционен, все вышеперечисленные акты также утрачивают силу».

11. То же, но в случаях с законодательством субъектов (ч.3 ст.87)

12. ЧАСТЬ ВТОРАЯ СТАТЬИ 100 ФКЗ «О КС РФ»

Решения КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. ПредседательСТВУЮЩИЙ во всех случаях голосует последним.

Решение КС считается принятым при условии, что за него проголосовало больше половины судей.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности НА (договора) голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности НА (договора).

Видео (кликните для воспроизведения).

Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов

Решение о толковании Конституции РФ принимается квалифицированным большинством в 2/3 голосов.

Решение КС РФ, за исключением постановления, принятого без проведения слушания, провозглашается в полном объеме в открытом заседании КС РФ немедленно после его подписания.

СТАТЬЯ 77 ФКЗ «О КС РФ»

Постановления и заключения КС РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях ОГВ РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение.

Решения КС РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а при необходимости и в иных изданиях.

Обязанности ОГВ и ДЛ в связи с решениями КС РФ

Если решением КС НА признан не соответствующим Конституции РФ (полностью или частично), либо из решения КС вытекает необходимость устранения пробела, ОГВ или ДЛ (принявшие этот акт) рассматривают вопрос о принятии нового НА (ч.4 ст.79)

Новый НА должен содержать положения:

1. Об отмене всего акта (если он был признан неконституционным полностью),

2. О внесении изменений в НА (если он был признан неконституционным частично)

ДО ПРИНЯТИЯ НОВОГО НА НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРИМЕНЯЕТСЯ КОНСТИТУЦИЯ РФ

Часть пятая статья 79 ФКЗ «О КС РФ». Позиции КС о соответствии Конституции РФ смысла НПА, придаваемого правоприменителями, подлежат учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления.

Правительство РФ не позднее 3-х месяцев после опубликования решения КС вносит в ГД соответствующий законопроект (проекты). Эти ЗП рассматриваются ГД во внеочередном порядке.

Президент РФ, Правительство РФ, ВДЛ субъектов РФ не позднее 2-х месяцев отменяют НА, принимают новый НА либо вносят изменения (дополнения) в НА, признанный неконституционным в отдельной части (отменяют, принимают новый, изменяют, дополняют).

ЗПОГВ (зак-ные предст. ОГВ) субъектов РФ в течение 6-ти месяцев вносит изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменяет РЗ, принимает новый HP либо вносит изменения в РЗ.

ВДЛ с-та РФ – 2 месяца!

Договор между ФОГВ И РОГВ – 2 месяца!

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения КС РФ влечет ответственность, установленную ФЗ.

Если по истечении 2-х месяцев ВДЛ, ЗПОГВ, с-та РФ не принимают меры, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством.

Особое мнение судьи КС РФ

Судья, не согласный с решением КС, вправе письменно изложить свое особое мнение.

Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «ВКС РФ» вместе с решением КС РФ.

Мнение судьи КС РФ

Судья, голосовавший ЗА принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Судом вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о немогласии с большинством судей.

Письменное несогласие судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «ВКС РФ».

Правовые позиции КС РФ

Правовые позиции КС представляют собой системы выводов и аргументов, выявленных в ходе рассмотрения Судом конкретных дел по сугубо определенным проблемам и имеющих общий характер, т.е. приемлемых и имеющих общий характер, т.е. приемлемых и необходимых для решения подобных проблем при рассмотрении последующих дел и обязательный характер, т.е. обладающих той же юридической силой, что и решения КС.

Читайте так же:  Виды ответственности применяемые к адвокату

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9221 —

| 7340 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/3_9322_yuridicheskaya-sila-resheniy-ks-rf.html

Понятие, виды и юридическая сила решений Конституционного Суда РФ

Решение Конституционного Суда РФ

– принимаемый в заседании в определённом законом порядке и облечённый в установленную форму правовой акт, констатирующий установление определённых фактов и обстоятельств, содержащий государственно-правовое веление и имеющий обязательный характер, которым окончательно разрешается вопрос, относящийся к компетенции Конституционного Суда РФ.

Признаки решения Конституционного Суда РФ:

акт органа государственной власти;

выносится от имени РФ;

принимается в особом процессуальном порядке;

является окончательным и обжалованию не подлежит.

Виды решений Конституционного Суда РФ:

1. По названию:

2. По назначению:

итоговые (постановления и заключения);

иные (большинство определений).

3. По процедуре принятия:

с проведением слушания;

без проведения слушания (на основании ранее принятых позиций по аналогичным делам, если нет ходатайства сторон).

Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ:

решения окончательны и обжалованию не подлежат;

решения вступают в силу немедленно после его провозглашения. Решения, принятые Судом без слушания, вступают в силу после опубликования;

решения действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами;

юридическая сила решения о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта;

акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, решения судов и иных органов в отношении заявителя, основанные на актах, признанных неконституционными, в отношении заявителей и лиц, в отношении которых решения ещё не исполнены, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.

В судах, входящих в судебную систему РФ, обжаловать решения Конституционного Суда РФ невозможно. В межгосударственных органах по защите прав и свобод человека обжалование решений Конституционного Суда РФ возможно в силу ч. 4 ст. 46 Конституции РФ.

Порядок исполнения решений Конституционного Суда РФ (ст. 80 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ):

— Правительство РФ не позднее 6 месяцев после опубликования решения Суда вносит в Государственную Думу соответствующий законопроект.

— Президент РФ и Правительство РФ не позднее 2 месяцев после опубликования решения Суда вносят необходимые изменения в свои акты либо отменяют их и принимают новые.

— Законодательные (представительные) органы субъектов РФ в течение 6 месяцев после опубликования решения Суда вносят изменения в свои акты либо отменяют и х и принимают новые. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган субъекта РФ не позднее 2 месяцев после опубликования решения Суда.

— Высшее должностное лицо субъекта РФ не позднее 2 месяцев после опубликования решения Суда вносит необходимые изменения в свои акты либо отменяет их и принимает новые.

— Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ вносят изменения в договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ или в договор между органами государственной власти субъектов РФ соответственно не позднее 2 месяцев после опубликования решения Суда или прекращают действие указанных договоров.

Судья Конституционного Суда РФ, не согласный с решением Суда, вправе не позднее 14 дней с момента его вступления в силу письменно изложить своё особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда РФ» вместе с решением Суда (ст. 76ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).

Судья Конституционного Суда РФ, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом РФ, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить своё мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда РФ» Суда (ст. 76ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).

Правовая позиция Конституционного Суда РФ

– носящие обязательный характер положения мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 08.10.1999N 118-О).

Критерии возможности изменения правовой позиции Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 N 13-П):

развитие (изменение) социально-исторического контекста (изменение отношений);

изменение конкретных социально-правовых условий реализации конституционных норм, включая изменения в системе правового регулирования (изменение закона).

Дата добавления: 2016-12-05 ; просмотров: 874 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/12-35041.html

Юридическое значение решений Конституционного Суда РФ

Порядок принятия решений Конституционного Суда РФ

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.

Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей, который производится в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Во всех случаях председательствующий голосует последним. Для принятия решения требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании. Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит.

Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости — и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем, чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.

Читайте так же:  Защита персональных данных гражданина

Юридическое значение решений Конституционного Суда РФ

Решение Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

Данное обстоятельство может сказать многое о юридической силе решений Конституционного Суда РФ. О ней же может многое сказать и предписание ст. 6 Закона о Конституционном Суде, где сказано, что решения этого Суда “обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений”.

Это общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других. Установлено, в частности (см. ч. 6 ст. 125 Конституции РФ), что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу и не могут применяться. Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч. 2 ст. 79 Закона предусматривает: “Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта”.

В соответствии со ст. 80 Закона о Конституционном Суде РФ принятие Судом постановления, признающего какой-то закон или иной нормативный акт полностью или частично противоречащим Конституции РФ, должно влечь за собой осуществление конкретных мер по приведению такого акта и связанных с ним других актов в соответствие с конституционными предписаниями. В частности, в п. 1 этой статьи говорится: “Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке”. Другими словами, решение Конституционного Суда РФ о признании конкретного закона полностью или частично противоречащим Конституции РФ обязывает органы, участвующие в правотворчестве, в том числе Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ, приступить к активным действиям по устранению образовавшегося пробела в законодательстве.

Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд РФ поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно, так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.

46. Судейский корпус объединяет в себе всех профессиональных судей, уполномоченных на осуществление правосудия. К таковым относятся судьи Конституционного суда РФ, Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, всех арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Все профессиональные судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и другими федеральными законами, а применительно к деятельности судей Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей также и законами субъектов Российской Федерации.

В зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств судьям присваиваются квалификационные классы. Согласно ч. 2 ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

47. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

Судьей может быть:

— достигший предусмотренного законом возраста;

— имеющий высшее юридическое образование;

— имеющий необходимый стаж работы по юридической профессии;

— не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Прежде чем быть назначенным на должность судьи гражданин обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Это общие требования ко всем профессиональным судьям, составляющим судейский корпус. Законодатель, тем не менее, закрепил дополнительные требования, касающиеся отдельных категорий судей. Так, судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного(флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Дата добавления: 2016-10-07 ; просмотров: 1450 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lektsii.org/7-36036.html

Юридическая сила постановления конституционного суда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here